Эффективность деятельности государства напрямую зависит от правовой грамотности граждан. Органы прокуратуры в числе многих обязанностей отвечают за разъяснения аспектов правовой деятельности путем осуществления надзорных функций.
Просвещение в области права выполняется путем устранения и предупреждения правонарушений.
Согласно закону №182 органы прокуратуры обязаны заниматься разъяснением законодательства при обращении общественности.
Обжалование отказа или игнорирование требования предоставления объяснений, именуемое как бездействие прокуратуры, подлежит обязательному рассмотрению согласно действующему законодательству.
Право обжалования действий прокурора имеют лица, чьи законные интересы нарушены или затронуты в ходе делопроизводства независимо от того, уголовное это судопроизводство или процессуальные действия.
Целью оспаривания действий или бездействий прокурора является:
- обеспечение соблюдения прав лиц, задействованных в процессе;
- выявление нарушения законных прав физических и юридических лиц;
- обнаружение допущенных ошибок со стороны прокурора;
- устранение допущенных прокурором нарушений.
Порядок работы с обращениями и жалобами регулируется законодательно – Рисунок 1.
Рисунок 1. Положения по процессу обработки жалоб и прочих обращений граждан
Правила оформления документов по обжалованию
Опротестование принятого прокурорского решения производится путем изначального обращения в прокуратуру. Процесс апеллирования необходимо запускать согласно структуре органа. Обжалование решения районного прокурора невозможно путем подачи документов в генеральную прокуратуру. Такое обращение без рассмотрения будет перенаправлено в соответствующий нижестоящий орган.
Обращение составляется в письменной форме и содержит:
- точное полное наименования органа обращения;
- ФИО того, кто подает обращение, актуальный адрес (подтвержденный документами личности);
- детальное описание ситуации, в которой возникло нарушение;
- суть обращения (чего добиваемся жалобой);
- прошение о выполнении необходимого для выявления нарушения ряда действий;
- доказательства нарушения;
- дата отправки заявления, ФИО и подпись лица, являющегося заявителем.
Единого образца нет, в каждом случае задействованы разные аргументы, рассматривается тематический вопрос. Можно проанализировать общую стилистику оформления и вид документа на примере образца из рис. 2.
Рисунок 2. Образец жалобы на бездействие судебного пристава
Порядок процесса обжалования решения прокурора
Первая инстанция для подачи обращения – вышестоящий орган относительно того, где было принято решение. Жалобы рассматриваются только в иерархическом порядке.
Обжалование сформированного постановления прокурора путем подачи заявления может производиться как лично через приемную прокуратуры, так и в электронном виде или письмом по почте. Также могут быть обращения от одного лица или коллективные. Рассмотрение поданного обращения обязательно и бесплатно.
Уполномоченное лицо (или группа) проводит рассмотрение, ряд действий по проверке отдельных аспектов на протяжении семи рабочих дней с момента получения такого обращения (отмечается в специальном журнале регистрации поступивших обращений). В случае перенаправления жалобы в другое структурное подразделение обязательно уведомляется инициатор обращения.
При проверке могут быть задействованы все правовые институты.
Рисунок 3. Структура органов прокуратуры
Срок обжалования полученного ответа прокуратуры на жалобу
Сроки рассмотрения обращений регламентированы законом №59-ФЗ. Поданное обжалование действий прокуратуры рассматривается на протяжении 30 дней с момента регистрации.
Этот период не увеличивается при перенаправлении. По итогам рассмотрения может быть принято решение о полном, частичном удовлетворении запросов обращения или об отказе в выполнении изложенных требований.
Обязательно прилагается пояснение принятого решения.
Если заявление рассматривает судья, то срок его обработки составляет 5 календарных дней, после чего назначается судебное заседание, и обязательно личное участие всех лиц, чьи интересы затронуты данным обращением.
При обращении в наивысшую инстанцию без рассмотрения согласно иерархии обращение без рассмотрения отправляется в соответствующее нижестоящее структурное подразделение, а срок рассмотрения увеличивается на 7 рабочих дней.
Рисунок 4. Нормативные акты по регулированию рассмотрения обращений
Жалоба в вышестоящую прокуратуру на бездействие нижестоящей
Жалоба на прокурора в вышестоящий орган – это распространенный способ защиты прав человека, если решение контролирующего лица вас не устроило. Как написать такое обращение, и когда его нужно подать? Что делать, если вы считаете действия представителя власти незаконными?
Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 200-46-92
Жалоба на прокуратуру в вышестоящую прокуратуру
Если результат рассмотрения вопроса вас не устроил, подать обращение сразу в суд не получится. Действовать нужно в иерархическом порядке.
Документ заполняется письменно или на компьютере, подать его можно по почте заказным письмом, лично в ходе приема граждан или в электронном формате.
Такую официальную бумагу может направить как физическое лицо, так и организация, индивидуальный предприниматель при рассмотрении уголовного или административного дела.
Если прокуратура бездействует, куда обращаться дальше? После прохождения всех инстанций в этом надзорном органе можно писать заявление в суд, при этом укажите, что ранее вы уже пытались решить вопрос в порядке иерархии.
Пошаговая инструкция, как подать жалобу в прокуратуру через интернет
В каких ситуациях это возможно, основные причины обращения
Документ оформляется, если решение вас не удовлетворило или прокурор оставил вашу жалобу без рассмотрения, хотя она была составлена по всем правилам. Приведем основные причины обжалования:
- Официальная бумага осталась без ответа, хотя вы заполняли ее в соответствии с требованиями законодательства.
- Решение прокурора вас не устроило.
- Представитель власти принял акт, нарушающий права и интересы человека, организации.
- Прокурор провел выездную или документарную проверку с нарушениями (не представился, не показал удостоверение, проверял документы, не относящиеся к сути дела).
- Затягивание сроков рассмотрения первоначальной жалобы.
- Угрозы, грубое отношение сотрудников прокуратуры.
- Другие действия, не входящие в компетенцию этого органа.
Во всех этих случаях можно жаловаться на прокуратуру. Не стоит оставлять нарушение закона без внимания. В случае успешного рассмотрения обращения неправомерное решение будет отменено, вы можете рассчитывать на компенсацию морального вреда и материального ущерба.
Как подать жалобу в Генеральную прокуратуру на бездействие областной прокуратуры
При написании обращения нужно соблюдать иерархию. Так, жалоба на районного сотрудника подается в областной орган, субъекта федерации. Далее – документ направляется в Генеральную прокуратуру. Следующая инстанция – Президент РФ.
Нарушение порядка приведет к увеличению сроков рассмотрения обращения, в этом случае документ перенаправляется в нижестоящий орган, заявитель об этом обязательно уведомляется.
Даже если вы подали жалобу с нарушением установленного порядка, у вас ее обязаны принять. Органы прокуратуры перенаправляют ее самостоятельно.
Как написать заявление, форма и содержание, образец
Чтобы документ был принят, а ваши шансы на положительный ответ увеличились, потребуется правильно его составить. Точной формы официальной бумаги не существует, однако есть определенные нормы. В жалобе указывается следующее:
- Название органа (например, прокуратура города Москвы).
- Данные заявителя, адрес, по которому он зарегистрирован, телефон для связи.
- Обстоятельства происшествия с указанием Ф. И. О. должностного лица, нарушившего ваши права.
- Суть жалобы, нарушение.
- Просьба. Это может быть проведение внеочередной проверки, устранение нарушений ваших прав. Они указываются отдельно, после слова «Прошу», списком.
- Перечень документации, которая выступает доказательством совершенного нарушения закона.
- Дата и подпись.
Скачать образец жалобы на бездействие прокуратуры в вышестоящую прокуратуру
В документе желательно указать ссылки на нормативно-правовые акты, регламентирующие данные правоотношения. Излагайте жалобу формальным языком, без просторечных и пространных выражений. Нецензурные слова и угрозы не допускаются. Если вы затрудняетесь написать обращение самостоятельно, обратитесь к юристу, который поможет составить документ по всем правилам.
В обращении должны быть приложения, которые являются доказательствами по делу. Это могут быть фото и видео (съемка выездной проверки), копия акта, принятого нижестоящим прокурором.
Куда подается документ
Законодатель допускает письменное направление обращения. В этом случае оно передается лично в орган прокуратуры, по почте в виде заказного письма, в нем должно быть уведомление о вручении, по средствам факсимильной связи. Наиболее популярный вариант – письмо.
Устная передача требований также допускается. Изложить их можно на личном приеме или по телефону, важно указать свои данные, чтобы жалоба не была анонимной.
Наиболее удобный вариант – в электронном виде. Сделать это можно на официальном сайте местного или регионального органа. Если на интернет-портале нет специальной формы, можно направить обращение по email. В этом случае вы получите ответ на электронную почту. При таком способе защитить свои права можно не выходя из дома.
Сроки рассмотрения жалобы
В трехдневный срок с момента получения документа он подлежит обязательной регистрации. Если официальная бумага соответствует установленным требованиям, она принимается к рассмотрению. Изучать ее будет ответственный за это прокурор, который предпринимает следующие действия:
- Проводит проверку фактов и обстоятельств, указанных в жалобе, выезжает на место при необходимости, организует прокурорский контроль.
- Требует копии судебных решений, документов, составленных нижестоящим сотрудником, других официальных бумаг, необходимых для объективного рассмотрения дела.
- Дает поручения другим сотрудникам надзорного органа, которые также проводят соответствующую проверку.
- Выносит представления для устранения нарушений законодательства в отношении граждан и юридических лиц.
- Направляет в соответствующие инстанции материалы для возбуждения уголовного, административного дела, привлечения виновных лиц к ответственности.
- Отклоняет или удовлетворяет полученное обращение.
Общий срок рассмотрения документа – 30 дней. Он уменьшается до 15 дел, если ситуация не требует дополнительной длительной проверки. При необходимости период можно продлить, еще на тридцать суток. После этого сотрудник прокуратуры обязан дать мотивированный ответ в письменной форме.
Обратите внимание: пересылка документа должностному лицу, решение которого обжалуется, запрещено. Если вы узнали об этом факте, можно смело обращаться в вышестоящий орган или в суд.
Результаты рассмотрения обращения
По результатам изучения обстоятельств дела прокурор принимает решение о полном или частичном удовлетворении требований или об отказе. В первом случае указываются процессуальные действия, которые проводились для ускорения рассмотрения вопросов.
Заявитель сразу же уведомляется о результатах рассмотрения вопроса и порядке обжалования. В некоторых случаях документ остается без ответа. К ним относится:
- Отсутствие Ф. И. О. заявителя и контактных данных для направления официального ответа.
- В жалобе нет информации, достаточной для ее успешного разрешения.
- Прокурор не может определить суть обращения.
- В документе есть сведения, свидетельствующие о непосредственном вмешательстве в деятельность и компетенцию представителей прокуратуры.
- Текст нечитабелен, данные о заявителе есть, но их невозможно прочесть.
- В документе есть нецензурные выражения, угрозы в адрес сотрудников прокуратуры или других лиц.
Может ли гражданин обратиться в прокуратуру анонимно
Когда заявителю может быть отказано в удовлетворении просьбы?
- Если по результатам проведенной проверки будет ясно, что постановление нижестоящего прокурора соответствует требованиям нормативных актов, вам придется выполнять его предписания.
- В этом случае вы можете попробовать обратиться в суд, при этом в заявлении указываются попытки досудебного решения вопроса, а также ссылки на нормативные акты.
- Общие рекомендации по составлению жалобы в вышестоящую прокуратуру:
- Указывайте только достоверные личные данные и контактную информацию, все сведения будут проверяться.
- Не отправляйте документ в ту же самую инстанцию повторно, это лишь замедлит ход дела.
- Излагайте суть жалобы последовательно, грамотным русским языком, текст должен быть понятен.
- Не используйте эмоциональную окраску, беспристрастное изложение фактов гораздо предпочтительнее.
- Приводите актуальные нормативные акты из действующего законодательства, документы в виде доказательств по делу.
- Не забывайте, что за предоставление заведомо ложных сведений, клеветы на должностное лицо, предусмотрена уголовная ответственность.
В каких случаях актуальны жалобы в прокуратуру?
Самый простой способ оспорить действия или бездействия сотрудника контролирующего органа – обратиться в ту же самую вышестоящую инстанцию. По каждому заявлению должна быть инициирована проверка. Перечень вопросов, входящих в компетенцию представителей прокуратуры, включает в себя следующее:
- Незаконные действия физических лиц (оскорбления со стороны другого человека, в том числе в социальных сетях, нарушение ваших прав соседями).
- Деятельность судебных приставов по принудительному взысканию задолженности (со стороны взыскателя можно подать жалобу о намеренном затягивании процедуры, непринятии достаточных мер для получения долга).
- Работа налоговых органов (ошибочное начисление штрафа и пени, неправильное исчисление налога).
- Деятельность правоохранительных органов. Наиболее часто жалобы подаются на следователя и дознавателя при нарушении прав подозреваемого и обвиняемого, отказе в возбуждении уголовного дела, нарушении процессуальной процедуры допроса, осмотра, незаконном содержании под стражей.
- Правонарушения в сфере защиты прав потребителей (например, отказ продавца вернуть деньги за некачественный товар).
Во всех этих случаях граждане могут написать обращение в прокуратуру, причем постановление по результатам проверки – это также документ, который можно обжаловать.
Как ознакомиться с материалами проверки, если нет возможности прийти лично?
Если вы направляли обращение заказным письмом, официальный ответ также придет вам по почте, забрать его можно будет в ближайшем отделении. При направлении электронного документа просмотреть ответ можно по email.
Кроме того, во время изучения вопроса у заявителя есть право знакомиться со всеми материалами. Сделать это можно во время личного приема. Если нет возможности посетить органы прокуратуры лично, можно направить туда законного представителя, у которого будет оформлена доверенность от вашего имени. Гражданин должен написать заявление с соответствующей просьбой.
Решение о знакомстве лица с материалами проверки или об отказе в ознакомлении принимается в течение 10 дней с момента подачи такого обращения.
Можно ли отозвать обжалование действий в вышестоящей прокуратуре?
Этот порядок регламентируется ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В соответствии с такой нормой у лица есть право на отзыв своего предыдущего обращения, для этого нужно обратиться с соответствующим заявлением.
Подать документ можно в письменном виде или в электронном формате, в нем указывается название прокуратуры, куда была направлена первичная жалоба, Ф. И. О. заявителя, место проживания или адрес электронной почты для направления официального ответа, просьба и подпись.
После того как прокурор получит это обращение, у него возникает право прекратить проверку по данному вопросу. Важно: в материалах не должно быть информации о нарушении закона, которая требует соответствующего реагирования.
Таким образом, жалоба на прокурора – это законный способ защитить свои права, добиться справедливого решения. Предметом жалобы могут стать как неправомерные действия лица, нарушение сроков, так и ответ на предыдущее обращение (по поводу деятельности судебных приставов, налоговых органов, продавцов, физических лиц).
Вам также может понравиться
Обжалование отказа в возбуждении уголовного дела — как опротестовать решение
Подача заявления гражданином о совершенном в отношении него преступлении может быть осуществлена в любой правоохранительный орган, будь то полиция, Следственный Комитет, Прокуратура, ФСБ и т. д.
В зависимости от того, в чьем ведении находится рассмотрение данного вида преступлений, ваше заявление будет перенаправлено в соответствующий орган. Помните, что расследование всегда происходит по месту совершения преступления. При этом подавать заявление можно в любой территориальный орган.
Заявление вместе с материалами проверки будет перенаправлено в соответствующий орган. Но в каких-либо случаях может последовать отказ в возбуждении уголовного дела.
Что делать, если у вас не принимают заявление о преступлении
Зачастую сотрудники правоохранительных органов, например, участковые, не хотят принимать у гражданина заявление о преступлении, уговаривают его ничего не писать, так как это будет «висяк», ссылаются на то, что это не их компетенция.
Помните, отказ в принятии заявления о преступлении незаконен. В таких случаях необходимо обращаться к руководству сотрудника, в Прокуратуру или Службу собственной безопасности.
По факту подачи вами заявления о преступлении должны выдать номер в КУСП.
КУСП — Книга учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Формат и правила ведения регулируются приказом МВД от 29.08.2014 г. № 736, который вводит в действие инструкцию по регистрации на территории РФ обращений граждан о правонарушениях и происшествиях.
Какие сроки на доследственную проверку
В ст. 144 УПК РФ установлен срок — не позднее 3 суток, в которые дознаватель или следователь должен провести доследственную проверку и принять решение о возбуждении уголовного дела по заявлению гражданина. По решению руководителя такой срок может быть увеличен до 10 суток, а затем и до месяца.
- На практике доследственная проверка практически никогда не длится меньше 10 дней.
- По истечению сроков на проверку сотрудником правоохранительного органа выносится постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.
- Если вы не согласны с вынесенным решением, считаете, что сотрудники бездействовали и ваши права не защищены, то необходимо обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела — что делать
Прежде всего необходимо получить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела у того, кто проводил доследственную проверку. Вам необязательно требовать заверенную копию, достаточно просто получить незаверенный текст. Обычно из текста становится понятны причины отказа в возбуждении уголовного дела.
Это могут быть объективные факторы — например, не получено в срок судебно-медицинское заключение, не опрошен тот либо иной очевидец. В таких случаях зачастую постановление об отказе в возбуждении уголовного дела без вашего участия будет отменено прокуратурой, но для ускорения можно написать жалобу на постановление об отказе.
Если же для вас очевидно, что правоохранительный орган ничего не сделал для проверки ваших доводов, если явно видна халатность и волокита, вам необходимо обжаловать постановление об отказе в районной (городской) прокуратуре.
Обжалование отказа в возбуждении уголовного дела
По закону, в соответствии со ст. 124-125 УПК РФ, вы имеете право оспорить решение, подав жалобу в надзирающий орган — прокуратуру либо сразу в суд. Как было сказано выше, если основания для отмены достаточно очевидны — подавайте жалобу в районную прокуратуру. У них ведется такая же статистика по отмененным постановлениям, и они довольно быстро возвращают дело на новую проверку.
Если после неоднократных жалоб постановление не отменено, либо оно уже несколько раз отменялось, но после этого ничего не происходило — подавайте жалобу в суд.
Обычно до первого судебного заседания прокуратура принесет в суд постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, т. к.
если это сделает суд — это будет означать, что прокуратура неэффективно осуществляет надзор за правоохранительными органами.
Срок обжалования отказа в возбуждении уголовного дела законодательством не предусмотрен, также как не существует ограничения по количеству таких отмен. Закон не устанавливает требований к жалобе ни по форме, ни по содержанию.
Однако опротестовывая отказ необходимо указать:
- описание события, которое произошло;
- какие имеются явные признаки преступления;
- какие причины имеются для возбуждения уголовного дела;
- почему вы считаете, что постановление должно быть отменено, а уголовное дело возбуждено;
- возможно, вы указали в заявлении очевидцев, однако они не вызваны и не опрошены;
- возможно, вы приложили доказательства, а они не были изучены;
- правоохранительный орган не сделал тех либо иных действий, которые позволили бы установить очевидцев преступления либо найти виновных.
Желательно не писать много, а лаконично излагать свои мысли, чтобы при прочтении жалобы было понятно, что действительно было совершено преступление, а правоохранительный орган ничего не сделал для защиты ваших пострадавших интересов.
Известны случаи, когда на 8 обжалование районная прокуратура объявляла административное взыскание начальнику ОВД в связи с волокитой по делу, а он в свою очередь, безусловно спросит за такую «эффективную» работу с подчиненного ему сотрудника, который по каким-то причинам не выполняет свои служебные обязанности надлежащим образом.
Постановление об отказе отменено, но ничего не происходит
Часто случается и такое, что постановление о незаконном отказе в возбуждении уголовного дела отменяется, дело несколько раз отправляется на повторную доследственную проверку, однако правоохранительный орган ничего не делает под различными предлогами. Не важны причины этого, будь то коррупционная заинтересованность, неэффективная работа, халатность или некомпетентность, вам необходимо сделать так, чтобы ваше дело стало «токсичным» для правоохранительной системы.
Как это сделать
Достигается это следующим образом. Каждый раз при получении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела вы пишете жалобу: в Генеральную прокуратуру, Администрацию Президента, Уполномоченному по правам человека, в органы представительской власти, всюду, куда можете.
Практически все ведомства позволяют направлять им жалобы через соответствующие формы на сайтах.
Таким образом, вы каждые две недели «веером» рассылать соответствующие жалобы в максимально большее количество государственных органов.
Безусловно эти жалобы должны быть лаконичными, выдержанными, кратко отражать суть произошедшего, повествование должно быть понятным, не допускается голословных утверждений, преувеличении и т. д.
К чему это приведет
Все очень просто: хотя вышеназванные органы и не имеют полномочий по отмене постановления об отказе, они не могут сами принять решение о возбуждении дела. Однако, они перенаправят вашу жалобу с сопроводительной запиской «по инстанции», в итоге все эти документы, жалобы и обращения попадут в материал доследственной проверки.
Материал проверки по вашему заявлению будет полнится соответствующими требованиями различных государственных органов разобраться в произошедшем. Соответственно, на ваше дело со временем будет обращать особое внимание руководство органа, приезжающие проверки из вышестоящих инстанций, а также из прокуратуры. И к определенному моменту не возбудить дело станет просто невозможно.
Данная процедура долгая, зачастую сложная, однако, она действенная.
Обжаловать решения чиновников станет сложнее
Теперь до обращения в суд юрлицам и ИП обязательно нужно будет пожаловаться на решение контрольного органа или действия чиновника в вышестоящий орган власти или руководителю должностного лица. Но ведомственная солидарность может добавить проблем
1 июля 2021 г. вступит в силу Закон о государственном и муниципальном контроле1, который изменит порядок обжалования решений контрольных органов и действий или бездействия должностных лиц. Их обжалование в суде будет возможно только после досудебного обжалования.
Сегодня при несогласии с решением органа власти или действиями должностного лица в большинстве случаев можно сразу обратиться в суд с жалобой и потребовать отменить решение как незаконное или признать действия чиновника противоправными. Лишь по некоторым категориям дел до обращения в суд необходимо подать жалобу в вышестоящий орган власти.
Так, если межрайонная налоговая инспекция неправильно посчитала размер транспортного налога, требуется обратиться в управление налоговой инспекции по региону, и только после отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд.
Обязательное досудебное обжалование применяется по спорам с Росреестром, например в случае отказа в совершении регистрационных действий.
Новый порядок распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рядовые граждане по-прежнему смогут обжаловать решения органов власти и действия чиновников сразу в суд. Кроме того, нововведения коснутся только контрольно-надзорной деятельности, в других сферах споры с властными инстанциями будут решаться по-старому.
Хотя Закон о государственном и муниципальном контроле вступает в силу в июле текущего года, полностью порядок обжалования решений чиновников изменится только 1 января 2023 г.
С этой даты по всем без исключения спорам с органами власти, в том числе с местными, перед обращением в суд необходимо будет подать жалобу в вышестоящий орган.
Лишь после вынесения им решения об отказе в удовлетворении требований можно идти в суд.
Однако по некоторым делам досудебный порядок станет обязательным уже с 1 июля 2021 г., например в области государственного пожарного надзора.
Все виды контроля, для которых досудебный порядок должен применяться уже в этом году, Правительство РФ определило в Постановлении от 28 апреля 2021 г. № 663.
В перечень включены 62 вида федерального госконтроля (надзора), который осуществляют 19 ведомств, в том числе ФНС, ФССП, МЧС, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Росреестр, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минпромторг, Рособрнадзор и др.
Закон устанавливает срок подачи жалобы на решение органа власти или действия его должностного лица – 30 дней. Этот срок исчисляется с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Более короткий срок установлен для обжалования предписаний контролирующих органов – 10 рабочих дней с момента получения предписания.
Пропуск срока подачи досудебной жалобы не дает права на обращение в суд. Все равно ее прежде придется направить и получить решение об отказе в рассмотрении жалобы из-за несвоевременной подачи. При этом для суда не будет иметь значения, по какой причине истец опоздал. Он может оценивать уважительность причин пропуска срока обращения в суд, но не в какие-либо другие органы.
Поэтому главное – подтвердить соблюдение досудебного порядка.
Жалобы вышестоящему должностному лицу отныне должны подаваться только в электронном виде – еще одно существенное нововведение. Это можно сделать через федеральный или региональный портал госуслуг.
Жалобу обязательно нужно подписать электронной подписью, причем юридические лица должны использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Сейчас почти у всех коммерческих организаций такая подпись оформлена.
У индивидуальных предпринимателей проблем также не возникнет, поскольку они могут обращаться с жалобами на решения контролирующих органов со своих аккаунтов физических лиц на портале госуслуг.
Жалоба всегда подается в адрес вышестоящего органа или должностного лица. Например, при оспаривании действий пожарного инспектора жалоба будет рассматриваться руководителем территориального органа МЧС России, в котором этот инспектор работает.
Чтобы жалоба была принята, в ней необходимо указать:
- наименование органа власти или должностного лица, чьи действия обжалуются;
- Ф.И.О. или наименование заявителя, его место жительства или юридический адрес;
- если жалоба подается представителем – сведения о нем и доверенности;
- какие именно решения или действия обжалуются;
- доводы заявителя;
- его требования.
Заявитель не должен доказывать незаконность обжалуемых решений или действий. Бремя доказывания возлагается на орган или должностное лицо, на которых жалуется заявитель.
К жалобе можно прикладывать документы. Во время ее рассмотрения у заявителя могут запросить дополнительные материалы. При этом установлен запрет на истребование у заявителей документов, которые имеются в распоряжении органов власти.
Правила рассмотрения жалобы могут различаться в зависимости от сферы контроля, так как они должны предусматриваться в положениях о порядке контрольной деятельности уполномоченных органов, а в каждой сфере имеется свое такое положение. Именно в этих положениях будут установлены сроки рассмотрения жалоб – они не могут быть больше 20 рабочих дней.
Очевидным достоинством преобразований является приведение к единству досудебного порядка обжалования решений государственных органов и действий их должностных лиц. Теперь процедура подачи всех жалоб руководству чиновников и порядок их рассмотрения регулируются одним законом.
Это очень удобно: не нужно перечитывать многочисленные разрозненные законы и постановления, чтобы понять, как и куда обращаться с жалобой. И все же необходимость оперирования несколькими нормативными документами отчасти сохранится.
В любом случае потребуется обращаться к положениям о конкретных видах государственного контроля – в основном в них будут содержаться правовые нормы о досудебном оспаривании.
Добавит комфорта электронное взаимодействие с государственными органами. Однако ощутимым недостатком могут стать последствия ведомственной солидарности. Как показывает практика, руководство редко отменяет решения своих подчиненных.
В таких случаях для восстановления нарушенных прав все равно придется обращаться в суд.
И тут досудебное обжалование лишь задержит решение проблем, приведет к затруднениям при судебном рассмотрении дела из-за давности событий и меньшей эффективности защиты прав.
В заключение рекомендуем всем, на кого распространяются изменения, уже сейчас задуматься о создании и настройке личного кабинета гражданина или юридического лица на портале госуслуг. При частом взаимодействии с региональными и местными контролирующими органами следует организовать работу с региональным порталом государственных и муниципальных услуг.
1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
С 1 июля вводится обязательное досудебное обжалование для отдельных видов государственного контроля
С 1 июля досудебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обязателен для отдельных видов контроля (надзора), в том числе для федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
В рамках досудебного обжалования аккредитованному лицу предоставлена возможность взаимодействовать с Росаккредитацией в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).
Это сокращает время рассмотрение жалобы (не более 20 рабочих дней), делает взаимодействие заявителя и ведомства удобным и прозрачным.
Основанием для жалобы может быть нарушение процедуры проверки и (или) порядка ее назначения, а также несогласие проверяемого с мерами, назначенными в отношении него контролирующим органом, нарушениями, отраженными в акте проверки, действиями должностного лица в рамках проверки.
Подать обращение для досудебного обжалования можно на ЕПГУ с помощью сервиса «Жалоба на решение контрольного органа». Для этого нужно авторизоваться на портале, заполнить форму с указанием номера проверки из Единого реестра проверок или раздела личного кабинета ЕПГУ «Контроль и надзор», отправить жалобу, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью.
Жалоба будет рассмотрена руководителем (заместителем руководителя) контрольного органа, проводившего проверку. Этапы рассмотрения жалобы можно отслеживать в личном кабинете ЕПГУ. Оповещение о результате рассмотрения и соответствующем решении направляются также в личный кабинет на портале и на электронную почту, указанную заявителем.
До 30 июня 2021 г. Росаккредитация в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2020 г.
№ 1108 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц» принимала участие в эксперименте по цифровизации процедуры досудебного обжалования контрольно-надзорной деятельности.
Полный перечень видов контроля для обязательного досудебного обжалования определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. № 663. Порядок досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов установлен федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Как оспорить в суде действия или бездействие органов государственной власти
В указанных целях нужно обращаться прежде всего к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений (ст. 1, 2).
В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:
- нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
- акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
- решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).
- Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.
- Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ.
- На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
- Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2021 год, гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.
Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.
Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу (ст. 46). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.
Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках (ст. 42).
Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле (ст. 37, 38, 45).
- Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование (глава 6).
- В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).
- Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).
При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать (ст. 62).
Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств (ст. 63), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.
- Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
- По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца (глава 7).
- Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.
О процессуальных нарушениях, допускаемых прокурором при рассмотрении жалоб, поданных заявителями или их адвокатами в порядке ст. 124 упк рф
УПК РФ предусматривает возможность обжалования действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора как во внесудебном (ст. 124 УПК РФ), так и в судебном (ст. 125 УПК РФ) порядке.
Руководствуясь не тем законом
Процессуальный порядок такого внесудебного обжалования установлен ст. 124 УПК РФ. В ч. 1 этой статьи предусмотрено, что прокурор рассматривает данные жалобы в трехдневный срок со дня их получения, а в исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, – в срок до десяти суток, о чем обязательно извещается заявитель.
Кроме того, ч. 2 ст. 124 УПК РФ закрепляет, что по результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
Однако на практике адвокаты сталкиваются с тем, что работники прокуратуры рассматривают такие жалобы не в рамках УПК РФ, а в рамках Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Отсюда никаких постановлений об удовлетворении жалобы полностью или в части либо об отказе в удовлетворении жалобы не выносится, а ответ поступает заявителю не в трехдневный срок с возможностью продления его до десяти дней при обязательном уведомлении об этом заявителя, а в тридцатидневный срок, установленный ч. 1 ст. 12 указанного закона, в форме ответа на обращение.
При этом работники прокуратуры, занимаясь жалобами заявителей в порядке ст. 124 УПК РФ, руководствуются положениями Приказа Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».
Противоречия судебной практики
Все это является грубейшим нарушением положений УПК РФ, о чем свидетельствуют некоторые примеры из судебной практики.
Так, в Апелляционном постановлении Московского городского суда от 11 апреля 2016 г. по делу № 10-5092/2016 указано, что суд первой инстанции «обоснованно указал, что жалоба П.
от 02 сентября 2015 года рассмотрена с нарушение сроков, предусмотренных ч. 1 ст. 124 УПК РФ, кроме того, в нарушение ч. 2 ст.
124 УПК РФ постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении прокурором не вынесено и в суд первой инстанции не представлено».
В Апелляционном определении Московского городского суда от 24 декабря 2014 г.
по делу № 33-41946/14 указано: «…разрешая спор по существу и удовлетворяя требования заявителя, суд правильно руководствовался тем, что жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, поданная прокурору, должна быть рассмотрена в порядке ст.
124 УПК РФ, при этом рассмотрение указанных жалоб в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ № 45 от 30 января 2013 г., законом не предусмотрено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку рассмотрение жалобы заявителя на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации является незаконным и противоречит требованиям ч. 5 ст. 148 и ст. 124 УПК РФ».
Однако существует и судебная практика, где такой подход органов прокуратуры признается законным и обоснованным, а доводы заявителя и его адвокатов – несостоятельными.
Например, в Апелляционном постановлении Московского областного суда от 9 марта 2017 г. по делу № 22К-1563/2017 указано, что «судом первой инстанции проверены доводы жалобы, исследованы представленные на судебную проверку материалы, выслушаны объяснение заявителя и мнение прокурора.
При этом суд, по мнению суда апелляционной инстанции, правильно не нашел оснований для признания оспариваемых действий незаконными, установив, что обращение адвоката было рассмотрено и.о.
начальника отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью ОВД прокуратуры Московской области в установленные законом порядке и сроки, о чем заявителю дан ответ».
Доводы защиты
Защитник должен надлежащим образом реагировать на такие нарушения.
Прежде всего необходимо обжаловать действия (бездействие) нижестоящего прокурора вышестоящему в порядке ст. 124 УПК РФ, а также в суд в порядке ст. 125 УПК РФ. В жалобах следует обращать внимание указанных органов на следующие факты:
- нельзя применять к уголовно-процессуальным отношениям положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации;
- жалоба по своей форме и буквальному содержанию со ссылками на нормы УПК РФ и с формулировками заявленных требований ясно и однозначно свидетельствует о том, что волеизъявление ее заявителя направлено на обжалование действий (бездействия) должностных лиц в рамках уголовного судопроизводства вышестоящему должностному лицу в порядке ст. 124 УПК РФ, а не на ее рассмотрение в качестве вне процессуального обращения;
- рассмотрение жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ вышестоящими должностными лицами предусматривает такую же процедуру, что и нижестоящими, а именно: сокращенные сроки для рассмотрения (в течение трех суток, либо продление до десяти суток, если необходимо истребовать дополнительные материалы, с обязательным уведомлением заявителя в исключительных обстоятельствах), а также обязательное вынесение постановления об удовлетворении жалобы заявителя полностью или в части либо об отказе в ее удовлетворении;
- суд, прокурор, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ (ч. 1 ст. 7 УПК РФ).
Если в практике адвоката возникают ситуации, когда процедура рассмотрения жалоб заявителя в порядке ст.
124 УПК РФ должностными лицами уголовного судопроизводства игнорируется, необходимо обращать внимание судов и вышестоящих должностных лиц на указанные нарушения и помнить, что сроки и процедуры в уголовном судопроизводстве являются краеугольным камнем, без которого предписанное ст. 6 УПК РФ назначение уголовного процесса потеряет всякий смысл.