Однообразие рациона в детском саду

Однообразие рациона в детском саду

Питание в садике – болезненный для родителей вопрос. Если малышу еще только предстоит пойти в детский сад, мама волнуется, будет ли ребенок там кушать, понравится ли ему предлагаемое меню. Если чадо уже ходит в садик, всегда интересно, наедается ли он, не голодает ли в ожидании, когда его заберут домой. Порой возникают и другие сложности – в какой садик отдать ребенка-вегетарианца или малыша с пищевой аллергией.

В этой статье мы подробно расскажем, что представляет собой меню детского сада, по какому принципу оно составляется, как научить ребенка есть все, что дают в дошкольном учреждении, а также как выбрать садик для малыша с нестандартным питанием.

Однообразие рациона в детском саду Однообразие рациона в детском саду

Детское питание в любом садике любого региона России довольно жестко контролируется. Весь принцип его организации подчиняется строгим нормам. Главный принцип – диетологический. Пища для воспитанников дошкольного учреждения должна обеспечивать детский организм всеми необходимыми для роста и нормального развития веществами.

В суточном рационе обязательно присутствуют определенные соотношения белков, углеводов, липидов, витаминов и минералов. Также играет большую роль общая калорийность блюд, ведь пища для детей должна быть не только удовольствием, но и источников энергии.

Если питание организовано правильно, дети реже болеют, лучше себя чувствуют, проявляют больше способностей в обучающих занятиях.

Однообразие рациона в детском саду Однообразие рациона в детском саду Однообразие рациона в детском саду Однообразие рациона в детском саду Однообразие рациона в детском саду Однообразие рациона в детском саду

Каждый день в рацион детей в обязательном порядке включаются мясо, рыба, молоко или кисломолочные продукты, яйца, масло, овощи и фрукты, хлеб, крупы.

Если исключить хотя бы одну группу продовольственных продуктов, неизбежно повысится общая заболеваемость среди воспитанников – такие эксперименты проводились еще в Советском Союзе.

Существующие ныне требования и принципы детского питания в ДОУ не придуманы из ничего, они целиком опираются на практику, опыты, ошибки прошлого.

Собрать в меню все эти продукты важно, но увы, недостаточно для достижения результата. Поэтому второй принцип детского питания в садике звучит так: «Блюда должны быть красивыми и привлекательными». Даже очень полезные котлеты или салат ребенок не станет есть, если подача была совершенно непривлекательной. И никакие доводы о пользе в этом случае не помогут.

Однообразие рациона в детском саду

Третий принцип – регулярность. Существующие нормы подразумевают минимум 4 приема пищи, три из них должны содержать горячие блюда.

Зачем это делается, объяснять излишне – без горячего питания пищеварение ребенка не может быть здоровым, а обмен веществ – полноценным. Горячим питанием должны быть обеспечены все дети, которые пребывают в садике более 3,5 часов в день.

Это правило, которое действуют для всех форм садиков – частных, муниципальных, ведомственных и т. д.

Промежутки между едой должны быть 3,5-4 часа. И это тоже правило. Если сделать более длительные промежутки, то это уже через несколько недель скажется на состоянии здоровья воспитанников – снизится память, ослабнет иммунитет. До дошкольного возраста педиатры дают однозначные рекомендации – кушать каждые 4 часа.

Воспитанники садиков до 70% суточного рациона получают именно в детском саду.

А потому воспитатели, врачи, родители должны в обязательном порядке интересоваться, что и как ест ребенок, сыт ли он.

В садиках специализированных (для детей-инвалидов, со спортивным уклоном) принципы питания в целом должны соответствовать нормам, но допускается сверх требуемого добавлять некоторые продукты с учетом энергозатрат.

Например, детям с малой подвижностью в силу заболеваний рекомендуется снизить количество круп и кондитерских изделий и добавить фруктов, а маленьким спортсменам, наоборот, добавляют больше углеводов, поскольку их энергозатраты в разы выше.

Исходя из этого же принципа в летнее время питание всех дошколят должно быть более легким, чем в зимнее.

Для организаторов детского питания существует всего два детских возраста – от 1,5 до 3 лет и от 4 до 6 лет. Этим двум группам детей меню организуется с некоторыми отличиями. Для начала следует отметить, что калорийность разных приемов пищи неодинакова. На долю завтрака приходится около 25% суточной потребности в калориях.

В обед ваше чадо «съедает» около 40% требуемых ему калорий, на полдник – около 15%. Таким образом, на ужин (а ужинать ребенок будет уже дома) родители должны предусмотреть такую пищу, которая даст ему оставшиеся 20-25% потребности в калориях, не больше. В садиках с круглосуточным пребыванием воспитанников подразумевается именно такой подход.

В целом детсадовские повара готовят одинаковые базовые блюда для всех возрастов – это супы, каши, тефтели и запеканки.

Но при подаче для ясельной группы будут учитываться возрастные особенности – малышам более мелко порежут овощи в салат, не подадут апельсины, которые могут вызвать аллергию, заменив их яблоками.

Детям более старшей возрастной группы увеличивают порции, поскольку потребность в энергии у них выше.

Вы никогда не задумывались, почему при входе в детский сад, запахи немедленно возвращают нас, взрослых, в воспоминания о собственном детсадовском детстве? Ответ на этот вопрос очень прост – современным детям готовят по рецептам, которые были одобрены еще в СССР. С небольшими изменениями, но все-таки питание в садике продолжает выстраиваться по заложенным традициям и существующей нормативной базе.

Директор садика может решать, чем кормить детей, но только при условии, что составленное меню будет соответствовать требованиям, документации, если контрольный расчет будет показывать, что калорийность не нарушена.

Чтобы родители понимали, почему в садике любимому чаду не дают картошку фри и гамбургеры, а предлагают овсяную кашу и компот, следует знать, какие документы регулируют организацию питания (а при желании и ознакомиться с их содержанием):

  • СанПиН 2.3.2.1940-05 – «Санитарные правила организации детского питания»;

Меню детского сада: пример недельного рациона, калорийность и принципы составления

Многие из нас помнят тот неповторимый аромат кухни, который встречал при входе в детский садик. Кто-то с ужасом вспоминает манную кашу на завтрак, а кто-то ищет на просторах интернета рецепт запеканки или омлета «как в детском садике».

Питание в ДОУ, детское меню, блюда и продукты, которые в него входят — одна из забот родителей, которые решили отдать своего ребёнка в муниципальный детский сад.

Меню детского сада в любом дошкольном учреждении нашей страны  строго регламентируется нормами СанПиНа.

Главное требование к меню — чтобы пища полностью обеспечивала растущий организм ребёнка питательными веществами, необходимыми для нормального роста и развития ребенка. Составление меню детского сада — настоящая наука.

Ведь блюда для детского стола должны быть не только вкусными, но и полезными, давать энергию на весь день.

Однообразие рациона в детском саду

Принципы составления меню детского сада

Как было сказано выше, нормы и принципы, по которым составляется меню детского сада, строго регламентируются.

Ежедневный рацион для дошкольников должен быть разнообразным и включать в себя мясо, рыбу, молоко и кисломочные продукты, яйца, сливочное масло, овощи и фрукты, хлеб и крупы.

Исключение одной или нескольких групп продуктов из детского рациона приводит к тому, что у детей понижается концентрация внимания и энергичность, они могут чаще болеть и жаловаться на проблемы с пищеварением.

Продукты комбинируются таким образом, чтобы блюда не повторялись в течение 10-20 дней — питание дошкольников должно быть не только правильным, но и разнообразным.

Ведь нет ничего скучнее, чем есть каждый день на завтрак манную кашу.

Повара ДОУ — не «мишленовские» звёзды, и нужно понимать, что блюд из меню ресторана в детском саду не будет.

Зато будут опробованные годами и поколениями воспитанников блюда: каши, запеканки, паровые котлеты, супы.

Кроме того, при подаче учитываются и возрастные особенности — для малышей из ясельной группы кусочки и порции будут меньше, исключат из меню и возможные аллергены, например апельсины.

Продуктовый список для меню детского сада составляется таким образом, что одна группа продуктов может легко заменять другую, без потери в калорийности. Например, курица может быть заменена индейкой, одни овощи — другими и тд.

Важно заметить, что в рационе воспитанников ДОУ не должно быть консервов, маринованных продуктов, мяса диких животных, молочных продуктов с растительными жирами, газированных напитков, жареного и острого.

Калорийность рациона и возрастные особенности

Калорийность блюд в ДОУ напрямую зависит от возраста. Расчёт калорийности ведётся на две группы: дети 1.5-3 лет, и дети 4-6 лет.

Если для первой возрастной группы калорийность составляет 1550 ккал, то дети старшей возрастной группы ДОУ должны получать не менее 1900 ккал в день. Важно заметить, что все блюда в детском садике должны содержать до 30% жиров, до 15% белков и до 55% углеводов в общей ценности рациона. Эти стандарты были разработаны Институтом питания РАМН.

Однообразие рациона в детском саду

Приёмы пищи различаются по своей калорийности. Завтрак в детском садике должен составлять 25% суточной потребности ребенка в калориях, в зависимости от его возрастной группы. Обед и полдник — это 40 и 15% соответственно. Поэтому, если ребёнок ужинает дома, а не в садике, родители должны составить меню этого приёма пищи так, чтобы малыш получил оставшиеся 20-25% нужных ему калорий.

Важно заметить, что блюда рекомендуется готовить непосредственно перед их употреблением. Пища, простоявшая более двух часов, для детской кухни считается уже непригодной.

По нынешним нормам ежедневное меню детского сада должно состоять из 5 приёмов пищи, причем три приема пищи должны содержать горячие блюда, ведь без горячего питания невозможно здоровое пищеварение и правильный обмен веществ. Горячее питание полагается всем детям, которые проводят в дошкольном учреждении (неважно, муниципальном или частном) более 4 часов в день.

Также, по мнению педиатров, ребёнок дошкольного возраста должен есть каждые 4 часа. Это важное правило также учитывается при составлении меню в детских садиках. Ниже приведен усреднённый график приема пищи в дошкольных учреждениях:

  • 8.30-9.00 — завтрак;

Вам не кажется, что в меню детского сада слишком много сахара и хлеба? Питание дошкольников, рекомендации ВОЗ

Вы изо всех сил стараетесь привить детям полезные пищевые привычки, но большую часть дня ребенок проводит в детском саду или школе. А там — избыток сахара в компотах и запеканках и школьные завтраки, состоящие порой из одних простых углеводов. Почему питание в школах и детских садах расходится с рекомендациями ВОЗ, и кто способен здесь что-то изменить?

Однообразие рациона в детском саду

— Мам, у нас в четверг чаепитие, — выпалил с порога старший сын, — сказали что-нибудь купить из сладкого или испечь. А еще у Димы был день рождения и нас всех угостили чупа-чупсами, соком и вот такими пирожными. Из карманов его брюк выпали фантики от чокопая.

— В общем, мам, я обедать не буду, — сказал он, — наелся угощений, теперь совсем не голодный.

Такие моменты вызывают смешанные чувства. Правильнее сказать, смесь негативных чувств. А здесь сразу два повода.

Во-первых, все мои «наставления детям» о том, что, когда в школе угощают сладким, лучше принести это домой и съесть после обеда, опять забылись. Видимо, когда весь класс начинает радостно шуршать фантиками, в голове у сына срабатывает условный рефлекс и домашние проповеди стираются из памяти.

Во-вторых, все наши походы на чаепития с фруктами и домашними булочками претерпевали полное фиаско — яркие магазинные пироги и манящие обертки конфет пользовались у детей абсолютным успехом.

Поэтому присутствие на подобных мероприятиях вызывало у меня положительные эмоции ровно до момента приглашения всех к столу. На вакханалию с полными тарелками сладкого смотреть спокойно не получалось.

Оставалось тихо страдать в углу и тщетно предлагать подбегающим за добавкой детям хурму или неказистого вида домашнее печенье из цельнозерновой муки.

Что делать с избытком сахара в меню детского сада

На самом деле все началось еще с детского сада. Ровно с того момента, как его двери приветливо распахнулись для нашего сына, я узнала, что готовлю в общем-то невкусно. Именно об этом ребенок мне сообщил спустя буквально неделю посещений. И в следующие несколько лет его мнение больше не менялось.

Читайте также:  Выплата до 1. 5 лет: сколько я должна получать за ребенка до 1. 5 лет, если я учусь

Чтобы разобраться, в чем повар обошел меня на повороте, даже пришлось анализировать меню в детском саду. Приглашаю разгадать этот ребус вместе, для чего приведу пример стандартного дневного рациона в детском саду.

  • Завтрак 1
  • Запеканка из творога (творог 9%, крупа манная, сахар-песок, яйцо диетическое, масло сливочное, соль, сухари панировочные, сметана)
  • Соус клюквенный (клюква б/к, крахмал картофельный, сахар-песок)
  • Какао на молоке (какао-порошок, сахар-песок, молоко)
  • Масло коровье сладкосливочное несоленое
  • Сыр полутвердый для детского (дошкольного и школьного) питания с жирностью до 45%
  • Хлеб из муки пшеничной первого сорта
  • Завтрак 2
  • Плоды и ягоды свежие (апельсин)
  • Обед
  • Салат «Мозаика» (картофель свежий, горошек зеленый консервированный, морковь свежая очищенная п/ф, лук репчатый свежий очищенный п/ф, сметана, масло сливочное, соль)
  • Суп из овощей на курином бульоне (капуста белокочанная свежая очищенная п/ф, картофель свежий, морковь свежая очищенная п/ф, лук репчатый свежий очищенный п/ф, соль)
  • Гуляш из отварной птицы (мясо кур (п/ф бедро, голень, грудка) с/м, масло сливочное, мука пшеничная, томат-паста, морковь свежая очищенная п/ф, лук репчатый свежий очищенный п/ф, сахар-песок, соль)
  • Изделия макаронные отварные (макаронные изделия, соль, масло сливочное)
  • Напиток вишневый (вишня б/к, сахар-песок)
  • Полдник

Запеканка овощная (горошек зеленый консервированный, картофель свежий, капуста белокочанная свежая очищенная п/ф, морковь свежая очищенная п/ф, лук репчатый свежий очищенный п/ф, яйцо диетическое, крупа манная, сухари панировочные, масло растительное, сметана, сыр с м.д.ж. 45%, соль)

  1. Булочка «Городская» (мука пшеничная, сахар-песок, масло сливочное, молоко, яйцо диетическое, дрожжи сухие, соль, сахар-песок, ванилин, яйцо диетическое, масло растительное)
  2. Биойогурт фруктовый питьевой (молоко, фруктово-ягодный наполнитель, сахар, загуститель-пектин, регулятор кислотности — сок лимонный концентрированный, натуральный ароматизатор, йогуртная закваска, бифидобактерии)
  3. Ужин
  4. Тефтели мясные с соусом собственного производства (говядина котлетная часть с/м, хлеб пшеничный в нарезке, молоко, лук репчатый свежий очищенный п/ф, соль, масло растительное, мука пшеничная, томат-паста, морковь свежая очищенная п/ф, лук репчатый свежий очищенный п/ф, сахар-песок, соль)
  5. Рис отварной (крупа рисовая, масло сливочное, соль)
  6. Компот из плодов свежих (апельсин, сахар-песок)
  7. Хлеб из муки пшеничной первого сорта

Однообразие рациона в детском саду

Я посчитала, сколько раз в меню встретилось слово «сахар-песок», и почувствовала себя детективом, разгадавшим тайну века.

Секретный ингредиент был найден. Правда, что с этим делать — непонятно. Устраивать состязание с поваром за первое место в сердце сына путем добавления сахара в каждый домашний прием пищи желания не было. Изменить ситуацию в садике тоже не представлялось возможным.

Врачи уже начали бить тревогу об избытке простых углеводов и хлебобулочных изделий из белой муки в питании детей. Одновременно говорится о недостатке свежих овощей и фруктов. В 2019 году даже была создана петиция, в которой требуют:

  • изменить СанПиН 2.4.1.3049-13 в части количества сахара, добавляемого в рацион детей в ДОУ;
  • установить максимальное количество сахара, которое дают детям в ДОУ по рекомендациям ВОЗ: 15 г сахара в день для детей 2–3 лет и 35 г сахара для детей 4–6 лет.

Однако о выпуске приказа с соответствующими изменениями пока ничего не слышно.

Но можно по крайней мере следить за питанием и образом жизни своей семьи. Понятно, что придется заручиться поддержкой мужа и ближайших родственников. Иначе это чревато разногласиями, когда добрый папа приносит с работы детям чипсы, а злая мама их забирает.

Самый простой путь — заглянуть на сайт ВОЗ и ознакомиться с рекомендациями авторитетной организации. Это надежно, безопасно и очень весомо в спорах с возможной оппозицией в лице сердобольных знакомых или родственников.

  • Свободные сахара должны составлять менее 10% от общей потребляемой энергии, что эквивалентно 50 г (или 12 чайным ложкам без верха) на человека с нормальным весом, потребляющего около 2000 килокалорий в день.
  • Но в идеале, в целях обеспечения дополнительных преимуществ для здоровья, они должны составлять менее 5% от общей потребляемой энергии.
  • Свободные сахара — это все сахара, добавляемые в пищевые продукты или напитки производителем, поваром или потребителем, а также сахара, естественным образом присутствующие в меде, сиропах, фруктовых соках и их концентратах.
  • Необходимо всегда включать в рацион овощи (кроме картофеля, сладкого картофеля, маниока и других крахмалсодержащих корнеплодов — их следует ограничить).
  • Сложные углеводы в виде цельных круп, бобовых, цельнозернового хлеба рекомендуется употреблять ежедневно.
  • Употреблять в качестве закуски свежие фрукты и овощи — не менее 400 г в день.
  • Сократить общее потребление жиров (их должно быть не более 30% от общей калорийности) и соли (оптимально — до 5 г в день).
  • Уменьшить в рационе мясные продукты с высоким процентным содержанием жира, заменив их нежирным мясом, рыбой, бобовыми.

Даже эти простые правила уже обеспечивают защиту от неправильного питания во всех его формах, а также от неинфекционных заболеваний — включая диабет, болезни сердца, инсульт и рак.

Но чтобы было еще нагляднее и понятнее, диетологи ВОЗ составили список продуктов промышленного производства, которые точно стоит исключить из рациона взрослых и тем более детей:

  • чипсы и картофель-фри;
  • бургеры и хот-доги;
  • колбасный ряд и консервы;
  • супы, лапша и пюре быстрого приготовления;
  • майонез и кетчуп;
  • шоколадные батончики, леденцы и жевательные конфеты;
  • сладкие газированные напитки и соки.

Как обходить стороной вредные продукты в магазинах

На этом месте я предлагаю сделать паузу, закрыть глаза и мысленно представить прикассовую зону стандартного супермаркета… Если картинку воссоздать в памяти не удалось, рекомендую при следующем посещении магазина обратить внимание, что находится на уровне глаз ребенка, пока вы стоите с ним в очереди. Я лишь подскажу: там разложены не яблоки и груши.

На деле это означает, что даже соблюдение рекомендаций ВОЗ требует от всех членов семьи серьезных волевых усилий и крепкой нервной системы. В условиях большого города с его соблазнами выдерживать испытание «ма-а-ам, ну купи» очень непросто.

Это осознают и в ВОЗ. «Экономический рост, модернизация и урбанизация способствуют ведению нездорового образа жизни…

Усилия по предотвращению неинфекционных заболеваний часто вступают в противоречие с бизнес-интересами мощных экономических компаний.

На мой взгляд, это одна из крупнейших проблем, стоящих перед системой здравоохранения», — сказала еще в 2013 году тогдашняя глава ВОЗ Маргарет Чань.

Итак, ВОЗ не в силах эффективно противостоять производителям нездоровых продуктов. Более того, они уверенно побеждают. Это выглядит примерно так же, как я на школьных чаепитиях со своими безуспешными попытками накормить детей фруктами.

Вот пример. 95% рекламы продовольственных товаров в России и странах Восточной Европы приходится на рафинированные продукты. При том, что такие продукты должны составлять в рационе человека лишь 5%.

Итак, не стоит возлагать надежды, будто кто-то будет заботиться о наличии на полках магазинов только полезных или, по крайней мере, однозначно безопасных для здоровья продуктов питания. А значит, знание, как фильтровать еду на полезную и не очень, а также общее повышение грамотности в вопросах питания критически необходимы в современных реалиях.

По-хорошему, в школах наряду с ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) надо вводить и ОБП (основы безопасности питания). Но лучше родителям не ждать реформ в образовании, а развивать знания о продуктах у детей самостоятельно.

Это даст надежду, что хотя бы через раз ребенок будет отказываться в школе от сомнительных угощений в пользу принесенного с собой яблока. А малыши не будут рыдать возле магазинной кассы от того, что родители не купили яркий батончик.

О том, как прививать членам семьи здоровые пищевые привычки — в следующий раз.

16+

Авг 27, 2020 Однообразие рациона в детском саду

Интенсивный рост ребенка требует постоянного притока пластического и энергетического материала, источником которого является пища. Большая потребность растущего организма в пище, несовершенство системы пищеварения и повышенный (по сравнению с взрослыми в 2 раза) обмен веществ являются основной причиной ряда трудностей в организации рационального питания детей. Родители часто спрашивают врачей, чем и как кормить ребенка, чтобы добиться хорошего аппетита и правильного роста и развития? Одним из наиболее существенных факторов, обеспечивающих правильное протекание процессов роста, развития и укрепления здоровья ребенка является полноценное питание. Полноценным считается такое питание, которое обеспечивает организм достаточным количеством необходимых питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода) и полностью покрывает энерготраты организма. Так, энерготраты у детей в возрасте 1-7 лет составляют 80-100 ккал на 1 кг массы тела. Питание детей должно обеспечиваться за счет продуктов, хорошо усвояемых детским организмом, т.е. соответствовать возрастным возможностям, в частности уровню развития пищеварительного аппарата. По этой причине водить детей в кафе, закусочные, бистро и т.д., где еда предназначена для взрослых, не рекомендуется. Очень важно исключить однообразие питания. Основные блюда не должны повторяться чаще одного раза в неделю. Исключение составляют молоко и молочные продукты, которые должны ежедневно входить в рацион питания. Необходимо учитывать характер питания детей вне семьи (детский сад, школа) с тем, чтобы избежать повторения блюд.

Известно много примеров, когда массы людей страдали различными заболеваниями только из-за того, что питались одним и тем же продуктом. Например авитаминоз РР в ряде стран Востока где население питалось преимущественно кукурузой или авитаминоз В1, когда в Японии питались преимущественно полированным рисом.

Ни один продукт не содержит комплекса всех необходимых человеку пищевых веществ. Даже такой продукт как молоко, не содержит витамина “С” и железа, отсутствие которых приводит к анемии.

Особенно опасно в детском возрасте вегетарианство, т.е. отказ от белков и жиров животного происхождения. Вегетарианская пища неполноценна, как по аминокислотному, так и по витаминному составу (организм не получает витамины В12 и В1). Кроме того, дефицит белка в питании ребенка приводит к снижению сопротивляемости детского организма инфекциям.

Итак, пища ребенка должна быть смешанной (мясо-молочно растительная) с достаточным количеством витаминов. Разумеется, что все пищевые продукты должны быть доброкачественными. Испорченные продукты содержат яды (мясной яд, колбасный яд, яды испорченных овощных и фруктовых консервов), вызывающие тяжелые отравления. Продукты питания должны быть свежими, т.к. при длительном хранении меняются их состав и вкусовые качества. Детям необходимы мягкие части мяса и дичи без сухожилий, рыба и колбаса без оболочек и твердых кусочков. Жирное мясо можно только старшим школьникам. Не рекомендуется недостаточно прожаренные и копченые мясо и рыба, из-за опасности отравления, заражения глистами и плохого усвоения ребенком. Нежелательны мясные и рыбные блюда, сильно соленые или приправленные острыми специями. Таким образом, детям младшего возраста противопоказано есть такие продукты, как стейки, гамбургеры, шашлык и т.п., а так же жареные пироги с мясом, рыбой, грибами, чебуреки, пиццу, “хот-доги” и т.п. недомашнего приготовления. Дети должны получать молоко, яйца, сваренные всмятку или вкрутую, супы (мясные, молочные, овощные), творожные сырки, запеканки, масло (сливочное и растительное), все сорта хлеба и хлебные изделия, картофель в виде пюре или сильно разваренный (жареный картофель разрешается детям старше 5 лет), овощи, фрукты и ягоды (хорошо отобранные и тщательно промытые). Дети могут пить свежую водопроводную или колодезную воду, но лучше, особенно летом, в кипяченом виде. Лишь, по мере того как ребенок растет и крепнет, его пища должна постепенно приближаться к пище взрослых. Все виды алкогольных напитков, включая пиво, домашние наливки, настойки оказывают вредное влияние на растущий организм, поэтом у они категорически запрещаются. Возбуждающе действуют, особенно на маленьких детей, кофе, какао, шоколад и крепкий чай. Эти продукты следует ограничивать. Важным условием рационального питания является соблюдение режима питания. Под режимом питания понимается количество приемов пищи, интервалы между ними, количественное и качественное распределение её в течение дня. Точный и целесообразный режим питания создает лучшие условия для усвоения пищи. При беспорядочном, несвоевременном питании нарушается стереотип, снижается выделение пищеварительных соков, утрачивается аппетит. В промежутках между установленными часами приема пищи дети не должны получать никаких дополнительных продуктов питания. Сладости, фрукты, соки следует давать только в часы приема пищи или тотчас после еды, чтобы не перебивать аппетит. В дошкольном возрасте суточный рацион распределяется с выделением обеда как большего по объему и калорийности приема пищи. Первый прием пищи — завтрак — составляет 25% суточной калорийности. Он должен состоять из овощных салатов и 2-х горячих блюд: первое — каши, или картофельные и овощные блюда, яйца, или творог; второе — горячие напитки (молоко, кофе с молоком, какао на молоке, чай). Второй прием пищи — обед — составляет 30-35% суточной калорийности. Он должен включать не менее трех блюд: первое — суп, второе — мясное или рыбное блюдо с гарниром и третье — сладкое. Третий прием пищи — полдник — должен обеспечивать потребность ребенка в жидкости, т.к. дети испытывают жажду после обеда и дневного сна. На полдник приходится около 15-20% суточной калорийности. Он состоит из питья, фруктов, ягод, сладостей, печенья, сдобы. Четвертый прием пищи — ужин — составляет около 20% суточной калорийности и должен включать не менее 2-х блюд: первое — обязательно горячее в виде творожных, овощных, крупяных блюд и т.п., второе — молоко, кисель, кефир, простокваша. Меню следует составлять таким образом, чтобы мясные и рыбные блюда давались в первую половину дня, т.е. на завтрак и обед, т.к. продукты богатые белком повышают обмен веществ и оказывают возбуждающее действие на нервную систему ребенка. Кроме того, эти продукты, особенно в сочетании с жиром, труднее перевариваются. Строгий режим кормления ребенка включает в зависимости от его возраста ряд правил: — определенное число приемов пищи в течение суток с обязательным ночным перерывом (исключение составляют грудные дети); — проведение кормления в установленные часы и с определенной продолжительностью (не кормить ребенка слишком быстро, но и не растягивать прием пищи более, чем на 30 минут); — в каждое кормление ребенок должен получать достаточное количество пищи; — по мере роста ребенка его рацион должен становиться более разнообразным. Все это способствует нормальному становлению аппетита, развитию вкусовых ощущений и активной заинтересованности ребенка в еде. Большое значение имеют приятные вкусовые качества, температура и аппетитный вид приготовленной пищи. Для предупреждения нарушения аппетита необходимо: — дети не должны сидеть за столом в ожидании еды — это быстро вызывает утомление; — избегать отрицательных эмоций во время кормления ребенка, позаботиться о создании спокойной обстановки; — недопустимо наказывать ребенка непосредственно перед приемом пищи; — не прибегать к насильственным приемам и наказанию при нежелании ребенка есть; — отказаться от стремления во что бы то ни стало накормить ребенка, отвлекая его внимание от еды уговорами, сказками, музыкой, игрушками, чтобы заставить принимать пищу неосознанно (некоторые «горе» родители пытаются кормить детей даже во сне). Эти меры не помогают, а лишь усугубляют негативное отношение к еде, т.к. интерес ребенка во время еды к чему-либо постороннему тормозит выделение пищеварительных соков, что только снижает аппетит. В таких случаях у ребенка может даже возникнуть стойкое нарушение аппетита (анорексия), которое очень трудно поддается лечению. В причинах снижения аппетита у ребенка требуется разобраться, и в первую очередь установить, не болен ли он. Если у него после некоторых блюд возникает рвота или появляются сыпь и отеки, то следует посоветоваться с врачом. Необходимо учитывать индивидуальную непереносимость ребенком отдельных продуктов и не включать их при составлении меню. Есть, например, такие дети, которые, отвлекшись и заигравшись, могут забыть о еде. Таких детей можно уговорить и заставить. Но есть и такие, которые, например, отказываются от отдельных блюд. Их надо систематически приучать к полезной пище, но не принуждать и не отказывать в любимой еде. Приучая к новому блюду, вначале не следует настаивать, чтобы порция съедалась полностью. Наоборот, нужно предложить поначалу съесть очень небольшое количество новой пищи. Для возбуждения аппетита рекомендуется разнообразить рацион ребенка. Перед едой так же хорошо дать небольшую порцию несладкого сока (лимонного яблочного, гранатового и др.) или бульона. Можно заменить молоко, если оно включено в диету, кисломолочными продуктами. С учетом возраста ребенка вводить в меню салаты из свежих овощей, винегреты с квашеной капустой и солеными огурцами, давать небольшой кусочек вымоченной сельди.

Читайте также:  Возврат или обмен бытового прибора

Воспитание у ребенка правильного отношения к питанию следует начинать с рождения, постоянно заботясь о привитии детям полезных навыков. Перед едой необходимо мыть руки с мылом.

Пищу надо есть из отдельной чистой посуды, уметь пользоваться столовым прибором и салфеткой.

За столом ребенок не должен отвлекаться, разговаривать, смеяться, размахивать руками и болтать ногами, не должен есть неряшливо, торопливо или, наоборот, затягивать время пребывания за столом. На завтрак и ужин требуется 15-20 минут, а на обед — 20-25 минут.

Пищу нужно есть только за столом. Нельзя есть на ходу, во время приготовления уроков или игр. Во время еды дети должны тщательно разжевывать пищу и не запивать недожеванный кусок жидкостью. Пища должна разжевываться и пропитываться слюной настолько, чтобы она сама, без помощи жидкости, проскальзывала в желудок.

Поэтому жидкости должны всегда подаваться на стол только после второго блюда. Вода составляет около 65% массы тела человека, участвует почти во всех обменных процессах организма, входит в состав всех органов и тканей и играет большую роль в теплорегуляции. Человек может прожить без воды лишь несколько дней.

Потребность в жидкости для детей 3-7 лет в сутки составляет около 60 мл на 1 кг массы тела. Вода вводится в организм как в виде питья, так и с пищевыми продуктами. В овощах и фруктах воды содержится до 50%, в молоке — 87%, в хлебных продуктах — 47%. Привычку правильного режима питания воды у детей нужно воспитывать.

Некоторые дети привыкают пить во время еды, тотчас после приема жидкого блюда. Чрезмерное количество жидкости перегружает желудок и создает дополнительную нагрузку на сердце и почки. Кроме того снижается аппетит из-за ощущения переполнения. Избыток жидкости способствует выведению из организма минеральных солей и витаминов.

В летний период, особенно в жаркую и сухую погоду, дети должны получать жидкости несколько больше. Лучше всего составлять меню таким образом, чтобы дети получали необходимое количество ее в очередные часы приема пищи в виде соков, компота, чая и т.д. Когда дети интенсивно растут, они обычно не страдают отсутствием аппетита.

Однако часто находятся чересчур сердобольные мамы и бабушки, которые буквально закармливают (и тем самым перекармливают) своих детей и внуков. Дело в том, что процессы обмена веществ у детей могут сравнительно легко перестраиваться, например в ответ на чрезмерное поступление в организм продуктов, особенно углеводов (мучные, кондитерские изделия и т.д.).

При этом излишки углеводов усиленно перерабатываются в жир, с повышенным отложением в жировой ткани. Происходит разрастание самой жировой ткани за счет усиленного образования в ней жировых клеток. Что приводит к наиболее трудно поддающейся лечению форме ожирения, которое называется гиперцеллюлярное.

Огромную опасность представляет чрезмерное увлечение детей сладостями (конфеты, шоколад, сдобное печенье, пирожные, торты, мороженое и т.д.). Это пагубно отражается на состоянии зубов (приводит к кариесу), а также является фактором риска в развитии диабета.

Неуклонный рост диабета среди детей несомненно связан с избыточным потреблением сладостей, а также сладких газированных напитков (лимонады, “Буратино”, “Байкал” и т.д.), т.к. они практически содержат только сахар (7-10%).

Наиболее резкий скачок сахарного диабета среди детей нашей страны произошел с того момента, как в продажу хлынул поток импортных кондитерских изделий и освежающих напитков, новых для нашего покупателя. Неотъемлемой частью питания детей почти всех возрастов и в избытке стали “Сникерс”, “Твикс”, “Рафаэлла”, “Кока-кола”, “Пепси-кола”, “Спрайт”, “Фанта” и т.п.

, это совершенно недопустимо. А потом родители с ужасом удивляются откуда у их ребенка тяжелейший диабет. Оказывается их ребенок “всего лишь” очень любит и много (часто бесконтрольно) пьет “Пепси-колу” или, например, каждый день съедает “Сникерс” и т.п.

Обращаем Ваше внимание, что шоколадная конфета или шоколад в том же количестве, разрешается ребенку только после 3-х лет и 1 раз в неделю! Различные карамели детям дошкольного и младшего школьного возраста не рекомендуется из-за того, что они такие конфеты грызут, сосать же у них часто не хватает терпения.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста из сладостей предпочтительнее в небольшом количестве мармелад, зефир или пастила, сливочная помадка, мед, клюква в сахаре, простое печенье типа “Крекер” или галеты. Из напитков рекомендуются натуральные соки, морсы, кисели и компоты. Школьные годы — это очень важный период в жизни ребенка.

При поступлении в школу у него изменяется не только окружающая среда, но и образ жизни. Вместо полной свободы движения его ждет сидение часами в вынужденной позе и умственная работа. Поэтому необходимо очень серьезное внимание обратить на организацию школьного питания, при выборе школы для ребенка.

Детям школьного возраста рекомендуется 4-5-разовое питание с интервалами между приемами пищи в 3-4 часа. Для них наиболее целесообразным считается следующее распределение по времени употребление пищи в течение дня: 7.30 — 8.00 — завтрак (20% рациона) 10.00 — 10.30 — школьный завтрак (15-20% рациона) 13.00 — 13.30 — обед (35% рациона) 16.00 — 16.30 — полдник (10% рациона) 19.

00 — 19.30 — ужин (20% рациона). Школьники, занимающиеся в 1 смену, особенно первоклассники, обязательно должны получать в школе горячий завтрак. Получать они его должны в одно и то же время. Учащиеся 1-х классов завтракают под контролем педагогов. Организация приема пищи должна быть четкой, продуманной и исключать спешку.

Правильно организованные полноценные школьные завтраки могут служить существенным оздоровительным фактором. Отмечено, что учащиеся, получающие школьный завтрак, лучше воспринимают учебный материал и остаются до конца учебных занятий бодрыми и работоспособными.

Если в школе хорошо организованы горячие завтраки, то вместо них давать какую-то пищу с собой из дома не рекомендуется, особенно это касается первоклассников. Для учащихся, посещающих группу продленного дня, должно быть организовано двухразовое питание: завтрак и обед, а в некоторых случаях обед и полдник.

Дети, посещающие группы продленного дня, должны получать в школе не менее 50% суточного рациона. Для покрытия повышенных суточных энерготрат необходимо, чтобы рацион питания для детей младшего школьного возраста содержал 2200-2700 ккал в сутки. Обучение в школе вызывает немало затруднений в питании детей.

Нередко, утром перед уроками, дети мало и неохотно едят, с трудом удается уговорить ребенка выпить хотя бы стакан молока. Часто приходится прилагать усилия, чтобы ребенок ел спокойно, не торопясь. Ребенку, у которого из-за усталости после школы нет аппетита, до обеда необходим отдых. Совершенно недопустимы длительные перерывы в приеме пищи. Например, если у школьника будет перерыв между обедом и ужином 6-7 часов, то через несколько недель у него начнутся головокружение, вялость, слабость, ухудшится внимательность на уроках, станет труднее учиться. Кроме того, после длительного перерыва в еде ребенок сильно проголодавшись и жадно набросившись на еду, сразу может съесть большое количество пищи, плохо ее пережевывая. Пища, проглоченная наспех, в большом количестве, плохо переваривается и не приносит пользу. Желудок в этом случае получает непосильную для него перегрузку, что очень опасно, т.к. может возникнуть сильная резь в животе, тошнота и рвота. Если длительное время нарушать режим питания и так нещадно “эксплуатировать” желудок, то он может серьезно заболеть. В условиях школы питание имеет не только оздоровительное, но и большое воспитательное значение. В коллективе оно дает полезные навыки, приучает детей к разнообразной и полезной пище. Гигиеническое воспитание навыков рационального питания наибольшее значение имеет в школьном возрасте, когда активно формируются навыки и привычки.

Однако самая образцовая постановка питания в школе теряет всякий смысл, если условия жизни в семье идут вразрез с требованиями гигиены, и если домашнее питание поставлено неудовлетворительно, то дети приходят в школу, имея отклонения в состоянии здоровья, или они развиваются у них в первые годы учебы.

Читайте также:  Штраф и пени за несвоевременную уплату налога и просрочку по авансовым платежам при УСН

Молочная каша по утрам — зло: что не так с питанием в детском саду (рассказывает нутрициолог)

Старшее поколение с ностальгией вспоминает детсадовское питание. Но так ли оно хорошо? В современных государственных садах мало что изменилось со времен Советского Союза. Дети все так же едят на завтрак молочную кашу, в обед — пюре, котлеты, суп.

Однако нутрициологи бьют тревогу: такое меню содержит слишком много «пустых» калорий и слишком мало витаминов. Частные детские сады от такой модели питания давно отказались, да и во всем мире признали несбалансированность «советского» рациона.

Мы прочитали длинные статьи и блоги нутрициологов, и вот что выяснили.

Неправильный завтрак

Классический детсадовский завтрак — каша, сваренная на молоке. Раньше считалось, что она заряжает энергией и содержит много витаминов, но это не так.

Каша — это быстрые углеводы, особенно если ее готовят из очищенной рафинированной крупы (белого риса, овсяных хлопьев, манки). Она вызывает быстрый скачок сахара в крови и такое же быстрое снижение.

Прибавьте к этому бутерброд с маслом на белом хлебе и сладкое какао. Получается не завтрак, а «сахарная бомба».

Полезная замена: утро необходимо начинать с белкового завтрака с высоким содержанием полезных жиров и клетчатки. Пример такого завтрака: омлет со шпинатом, цельнозерновой хлеб, свежие овощи и горсть орехов. 

Кстати, манная каша входит в топ самых вредных продуктов, которыми мы кормим детей. Посмотрите, что еще попало в «черный список».

Фруктовые соки вместо фруктов

В детских садах разрешено заменять одни продукты другими — главное, чтобы по калорийности не было расхождений. Поэтому вместо фруктов дети часто получают дешевые фруктовые соки. Это неполноценная и вредная альтернатива.

Соки содержат слишком много сахаров и полностью лишены клетчатки, которая необходима для правильного функционирования кишечной микрофлоры и постепенного усваивания сахаров из фруктов. Сахар из соков сразу же попадает в кровь.

Кроме того, в садах дети получают концентрат, а не свежевыжатый сок. Витаминов и полезных веществ в таком продукте почти нет.

Полезная замена: если выбирать между соками и фруктами, то лучше дать ребенку свежий фрукт. Например, персик или апельсин. А еще лучше заменить фрукты сезонными ягодами: в них меньше сахара, но больше витаминов и полезных микроэлементов.

Где рыба?

В идеале дети должны съедать около 37 грамм рыбы в сутки. Она — единственный источник ненасыщенных жирных кислот в детском рационе. Однако по факту во многих детских садах рыбу заменяют молочными или мясными продуктами, идентичными по БЖУ.

Полезная замена: если в саду рыбные блюда отсутствуют, родители могут сами «докармливать» детей морепродуктами дома. В крайнем случае, можно попросить педиатра порекомендовать качественный БАД с содержанием Омега-3.

Слишком мало овощей

По нормам СанПин детсадовец должен съедать 220 грамм овощей в сутки. К слову, этот показатель гораздо ниже, чем за рубежом. Так, в США норма овощей равняется 306 грамм, а в Австралии — 337 грамм. Однако российские дети не получают и рекомендованного. В среднем в садовском меню содержится около 200 грамм овощей, большая часть из которых — сильно обработанные, из супов.

Полезная замена: добавить в меню свежие салаты и листовую зелень — источник клетчатки, витаминов, кальция, магния и железа.

Молоко как источник белка

Молоко и молочные продукты добавляют почти во все блюда: каши, пудинги, запеканки. Даже мясные продукты готовят с добавлением молока. Но, во-первых, молоко в садах часто бывает не самого лучшего качества.

Во-вторых, согласно исследованиям профессора Колина Кэмпбелла, избыточное употребление молочных продуктов повышает риск развития диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.

Конечно, детям рано задумываться о таких проблемах, но, с другой стороны, здоровье и культура питания закладывается именно в детстве. 

Полезная замена: молоко чаще всего пропагандируется как источник белка и кальция. Но можно и нужно добавить в детский рацион растительные источники белка (в садовском меню их почти нет): фасоль, чечевицу, орехи. А кальция много в листовых овощах и кунжуте.

Не цельное, а обработанное

До 50% калорий дети получают из рафинированных сахаров и круп. Вафли, выпечка из белой муки, белый хлеб, сосиски — эти продукты не имеют ничего общего со здоровым питанием, но почему-то до сих пор присутствуют в детсадовском меню. Более того, составляют значительную его часть. Создатели этих программ явно не слышали о принципах «чистого питания».

Полезная замена: белую муку и обработанные крупы стоило бы заменить цельными злаками, а потребление белого сахара в любом виде сократить до минимума.

Кроме того, питание в государственных детских садах совсем не адаптировано под нужды аллергиков. Детям с непереносимостью лактозы в таком саду просто нечего есть. Да и достойных замен таких аллергенов, как яичный белок, рыба, курица, в меню не предусмотрено. 

Впрочем, родители и сами часто неосознанно поступают не во благо, а во вред. Читайте про 5 родительских привычек, которые вредят здоровью детей. Скорее всего, вы тоже так делаете!

Дети у нас голодные: воспитатель о питании в детском саду

И о проблемах, которые никто не решаетРодители уже не первый год бьют тревогу из-за качества питания в детсадах.

Из самых частых жалоб — несбалансированность рациона (блюда из одних и тех же продуктов могут входить в меню несколько раз в день, много сахара), часть блюд дети не едят из-за их внешнего вида или вкусовых особенностей, отсутствует меню для детей-аллергиков.

  • Последний вопрос недавно поднимала российский уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова — омбудсмен отметила, что из-за отсутствия специального меню родители часто вынуждены приводить ребенка в детский сад после завтрака и забирать до обеда.
  • Мы связались с воспитателем московского детского сада, которая на условиях анонимности рассказала, как обстоит дело с организацией питания для детей.
  • Я работаю в детском саду без малого 15 лет, и такого безобразия с питанием, как сейчас, у нас еще не было.

Еще 7-10 лет назад в садах кормили гораздо лучше, дети ели с удовольствием. Думаю, что все дело в качестве продуктов — школа на этом экономит.

Я сейчас веду младшую группу.

Дети часто смотрят на еду, как бы спрашивая «зачем вы это нам дали», а потом отодвигают тарелки.

Еда выглядит неаппетитно — крупы и макароны подают слипшимся комком, рыба с огромными костями (раньше еще давали селедку и в каждую тарелку резали, по ощущениям, половину головки репчатого лука), подлива и мясо выглядят плохо. В рыбных котлетах больше хлеба, чем рыбы, а запах у них такой, что это очень сложно съесть…

Дети не любят овощную запеканку, и я их понимаю. Это блюдо надо видеть: картошка с горохом, смешивается с морковью, порезанной крупными кубиками. Все это запекается, разрезается и плюхается на тарелку. Запеканку дают на полдник, иной раз дети даже не притрагиваются к ней, и мы все выкидываем.

Вторая проблема — несбалансированность питания. Например, в один день ребята получают капусту дважды или трижды: суп с капустой, салат с капустой, овощная запеканка с капустой.

Больше всего моя группа уважает гречневую кашу с молоком, гороховый суп и макароны.

Свою еду приносить малышам нельзя, так что некоторые весь день сидят голодными.

Ну, хлебушка поедят, водичку попьют, но разве это еда?

Спецпитание в саду почти отсутствует. В соседней группе есть девочка, у которой аллергия на многие продукты — ее родители предоставили в сад справку от врача — и теперь повара частично готовят для нее отдельно (варят суп и не добавляют в него некоторые продукты, например масло и лук).

Также семья этой девочки приносит в сад нескоропортящиеся продукты, которые повара дают ребенку.

Третья проблема связана с порядком заказа питания.

Мы должны подавать заявку на питание на точное количество детей за 2-3 дня до поставок (делается для того, чтобы мы не выбрасывали или не уносили лишнюю еду домой). И если, например, ребенок два дня назад болел, а сейчас внезапно вышел, а родители не успели предупредить нас об этом заранее, то фактически он остается без питания.

Выкручиваемся в таких ситуациях как можем. И без того маленькую котлету делим на двоих, отдаем свои порции.

Кстати, воспитатели тоже питаются в саду. И, между прочим, платят за еду из своего кармана.

Отказаться почти нельзя, у нас это в добровольно-принудительном порядке. В месяц выходит в районе 2000 рублей с человека.

Я на работе не питаюсь – для того чтобы отказаться от этой еды, мне приходится брать справку от терапевта, который пишет, что мой желудок не может воспринимать эту еду. И это правда: мне от нее часто плохо становится.

Я приношу на работу свою еду, но тут есть один нюанс. Мне надо обязательно иметь при себе чек на эту еду. Даже если я купила неделю назад помидор и огурец и только сейчас приготовила из них салат, по словам нашей администрации, у меня должен быть на них чек.

Плюс я должна смотреть за меню в саду и следить, чтобы то, что я приношу с собой, никак с этим меню не пересекалось.

Например, если во вторник у детей на полдник банан, мне уже нельзя приносить банан с собой — если будет проверка и я не смогу предоставить чек, меня могут обвинить в краже.
Воду мы тоже приносим свою. И тоже с чеком.

Одну воспитательницу, которая не могла предоставить чек на бутылочку с водой, довели до истерики, обвинив, что она пьет детскую воду.

Расскажу еще один печальный и одновременно забавный факт о питании.

Несколько месяцев назад руководство обязало нас проходить небольшое обучение и тестирование, посвященное питанию в детских образовательных организациях. Одно из заданий было составить меню для детей. Ради интереса я взяла действующее меню нашего сада и ввела его в электронную форму на сайте.

Система не приняла мой ответ. Мне написали, что меню было неправильным. Но вообще-то мои подопечные питаются этим в детском саду. Пришлось самой выискивать продукты и блюда, полезные для малышей.

Думаю, что этот случай еще раз наглядно продемонстрировал, как у нас обстоит дело с питанием в детских садах.

Depositphotos, архив воспитателя

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *