Военная ипотека: включение военнослужащего в реестр участников

На Официальном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект федерального закона «О малоэтажных жилых комплексах, управлении общим имуществом малоэтажных жилых комплексов».

Военная ипотека: включение военнослужащего в реестр участников

www.roomester.ru

Законопроектом регулируются отношения, связанные с возникновением у собственников индивидуальных жилых домов (ИЖД) в малоэтажных жилых комплексах (МЖК) права общей долевой собственности на общее имущество, расположенное в границах таких комплексов, с управлением таким общим имуществом.

Военная ипотека: включение военнослужащего в реестр участников

Кроме того, законопроектом устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества собственников ИЖД в МЖК.  

Под общим имуществом собственников ИЖД в МЖК подразумеваются расположенные в границах территории МЖК объекты капитального строительства, а также иное имущество и земельные участки (права на такие земельные участки), если использование указанного имущества осуществляется исключительно для удовлетворения потребностей собственников в МЖК.

Военная ипотека: включение военнослужащего в реестр участников

www.sredatlt.ru

  • К общему имуществу относятся, например, объекты инженерно-технической и транспортной инфраструктур, предназначенные для обслуживания расположенных в границах территории МЖК индивидуальных жилых домов, включая:
  • • котельные;
  • • водонапорные башни;
  • • тепловые пункты;
  • • проезды и велосипедные дорожки;
  • • пешеходные переходы, тротуары и элементы благоустройства;
  • • детские и спортивные площадки;
  • • места отдыха, парковочные площадки;
  • • площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.

Военная ипотека: включение военнослужащего в реестр участников

www.жилой-краснодар.рф

  1. Законопроект вводит понятие «Паспорт МЖК». Под ним понимается совокупность сведений о МЖК, таких как:
  2. • местонахождение;
  3. • состав общего имущества;
  4. • состав имущества, которое предоставлено в пользование собственникам ИЖД, в том числе за плату;
  5. • размер такой платы с перечнем объектов имущества, за которые такая плата взимается;
  6. • способ управления общим имуществом.
  7. Согласно законопроекту, паспорт МЖК формируется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) застройщиком (лицом, обеспечивающим строительство малоэтажного жилого комплекса), товариществом собственников ИЖД или управляющей организацией.

Военная ипотека: включение военнослужащего в реестр участников

www.tilda.com

  • Законопроектом предусмотрено, что:
  • • форма паспорта МЖК будет устанавливаться Минстроем России;
  • • общее имущество находиться в общей долевой собственности собственников ИЖД, расположенных на земельных участках в границах МЖК;
  • • доля собственника ИЖД в праве общей собственности на имущество общего пользования равна отношению площади принадлежащего ему, в том числе на праве аренды, земельного участка (ЗУ), на котором расположен ИЖД, к общей площади ЗУ, расположенного в границах такого МЖК.

Законопроект устанавливает порядок распоряжения общим имуществом МЖК, права и обязанности собственников МКД. Например, законопроект закрепляет, что собственники ИЖД вправе использовать ЗУ входящие в состав общего имущества, для прохода и проезда к своим ЗУ, свободно и без взимания платы.

Уменьшение размера имущества общего пользования возможно только с согласия всех собственников ИЖД.

Собственники ИЖД несут бремя расходов на содержание общего имущества, включенного в состав МЖК.

Военная ипотека: включение военнослужащего в реестр участников

www.yamalpro.ru

Отдельная глава законопроекта посвящена порядку управления общим имуществом собственников ИЖД. В частности, устанавливается, что вопросы управления общим имуществом решаются на общих собраниях собственников ИЖД. Круг вопросов, которые относятся к компетенции общего собрания собственников и порядок проведения общего собрания также обозначен в законопроекте.

Схема реализации Федерального закона №117 "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих

Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной формы (предоставление квартиры) в денежную форму расширит возможности военнослужащих самостоятельно принимать решения по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья. С введением новой накопительно-ипотечной системы на переходный период сохранится существующая система обеспечения жильем военнослужащих заключивших контракты до 1 января 2005 г.

  • Возможность приобретения военнослужащим жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, не дожидаясь окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья, является одной из новых форм реализации военнослужащим права на жилище.
  • Основой для создания накопительно-ипотечной системы является долгосрочный характер воинской службы (в среднем 15-20 лет) и предусмотренные в бюджете целевые ассигнования для накопления средств на именных накопительных счетах военнослужащих с последующим приобретением ими жилья.
  • Размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.
  • Основанием включения добровольных участников в реестр НИС является обращение в письменной форме (рапорт) военнослужащего, исходя из даты его регистрации в журнале учета служебных документов.
  • Необходимо учитывать, что чем раньше военнослужащий примет решение на участие в системе (напишет рапорт), тем большая сумма накопится в итоге.
  1. Военнослужащие, которые добровольно могут стать участниками накопительно-ипотечной системы, должны написать рапорт командиру воинской части. Рапорт необходимо зарегистрировать в журнале учета служебных документов.

    Образец рапорта о включении в реестр участников НИС.

  2. На основании рапорта и личного дела формируется список военнослужащих, который направляется в региональное управление жилищного обеспечения (РУЖО), в котором формируется сводный список на включение в реестр.
  3. Сводный список направляется в Департамент жилищного обеспечения (ДЖО) МО РФ, который включает военнослужащих в Реестр, присваивая регистрационный номер участника НИС (состоит из 20 цифр). На указанный регистрационный номер в уполномоченном федеральном органе открывается именной накопительный счет, на котором накапливаются денежные средства. При переводе в другой орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, счет не закрывается.
  4. После включения в реестр в воинскую часть направляется уведомление о включении военнослужащего в реестр участников с указанием его регистрационного номера.
  5. После включения в реестр в воинскую часть направляется уведомление о включении военнослужащего в реестр участников с указанием его регистрационного номера.
  6. ДЖО, в свою очередь, передает сведения в ФГКУ «Росвоенипотека», которая открывает именной накопительный счет с даты возникновения основания.
  • Военнослужащие, являющиеся участниками НИС, которые переведены из другого федерального органа исполнительной власти. Основание для включения в реестр — приказ о зачислении в федеральный орган исполнительной власти, в который они переведены.
  • Военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, или по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе, и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона. Основание для включения в реестр — заключение нового контракта о прохождении военной службы.
  • Военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра в связи с увольнением с военной службы по иным, не указанным в пункте 2 статьи 10 Федерального закона основаниям и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона, или не воспользовались правом стать участниками НИС. Основание для включения в реестр — заключение нового контракта о прохождении военной службы.
  • Военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра в связи с увольнением с военной службы и получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона. Основание для включения в реестр — достижение общей продолжительности военной службы 20 лет.

Право на получение целевого жилищного займа (ЦЖЗ) у военнослужащего возникает после 3 лет участия в НИС.

Право на получение выплаты возникает после исключения из списка личного состава воинской части (ст.9 117-ФЗ):

  1. При достижении общей продолжительности военной службы двадцать лет и более, при этом счет не закрывается и на нем продолжается накапливание средств.
  2. При увольнении военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более по следующим основаниям:

    • по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
    • по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;
    • в связи с организационно-штатными мероприятиями;
    • по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе.
  3. В связи с гибелью или смертью военнослужащего, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.
  4. При этом, в случае признания военнослужащего (членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий, при выслуге от 10 до 20 лет, а в случае его гибели или смерти независимо от выслуги, ему (членам его семьи) выплачиваются дополнительные денежные средства, которые военнослужащий мог бы накопить до даты достижения выслуги двадцать лет.

    Какие условия получения участником системы ипотечного кредита?

    1. Каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года после его включения в накопительно-ипотечную систему имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.

    2. При этом средства, учтенные на именном накопительном счете, идут на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа).
    3. В дальнейшем обязательства по ипотечному кредиту (займу) погашаются ежемесячно в размере денежных средств, перечисленных на счет участника в течение отчетного месяца.

    4. Следует обратить внимание, что переход к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих определен Президентом Российской Федерации в ежегодном послании к Федеральному Собранию, как одно из приоритетных направлений социальной политики государства, и находится на контроле в Администрации Президента.

    Переход к накопительно-ипотечной системе должен способствовать стабилизации военных кадров, поскольку гарантии государства на выплату накопленных для военнослужащих денежных средств неразрывно связаны со сроками прохождения военной службы.

    Досрочное расторжение контракта о прохождении военной службы влечет за собой утрату прав на получение указанных денежных сумм, а в случае предоставления указанных средств в виде ипотечного кредита — обязанность их возвращения.

Читайте также:  Гарантийный ремонт телефона: мною был приобретён сотовый телефон Samsung Galaxy Note

Военная ипотека — условия предоставления, что такое НИС, включение в реестр НИС основания

По программам военной ипотеки можно взять кредит по ставкам от 9,3% годовых на сумму до 2,3 млн. рублей. Кредиты доступны только для участников накопительно-ипотечной системы (НИС) — военнослужащих по контракту, сотрудников Министерства обороны, ФСБ, ФСО, войск Национальной гвардии, имеющих право на получение целевого жилищного займа.

Что такое НИС и военная ипотека

Накопительно-ипотечная система (НИС) существует в России с 2005 года. На счета военнослужащих выплачиваются денежные средства, которые через три года службы можно потратить на оформление военной ипотеки и купить себе жилье. В 2018 году сумма взноса на счет составляет 268 465 рублей.

Размер ежегодного накопительного взноса

Год Сумма взноса, руб.
2018 268 465,6
2017 260 141
2016 245 880
2015 245 880
2014 233 100
2013 222 000
2012 205 200
2011 189 800
2010 175 600
2009 168 000
2008 89 900
2007 82 800

Ипотека возможна, если накоплений на счету недостаточно для покупки жилья (обычно за годы службы накапливается около 750 — 800 тысяч рублей). Военная ипотека помогает восполнить недостающую сумму в пределах до 2,3-2,4 млн. рублей. Программы для военнослужащих предлагают все банки-лидеры ипотечного рынка, в том числе Сбербанк РФ, ВТБ24, Россельхозбанк и другие.

Кто может стать участником НИС

Ипотечный кредит по льготной ставке и с использованием накоплений может быть выдан только тем, у кого есть статус военнослужащего. Например, выпускникам военных вузов, получившим звание офицера в период начиная с 2005 года либо призванным офицерам из запаса, прапорщикам, мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам в возрасте от 21 до 45 лет.

Условия программы таковы, что кредитные платежи, а также первоначальный взнос по ипотеке могут быть сформированы средствами целевого жилищного займа (ЦЗЖ), который выдается из суммы накоплений на счету. Это делает ипотеку очень выгодной, особенно для заемщиков, которые не могут похвастаться большими доходами.

Срок ипотеки не может превышать срок, указанный в свидетельстве о праве участника НИС на получение ЦЖЗ.

Как попасть в реестр НИС

Реестр — база по всем участникам, которые соответствуют требованиям законодательство по участию в НИС. Только после включения в базу возможно открытие накопительного счета (сразу после регистрации рапорта в журнале учета служебных документов).

Реестр формируется и ведется регистрирующими органами (ФОИВ или ФГО). Каждый военнослужащий получает свой номер, о чем получает соответствующее уведомление. Одновременно заполняется и личная карточка, которая приобщается к личному делу. Включение в реестр происходит по категориям (добровольные и обязательные участники).

Рапорт для участия в НИС

Чтобы контрактника/офицера включили в реестр, ему следует написать рапорт-обращение своему начальству.

К рапорту прилагается:

  • копия паспорта гражданина РФ;
  • копия первого или второго контракта.

В тексте рапорта излагается просьба о включении в реестр участников НИС и делается уведомление о том, что военнослужащий ознакомлен с правами и обязанностями такого участия. Обязательно указывается должность, воинское звание, подпись, инициалы имени, фамилия.

Документы будущего участника после проверки направляются в Департамент жилищного обеспечения Минобороны.

Основание для включения в реестр НИС

Военнослужащих включают в реестр в обязательном порядке, если они соответствуют требованиям.

В реестр автоматически попадают следующие лица:

  • оформившие первый контракт;
  • отслужившие по контракту три года;
  • получившие звание офицера;
  • отслужившие не менее 20 лет.

Если военнослужащий подходит под одну из этих категорий, то ему нужно обратиться к командиру с рапортом.

Порядок включения

Во всех федеральных органах в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, установлены свои порядки включения военнослужащих в реестр:

Федеральный орган Приказ
Министерство обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. № 245 «Об утверждении порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации» (п. 8 – 18 приказа)
Росгвардия (Федеральная служба войск Национальной Гвардии Российской Федерации) приказом Росгвардии от 14 марта 2017 г. № 79 «Об утверждении порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации» (п. 16 – 24 приказа)
Федеральная Служба Охраны Российской Федерации приказом ФСО России от 23 ноября 2005 г. № 450 «Об утверждении инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих органов государственной охраны» (п. 4 – 8 приказа)
Федеральная Служба Безопасности Российской Федерации приказом ФСБ России от 13 марта 2017 г. № 136 «Об утверждении инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности и предоставления этим участникам информации о состоянии их именных накопительных счетов» (п. 9 – 24 приказа)
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) приказом МЧС России от 14 сентября 2009 г. № 535 «Об утверждении инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России» (п. 10 – 20 приказа)
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП) приказом ГУСПа от 2 февраля 2015 г. № 4 «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации» (пункты 10 – 17 данного приказа);
Генеральная прокуратура Российской Федерации приказом Генпрокуратуры России от 28 февраля 2017 г. № 128 «О реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в органах военной прокуратуры» (п. 12 – 22 приказа)

Когда можно воспользоваться военной ипотекой

Спустя три года участия в НИС появляется право воспользоваться накопленными средствами и купить жилье по военной ипотеке. Кредит может быть взять на срок до 20 лет. Использование ЦЖЗ не лишает семью военнослужащего право на материнский (семейный) капитал (в 2018 году 453 тыс. рублей).

Условия ипотеки:

  • начальный взнос не менее 15-20% стоимости жилья;
  • максимальная сумма — до 2,33 млн. рублей;
  • минимальная — от 300 тыс. рублей;
  • оформление закладной на квартиру или дом;
  • обязательное страхование объекта кредитования.

Размер первоначального взноса, а также ставки, штрафы за просрочку зависят от условий конкретного банка. Во многих банках при использовании средств материнского (семейного) капитала первоначальный взнос может быть снижен до 5%, но у большинства кредиторов требуется не менее 15% стоимости выбранного жилья.

О процедуре оформления военной ипотеки

Процесс получения военной ипотеки отличается от стандартной процедуры кредитования. Требуется согласование вопроса с Росвоенипотекой и подписание договора о ЦЖЗ. В связи с этим процедура часто затягивается на пару месяцев, хотя обычные заемщики могут получить ипотечный кредит за 1-2 недели.

От будущего заемщика требуется:

  1. Заполнить заявку на кредит на сайте выбранного банка.
  2. Получить предварительное одобрение и предоставить банку все нужные документы.
  3. Подписать договор с банком и Росвоенипотекой и получить кредит.

При оформлении нужно будет поторопиться, потому что у сертификата НИС ограниченный срок действия (всего 6 месяцев). Военное ведомство обязательно проверит право военнослужащего на обналичивание накоплений и сам объект недвижимости, который он покупает.

Запрещено вкладывать деньги в ветхие, аварийные строения с большим процентом износа. Покупаемый новострой должен быть достроен на 70%, а также соответствовать другим требованиям Росвоенипотеки и законодательства. Разрешается также покупать не только квартиры в многоквартирных домах, но и таун-хаусы, загородные дома.

Читайте также:  Долг по алиментам: в 2010году закончился срок выплаты алиментов совершеннолетие ребенка

Что требуется для оформления военной ипотеки

Кредит нельзя получить без проверки кредитоспособности будущего заемщика. Для этого банк запрашивает от него ряд документов, а также проверяет объект недвижимости, которые будет передаваться в залог банку и Росвоенипотеке. Если у военнослужащего уже сформировалась негативная кредитная история, то ему могут отказать в кредите и придется обращаться в другой банк.

От заявителя потребуется:

  • документы о личности и участии в НИС;
  • анкета-заявление (можно заполнить на сайте банка).

По выбранной недвижимости нужно предоставить:

  • документы, подтверждающие право собственности, личность продавца либо ДДУ, документы о застройщике (копии);
  • отчет о рыночной оценке выбранного жилья;
  • выписка из ЕГРН и техпаспорт БТИ;
  • выписки из домовой книги;
  • разрешение органов опеки (если требуется);
  • сертификат материнского капитала (если оформлен);
  • согласие супруга (и) на совершение сделки и другие.

После того как все документы будут проверены подписывается сначала кредитный договор, а потом в течение 10 дней договор целевого жилищного займа. Квартира будет находиться под обременением банка и Росвоенипотеки до окончания выплаты кредита. Все это время ипотека будет погашаться деньгами ЦЖЗ, которые начисляются ежегодно.

Военная ипотека — зачастую единственный способ купить жилье для семей военнослужащих. Сделать это можно в любом регионе России. Но у военной ипотеки есть один недостаток: в случае ухода со службы может возникнуть ситуация, когда придется вернуть государству все, что он перечислило.

Включение военнослужащих в реестр участников НИС

  • Порядок действий военнослужащего, участника НИС, желающего купить квартиру по военной ипотеке.
  • После включения в реестр участник накопительно-ипотечной системы получает уведомление установленного образца (форма № 1/НИС).
  • На каждого военнослужащего в воинской части оформляется личная карточка участника НИС (форма № 2/НИС).
  • Соответственно проверить является военнослужащий участником НИС или нет, просто — есть у него уведомление с 20-ти значным номером и личная карточка — значит он включен в реестр.

С 9 февраля 2012г. на основании Постановления Правительства РФ №  23 от 26 января 2012г.

в реестр также включаются военнослужащие, поступившие на военную службу добровольно из запаса, если они были исключены из реестра участников ипотечной системы и не получили положенной денежной выплаты или не воспользовались правом стать участниками, но заключили новый контракт о прохождении военной службы, а также если продолжительность их военной службы достигла 20 лет. Приказом Министра Обороны от 28 февраля 2013 года № 166 утвержден новый порядок реализации НИС.

Датой возникновения соответствующего основания для включения военнослужащего в реестр является дата заключения нового контракта и дата достижения 20-летнего стажа.

Примечания: 1. В позиции «Категория участника НИС» указывается категория:01 — лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г.

, которым присвоено первое воинское звание офицера;02 — офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы;03 — прапорщики и мичманы, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г.

, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет 3 года;04 — сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г.

и изъявившие желание стать участниками НИС;05 — лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования начиная с 1 января 2005 г., заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г.

и изъявившие желание стать участниками НИС;06 — прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит 3 года начиная с 1 января 2005 г., если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г.

и изъявили желание стать участниками НИС;07 — военнослужащие, являющиеся участниками НИС, которые переведены из другого федерального органа исполнительной власти;08 — военнослужащие, не имеющие воинского звания офицера и получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту и назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 г.;09 — военнослужащие с общей продолжительностью военной службы по контракту менее 3 лет, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 г.;10 — военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров начиная с 1 января 2008 г.;11 — лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г., получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения и изъявившие желание стать участниками НИС;12 — военнослужащие, не имеющие воинского звания офицера и получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту и назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г. и изъявившие желание стать участниками НИС;13 — военнослужащие с общей продолжительностью военной службы по контракту менее 3 лет, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г. и изъявившие желание стать участниками НИС;14 — военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г. и изъявившие желание стать участниками НИС;15 — военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, или по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона;16 — военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра в связи с увольнением с военной службы по иным, не указанным в пункте 2 статьи 10 Федерального закона основаниям, и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона, или не воспользовались правом стать участниками НИС;17 — военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра в связи с увольнением с военной службы и получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона.

Примечания: 4.

В пункте «Дата возникновения основания для включения в реестр» указывается дата возникновения основания для включения военнослужащих в реестр, которая является для участников НИС следующих категорий:01, 08, 09, 10 — датой присвоения первого воинского звания офицера;02 — датой вступления в силу первого контракта о прохождении военной службы;03 — датой достижения 3 лет общей продолжительности военной службы по контракту;04, 05, 06, 11, 12, 13, 14 — датой регистрации в журнале учета служебных документов воинской части обращения (в письменной форме) военнослужащего о включении в реестр;07 — датой зачисления в федеральный орган исполнительной власти, в который они переведены;15, 16 — датой приказа о вступлении в силу нового контракта о прохождении военной службы;17 — датой достижения общей продолжительности военной службы 20 лет.

1.1. Перечень категорий участников НИС

Военнослужащие, имеющие право на участие в НИС в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон), подразделяются на следующие категории:

№ п/п Категории участников (нумерация категорий в соответствии с приказом МО РФ от 28 февраля 2013 № 166 Основания для включения в реест Дата возникновения основания для включения в реестр
I. Обязательные участники (ВКЛЮЧЕНИЕ БЕЗ НАПИСАНИЯ РАПОРТА)
1. 01 лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г., которым присвоено первое воинское звание офицера получение первого воинского звания офицера дата присвоения первого воинского звания офицера
2. 02 офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы заключение первого контракта о прохождении военной служб дата вступления в силу первого контракта о прохождении военной службы
3. 03 прапорщики и мичманы, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет 3 года общая продолжительность их военной службы по контракту три года дата достижения 3 лет общей продолжительности их военной службы по контракту
4. 08 военнослужащие, не имеющие воинского звания офицера и получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту и назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 г. получение первого воинского звания офицера дата присвоения первого воинского звания офицера
5. 09 военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 г. получение первого воинского звания офицера дата присвоения первого воинского звания офицера
6. 10 военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров начиная с 1 января 2008 г. получение первого воинского звания офицера дата присвоения первого воинского звания офицера
II. Добровольные участники (ТРЕБУЕТСЯ НАПИСАНИЕ РАПОРТА)
7. 04 сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г. и изъявившие желание стать участниками обращение в письменной форме об их включении в реестр участнико дата регистрации в журнале учета служебных документов их обращения (в письменной форме) о включении в реест
8. 05 лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования начиная с 1 января 2005 г., заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г. и изъявившие желание стать участникам
9. 06 прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит 3 года начиная с 1 января 2005 г., если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г. и изъявили желание стать участниками
10. 11 лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г., получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения и изъявившие желание стать участникам
11. 12 военнослужащие, не имеющие воинского звания офицера и получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту и назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г., и изъявившие желание стать участникам
12. 13 военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г. и изъявившие желание стать участникам
13. 14 военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г. и изъявившие желание стать участниками
Читайте также:  Оформление собственности - заключение основого договора

«Военная» ипотека vs. банкротство, или Как военнослужащий ипотечное жилье сохранил

Любой юрист, который хотя бы раз имел дело с банкротством физических лиц, понимает, что сохранить «ипотечную» квартиру должнику, скорее всего, не получится.

И статус единственного жилья на исход дела никак не повлияет. Однако, мне удалось обнаружить одно любопытное исключение.

После него я бы не стал отвечать на вопрос о невозможности спасения залогового жилья столь категорично. Однако, давайте по порядку.

Акт первый. Начало.

В октябре 2018 года должник обратился в суд с заявлением о собственном банкротстве. Суд рассмотрел его требование и в феврале 2019 года ввел процедуру банкротства.

Следом кредиторы стали включаться в реестр. Основным среди них был банк ПАО АКБ «Связь-Банк» (далее – Банк) на суму требований чуть больше 2 млн. рублей. Суд признал его требования обоснованным и включил в реестр как обеспеченные залогом (ипотекой) квартиры. Казалось бы, ничего удивительно.

Сам должник не был рядовым гражданином, а являлся действующим сотрудником Вооруженных Сил РФ. На момент признания его банкротом статус «военнослужащий» он не утратил и продолжал работать в течение всей процедуры.

Как и большинство военнослужащих нашей страны, должник воспользовался правом получить жилье по льготной программе целевого жилищного займа, выдаваемого ФГКУ «Росвоенипотека».

Суть программы довольно проста: военный выбирает себе жилье и заключает с банком кредитный договор. Требования банка при этом обеспечиваются ипотекой жилья.

ФГКУ «Росвоенипотека» в свою очередь предоставляет ему займ, с помощью которого военный оплачивает первоначальный взнос за жилье.

В дальнейшем сама организация ежемесячно перечисляет банку оставшуюся часть долга по кредитному соглашению. Однако, лишь до тех пор, пока человек находится на службе. Если он вдруг решит досрочно покинуть ряды Вооруженных Сил, то перечисленные за него деньги придется вернуть, а долг по кредиту погасить самостоятельно.

Вот так в упрощенном виде выглядит «военная» ипотечная программа. Кому интересно, почитайте ФЗ РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Правила предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов.

Вернемся же теперь к банкротству.

Акт второй. Как ФГКУ «Росвоенипотека» в реестр не пустили

Видимо, осознавая, что долг перед «Росвоенипотекой» будет также «списан» в банкротстве, как и остальные долги, организация поспешила включиться в реестр требований кредиторов. Однако, суд своим определением преградил ей путь.

Почему и как так? Аргументация суда проста и элегантна. Если вкратце, то она сводится к следующему:

а) Обязанность по возврату целевого займа возникает лишь тогда, когда военнослужащий исключен из реестра участников ипотечно-накопительной системы;

б) Закон устанавливает закрытый перечень оснований, когда военнослужащий может быть исключен из реестра участников ипотечно-накопительной системы;

в) Введение процедуры банкротства в отношении военнослужащего среди этих оснований нет. Соответственно, права на включение в РТК у ФГКУ «Росвоенипотека» нет.

Текст определения вы найдете в приложении. Апелляция, кстати, в дальнейшем с этой аргументацией согласилась и оставила определение без изменений.

Вот так был сделан первый шаг на пути к спасению «ипотечной» квартиры.

Акт третий. О том как банк из реестр выкинули

Вполне закономерно, что после недопущения в реестр ФГКУ «Росвоенипотека» необходимо было исключить из реестра требований ключевого кредитора — ПАО АКБ «Связь-Банк». Стоит заметить, это ожидало и сама «Росвоенипотека», которая поддержала требования должника в полном объёме.

Определение суда об исключении Банка из реестра практически полностью дублирует определение об отказе во включении в реестр «Росвоенипотеку». Поэтому подробно останавливаться на его содержании не стоит.

Здесь суд еще раз продублировал один интересный пассаж, ранее отраженный в определении про «Росвоенипотеку». Мне кажется, что суд дал довольно исчерпывающее обоснование примата «жилищных» норм над «банкротнами» в данном конкретном деле.

  • «Нормы законодательства о банкротстве физического лица не создают условий для изменения сроков исполнения обязательств, определяемых по специальным нормам, регулирующим жилищное обеспечение военнослужащих Российской Федерации.
  • Иное означало бы повторную процедуру по реализации государственных гарантий в пользу лица, являющегося участником накопительно-ипотечной системы и действующим военнослужащим, по обязательствам которого согласно обжалуемому определению подлежит продаже первоначально».
  • Удивительно, что Банк даже не попытался оспорить определение и не пошел в апелляцию.
  • Акт четвертый. Спасение ипотечной квартиры

Заключительным шагом в данной деле стало исключение квартиры из конкурсной массы должника. Обоснование здесь дано довольно понятное и предсказуемое. Условия кредитного соглашения не нарушены, квартира является единственным жильем, а значит подлежит исключению из конкурсной массы.

В итоге процедура банкротства завершена, оставшиеся долги благополучно списаны. Конец.

Тексты всех вышеназванных судебных актов вы найдете в приложении. Приятно прочтения! 

дело № А40-236729/18-46-260 ФАС г. Москва

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *