Нарушил ли государственный заказчик ФЗ-94?

Нарушил ли государственный заказчик ФЗ-94?Знаю, что мои публикации читают как заказчики, так и поставщики и подрядчики по госконтрактам, данная статья будет интересна и тем и другим. При этом, уважаемые поставщики и подрядчики, я на вашей стороне, имейте в виду и применяйте нижеуказанные сведения для защиты своих прав.

Большое количество споров по госконтрактам возникает на стадии приемки как товаров по поставке, так и результатов работ при подряде (оказании услуг).

Заказчики довольно часто злоупотребляют своими правами на стадии приемки, отказывая в подписании актов, на основании которых осуществляется оплата. Собственно и суды, определяя возникла ли у заказчика обязанность по оплате смотрят в первую очередь на то, был ли подписан акт, и если заказчик акт не подписал уже начинают разбираться были ли у заказчика основания для отказа в приемке.

Подрядчики, в свою очередь, порой хаотично пытаются исполнить совершенно необоснованные требования заказчиков, выполняют дополнительные работы, осуществляют поставку не предусмотренных контрактом товаров, либо отгружают товары с улучшенными характеристиками.

По моему опыту заказчики, в большинстве случаев, отказываются от своих слов получив от поставщика необоснованную выгоду. Тут я могу быть не объективным, поскольку ко мне обращаются на стадии, когда ситуация уже зашла в тупик и не обращаются, когда заказчик все же соглашается исполнить условия контракта, принят товар или результат работ и оплатить товар или работу.

Приемка по 44-ФЗ

Нарушил ли государственный заказчик ФЗ-94?Как справедливо следует из ст. 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок…» приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также их отдельных этапов, предусмотренных контрактом, является элементом исполнения контракта, наряду с оплатой заказчиком товара (работы, услуги).

Поскольку на отношения сторон госконтракта распространяются положения гражданского законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения по поставке, подряду или оказанию услуг, порядок приемки (определение момента, когда заказчик обязан приступить к приемке, основания для отказа в приемке) определяются также гражданским кодексом.

Для проведения приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, может создавать приемочная комиссии, которая состоит не менее чем из пяти человек. Тут у заказчика, как правило, проблем не возникает.

При приемке по 44-ФЗ есть особенности, одна из них – обязанность заказчика провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком) предусмотренных контрактом результатов условиям контракта (п. 3 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ). Подпункт 1 п. 1 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ также предусматривает, что приемка включает в себя проведение экспертизы.

Заказчики, как правило, забывают про эту свою обязанность, либо не оформляют проведение экспертизы надлежащим образом.

Порядок и сроки приемки устанавливаются контрактом.

По результатам приемки сторонами оформляется документ, подтверждающий исполнение контракта, либо заказчиком оформляется мотивированный отказ. Бывает контракты содержат положения, предусматривающие такую процедуру, как затребование неких разъяснений от исполнителя.

При этом не каждое письмо, на котором в шапке указано, что это мотивированный отказ, является мотивированным отказом.

Довольно часто заказчики считают, что могут отказать в приемке, обнаружив не только существенные недостатки, но и самые несущественные недостатки, ни коим образом не влияющие на потребительские свойства товара. Более того, заказчики часто пользуются результатом выполненных работ или оказанных услуг, при этом отказываются принимать работу, пописывать акт и выплачивать причитающиеся подрядчику денежные средства.

  • Представляется, что включая в закон о контрактной системе положения о необходимости проведения экспертизы, законодатель, помимо прочего, делал это в том числе и с целью исключить необоснованные претензии заказчиков.
  • В конце концов, в общем порядке, не в рамках исполнения госконтрактов, все вопросы по объему и качеству между заказчиком и подрядчиком, покупателем и продавцом, решаются путем проведения экспертизы.
  • Что делать, когда заказчик отказывается принимать работу, когда он действительно вправе это делать, когда заказчик отказывается оплачивать работу я писал в предыдущих публикациях.

Внутренняя и внешняя экспертизы при приемке

Нарушил ли государственный заказчик ФЗ-94?Статья 41 Федерального закона 44-ФЗ предусматривает, что заказчики привлекают экспертов и экспертные организации в случаях, предусмотренных законом (внешняя экспертиза).

Пунктом 3 ст. 44-ФЗ предусмотрено, что экспертиза может проводится заказчиком своими силами.

  1. Случаи, в которых заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу, порядок привлечения внешнего эксперта, требования к внешним экспертам, то, каким образом должны быть оформлены результаты экспертизы предусмотрены Федеральным законом 44-ФЗ и, в целом, не вызывают споров.
  2. Когда дело доходит до проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заказчики зачастую вовсе забывают про надлежащее оформление экспертизы при приемке, несмотря на то, что указание на экспертизу есть в большинстве контрактов.
  3. У сторон контракта часто возникает вопрос, каким образом проводится внутренняя экспертиза по, каким образом оформляются ее результаты, кто же может быть экспертом при приемке случае, если экспертиза проводится силами заказчика.
  4. У подрядчиков подобные вопросы возникают, как правило, когда заказчик начинает выдвигать необоснованные, надуманные требований к качеству товаров, работ, услуг.
  5. В части требований к специальным познаниям внутреннего эксперта в той или иной области, вопросы подрядчиков выглядят более чем обоснованно, особенно учитывая желание некоторых «специалистов» высказывать свое «экспертное» мнение вообще по любому вопросу.
  6. Действующее законодательство не содержит ответа на данный вопрос, грубо говоря, он вообще никоим образом не регламентирован в нормативных актах.

Из буквального толкования п. 5 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ следует, что результаты экспертизы, без разницы какой, внутренней или внешней, оформляются в виде заключения, которое должно быть объективным, обоснованным.

Изучив судебную практику можно, по крайней мере, понять, что по данным вопросам думают суды.

Так вот, судебная практика исходит из того, что никакие специальные познания эксперту при приемке по госконтракту не нужны. Требования к экспертам, установленные 44-ФЗ для внешних экспертов не относятся к внутренним экспертам.

Очевидно, что заключение эксперта должно быть сделано ранее принятия заказчиком решения о приемке, либо отказе в приемке.

Хорошо, если у заказчика имеется какой-либо локальный документ, предусматривающий порядок проведения экспертизы по 44-ФЗ или хотя бы формальный внутренний документ, которым то или иное лица назначено в качестве эксперта при проведении внутренней экспертизы при приемке по конкретному госконтракту. Как привило ничего такого у заказчиков нет.

В письме от 12.06.

2016 № Д28и-1778 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России указывает, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом, а также что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Лично я не являюсь сторонником создания отдельных документов под каждый юридический факт и излишней бюрократизации, но с данной позицией Департамента согласиться не могу.

Понятно, что в огромном количестве случаев, при поставках и выполнении работ на незначительные суммы, когда нет необходимости специальных технических познаний для того, чтобы определить, что результат работ соответствует целям и условиям контракта, привлечение экспертов является нецелесообразным.

Однако подобная позиция Департамента вовсе нивелирует требование закона о том, что экспертиза при приемке должна быть проведена и должно быть оформлено заключение.

Справедливости ради, в вышеназванном письме Департамент поясняет, что его разъяснения не имеют юридической силы, то есть не являются обязательными для применения, так как данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Что делать если заказчик уклонился от проведения экспертизы по 44-ФЗ при приемке

Если заказчик принял товар или результаты работ, оплатил их в соответствии с условиями контракта, то у поставщика или подрядчика, как правило, не возникает вопросов были ли соблюдены требования Федерального закона 44-ФЗ о необходимости проведения экспертизы.

Если же заказчик не принимает работу или товар и дело идет к суду, то я бы на месте подрядчика или поставщика не торопился указывать заказчику на явные нарушения, чтобы им не были созданы формальные условия соблюдения требований законодательства. Но это уже скорее вопрос юридической техники, который я оставляю на ваше усмотрение.

  • Если на заказчика не повлияют ваши доводы о неправомерности отказа в приемке, разъяснения о последствиях нарушения сроков оплаты по контракту, предусмотренный законодательством об административных правонарушениях, поставщик, заказчик может смело ссылаться на данные нарушения в суде, обосновывая отсутствия у заказчика оснований для отказа в приемке.
  • Если у вас есть вопросы по поводу взыскания задолженности за выполненные работы или поставленные товары – обращайтесь, с удовольствием помогу.
  • Если вам была полезна данная статья – подписывайтесь на рассылку, задавайте свои вопросы в х.
  • Вам также могут быть интересны следующие статьи:
  • Заказчик не оплатил выполненную работу
  • Заказчик отказывается принимать выполненную работу
  • Административная ответственность заказчика по госконтракту за нарушение сроков оплаты
Читайте также:  Лишили прав: через неделю пришло письмо из суда в котором постановление было

Ответственность заказчиков по госзакупкам

 Список статей

ЗАКАЗЧ�КАМ«Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг. Управление закупками»

120 часа (3 недели)Стоимость 5600 руб.

Нарушил ли государственный заказчик ФЗ-94?

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (далее — КоАП) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основным субъектом административной ответственности в сфере государственных закупок является должностное лицо заказчика, от решения которого во многом зависит соблюдение законодательства о государственных закупках. Однако кроме должностного лица заказчика административному наказанию могут быть подвержены:

  • должностное лицо уполномоченного органа;
  • должностное лицо органа, уполномоченного РЅР° ведение Официального сайта РІ сети Р�нтернет для размещения информации Рѕ размещении заказов www.zakupki.gov.ru;
  • должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного РЅР° осуществление контроля РІ сфере размещения заказов;
  • организация, оказывающая услуги РїРѕ обслуживанию Официального сайта РІ сети Р�нтернет для размещения информации Рѕ размещении заказов www.zakupki.gov.ru;
  • члены РєРѕРјРёСЃСЃРёРё;
  • специализированная организация;
  • оператор электронной площадки;
  • участники размещения заказа (далее — РЈР Р—);
  • должностные лица органов или организаций, осуществляющие функции органов власти Рё управления, Р° также органы управления
  • государственными внебюджетными фондами, бюджетные учреждения, иные получатели бюджетных средств.

В соответствии с последними изменениями, внесенными в КоАП, был расширен перечень видов ответственности должностных лиц в области размещения государственного или муниципального заказа. Если говорить обобщенно, то штрафные санкции предусмотрены за нарушение всех сроков и требований, установленных Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 94).

Прокуратура разъясняет: Как заказчику не допустить нарушений при размещении заказа у единственного поставщика

Закон о контрактной системе давно стал неотъемлемой частью деятельности всех государственных, муниципальных органов и учреждений.

Он призван обеспечить эффективность закупок для государственных и муниципальных нужд, гласность и прозрачность их проведения, предотвращать коррупцию и другие злоупотребления.

Наиболее популярным у заказчиков способом осуществления закупок является заключение контракта с единственным поставщиком, однако незаконный выбор данной формы серьёзно нарушает конкуренцию.

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.

При этом необходимо обратить внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика, исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по Закону о контрактной системе.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исчерпывающим образом определены в ст. 93 Закона о контрактной системе.

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер.

Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Указанная статья содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

— осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);

— осуществление закупки на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93), так называемые малые закупки;

— оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам) (п. 8 ч. 1 ст. 93);

— закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93).

Преимущественно заказчики при осуществлении закупок у единственного поставщика выбирают п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Малые закупки претерпели изменения с 24 апреля 2020 года.

Минимальная сумма закупки увеличена до 600 тыс. по Закону о контрактной системе. Годовой объем таких закупок ограничен 2 млн. рублей или 10% от совокупного годового объема закупок заказчика и 50 млн.

рублей.

С 1 октября 2020 года малые закупки можно будет проводить в электронной форме на сумму до 3 млн. рублей. Закупать таким образом можно только товары, в отношении услуг и работ такое правило не будет действовать.

Из плюсов осуществления закупки у единственного поставщика следует отметить, что, как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним, риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах, заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

В качестве недостатков закупки у единственного поставщика можно обратить внимание на то, что заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.

Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.

Органы прокуратуры республики уделяют особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона.

Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны органов прокуратуры и контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Нередко для ухода от конкурентных процедур используются механизмы искусственного дробления заказов либо контракты заключаются с единственным поставщиком в отсутствие оснований.

Дробление закупок – это преднамеренная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько мелких договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период и не существует препятствий технологического или экономического характера, которые мешают провести одну процедуру для приобретения всех товаров, работ, услуг.

За дробление закупок можно получить штраф по ст. 7.29 КоАП РФ. Эта статья устанавливает наказание за неверный выбор способа закупки. Должностное лицо могут оштрафовать на 30 тыс. руб.

В части второй указанной статьи отдельно говорится о неверном выборе закупки, тогда как по закону должен был быть проведен конкурс или аукцион. За это грозит штраф в 50 тыс. руб. Кроме того, возможна ответственность по ст. 14.32 КоАП РФ за заключение антиконкурентного соглашения.

Должностное лицо ждет штраф до 50 тыс. руб. или дисквалификация до 3 лет. Для юридических лиц штраф составляет до 0,15% суммы выручки.

Предотвратить указанные нарушения возможно путем использования конкурентных процедур при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, либо если всё-таки принято решение о заключении контракта с единственным поставщиком, внимательно и детально изучить то или иное основание осуществления закупки таким способом.

Читайте также:  Оформление приватизации по доверенности (опасности) онлайн

Основные риски при заключении контрактов с единственными поставщиками – завышение цен на приобретаемые товары (работы, услуги), а также оплата заказчиками фактически невыполненных либо некачественных работ, как правило, связанные с хищением бюджетных средств.

Кроме того, как уже ранее упомянуто, заказчики могут быть подвергнуты ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ за заключение антиконкурентного соглашения.

Если же в результате заключения хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения гражданам, организациям или государству причинен крупный ущерб либо извлечен доход в крупном размере, виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности по ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации – ограничение конкуренции.

Министерство финансов РФ и ФАС России в марте 2020 года опубликовали письма с разъяснениями условий закупок у единственного поставщика в условиях распространения коронавируса.

В указанных письмах разъяснено, что распространение коронавируса является обстоятельством непреодолимой силы, заказчики могут осуществлять закупки у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст.

93 Закона о контрактной системе.

При этом заказчики не всегда надлежащим образом обосновывают начальную цену контракта при осуществлении закупки по указанному основанию.

Иногда заказчики при определении начальной цены контракта берут за основу среднюю рассчитанную цену на основании поступивших коммерческих предложений.

Данный механизм необходим при осуществлении закупок путем использования конкурентах процедур, где предусматривается снижение цены контракта в процессе торгов.

Что касается закупки у единственного поставщика, в частности на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, очевидно, что снижения цены не предполагается. Учитывая один из принципов Закона о контрактной системе, рациональность использования бюджетных средств, контракт с единственным поставщиком необходимо заключить по наименьшей, предложенной в процессе обоснования, цене.

Государственный или муниципальный контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы или права и законные интересы третьих лиц, признается судом недействительным (ничтожным), применяются последствия недействительности ничтожной сделки.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах. Такие последствия в свою очередь негативно сказываются на осуществление поставщиком нормальной хозяйственной деятельности.

Как таковых спорных вопросов при осуществлении закупок у единственного поставщика между заказчиком и исполнителем не возникает.

Между тем, органы прокуратуры республики принимает меры реагирования в отношении заказчиков путем привлечения виновных лиц к административной ответственности.

К примеру, прокуратурой Среднеколымского района в 2019 году установлен факт искусственного дробления закупок на сумму 1 115 900 руб.

путем заключения 15 контрактов с индивидуальным предпринимателем для выполнения работ по благоустройству поселка.

По результатам рассмотрения антимонопольным органом возбужденного прокурором района дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.29 глава поселения привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей.

Старший помощник прокурора района

юрист 2 класса                                                М.С. Тимофеева

Ответственность за нарушение 44-ФЗ: что говорит закон

Из этой статьи вы узнаете:

  • Самые распространенные нарушения 44-ФЗ и ответственность за них
  • Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту
  • Расчет пеней на штрафы по 44-ФЗ
  • Уголовная ответственность за нарушения 44-ФЗ

Ответственность за нарушения 44-ФЗ может быть административной и уголовной. До недавнего времени существовал только первый вариант ответственности – административная, но с 2018 года за определенные нарушения введена и уголовная.

При этом любой вид ответственности распространяется на обе стороны – заказчика и исполнителя. 44-ФЗ строго регламентирует действия участников торгов, поэтому за его нарушения предусматриваются довольно крупные штрафы и пени. В нашей статье мы расскажем, какие действия могут привести к их начислению и за что предусмотрено уголовное преследование.

Самые распространенные нарушения 44-ФЗ и ответственность за них

  • Несоблюдение законодательных норм на стадии планирования

Заказчик обязан составлять план закупок и план-график.

Если данная работа проведена с ошибками либо отсутствует какой-нибудь из документов, то это расценивается как административное нарушение и в соответствии со ст. 7.29.

3 Кодекса РФ об административных правонарушениях наказывается штрафом в размере 20 000–50 000 рублей.

Какие именно недочеты при оформлении плана и плана-графика приводят к подобным санкциям? Прежде всего, это отражение в документации закупок, не отвечающих требованиям нормативных актов и самой закупочной деятельности.

Также нарушением является необоснованная начальная (минимальная) цена контракта.

В том случае, когда обоснование НМЦК и самого предмета сделки по сути выполнено верно, но не соблюдена должная форма, штраф все равно будет, только в меньшем размере – 10 000 рублей.

Помимо этого, за другие нарушения на стадии планирования на виновных также накладываются штрафы:

  • процедура общественного обсуждения закупки была нарушена либо не соблюдены ее сроки — 30 000 рублей;
  • план закупок и план график опубликованы в ЕИС позднее установленных сроков — 5 000–30 000 рублей.
  • Неверный выбор процедуры для определения исполнителя

Ошибка в выборе процедуры наказывается в соответствии со статьей 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом штраф придется заплатить и контрактному управляющему, и самой организации:

  • 30 000 рублей для должностного лица;
  • 50 000 рублей для юридического лица.

В частности, заказчик по закону имеет право организовать запрос котировок, только если НМЦК меньше 500 000 руб. Если организация, проводящая закупку на большую сумму, использует эту процедуру, то придется заплатить штраф.

Также к санкциям приведет подписание договора с единственным поставщиком, когда на основании требований закона исполнитель контракта должен выбираться через конкурентную процедуру. Заказчика оштрафуют и в том случае, если он проведет закрытый конкурс, хотя по закону тендер должен быть открытым.

Нарушением является организация двухэтапного конкурса вместо простого.

Заказчик может не соблюсти процедуру на этапе согласования конкурсной документации с контролирующими службами. В этом случае предусмотрена такая же административная ответственность за нарушение 44-ФЗ.

  • Несоблюдение требований закона в ходе закупочных процедур

В законе установлены сроки, в которые заказчик должен разместить в ЕИС информацию и пакет документов по закупке. Нарушение этого требования наказывается штрафами на основании статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Задержка менее 2 дней с публикацией сведений относительно открытого конкурса и аукциона влечет наложение штрафа:

  • 5 000 рублей на должностное лицо;
  • 15 000 рублей на организацию.

То же самое нарушение с просрочкой более 2 дней наказывается штрафом:

  • 30 000 рублей на должностное лицо;
  • 100 000 рублей на организацию.

Если заказчик опоздал с публикацией в пределах одних суток, а исполнителя выбирает через запрос котировок и запрос предложений либо проводит сделку с единственным поставщиком, то налагается штраф:

  • 3 000 рублей на должностное лицо;
  • 10 000 рублей на организацию.

То же самое нарушение с просрочкой более одного дня наказывается штрафом:

  • 15 000 рублей на должностное лицо;
  • 50 000 рублей на организацию.

Если заказчик при проведении открытого конкурса или аукциона ошибется при подготовке документации, укажет неверные сведения, то ответственный специалист будет оштрафован на 15 000 рублей, а организация на 50 000 рублей. В таком же размере наказываются нарушения, допущенные при приемке заявок и при даче разъяснений участникам при проведении указанных процедур.

Любая закупка может быть проинспектирована уполномоченными органами. Если по результатам выносится предписание, заказчик обязан его учесть. При неисполнении данного требования ответственный специалист будет оштрафован на 30 000 рублей.

С такой же суммой придется расстаться контрактному управляющему, если он забудет включить закупку в план-график или опубликует в ЕИС извещение о конкурентной процедуре раньше положенного срока.

Последний момент актуален в том случае, когда изменяется план-график – если информация по закупке была откорректирована, размещать извещение можно не раньше чем через 10 дней.

Объявив конкурсную процедуру, заказчик обязан опубликовать в ЕИС извещение и пакет документов по ней. Если он этого не сделает, то будут оштрафованы:

  • на 50 000 рублей должностное лицо;
  • на 500 000 рублей организация.
Читайте также:  Как добиться выплаты зарплаты: зарплату пообещали выплатить на следующий день

Ответственность заказчика за нарушение 44-ФЗ в части рассмотрения заявок, которые участники направляют при запросе котировок и предложений, выделена в Кодексе отдельно.

Организатор процедуры не имеет права необоснованно отклонить заявки либо принять к рассмотрению те из них, которые не удовлетворяют нормам закона. В противном случае предусмотрена санкция в виде штрафа в размере 5 % от НМЦК, но как минимум 30 000 рублей.

Такой же штраф придется заплатить заказчику, если он не будет придерживаться правил при оценке заявок участников указанных процедур.

Заказчик, проводя закупку, обязан обеспечить свободную конкуренцию. Ее ограничение не допускается, а при выявлении наказывается штрафом в размере 1 % от НМЦК (минимум 10 000 рублей, максимум 50 000 рублей). Ограничением конкуренции считается также объединение в одну закупку (или лот) объектов, не имеющих функциональной или технологической связи.

Предусмотрена и такая ответственность за нарушение 44-ФЗ, как утверждение закупочной документации, в которой содержатся положения, не соответствующие нормам закона. В этом случае налагается штраф 3 000 рублей.

Обязанностью заказчика является своевременное подписание протоколов закупки. Невыполнение этого условия наказывается штрафом:

  • 3 000 рублей при просрочке до 2 дней;
  • 30 000 рублей при просрочке свыше 2 дней.

В законе установлена норма объема закупок у субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Заказчик, не выполнивший эту норму, заплатит штраф 50 000 рублей.

  • Невыполнение закона при заключении контракта и внесении в него корректировок

Сама процедура заключения контракта строго регламентирована законом, так же как и внесение в него изменений. Ответственность заказчика за нарушение 44-ФЗ в этой части предусмотрена статьей 7.

32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если в окончательном варианте контракт отличается от проекта, то организатор закупки заплатит штраф в размере 1 % от НМЦК, при этом предусмотрены ограничения по возможной сумме санкции:

  • минимум 5 000 рублей, максимум 30 000 рублей – для ответственного специалиста;
  • минимум 50 000 рублей, максимум 300 000 рублей – для организации.
  • Сумма штрафов будет удвоена, если изменения в контракте приведут к дополнительным затратам или объем поставки уменьшится.
  • Если процедура подписания контракта произойдет не в те сроки, которые прописаны в законе, то нарушитель заплатит штраф 50 000 рублей.
  • Несоблюдение установленной законом 44-ФЗ процедуры корректировки положений контракта называется штрафом:
  • 20 000 рублей на должностное лицо;
  • 200 000 рублей на организацию.

Стороны вправе расторгнуть в одностороннем порядке договор только при четком следовании законодательным нормам. Нарушение данного правила наказывается штрафом:

  • 50 000 рублей на должностное лицо;
  • 200 000 рублей на организацию.

За результаты реализации контракта закон возлагает ответственность и на заказчика. Нарушение 44-ФЗ в этой части может выражаться в действии (бездействии) инициатора закупки, в результате чего создаются препятствия исполнению всех договоренностей либо наносится ущерб. В таком случае заказчик заплатит:

  • ответственный сотрудник – штраф в размере 5–15 % от суммы неисполненных обязательств, но как минимум 30 000 рублей. Вместо этого специалист может быть дисквалифицирован максимум до 2 лет;
  • штраф для организации равен 1–3 суммам обязательств, которые не были выполнены по контракту, но минимально 300 000 рублей.

В законе также прописана процедура, в соответствии с которой заказчик принимает объект поставки, проводит при необходимости экспертизу, оформляет акт приемки или отказ от приемки.

Отклонения от правил на данном этапе наказываются штрафом 20 000 рублей. Заказчик должен будет заплатить штраф от 20 до 50 тысяч руб.

, если не откажется от приемки объекта, параметры которого не соответствуют установленным в контракте требованиям.

Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту

Регламент ряда конкурентных процедур, которые проводит государственный или муниципальный заказчик с целью выбора исполнителя, предусматривает обеспечение заявки и контракта – денежную гарантию со стороны подрядчика в исполнении им обязательств.

Законом также предусмотрен порядок возврата этих средств. Ответственность заказчика за нарушение 44-ФЗ в этой части установлена в статье 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если заказчик вернул обеспечение заявки с просрочкой не более 3 дней, то ответственный сотрудник будет оштрафован на 5 000 руб., а организации придется заплатить 30 000 руб. Если возврат обеспечения задержан дольше трех дней, то суммы штрафов возрастут соответственно до 15 000 руб. и 90 000 руб.

Расчет пеней на штрафы по 44-ФЗ

В части 7 статьи 34 закона № 44-ФЗ прописан порядок, в соответствии с которым рассчитывается пеня. Ее величина установлена на уровне 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ за каждый день просрочки:

Пеня = цена контракта × (1/300 × размер ключевой ставки) × количество дней просрочки

Строго говоря, размер санкции рассчитывается в зависимости от неисполненных обязательств. Если какая-то часть поставки реализована, то пеня будет вычисляться не от всей суммы контракта, а от той, которая осталась не выполнена.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края

Административная ответственность грозит подрядчикам за неисполнение условий государственного (муниципального) контракта

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

  Согласно ч. 13 ст.

34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

  Частью 2 ст. 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается.

 Подрядчик в соответствии с ч. 2 ст. 94 Закона о контрактной системе обязан к установленному контрактом сроку предоставить заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные контрактом.

  За неисполнение предусмотренных контрактом обязательств подрядчику грозит административная ответственность, предусмотренная ч. 7 ст. 7.

32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.

  •   Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц — от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
  •   Следует отметить, что существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, как правило, выражается в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
  •   Разъясняет прокуратура Индустриального района г.Хабаровска
  • ​​​​​​​

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *