Подробные комментарии к ст. 351. 1 ТК РФ

6 марта 2018

Разъяснение положений статьи 351.1 трудового кодекса российской федерации

Подробные комментарии к ст.  351. 1 ТК РФ

Ограничение, установленное статьей 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных с

Согласно ч. 1 ст. 351.

1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Согласно абзацам третьему и четвертому части второй статьи 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 января 2010 года N 127-0-0, такое ограничение, обусловленное спецификой педагогической деятельности, содержание которой составляют обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся и не может рассматриваться как несоразмерное, не согласующееся с предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Ограничение, установленное статьей 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации, распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных сферах и имеют возможность контакта с обучающимися детьми.

Если основания, препятствующие осуществлению трудовой деятельности возникли до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 351.1 ТК РФ введена Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ), трудовой договор подлежит прекращению по п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор подлежит прекращению в случае возникновения установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

При этом, частью 3 статьи 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

При применении положений пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении лиц, совершивших преступления из числа указанных в этих положениях, при том, что их судимость снята или погашена, либо лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении таких преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, необходимо учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами профессиональной деятельности, связанной с регулярными и непосредственными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 года N 19-П указывается, что впредь до внесения федеральным законодателем в действующее правовое регулирование надлежащих изменений к педагогической деятельности, а также иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних во всяком случае не могут допускаться (а работающие — подлежат увольнению) лица, имеющие судимость за совершение указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 и статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации преступлений, лица, имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Назад к списку

О поправках в статьи 331 и 351.1 трудового кодекса российской федерации

05.08.2013

     К Уполномоченному по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в течении 2011-2012 гг. поступало ряд обращений  бывших работников  образовательных учреждений  округа, лишившихся работы, в  связи  с  вступлением  в силу новых  положений пункта – 13 в части  1 статьи 83, части 2 статьи 331, статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

  •      Понимая, что данный процесс носит системный характер и в силу сложившейся правоприменительной практики, указанным нововведением,  Уполномоченный обратился  к ряду своих коллег  для того, чтобы  понимать,  как решаются эти проблемы в других субъектах Федерации.
  •      В результате обмена информацией выяснилось, что ситуация везде  примерно одинаковая, в связи с чем региональные Уполномоченные подготовили и направили обращение к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Владимиру Лукину, в котором обозначили (отразили) возникшую проблему.
  • Кроме того, данной  проблеме было отведено место в ежегодном докладе о соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2012 году, в котором Уполномоченный  предложил депутатам Думы округа выйти с соответствующей законодательной инициативой в Парламент страны.
  •      В частности предлагалось  уточнить наличие каких преступлений ведет к запрету на профессию  и на какой круг лиц  этот запрет распространяется.
  •      Усилия Уполномоченного по правам человека в РФ и его коллег в регионах в данном вопросе  дали свой положительный результат.
  •      Полная информация по данной теме описана в статье, размещенной на сайте Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина в разделе новости. Приводим ее полностью для вашего  сведения:

     «К Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступает значительное число жалоб бывших педагогических работников и иных лиц, ранее занятых трудовой деятельностью с участием несовершеннолетних, в связи с прекращением с ними трудовых отношений в соответствии с требованиями статей 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

     Правовым основанием для увольнений являются, внесенные в 2010-2012 годах изменения в трудовое законодательство, ограничивающие доступ к деятельности в сфере образования и воспитания несовершеннолетних.

