Обучение с отрывом от производства

Главная страница » 1С ЗУП » ОТПУСКА И КОМАНДИРОВКИ » Отсутствие с сохранением оплаты » Регистрация и оплата периода повышения квалификации

Сотрудник приказом руководителя направлен на повышение квалификации в этом же городе с отрывом от производства в течение одной рабочей недели.

Рассмотрим, как отразить этот период в ЗУП 3, чтобы у сотрудника во время повышения квалификации в табеле стоял правильный код (ПК) и начислялся средний заработок за время учебы.

С точки зрения законодательства существует несколько нюансов отображения периода повышения квалификации с отрывом от производства:

  • Период повышения квалификации должен быть оплачен по среднему заработку.
  • Ст. 187 ТК РФ: «При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы
  • Период повышения квалификации в табеле учета рабочего времени отражается:
    • кодом ПК — в той же местности;
    • кодом ПМ – при направлении на обучение в другую местность.
  • Период повышения квалификации с отрывом от производства в форме СЗВ-СТАЖ отражается кодом КВАЛИФ.
  • В ЗУП 3 период повышения квалификации отражается документом Отсутствие с сохранением оплаты.
  • Необходимо настроить новое начисление для оплаты периода повышения квалификации в той же местности:
  • На вкладке Основное:
  • В поле Назначение начисления указать Оплата времени сохраняемого среднего заработка;
  • В поле Начисление выполняется нужно выбрать По отдельному документу, ниже будет указан Вид документаОтсутствие с сохранением оплаты.

Обучение с отрывом от производства

На вкладке Учет времени:

  • В поле Вид времени выбрать Повышение квалификации;
  • В поле Вид стажа ПФРПовышение квалификации с отрывом от производства.

Обучение с отрывом от производства

Затем следует провести начисление документом Отсутствие с сохранением оплаты. Создать документ можно через меню Кадры – Все кадровые документы – Отсутствие с сохранением оплаты.

  1. В документе выберем Вид отсутствияПовышение квалификации и указать период обучения:
  2. Обучение с отрывом от производства
  3. На вкладке Оплата в поле Начисление автоматически подберется созданное начисление, а также отображается Средний заработок:
  4. Обучение с отрывом от производства
  5. На вкладке Начислено отражается можно посмотреть подробности расчета:
  6. Обучение с отрывом от производства

Сумма оплаты за период повышения квалификации:

  • 1 453,43 (сумма среднедневного заработка) * 5 (количество дней) = 7 282,15 руб.

Для сотрудников с суммированным учетом рабочего времени расчет будет происходить исходя из среднечасового заработка и количества рабочих часов, приходящихся на указанный в документе период.

Подробный разбор — см. в видео:

Обучение с отрывом от производства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Помогла статья? Оцените её

(4

Методы обучения персонала

Любая компания вынуждена вести деятельность в напряжённой внешнеполитической и экономической обстановке. В контексте продолжающейся пандемии проблема сохранения в организации устойчивости, конкурентной позиции и прибыльности обуславливает особую актуальность.

В борьбе за выживание обычно лидируют фирмы, которые изначально уделяли особое внимание обучению, развитию и поддержке персонала. Руководители многих крупных корпораций подчёркивают важность инвестирования в повышение квалификации собственных сотрудников. Оно помогает создать дружную и сплочённую команду профессионалов.

Потому что сотрудники – это главный актив фирмы, от которых зависит 90 % успешности бизнеса в целом.

Организация обучения персонала в компаниях

Систематическое обучение и развитие персонала помогает руководителю выработать деловые качества у каждого отдельного работника. А это в свою очередь позволяет легче и эффективнее решать ежедневные бизнес-задачи компании.

Выделяют два вида обучения: узкоспециальное и корпоративное.

Также обучение можно разделить иначе:

  • профессиональная переподготовка работников;
  • повышение квалификации опытных сотрудников;
  • развитие качеств личности (например, лидерство, командообразование, стрессоустойчивость и др.).

Независимо от видов и форм, учебный процесс организуют разными способами.

Одни компании приглашают сторонних преподавателей, тренеров, бизнес-коучей, другие привлекают собственных менеджеров по обучению.

Средние и малые фирмы часто используют в своей практике смешанные виды обучения, крупные предприятия предпочитают вкладываться в создание собственных учебных центров или корпоративных университетов.

Одним из самых актуальных и перспективных направлений давно стало дистанционное обучение, когда сотрудники слушают лекции в удалённом режиме, участвуют в онлайн-семинарах, решают задания и сдают экзамены при помощи электронных средств обучения. По окончании учебы они обычно получают официальный документ о переподготовке или повышении квалификации.

Методы обучения сотрудников

Обучение с отрывом от производства

Слово «метод» переводится с греческого языка как «путь к познанию». В узком смысле термин подразумевает обоснованный способ или подход, используемый для выполнения производственных целей. Так, методы обучения персонала обуславливают повышение рабочего потенциала сотрудников.

В российскую практику активно внедряются западные методы, к которым относятся дистанционное и модульное обучение, деловая игра, рабочие группы, обучение действием и пр.

Они отличаются:

  • универсальностью;
  • удобством применения;
  • ускорением процесса получения знаний и навыков;
  • ориентированностью на разный уровень подготовки персонала;
  • поддержанием постоянной обратной связи с наставником.

Поэтому современные методы постепенно вытесняют такие отечественные традиционные формы, как лекция в аудитории, семинары с преподавателем, самостоятельное решение заданий.

Классификация методов обучения

Методы по степени активности делятся на:

  • активные, которые требуют от участников максимального присутствия и отдачу (например, деловая игра, мозговой штурм, сторителлинг);
  • пассивные, использование которых на занятии подразумевает усвоение информации с помощью слушания, наблюдения, размышления (например, методы Shadowing, Secondment).

Обучающие методы могут применяться не только на отдельном занятии в учебном центре, но и внутри рабочего процесса, в ходе выполнения текущих обязанностей.

Сравнивать методы между собой и пытаться определить, какой из них более эффективный, а какой менее, некорректно. Каждый приём и технология ставят перед собой задачу решить проблему, которая ухудшает положение дел в организации. Поэтому ещё на этапе проектирования программы методист или преподаватель обязаны тщательно изучить назначение используемого ими метода.

Современные формы и методы обучения персонала

Обучение с отрывом от производства

Видеообучение представляет собой набор систематизированных уроков, снятых с помощью видеокамеры или специализированной программы, записывающей ход занятия с экрана монитора. Видеообучение часто используется для самообразования.

У большинства людей зрительное восприятие развито сильнее, чем слуховое. Поэтому видеозапись помогает наглядно и продуктивно обучаться различным дисциплинам. В сочетании с другими методами, например с обсуждением, решением практических кейсов, видеообучение позволяет быстро и успешно усвоить большой объём информации даже без отрыва от производства.

Модуль – это отдельный блок или тема в составе большой системы, представляющий собой полноценный и функционально завершённый продукт.

Он обеспечивает реализацию каких-либо целевых функций самостоятельно либо в составе других модулей. Направлен на развитие конкретных знаний, умений и навыков.

При разработке модулей программы методисты и преподаватели определяют отдельные цели и задачи для каждого из них.

Преимущество метода заключается в том, что он обладает гибкостью, то есть возможностью менять местами последовательность применения и подстраиваться под запросы обучающихся.

Кейсовый метод представляет собой ситуационный анализ деятельности. Данный инструмент обучения предназначен для разбора реальных практических бизнес-процессов на предприятии. Перед слушателями ставят цель разобраться и описать сущность конкретной проблемы, разработать всевозможные способы решения.

Главное отличие кейсов от других методов – это практикоориентированный подход.

Деловая игра – это метод моделирования (копирования) деловой проблемной ситуации, где руководители и специалисты вынуждены принимать решение для её устранения. Она осуществляется по заранее определённым правилам и в режиме активного диалога между участниками игры. Сюжетом деловых игр часто становятся конфликтные ситуации на рабочем месте, информационная неопределённость и др.

После проведения игры, как правило, следует подробный разбор с разъяснениями преподавателя. Для более наглядного усвоения материала часто используют видеозаписи.

Кстати, в УЦ «Что делать Квалификация» деловые игры регулярно проводит сертифицированный бизнес-тренер, эксперт по управлению персоналом Ирина Лялина.

Метод мозгового штурма предполагает активное решение задач участниками группы. За определённый промежуток времени они должны выдвинуть максимальное количество идей и способов разрешения поставленной перед ними проблемы. Затем из всех вариантов выбрать наиболее успешный и реалистичный.

Название метода произошло от английской фразы story telling – «пересказ историй». Сущность метода заключается в том, что говорящий должен рассказать захватывающую и интересную историю из жизни компании. Это облегчает понимание сути происходящих процессов, освобождает от монотонной передачи информации, поддерживает интерес аудитории.

Данный метод также пришёл к нам из-за рубежа и более известен как аction learning. Обучение в рабочих группах проводится чаще всего без отрыва от производства. Метод обучения действием предполагает передачу знаний, умений и навыков непосредственно при выполнении задания. В основе этого метода лежит практическая тренировка с опорой на знания опытного наставника.

Преимущество данного подхода заключается в том, что индивид или целая группа обучается конкретной деятельности через собственный опыт.

Баскет-метод подразумевает создание для обучающихся ситуации, максимально приближённой к реальности. Ученик или целая группа должны взять на себя повседневные полномочия определённого сотрудника организации (это может быть и стороння компания) и разобрать все его текущие дела: телефонные звонки, переговоры, встречи, приведение в порядок деловых бумаг.

Метод развивает способность систематизировать, анализировать и отбирать информацию с учётом сроков и важности, а также решать различные проблемные ситуации.

Читайте также:  Возврат товара: заказала полукруглый диван через мебельный магазин города Ноябрьск

Название данного метода дословно означает «быть чьей-то тенью». Его схема состоит в следующем: одному из сотрудников компании предлагают в течение нескольких дней побыть «тенью» руководителя.

В течение этого периода работник наблюдает повседневную деятельность менеджера высшего звена, знакомится с особенностями его работы, анализирует поведение и т. д. По завершении работы с сотрудником беседуют и закрепляют усвоенные знания с помощью заданий.

Метод часто используется перед планируемым повышением человека в должности, а также в процессе адаптации новых работников.

  • Метод Secondment
  • Метод пришел к нам из английских компаний и дословно переводится как «командирование». Суть его состоит в том, что работника или группу отправляют в командировку в другое подразделение или дочерний филиал организации. В результате сотрудники осваивают различные знания, методики и технологии работы в других департаментах своей компании. Кроме этого, работники повышают личностное развитие, учатся командной работе, улучшают коммуникационные навыки и межличностное общение.

Полный перечень методик обучения насчитывает несколько десятков, и у каждой из них существует определённая направленность на решение конкретных рабочих задач.

Обучение персонала в учебном центре «Что делать Квалификация»

Обучение с отрывом от производства

Сотрудники УЦ «Что делать Квалификация» проводят корпоративное обучение сотрудников организаций любых масштабов, используя новейшие методы развития персонала. Наши преподаватели регулярно разрабатывают обучающие программы, которые помогли многим Клиентам освоить интересную профессию, повысить уровень знаний, пройти профессиональную переподготовку и в итоге получить высокооплачиваемую должность.

Мы обучаем самым актуальным направлениям: бухгалтерский и кадровый учёт, налогообложение, внешнеэкономическая деятельность, государственные закупки, менеджмент организации. Наши программы отвечают современным запросам, которые предъявляют руководители передовых компаний потенциальным претендентам. Мы учитываем требования стандартов РФ к отдельным видам должностей.

Цель обучения

Обучение персонала на наших курсах и других мероприятиях – это оптимальный способ быстро и качественно обучить, развить и сплотить свою команду, укрепить рыночные позиции, повысить конкурентоспособность, избежать расходы на поиск новых кадров. Вклад в обучение работников позволяет предотвратить производственные риски и штрафы от контролирующих органов.

Особенности обучения у нас

  • Применяем современные методы обучения

Проектируя программы по каждому отельному направлению обучения, мы ставим перед собой задачу максимально развить потенциал каждого отдельного работника. Для этого используем новейшие и проверенные методы работы, позволяющие достичь поставленных задач в максимально короткое время.

  • У нас занятия полностью практические

На наших занятиях нет скучных и монотонных лекций с непонятной терминологией. Обучающиеся решают практические задания, разбирают реальные ситуации, происходящие в организациях. После прохождения обучения любой работник может использовать полученную информацию в качестве шпаргалок и уже на следующий день применить их в работе.

  • Используем системный подход

Чтобы получить знания в определённой сфере, необходимо переработать большой объём учебной информации. Часто это становится трудоёмким и неэффективным занятием, отрывает от работы и вообще занимает много времени. Мы специально подобрали и систематизировали для вас все необходимые знания, а наши преподаватели проводят на их основе интересные и познавательные занятия.

Все обучающиеся у нас сотрудники получают дополнительный эффект от обучения – повышение своей мотивации. Она способствует в дальнейшем командному сплочению, принятию целей и ценностей организации. После прохождения курса мы часто отмечаем повышение лояльности работников и рост ответственности за результат своей работы.

Как записаться на обучение

Чтобы записаться на обучение персонала, заполните форму для обратной связи на нашем сайте или позвоните по телефону +7 (495) 974-73-74.

Оператор подробно расскажет об обучении и проконсультирует по дальнейшим действиям.

Можно ли направлять работников на дистанционные курсы во время их отпуска?

Обучение с отрывом от производства

  • Насколько правомочна ситуация, когда работник проходит дистанционный образовательный курс во время своего ежегодного оплачиваемого отпуска, при условии, что работодатель направил работника на эти курсы?
  • Публикация посвящена Дню Конституции РФ.
  • Информация актуальна слушателям, осваивающим программы дополнительного профессионального образования
  • Курсы профессиональной переподготовки,
  • Курсы повышения квалификации

На практике часто встречается ситуация, когда работодатель отправляет своих сотрудников на дистанционные курсы повышения квалификации во время их отпуска. Важно иметь ввиду, что прохождение того или иного курса повышения квалификации во время отпуска может быть инициативой либо самого работника, либо работодателя.

В данном случае, рассмотрим ситуацию, когда на дистанционный курс направляет именно работодатель.

Случаи, когда прохождение дистанционных курсов повышения квалификации необходимо для работника

Существует две основные ситуации, когда работник обязан проходить курсы повышения квалификации.

Первая ситуация: требования закона о прохождении курсов повышения квалификации

Для определённых категорий работников и профессий законодательство и отраслевые нормативно-правовые акты, например, приказы министерств и федеральных ведомств, предусматривают обязательность прохождения курсов дополнительного профессионального образования.

Например, обязаны по закону повышать свою квалификацию следующие категории специалистов:

  • медицинские работники,
  • педагоги,
  • инженерно-технические работники (ИТР) в области строительства, проектирования и инженерных изысканий,
  • специалисты по охране труда,
  • работники автотранспортной сферы
  • и другие.

Контролирующие органы обязательно проверяют наличие документов о прохождении курсов. Если работники не прошли обязательные курсы, то работодателя ожидает штраф и предписание о направлении работника на обучение.

В таких случаях, если работодатель пытается искать правду в судах, то он в основном проигрывает.

Для ознакомления с судебной практикой пройдите на главной странице пресс-центра по публикациям с хеш-тегами #суд 

Вторая ситуация: работодатель сам желает, чтобы работник прошёл обучение

Во многих организациях существует свой корпоративный университет, в котором сотрудники компании проходят периодическое обучение. Менеджер по обучению (T&D – manager) определяет потребности в обучении, составляет перечень курсов для каждого сотрудника.

В список этих курсов часто попадают дистанционные курсы, которые можно освоить через интернет. Такой формат курсов очень удобен для работодателя и для самого работника.

Почему нельзя отправлять сотрудников на обучение во время ежегодного отпуска?

Работодателю нельзя требовать от работников, чтобы они во время нахождения в ежегодно оплачиваемом отпуске проходили дистанционные курсы повышения квалификации. И конечно же, нельзя наказывать работника, если он не прошёл эти курсы, находясь в отпуске.

Обучение с отрывом от производства

В любом случае, такие требования нарушают конституционное право на отдых (статья 37 Конституции РФ). Данное право на отдых реализуется в Трудовом кодексе (ТК РФ) в статье 21 и статье 107 в виде ежегодных оплачиваемых отпусков.

В статье 106 ТК РФ также даётся определение понятию «время отдыха». Согласно этому определению, таковым временем признается тот временной период, когда работник освобождён от исполнения трудовых обязанностей. В этот промежуток времени он может использовать по своему усмотрению.

Таким образом, нельзя отправлять работника на дистанционные курсы повышения квалификации во время его ежегодного оплачиваемого отпуска.

Отозвать работника из отпуска для прохождения дистанционного курса

Единственный выход для работодателя – это отозвать работника из отпуска для прохождения обучения на дистанционных курсах. Отозвать можно лишь с согласия самого работника. Неиспользованный отпуск при этом нужно перенести на другой период в течение этого или следующего года.

О том, что работник может через суд потребовать компенсации за неиспользованный отпуск за весь период работы в компании, читайте в нашей предыдущей публикации.

В любом случае обучение тоже входит в трудовую деятельность, и оно должно также оплачиваться, как и любой труд. При этом играет роль в каком формате проходит обучение: с отрывом от работы или без отрыва.

Дистанционное обучение сотрудников с отрывом от работы и без отрыва

Дистанционный курс повышения квалификации работник может осваивать в рабочее время вне места работы. В таком случае это обучение является обучением с отрывом от работы, при котором, согласно статье 187 Трудового кодекса РФ, за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Если обучение проходит на рабочем месте, тот тут речь идёт об обучении без отрыва от работы.

Если обучение проходит по окончании рабочего дня, то этот вариант рассматривается как сверхурочная работа. Напомним, что Конституционный суд чётко определил, как должна оплачиваться сверхурочная работа. Об этом читайте предыдущую публикацию.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Обучение за счет работодателя по ТК РФ

Бизнес – это, прежде всего, люди, поэтому руководители престижных компаний заботятся о постоянном повышении квалификации своих сотрудников. Обучение за счет работодателя – довольно частое явление, так как вклад в образование сотрудника – выгодная инвестиция.

Обучение сотрудника за счет работодателя по ТК РФ

В статье 196 ТК указано, что решение об оплате профессионального обучения сотрудника принимает работодатель. Руководитель также вправе самостоятельно определять условия и порядок учебы. Все принятые правила нужно зафиксировать в коллективном договоре и прочих внутренних актах.

Нужно ли удерживать НДФЛ при оплате организацией стоимости обучения сотрудника?

В большинстве случаев обучение работников – право, но не обязанность работодателя. Однако существуют исключения, оговоренные в части 4 статьи 196 ТК. Работодатель должен организовать профессиональное обучение некоторым категориям сотрудников:

  • Медицинским сотрудникам (статья 79 ФЗ №323).
  • Гражданским работникам (статьи 48 и 62 ФЗ №72).
  • Нотариусам и их помощникам (статья 30 Основ закона «О нотариате»).
  • Аудиторам (статья 11 ФЗ №307).
Читайте также:  Плата на содержание несовершеннолетнего ребёнка

Работодатель обязан организовать обучение и в том случае, если это считается условием продолжения деятельности служащего.

Виды расходов работодателя на обучение

Условия, на которых происходит оплата обучения, фиксируются в следующих документах:

  • Коллективный договор.
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору.
  • Отдельный договор об обучении.

Обязанность фиксации условий обучения прописана в статьях 196 и 199 ТК РФ.

Учеба сотрудника, оплачиваемая работодателем, подразделяется на три основных вида:

  • Основная профессиональная.
  • Дополнительная.
  • Профессиональное обучение.

Данная классификация указана в статьях 10, 73, 76 ФЗ №273. От вида обучения зависит начисление компенсаций, а также гарантии, предоставляемые работнику. Учеба может проводиться без отрыва от работы.

В обратном случае работодатель сохраняет за работником его среднюю зарплату и должность.

Если место учебы находится в другой местности, организация начисляет работнику командировочные по стандартной схеме (статья 187 ТК РФ).

Гарантии, предоставляемые обучающемуся служащему, перечислены в статьях 173-176, 187 ТК РФ:

  • Оплата дополнительного отпуска, предоставляемого при обучении.
  • Компенсация транспортных расходов, связанных с проездом в учебное учреждение.
  • За работником остается его средняя зарплата.

Каждая операция, связанная с оформлением и оплатой обучения, должна быть подтверждена первичной документацией (часть 1 статьи 9 ФЗ №402). Также необходимо подтвердить факт того, что образовательная услуга была получена.

Для этого подходит акт, на котором ставит подписи работодатель и представитель учебного учреждения. Главное требование к подтверждающему документу –наличие всех реквизитов. Подтверждением оказания услуги являются документы об образовании.

К примеру, диплом.

Какие суммы компенсировать (выплатить) работнику, с которым заключен ученический договор?

Правила и особенности отработки за обучение

ВАЖНО! Образец приказа о направлении на обучение от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Оплата обучения – своеобразная инвестиция работодателя. То есть, руководитель рассчитывает получить бонусы с данной операции в перспективе. Это вовсе не проявление альтруизма работодателя.

Однако легко представима ситуация, в которой руководитель вкладывается, но ничего не получает из-за неблагодарного сотрудника. Работник, после прохождения обучения, вполне может уволиться и устроиться в другую компанию с обновленным за чужой счет профессиональным багажом.

Как этого не допустить? Работодатель может указать в договоре обязанность отработки за обучение. То есть, сотрудник, повысивший свою квалификацию за счет компании, не может просто так уйти. Он обязуется отработать определенный срок.

Возможность постановки такого условия оговорена в статье 197 и 199 ТК.

Если сотрудник отказывается от обязательной отработки, он обязан возместить расходы работодателя на оплату образовательной услуги.

Данное правило прописано в статьях 207 и 249 ТК РФ. Для защиты своих интересов руководитель должен правильно оформить соглашение с сотрудником.

Юридическое оформление отработки

Руководитель не может обязать сотрудника отрабатывать свои расходы на основании одного лишь приказа о направлении служащего на обучение. Для этого понадобится указать условие отработки в одном из следующих документов:

  • Трудовом договоре.
  • Дополнительном соглашении.
  • Ученическом договоре.

В документе обязательно нужно указать следующую информацию:

  • Специальность или направление обучения.
  • Сроки и стоимость образовательной услуги.
  • Обязанность отработки или компенсации расходов работодателя.

Срок отработки определяется в индивидуальном порядке. Он может составлять как несколько месяцев, так и несколько лет. Все зависит от договоренностей между руководителем и сотрудником. Обычно срок определяется на основании следующих факторов:

  • Стоимости образовательной услуги.
  • Ценности получаемых знаний.
  • Продолжительности обучения.

Сроки обязательно фиксируются в соглашении между сторонами.

Особенности взыскания расходов с сотрудника при увольнении

С сотрудника можно взыскать расходы за предоставленную ранее образовательную услугу только в том случае, если он увольняется по неуважительной причине. Данное правило оговорено статьями 207 и 249 ТК РФ.

Однако в законе не уточнены причины, которые могут считаться уважительными или неуважительными. Данные нюансы определяются на основании существующей судебной практики.

К примеру, уважительными причинами увольнения считаются:

  • Сокращение штата.
  • Работник получил медицинское заключение, по которому он не может продолжать работать на прежней должности, но работодатель не может предоставить подходящую должность.
  • Призыв работника на военную службу.

Неуважительная причина в данном контексте – самовольная инициатива работника или его виновные действия.

Учет расходов на обучение

Расходы на обучение принимаются к налоговому учету на основании статьи 264 НК. Однако их учет выполняется только при выполнении некоторых условий (Письмо Минфина от 23 марта 2009 года):

  • Образовательная услуга оплачивается в интересах компании, такие расходы экономически целесообразны.
  • Сотрудник проходит обучение в компании со всеми необходимыми лицензиями.
  • Служащий работает на основании трудового договора.

Для учета важно подтвердить все затраты на обучение. Для этого понадобятся следующие документы (Письмо Минфина от 9 ноября 2012 года):

  • Договор с учебным учреждением.
  • Приказ руководителя о направлении служащего на учебу.
  • Образовательная программа, в которой прописано количество учебных часов.
  • Акт об оказании образовательной услуги.
  • Копия документа о прохождении обучения (к примеру, аттестат).

ВАЖНО! Если обучение сотрудника не сулит компании экономическую прибыль, проводится в интересах самого работника, то сопутствующие расходы не учитываются при расчете налога на прибыль. То есть уменьшить налогооблагаемую базу не получится.

Для снижения налогооблагаемой базы важно доказать две вещи: экономическую выгоду предприятия от обучения работника и связь образовательной услуги и деятельности компании. К примеру, если организация занимается грузоперевозками, а сотрудник направляется на обучение макияжу, такие расходы на налогооблагаемую базу не повлияют.

Как отразить в бухучете компенсацию стоимости обучения за счет работодателя при увольнении работника?

Работодателю и работнику, бух. учет и оформление обучения на работе — Институт Психотерапии и Клинической Психологии "ИПиКП"

Организация повышения квалификации и переподготовки.

В соответствии с приказом от 1 июля 2013 г. n 499 об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам

Повышение квалификации проводится в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. ( п 2.8. Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ (утв. приказом Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. № 1221   )

Обязательное обучение. Работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. Эта норма установлена ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса

Обучение по инициативе работодателя. В соответствии с ч. 1 ст. 196 ТК РФ необходимость повышения квалификации  кадров для собственных нужд определяет работодатель. При этом, коллективным договором или трудовым договором, определяются условия и порядок повышения квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ)

Согласно п. 7 Типового положения обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения обучения работниками определенных профессий и специальностей устанавливает работодатель в локальном нормативном акте

 п. 7 Типового положения регламентирует виды обучения при повышении квалификации:

Все дополнительные профессиональные образовательные программы образовательные учреждения повышения квалификации разрабатывают самостоятельно с учетом потребностей и особых пожеланий заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности) (абз. 2 п. 42 Типового положения)

Формы повышения квалификации и гарантии работникам

Согласно п. 41 Типового положения повышение квалификации может проводиться:

Сохранение рабочего места и среднего заработка. Согласно ст. 187 Трудового кодекса при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы

Командировка для повышения квалификации. Если же сотрудник направлен на учебу в другую местность, ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Кроме того, за все время нахождения сотрудника в командировке ему следует выплачивать средний заработок (ст. 187 ТК РФ).

Без отрыва от работы- работник повышает квалификацию работая (или с частичным отрывом), он получает заработную плату за фактически отработанное время.

В случае если работник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст.

91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

Где проводится обучение

Повышение квалификации может проходить либо в самой организации, либо в образовательных учреждениях повышения квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Согласно п. 8 Типового положения к ним относятся:

Роструд о повышении квалификации с частичным отрывом от производства | Кадровик-практик

На практике встречаются случаи, когда работник повышает квалификацию с частичным отрывом от производства, то есть в один день и работает, и учится, например, по 4 часа. У работодателей возникают вопросы и сомнения по поводу того, как оформить данное повышение квалификации, как отразить в табеле и оплатить.

Роструд рассмотрел эту ситуацию и отметил, что трудовым законодательством не урегулирован случай повышения квалификации с частичным отрывом от производства, только с отрывом от производства либо без отрыва.

Читайте также:  Я купил сигнализацию с обратной связью, проблема

При направлении работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

При обучении работника без отрыва от производства и с частичным отрывом от производства (что имеет место в рассматриваемой в вопросе ситуации) указанных гарантий не предоставляется.

Вместе с тем, по мнению чиновников, на время частичного отрыва от производства за работником должна сохраняться гарантия в части заработка не менее установленной законодательством для случая повышения квалификации с отрывом от производства.

В табеле можно указать код ПК (07), если работодатель пользуется унифицированной формой табеля. Оформление приказа в случае повышения квалификации работника не регулируется трудовым законодательством и определяется работодателем самостоятельно ( Обзор актуальных вопросов от работников и работодателей за апрель 2018 года).

Напомним, что согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Подписчикам журнала «Кадровик-практик»  также доступны:

P.S. Мы публикуем информацию о разъяснениях Роструда, потому что кадровикам-практикам следует знать позицию ведомства, которое проводит у них проверки. Вместе с тем, всегда нужно учитывать, что мнение Роструда не является нормативно-правовым актом. Кроме того, у разных специалистов Роструда встречаются разные мнения.

6351

Обучение с отрывом от производства: что это такое, оплата труда, табель учета

С необходимостью периодического обучения трудовым навыкам сталкивается любой работодатель. Наемный персонал учат при приеме на работу, изменении технологических составляющих трудового процесса. Периодически нужно повышать квалификацию не только рядовым сотрудникам, но и руководителям. Для этого используют методики обучения, как с отрывом от производства, так и без отрыва от выполнения непосредственных должностных обязанностей. У каждого из этих методов есть свои преимущества и недостатки.

Обучение наемного персонала

Любой наниматель заинтересован в обучении персонала. Субъекты хозяйствования самостоятельно определяют формы и методы обучения наемного персонала (ТК РФ, ст. 196).

Кадровые подразделения, совместно с другими отделами и управлениями внутри компании разрабатывают наиболее подходящие методы и продолжительность учебы для каждой категории работников.

После того, как разработана наиболее подходящая для нужд бизнеса система актуализации знаний и навыков персонала, ее общие положения закрепляют в локальных нормативных документах. Например, в кадровой политике.

Также можно внести необходимость повышения квалификации или переобучения в коллективные соглашения с работниками.

Систему обучения персонала нужно согласовать с представителями наемного персонала.

Это связано с тем, что актуализация трудовых навыков и знаний является одной из необходимых составляющих трудовых взаимоотношений. Построение системы обучения персонала не должно дискриминировать обучающихся сотрудников по отношению к остальным работникам, их права должны быть защищены.

В зависимости от нужд бизнеса организовать обучение можно как с отрывом от производства, так и без него.

Без отрыва от выполнения трудовых обязанностей организуют обучение вновь принятых работников (наставничество, ученичество), проводят ознакомление с новыми технологиями или методами ведения производства, нововведениями в различных сферах и т. д.

Суть такой методики обучения состоит в том, что получение новых навыков и знаний происходит на рабочем месте, одновременно с выполнением трудовых обязанностей. Для обучения используют механизмы, инвентарь и программы, которыми работник пользуется в повседневной деятельности.

Например, компания обновляет программное обеспечение для ведения бухгалтерского и налогового учета. Представители фирмы-разработчика ПО приходят в бухгалтерию и обучают сотрудников использованию нового программного продукта.

Преимуществами такого метода обучения персонала являются:

  • краткосрочность;
  • получение навыков, нужных здесь и сейчас;
  • минимизация затрат на обучение;
  • совмещение повседневных трудовых функций и процесса обучения;
  • использование производственных возможностей компании-нанимателя.

Однако такая методика обучения не подходит для повышения квалификации персонала, получения смежных специальностей или фундаментальных профессиональных знаний.

Обучение с отрывом от производства

Наравне с обучением на рабочих местах, используется и метод обучения с отрывом от производства.

Суть его состоит в том, что обучающийся сотрудник во время учебы не выполняет свои непосредственные обязанности.

Обучение с отрывом от производства проводится сторонними организациями.

Конечно, наниматель может предоставить свои помещения для проведения курсов и семинаров, но сам процесс обучения организуют специальные учебные заведения или уполномоченные организации.

Например: работникам фирмы, которая специализируется на выпуске пищевой продукции нужно пройти периодическое квалификационное обучение по санитарным нормам и правилам. Компания-наниматель может предоставить собственное помещение для организации таких курсов, но сам процесс обучения будут проводить сотрудники местного центра гигиены и эпидемиологии.

В некоторых случаях учеба с отрывом от производства совмещается с выполнением трудовых обязанностей. Это происходит, когда ежедневная учебная нагрузка меньше установленного времени работы.

Например, до обеда работник находится на курсах повышения квалификации, а после обеда приезжает на рабочее место и выполняет свои должностные обязанности.

Хотя такой метод обучения персонала и является более затратным для нанимателя, однако он обладает рядом преимуществ:

  1. Периодическое повышение квалификации работников дает возможность создавать внутри организации кадровый резерв на руководящие должности.
  2. Работники получают более фундаментальные знания по своей профессиональной области и смежным профессиям. Это позволяет компании быстрее и лучше адаптироваться к происходящим в экономике изменениям.
  3. Предоставление возможности повышения профессиональной квалификации хороший инструмент для мотивации персонала.

На время учебы за работником сохраняется рабочее место и производится оплата.

Поэтому в табеле учета рабочего времени необходимо фиксировать часы, которые работник затрачивает на обучение с отрывом от производства. Как правило, такое время обозначают кодом «ПК» (повышение квалификации).

Как оплачивается обучение с отрывом от производства

В процессе обучения без отрыва от выполнения должностных обязанностей, работник получает либо свою обычную заработную плату, либо заранее оговоренную оплату за труд (например, по ученическому договору). Это становится возможным, поскольку получение новых знаний совпадает с работой на нанимателя.

Если оплатой учебы без отрыва от производства ситуация достаточно понятная, то с обучением вне работы возникают нюансы.

Законодательно установлено, что в период обучения с отрывом от производства, работнику производится оплата исходя из среднего заработка (ТК РФ, ст. 187).

Кроме того, при нахождении места учебы в другом населенном пункте, направленному на учебу сотруднику, выплачивают командировочные.

Вопросы по выплатам возникают в двух ситуациях.

Во-первых, работник может совмещать учебу и работу. Например, 3 часа в день находиться на курсах, а 5 часов — на работе. В этом случае, за отработанное время он получает зарплату, а за учебные часы — средний заработок.

Во-вторых, наниматели нередко заставляют работников учиться во внерабочее время — по вечерам или выходным дня.

Это время также нужно оплачивать.

Схема та же за рабочее время работник получает заработанные деньги, а учеба рассчитывается исходя из среднего заработка.

Это связано с тем, что работник тратит на обучение то время, которое ему положено для отдыха (межсменного или еженедельного) от работы. Он не распоряжается этими промежутками времени по своему усмотрению и связан обязательствами по прохождению курсов.

Необходимость устанавливать за часы обучения двойную оплату, либо компенсировать их дополнительным выходным днем, нет. Потому что работник, хотя и ограничен в свободе распоряжения этими временными промежутками, трудовых обязанностей в период учебы он не выполняет.

Для учета всех нюансов оплаты за обучение в вечернее время или выходные дни, рекомендуется заключить с обучающимся сотрудником специальное соглашение. В этом документе и оговариваются нюансы оплаты за прохождение курсов, которые устраивают и работника, и нанимателя.

Обучение с отрывом от производства является более затратным для нанимателя способом актуализации знаний и навыков наемного персонала. Однако оно позволяет работникам получить современные и более фундаментальные знания, чем обучение без отрыва от рабочего функционала.

Чтобы избежать дискриминации обучающегося персонала, на время учебы с отрывом от производства, за ним не только закрепляется рабочее место, но и назначается определенная оплата. Она рассчитывается исходя из среднего заработка.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *