В НК РФ прописано, что за продолжительную неуплату налогов гражданину может грозить:
- административная;
- налоговая;
- уголовная ответственность.
Меры ответственности закреплены в 25 главе НК РФ. Кроме того, сроки перечисления фискальных сборов и страховых взносов установлены для каждого вида платежа. Если налогоплательщик нарушит сроки или не заплатит в бюджет, ему выпишут штрафные санкции и начислят неустойку.
Административная
Для нарушителей предусмотрена административная ответственность за уклонение от уплаты налогов по КоАП РФ. Административный штраф назначают ответственным должностным лицам — руководителю, главному бухгалтеру.
Обычно по административному кодексу выписывают штрафы. Но есть и более серьезное наказание — дисквалификация руководителя (ст. 3.11 КоАП РФ). Если контролирующие органы дисквалифицировали директора, придется назначать нового управленца, изменять уставные документы и вносить правки в ЕГРЮЛ.
По истечении срока давности (одного года) административная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом и другие нарушения налогового законодательства не назначается. По нарушениям законов и нормативов по бухучету срок давности больше — два года.
Налоговая
Срок давности по налоговым нарушениям составляет три года.
Задержка платежа или неуплата налога в РФ предусматривает взимание штрафа в размере 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки (для ИП и физических лиц).
У юридических лиц другая схема: за первые 30 дней они заплатят 1/300 ставки рефинансирования, а с 31 дня — 1/150 за каждый день просрочки (ст. 75 НК РФ).
Если налогоплательщик вовремя подал декларацию и указал сумму к уплате, но не перечислил взносы в бюджет, ему выпишут не штраф, а пеню.
К примеру, штраф за неуплату налогов физическим лицом за имущество начисляют после 1 декабря года, следующего за расчетным (ст. 409 НК РФ). Если владелец не заплатит сумму по требованию ИФНС, ему начислят неустойку в размере 1/300 за каждый просроченный день.
У работодателей существуют дополнительные обязанности и санкции. Если организация не удержала НДФЛ или удержала, но не перечислила в бюджет, ей начислят не только штраф, но и пеню (ст. 123 НК РФ). Величина штрафа — от 20% до 40% от суммы неудержанного подоходного сбора (ст. 122 НК РФ). Это же правило распространяется и на другие обязательные фискальные платежи и страховые взносы.
Уголовная
Самое серьезное правонарушение — уголовное. В ст. 198-199 УК РФ указано, с какой суммы наступает уголовная ответственность за неуплату налогов, — с деяний в крупном размере от 2 700 000 рублей за 3 финансовых года подряд. Деяния в особо крупном размере начинаются от 13 500 000 рублей за 3 финансовых года подряд.
УК РФ регулирует порядок соблюдения норм и правил действующего законодательства. Если налогоплательщик умышленно не платит или уклоняется от перечисления сборов, ему грозит наказание в рамках Уголовного кодекса РФ (п. 3, 8 постановления пленума ВС РФ № 64 от 28.12.2006).
Накажут и за мошенничество с операциями по налогам — по ст. 159 УК РФ. Здесь учитывается и подлог документов для возмещения НДС. Наказание за мошенничество — штраф в 120 000 рублей или лишение свободы до 2 лет. Если руководителя и главного бухгалтера признают организованной группой, их посадят на срок до 10 лет с обязательным взысканием в сумме до 1 000 000 рублей.
Занижение базы налогообложения из-за механических или вычислительных ошибок в декларации — не основание для уголовного наказания.
Кого и при наличии какой задолженности накажут
Обычно наказание за неуплату налогов назначают организации (юрлицу), но в определенных ситуациях наказывают собственников и ответственных должностных лиц. Инспекция проводит расследование, определяет виноватых сотрудников и адресно выписывает штрафные санкции (письмо ФНС № ЕД-18-15/652@ от 06.09.2018).
Перечислим все виды штрафов за неуплату налоговых платежей в таблице:
Предоставлены недостоверные сведения о доходах сотрудников, с которых удержан налог | За каждый документ с нарушением придется заплатить 500 рублей (ст. 126.1 НК РФ) |
Неумышленный срыв сроков оплаты налогов и страховых взносов | 20% от суммы недоимки плюс пени (ч. 1 ст. 122 НК РФ) |
Умышленная неуплата обязательных платежей | 40% от суммы недоимки плюс пени (ч. 3 ст. 122 НК РФ) |
Неуплата из-за нарушений порядка ведения бухгалтерского учета | Первое — от 5000 до 10 000 рублей на должностное лицо. Повторное — от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на 1 или 2 года (ст. 15.11 КоАП РФ) |
Деяние, совершенное индивидуальным предпринимателем в крупном размере | Уголовное наказание по ст. 198 УК РФ:
|
Деяние, совершенное компанией в крупном размере | Уголовное наказание по ст. 199 УК РФ:
|
Деяние, совершенное индивидуальным предпринимателем в особо крупном размере | Уголовное наказание по ст. 198 УК РФ:
|
Деяние, совершенное компанией в особо крупном размере | Уголовное наказание по ст. 199 УК РФ:
|
Взыскание или штраф ИФНС за несвоевременную оплату штрафа не предусмотрено. Инспекция отправляет требование о перечислении штрафных санкций за нарушение, но не устанавливает предельный срок оплаты. За просрочку налоговых платежей и стразовых взносов начисляются пени.
Как не платить штраф
Налогоплательщик не платит, если административная, налоговая или уголовная ответственность не наступает по истечении срока давности. Не накажут и нарушителей из числа физических лиц, не достигших 16-летнего возраста.
Если специалисты не докажут вину организации, ее должностных лиц или индивидуального предпринимателя, ответственность не последует.
В некоторых случаях взыскание не назначают за первый проступок. Освободят от наказания и при полном погашении задолженностей, недоимок и пеней (п. 2 ст. 198 УК РФ).
По нормам ст. 111 НК РФ, взыскание отменят, если нарушение образовалось из-за стихийного бедствия, подтвержденной болезни исполнителя или неверных инструкций контролирующих органов.
Составление и внесение изменений в учредительные документы: что нужно знать участнику — Стороженко и Партнеры
Назад к полезной информации
Несоответствие содержания учредительной документации актуальным требованиям законодательства, применение шаблонных, типовых форм, а также не включение условий, хотя и не актуальных на момент составления документов, но в перспективе имеющих определяющее значение, – может привести к возникновению трудноразрешимых корпоративных конфликтов, начислению штрафных санкций и даже исключению фирмы из ЕГРЮЛ.
Учредительные документы могут изначально составляться недобросовестными лицами с целью последующих злоупотреблений. Проконсультируйтесь у специалиста заранее — до того, как документы утвердили. Если опоздали — срочно обращайтесь за профессиональной помощью
Напротив, правильное и профессиональное составление, своевременное внесение изменений в учредительные документы позволяет избежать неблагоприятных последствий, сохранить деньги и контроль в случае корпоративного конфликта и раздела власти.
О том, как лучше составлять/вносить изменения в учредительные документы, какие нюансы учесть, – рассказал директор антикризисной компании «Стороженко и партнеры» Сергей Стороженко.
Читайте до конца, и вы узнаете:
- Какие учредительные документы необходимы юридическому лицу
- Что прописать в Уставе, чтобы не потерять деньги, не утратить контроль
- Какие обстоятельства требуют внесения изменений в учредительные документы
- Какие негативные последствия наступают, если изменения в учредительные документы внесены неверно, несвоевременно
- Какие нюансы учитывать при внесении изменений
Читайте до конца, и вы узнаете:
Нужна помощь эксперта, чтобы правильно составить/изменить учредительные документы.
Юридическому лицу необходим всего один обязательный учредительный документ – это устав (далее – Устав), если это не хозяйственное товарищество или государственная корпорация – ст. 52 ГК РФ.
В Уставе указывается информация об организации и видах деятельности, размере уставного капитала, порядке деятельности общества, правах и обязанностях участников, процедуре перехода доли в уставном капитале третьим лицам и т. д.
Однако если в обществе более одного участника, не менее важен еще один документ – корпоративный договор (ст. 67.2 ГК РФ), в котором можно прописать любые условия, необходимые для предотвращения возможных разногласий, разрешения конфликтных ситуаций между участниками.
Например, в корпоративном договоре прописывается, какие действия и в каком порядке необходимо предпринять в ситуациях: если партнеры не могут принять общее решение по определенному вопросу, при возникновении убытков, при запуске нового бизнеса, привлечении инвестиций, получении дивидендов и т. д.
Корпоративный договор конкретизирует и дополняет Устав.
Важная информация: до 2014 года суды не признавали корпоративные договоры, теперь документ учитывается при разрешении корпоративных конфликтов.
Однако если говорить об учредительных документах в широком смысле их практического применения, существуют и другие документы, связанные с регистрацией компании, составление и сохранность которых требует внимания участников.
Контрагенты, контролирующие органы, нотариусы могут запросить: свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учёт, список участников, решение о создании юридического лица, приказ о назначении руководителя, справку о присвоении кодов и т. д.
Что прописать в Уставе, чтобы не потерять деньги и не утратить контроль
Участник, который «пассивно» участвует в составлении Устава, соглашается с условиями документа, не читая/не вникая, не обращается к специалисту с целью оценить риски имущественных потерь и утраты контроля в компании, – имеет все шансы потерять вложенные средства, а также быть втянутым в многолетний корпоративный спор.
В Уставе необходимо максимально подробно прописать такие условия, как:
Избежать конфликтов, сохранить контроль в компании – даже при условии минимальной доли в уставном капитале – возможно с помощью внесения ряда положений в Устав:
- Права и обязанности каждого из участников;
- Возможность и условия перехода прав на доли в уставном капитале;
- Условия выхода участника;
- Порядок созыва и проведения собраний участников;;
Ответственность за несвоевременную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Маркова, И. Д. Ответственность за несвоевременную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей / И. Д. Маркова, А. Н. Гамонина. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/42/2573/ (дата обращения: 18.02.2022).
В статье рассматриваются виды ответственности за несвоевременную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обращается внимание на изменения, произошедшие в законодательстве, и анализируются спорные ситуации, связанные с применением отдельных правовых норм.
Ключевые слова: ответственность, несвоевременная регистрация, юридические лица, индивидуальные предприниматели.
The article deals with various types of liabilities for late registration of legal entities and individual enterprises. The author analyses several controversial matters, associated with application of certain legal rules and pays attention to recent changes in the legislation.
Key words: liability, late registration, legal entities, individual enterprises.
Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) [4].
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона № 129-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны сообщить в регистрирующий (налоговый) орган по месту своего нахождения (жительства) об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в течение трех рабочих дней.
Исключением являются сведения о лицензиях, ИНН и дате постановки на учет в налоговом органе, номерах и дате регистрации в качестве страхователя, а также об изменении паспортных данных и месте жительства учредителей (участников) юридического лица, лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуальных предпринимателей.
Законодательством Российской Федерации в соответствии со статьей 25 Закона № 129-ФЗ установлена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за непредставление или несвоевременное представление сведений, необходимых для включения в государственные реестры, а также за представление недостоверных сведений.
Если при создании юридического лица были допущены неоднократные либо грубые нарушения закона или иных правовых актов, в том числе носящие неустранимый характер, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
По аналогичным основаниям может быть заявлено требование о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.
Российским законодательством установлена административная, налоговая и уголовная ответственность за правонарушения, совершенные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, связанные с их несвоевременной регистрацией.
К административной ответственности за нарушения в сфере предпринимательской деятельности могут быть привлечены граждане, должностные лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели. Причем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) приравнивает индивидуальных предпринимателей к должностным лицам [7, c.
63]. Согласно части 3 статьи 14.25 КоАП РФ непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственную регистрацию, влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей [1]. Кроме того, в статье 15.
3 КоАП РФ установлено, что нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; то же деяние, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Налоговая ответственность закреплена в статье 116 Налогового кодекса (далее – НК РФ) [2], где говорится, что нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
Уголовная ответственность установлена статьей 171 Уголовного кодекса [3], согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или лицензии, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается наложением штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев. То же деяние, совершенное организованной группой и (или) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается наложением штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо без такового.
Стоит отметить, что с 1 июля 2011 года внесение изменений в единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае изменения паспортных данных осуществляется без их участия на основании информации, полученной регистрирующим органом от территориальных органов Федеральной миграционной службы. Но важно учитывать, что, если изменение паспортных данных произошло до указанной даты, то представить сведения необходимо.
В то же время, с 1 января 2011 года установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение трех рабочих дней с момента изменения перечня заявленных ранее видов деятельности (кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) сообщить о данном факте в регистрирующий орган [5].
В случае невыполнения указанных требований может наступить административная ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ. Действующее законодательство не содержит других видов ответственности, как и запрета на осуществление видов деятельности, не запрещенных федеральными законами (Постановление ФАС Поволжского округа от 29.09.
2010 по делу № А55-30696/2009).
Штрафы за несвоевременную сдачу отчетности
Из нашей статьи вы узнаете:
Законодательство обязывает организации и ИП отчитываться в контролирующие органы: ИФНС, ПФР, ФСС, Росстат и другие ведомства. За несвоевременную сдачу отчётных документов компании несут ответственность.
В статье расскажем, какие санкции предусмотрены за основные нарушения в 2021 году.
Какие бывают штрафы за несвоевременную сдачу отчётности
За несдачу документов предусмотрены штрафные санкции. Ответственность за непредоставление отчётности регулирует налоговый кодекс и КоАП РФ. Размер санкции зависит от вида несданного в срок документа. Если сдача сведений выпадает на выходные или праздники, то предоставление переносится на ближайший рабочий день.
К организациям могут применить различные санкции. Штраф могут наложить на всю компанию или на должностное лицо. Например, ответственный бухгалтер или директор могут получить административный штраф за непредоставленный вовремя авансовый отчёт. ИФНС вправе приостановить деятельность и заблокировать банковский счёт предприятия.
Несвоевременная сдача отчётности — это грубое нарушение, которое повлечёт за собой наказание. Но существуют условия смягчающие ответственность за совершение налогового преступления. Такие случаи регулирует п. 1 ст. 112 Налогового Кодекса РФ.
Обстоятельства признаются как смягчающие, если:
- совершены по причине стечения тяжёлых семейных или личных обстоятельств;
- сделаны по принуждению;
- у физлица, нарушившего закон, тяжёлое материальное положение;
- суд или ИФНС признал их таковыми.
Если предоставление сведений выпадает на праздники или выходные, то отправление документов переносится на следующий за ними рабочий день. Такой порядок регулирует п. 7 ст. 6.1 Налогового Кодекса РФ.
Рассмотрим подробнее, какие штрафы предусмотрены за нарушение налогового законодательства в 2021 году.
Штрафы за несвоевременную сдачу налоговых деклараций и РСВ
Несвоевременная сдача налоговых деклараций грозит привлечению к ответственности не только организации, но и должностных лиц.
Декларацию предоставляют в ФНС, вместе с уплатой соответсвующего налога, к ним относятся:
- годовой налог на прибыль;
- НДС;
- транспортный налог;
- налог на имущество;
- акцизы;
- водный налог;
- единый налог при УСН;
- ЕСХН;
- земельный налог;
- налог на игорный бизнес.
В отдельных случаях организация может подать единую упрощённую декларацию.
Вид наказания | Последствия | Основание |
Штраф для организации | С организации взыскивают 5% от суммы налога, который не выплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 руб. Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам. | ст. 119 НК |
Ответственность должностных лиц | Предупреждение от 300 рублей до 500 рублей | ст. 15.5 КоАП |
Дополнительное последствие | Блокировка счёта по истечении 10 рабочих дней со дня срока подачи декларации или расчёта | подп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК |
Штраф за несдачу налоговых расчётов
К налоговым расчётам относят:
- промежуточную декларацию по прибыли;
- налоговый расчёт о доходах, выплаченных иностранной организации;
- справку 2-НДФЛ;
- сведения о среднесписочной численности сотрудников.
Вид наказания | Последствия | Основание |
Штраф для организации | 200 рублей за каждый несданный документ | п. 1 ст. 126 НК |
Ответственность должностных лиц | от 300 до 500 рублей | ст. 15.6 КоАП |
Дополнительное последствие | Инспекторы не вправе заблокировать счёт за несданный расчёт авансовых платежей |
Налоговые штрафы за нарушение законодательства в 2022 году
Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе | 10 000 руб. | ст. 116 |
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе | 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. | ст. 116 |
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета | 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. | ст. 119 |
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок | 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления | ст. 119 |
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме | 200 руб. | ст. 119.1 |
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения | 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы) | ст. 120 |
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) | 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно) | ст. 122 |
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом | 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению | ст. 123 |
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога | 30 000 руб. | ст. 125 |
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений | 200 руб. за каждый непредставленный документ | ст. 126 |
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями | 10 000 руб. | ст. 126 |
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения | 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения | ст. 126.1 |
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля | 1 000 руб. | ст. 128 |
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний | 3 000 руб. | ст. 128 |
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации | 5 000 руб.;20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года) | ст. 129.1 |
Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).
Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.
Уголовные преступления
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ.
Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого.
Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.
Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.
Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:
- умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
- причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
- достижение обвиняемым возраста 16 лет.
Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.
Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.
То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.
Виды налоговых обязательств
Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.
Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:
- на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
- налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.
Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:
- НДС;
- на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
- акцизные сборы;
- социальный.
Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.
Индивидуальные предприниматели
Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:
- внесли неверные сведения в декларацию;
- опоздали с подачей декларации;
- не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.
Ответственность по Налоговому кодексу
Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.
К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:
- «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
- некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
- уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).
То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.
Кодекс административных правонарушений
В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:
- с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
- с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
- с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
- с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.
Что кроме штрафов
Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.
При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.
Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.
Штраф за непредоставление документов по требованию налоговой
Как реагировать на требования налоговиков предоставить документы? Срочно бросать дела и комплектовать запрошенные сведения? А можно ли игнорировать? Такие вопросы наши специалисты слышат ежедневно. В этом материале мы решили рассказать об ответственности налогоплательщиков, которые по тем или иным причинам не предоставили ИФНС информацию.
Можно ли не отвечать на запрос ИФНС?
Право инспекторов на истребование информации (документов) у организаций и предпринимателей закреплено в НК. Контролеров могут интересовать как документация самого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ), так и информация о контрагентах предприятия или сведения об определенной сделке (ст. 93.1 НК РФ).
Более того, инспекция имеет право запрашивать данные о конкретной сделке не только у ее непосредственных участников, но и у сторонних лиц, которые, по мнению ИФНС, могут располагать нужной информацией.
Налогоплательщик же, получивший запрос от контролеров, обязан на него ответить. Поэтому игнорировать требование налоговиков нельзя! В противном случае компанию ждут неприятные последствия.
Истребование документов вне рамок проведения налоговых проверок
Какие документы могут запросить налоговики
К сожалению, в настоящее время НК не содержит ни конкретного списка документов, которые вправе запрашивать ИФНС, ни ограничений по их количеству. Но на основании положений кодекса можно очертить границы, за рамки которых инспекция выходить не должна:
- При проведении налоговой проверки может быть запрошена только та документация, которая относится к проверяемому периоду и налогу.
- При запросе данных о контрагенте, представляется документация об отношениях именно с этим контрагентом, иные сведения (например, о других субъектах) компания подавать не обязана.
- Налоговики могут требовать только те документы, обязанность оформления и ведения которых установлена налоговым законодательством.
- Повторное истребование документации неправомерно. Исключение составляют документы, которые ранее представлялись в ИФНС в подлинниках, а затем были возвращены владельцам.
Срок передачи данных в инспекцию
Если инспекторы затребовали документы самой компании в рамках налоговой проверки, подготовить и направить сведения нужно в течение 10 дн. Немного больший срок предоставляется КГН — 20 дн., и иностранным предприятиям — 30 дн. (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Если налоговики интересуются конкретной сделкой, срок отправки ответа составляет 10 суток. А вот сообщить информацию о своем контрагенте по встречной проверке придется оперативнее, на подготовку и направление документов (информации) дается всего 5 дн. (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Очень важно правильно определить точку отсчета срока. Так, запрос из ИФНС, переданный по ТКС, считается полученным с даты, указанной в квитанции о его приеме; почтой — на 6 день со дня его отправки; а размещенный в ЛК на портале ФНС — уже на следующий день со дня его размещения.
Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой
За нарушение положений НК налогоплательщику грозят взыскания в денежной форме. При этом законодательство разграничивает ответственность за непредставление документов и несообщение информации. Разберем подробнее.
Штрафы по статье 126
В этой статье прописаны санкции для хозяйствующих субъектов, не представивших документацию. На нарушителей налагаются штрафы:
- 200 руб. за каждый ненаправленный документ, если проводится проверка самой компании. В случае неподачи документации относительно прибыли контролируемой фирмы-иностранца штраф составит уже 100 000 руб.
- 10 000 руб., если налогоплательщик не подал в срок документацию по клиенту в рамках встречной проверки или не направил документы по конкретной сделке, запрошенные налоговиками вне каких-либо проверок.
Аналогичная сумма взимается за отказ в представлении документов или передаче заведомо недостоверных данных.
Санкции по ст. 129.1
По этой статье с налогоплательщиков взимаются штрафы за несвоевременное предоставление информации:
- 5 000 руб., если деяние совершено впервые;
- 20 000 руб., если компания допустила нарушение повторно в течение одного года.
За игнорирование требования налоговиков о передаче информации взимаются аналогичные суммы.
Обратите внимание!
Если налогоплательщик не представил как документы, так и информацию о контрагенте, контролеры могут выписать одновременно 2 штрафа (по ст. 126 и по ст. 129). Данное право подтверждено решением АС ВСО от 12.11.18 № А33-16694/2017.
Что еще может грозить нарушителям
Кроме санкций по налоговому законодательству, должностные лица предприятия, не сообщившие запрошенные сведения налоговикам, могут быть наказаны штрафом в размере 300–500 руб. по ст. 15.6. КоАП РФ.
Отказ компании предоставить документы инспекторам в рамках выездной проверки может спровоцировать принудительную выемку сведений по ст. 94 НК РФ.
Если налогоплательщик, обязанный отчитываться в ИФНС в электронной форме, не направит квитанцию о получении запроса от инспекторов в 6-дневный срок, ему могут заблокировать расчетный счет.
Неудовлетворение требований ревизоров по представлению документов или информации по встречной проверке может привести к неприятным последствиям:
- будут испорчены отношения с клиентом, которому налоговики откажут в вычете по НДС или не зачтут «прибыльные» расходы;
- ИФНС может включить организацию в план выездных проверок на основании п. 9 р. 4 Концепции (утв. приказом ФНС № ММ-3-06/333@), тем более что отсутствие каких-либо сведений, по мнению ревизоров, говорит о беспорядке в документообороте предприятия, а значит, контрольное мероприятие однозначно будет успешным.
Кроме того, не стоит забывать, что все риски, связанные с ненадежными клиентами, несет сам налогоплательщик.
1С-WiseAdvice рекомендует быть осмотрительнее в выборе партнеров, так как благодаря системе АСК НДС-2 легко прослеживается вся цепочка контрагентов, а работа с неблагонадежными компаниями может обойтись очень дорого и многократно перевесить все возможные налоговые выгоды.
В каких случаях можно избежать штрафов?
Чиновники тоже люди, поэтому, принимая во внимание человеческий фактор, нужно внимательно изучить полученное требование на предмет ошибок и неточностей.
Например:
- Ваша ИФНС пересылает поручение из другой налоговой без выставления требования от своего имени.
- В поручении не обозначено, на основании какого контрольного мероприятия возникла необходимость в представлении информации или документов.
- При истребовании данных об определенной сделке не указаны сведения, позволяющие однозначно идентифицировать эту сделку и т.д.
При этом важно не игнорировать ошибочный запрос, а направить вежливый мотивированный отказ со ссылками на положения НК РФ.
Если объем затребованных документов очень велик или по каким-то иным объективным обстоятельствам организация не в состоянии исполнить указание налоговиков вовремя — можно ходатайствовать о продлении срока (п. 3 ст. 93 НК РФ). Однако направить прошение об отсрочке необходимо не позже дня, следующего за днем получения запроса из ИФНС.
Можно ли снизить сумму штрафа
Если организация по каким-либо причинам не смогла выполнить требование ревизоров и ей выставили штраф, не нужно спешить с его уплатой. Необходимо внимательно изучить ситуацию и проконсультироваться с квалифицированными юристами, возможно штраф удастся снизить в разы.
Например, при подготовке возражений к акту компания может заявить о наличии смягчающих обстоятельств (ст. 112 НК РФ):
- нарушение допущено впервые;
- большое количество запрошенных документов (желательно привести расчет затрат рабочего времени на изготовление нужных копий);
- незначительность просрочки;
- нахождение части документации ОП в головной организации;
- одновременное получение нескольких запросов от ИФНС и т.д.
При наличии хотя бы одного смягчающего фактора, штраф может быть уменьшен в 2 раза и более (п. 3 ст. 114 НК РФ). Неправомерность санкций можно оспорить в судебном порядке.
В частности, суды указывают, что инспекции, назначающие санкции за каждый не представленный документ, тем самым принимают на себя дополнительные обязанности по определению количества этих документов и не могут определять размер штрафа из теоретических предположений (постановление АС ЦО от 04.09.2018 № Ф10-3293/2018). Такая позиция судебных органов помогает налогоплательщикам отбиться от неправомерных притязаний контролеров.
Кроме того, суд может полностью отменить штраф в ситуациях, когда установлены факторы, исключающие вину хозяйствующего субъекта (ст. 111 НК РФ). Например, все документы компании были безвозвратно утеряны при пожаре, и этот факт удостоверяется справкой из органов пожарного надзора.