     Согласно статьям 331 и 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на работу в указанных сферах деятельности лицам, имевшим судимость либо подвергавшимся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

  1.      Разделяя усилия демократического правового государства по наилучшему обеспечению интересов детей, следует отметить, что требования названных положений порождают негативную правоприменительную практику в отношении граждан, ранее имевших судимость, или подвергавшихся уголовному преследованию, независимо при этом от давности совершения ими преступления и тяжести уголовной ответственности.
  2.      Вместе с тем, упомянутые положения Трудового кодекса Российской Федерации налагают неограниченный по времени запрет на такие, например, профессии, связанные с обслуживанием образовательного процесса или медицинского обеспечения, как технички, повара, кочегары, сторожа, нянечки, при этом гражданину повторно дается негативная социально-нравственная оценка в совокупности с разглашением о нем сведений, которые он вправе не придавать огласке.
  3.      Фактически гражданин дважды наказывается за совершение одного преступления (во многих случаях, как показывает правоприменительная практика, по истечении значительного количества лет), в том числе после отбытия, в частности, такого уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  4.      Неоправданными представляются и ограничения по труду, применяемые к гражданам, уголовное преследование в отношении которых прекращено по не реабилитирующим основаниям, поскольку применение указанных запретительных мер допускается к гражданам, вина которых не установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  5.      Таким образом, правовые нормы, принятые с целью защиты несовершеннолетних, в действительности превращены в бессрочный запрет гражданам, искупившим свою вину, или вина которых не доказана, на любую трудовую деятельность в сфере образования и воспитания несовершеннолетних, что противоречит принципам разумности и справедливости.
  6.      В связи с этим, массовое увольнение указанной категории работников вызывает их обоснованное недовольство, также как и работодателей, вынужденных обеспечивать профессиональную деятельность в условиях дефицита кадров, при том, что потеря работы лицами, обслуживающими образовательный и воспитательный процессы, является нередко вопросом жизненной важности, особенно в отдаленных субъектах Российской Федерации.
  7.      Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обращался в федеральные органы государственной власти с просьбой дать правовую оценку сложившейся ситуации и рассмотреть вопрос о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, направленных на обеспечение трудовых прав граждан, которые, к сожалению, эту инициативу не поддержали.
Читайте также:  Как приватизировать если не можем найти одного из прописанны

     В этой связи Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации по обращению Конституционного Суда Российского Федерации направил ему свое экспертное заключение по делу о проверке соблюдения конституционных прав человека положениями пункта 13 части 1 статьи 83, части 2 статьи 331, статьи 351.

1 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 4 и 5 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации», рассматривавшемуся по запросу Мурманской областной Думы и жалобам граждан Барабаш В.К., Бекасова А.Н., Гликман О.

В., в котором поддержал обоснованность названных обращений и жалоб.

     Указанное дело было рассмотрено Конституционным Судом Российского Федерации 18.06.13, в заседании которого принял участие представитель Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Максимов А.Н.

, озвучивший его правовую позицию и подчеркнувший в своем выступлении, что предусмотренные законом ограничения свободы труда не должны быть чрезмерными и избыточными,  в связи с чем, они нуждаются в корректировке, в том числе, путем принятия решения, обязывающего парламент внести изменения в существующее правовое регулирование с целью соблюдения прав граждан на труд и уважение достоинства личности, гарантированных каждому Конституцией Российской Федерации.

     Следует отметить, что представители всех иных федеральных государственных органов, участвовавших в процессе, высказались против удовлетворения жалоб заявителей.

     18.07.13 Конституционный Суд Российской Федерации вынес постановление (ссылка на сайт КС), в котором указал, что существуют преступные деяния, сам факт совершения которых однозначно свидетельствует об опасности для жизни и здоровья несовершеннолетних.

К ним относятся, в частности, деяния по тяжким и особо тяжким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, а также преступления сексуального характера. Бессрочный и безусловный запрет на работу с детьми для лиц, совершивших подобные преступные деяния, не противоречит Конституции Российской Федерации.

     Вместе с тем, оспариваемые нормы на практике устанавливают столь же абсолютный запрет и в отношении других категорий граждан, когда-либо подвергавшихся уголовному преследованию, а также предписывают увольнение лиц, в отношении которых возбуждено уголовное дело. В результате нарушается презумпция невиновности, не исследуется характер личности и иные факторы, которые определяют, опасен ли конкретный человек для несовершеннолетних.

     В этой части Контитуционный Суд Российской Федерации признал оспариваемые нормы противоречащими Конституции Российской Федерации.

     Исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом основанных на них своих правовых позиций, выраженных в указанном Постановлении, Конституционный Суд Российской Федерации обязал федерального законодателя внести в Трудовой кодекс Российской Федерации изменения, направленные на обеспечение баланса конституционно значимых ценностей применительно к ограничениям на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения.

     Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что впредь до внесения необходимых изменений в законодательство, к работе с детьми, безусловно, не допускаются граждане с неснятой или непогашенной судимостью, лица, когда-либо осужденные по тяжким или особо тяжким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, а также за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних. В отношении иных граждан, ранее подвергавшихся уголовному преследованию, вопрос о допуске их к такой работе должен решаться в индивидуальном порядке. При этом необходимо учитывать вид и степень тяжести совершенного преступления; срок, прошедший с момента его совершения; форму вины; поведение лица после совершения преступления; его отношение к исполнению трудовых обязанностей; обстоятельства, характеризующие личность, условия выполнения трудовых обязанностей, а также иные факторы, позволяющие оценить возможность осуществления ими соответствующей деятельности.

     Правоприменительные решения, вынесенные в отношении заявителей судами общей юрисдикции по рассмотренному делу, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации подлежат пересмотру в установленном порядке».

Обязана ли организация соблюдать требования ст. 65, 351.1. ТК РФ (запрашивать при заключении трудовых договоров справки о наличии (отсутствии) судимости), если оказываемые ей услуги не являются образовательными и не включают педагогическую деятельность

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Трудовые споры » Обязана ли организация соблюдать требования ст. 65, 351.1. ТК РФ (запрашивать при заключении трудовых договоров справки о наличии (отсутствии) судимости), если оказываемые ей услуги не являются образовательными и не включают педагогическую деятельность

Распечатать

Организация имеет ОКВЭД93.29.9, осуществляет зрелищно-развлекательную деятельность (прочая, не включенная в другие группировки, оказание услуг населению, в том числе и детям (детские игровые автоматы, детская игровая комната и т.п), при этом образовательные услуги не оказываются, педагогическая деятельность не ведется.

Вопросы

Организация имеет ОКВЭД93.29.9

Обязана ли организация соблюдать требования ст. 65, 351.1. ТК РФ и запрашивать при заключении трудовых договоров справки о наличии (отсутствии) судимости?

Ответ юриста

Если работа предполагает взаимодействие с несовершеннолетними — например, в школе, спортивном клубе, игровом центре, летнем лагере или детском санатории, то трудовой договор не может быть заключен до тех пор, пока будущий сотрудник не представит справку об отсутствии судимости по установленной форме .

Причем речь идет не только о специалистах, непосредственно работающих с несовершеннолетними, например педагогах или воспитателях. Как разъяснил Роструд, это требование касается любых работников, поступающих на работу в соответствующие организации .

Аналогичная позиция поддерживается и судами. Так, по мнению Верховного суда, запрет на работу с несовершеннолетними при наличии судимости или уголовного преследования распространяется на весь персонал организации, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный. Ведь эти сотрудники тоже могут контактировать с несовершеннолетними во время работы .

Это означает, что справку о судимости должны представлять и граждане таких профессий, как сторож , повар или уборщица , включая и тех, кто оформляется временно и (или) по совместительству. Нередко работодатели забывают потребовать справку с иностранных работников .

Соискатели вправе представить справку как в бумажном, так и в электронном виде (при получении ее через портал госуслуг) .

———————————

приложение 6 к Регламенту, утв. Приказом МВД от 07.11.2011 N 1121; статьи 65, 351.1 ТК РФ.

Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований… за II квартал 2018 г., утв. Рострудом.

Статья 351.1 ТК РФ. Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних

К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускся лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим ованиям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Читайте также:  С каким коэффициентом учитывается площадь балкона?

Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, ов конституционного строя и безопасти государства, мира и безопасти человечества, а также против общественной безопасти, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим ованиям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

Статья 351.1

Статья 351.1 ТК РФ, действующая редакция трудового кодекса на 2022 год с ми

К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 237-ФЗ)

Комментарий к статье

  1. К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (далее — трудовая деятельность с участием несовершеннолетних) ни при каких условиях не допускаются (а работающие — подлежат увольнению) лица:
    1) имеющие неснятую или непогашенную судимость либо подвергающиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), предусмотренные гл. 16 и 17 УК РФ, половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 18 УК РФ), против семьи и несовершеннолетних (гл. 20 УК РФ), здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ), основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29 УК РФ), мира и безопасности человечества (гл. 34 УК РФ), а также против общественной безопасности (гл. 24 УК РФ);
    2) имеющие снятую или погашенную судимость либо подвергавшиеся в прошлом уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за совершение:
    а) тяжких и особо тяжких из числа указанных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК преступлений;
    б) преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, предусмотренных гл. 18 УК РФ;

    3) имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК.

  2. Согласно ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается:
    а) в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении испытательного срока;
    б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
    в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;
    г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания;
    д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении 10 лет после отбытия наказания.
    Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний (ч. 4 ст. 86 УК РФ).

    Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости (ч. 5 ст. 86 УК РФ).

  3. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы (ч. 4 ст. 15 УК РФ).
  4. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ч. 5 ст. 15 УК РФ).
  5. К реабилитирующим основаниям прекращения уголовного дела и (или) преследования относятся:
    1) отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
    2) отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
    3) непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).
    Эти основания означают признание лица не совершившим преступление, в котором оно подозревалось или обвинялось, и как результат — влекут право такого лица на реабилитацию (ч. 2 ст. 212 УПК РФ).

    Остальные основания прекращения уголовного дела и (или) преследования следует считать нереабилитирующими, поскольку они не влекут реабилитацию подозреваемого (обвиняемого), хотя лицо и освобождается от уголовной ответственности и от наказания.

  6. Если вопреки требованиям законодательства РФ лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость либо подвергающееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления из числа перечисленных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК, имеющее снятую или погашенную судимость либо подвергавшееся в прошлом уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям), за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК преступлений и преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также имеющее неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК, было допущено к осуществлению трудовой деятельности с участием несовершеннолетних в сферах, указанных в комментируемой статье, трудовой договор с ним должен быть прекращен на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК в связи с возникновением установленных ТК, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. При этом следует учитывать, что прекращение трудового договора по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), не связанную с осуществлением трудовой деятельности с участием несовершеннолетних, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 83 ТК).
  7. По решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, могут быть допущены к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних лица, имевшие в прошлом судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести из числа перечисленных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК, а также лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда).
  8. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы (ч. 2 ст. 15 УК РФ).
  9. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает три года лишения свободы (ч. 3 ст. 15 УК РФ).
  10. О прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям см. коммент. к ст. 331 ТК.
  11. Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 N 995. Согласно п. 1 указанного Примерного положения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

Статья 351.1 Трудового кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 351.1. Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних

К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по не реабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

Комментарий юриста:

Данная статья введена в Трудовой кодекс впервые.

Введение такого запрета обусловлено прежде всего желанием общества защитить определенный круг субъектов в сфере нравственно-воспитательной деятельности и детско-юношеского спорта от негативного влияния лиц, осужденных, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления, приведенные в данной статье.

Эта новелла Трудового кодекса в полной мере соответствует Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года (ратифицированной постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.

1990 № 1559-I), согласно которой государства — участники Конвенции обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка, принимают все необходимые законодательные меры в целях защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или от небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке, а также обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Следует отметить, что законодатель вводит ограничения на занятия трудовой деятельностью для определенного круга работников в зависимости от личностных качеств субъектов, характера их труда. Прежде всего такие меры устанавливаются в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха, социальной защиты и социального обслуживания. Поэтому к работе с несовершеннолетними не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, и т.п.

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *