Имеем ли право на предоставление информации?

Необходимо уточнить, на каком основании направляется запрос. Большинство государственных структур способны требовать данные, связанные с работой частной компании и деятельностью бюджетной организации. Например:

  • суды и приставы в рамках дела или производства по нему;
  • прокуратура и полиция в рамках конкретного уголовного дела или полученного заявления;
  • налоговая в рамках проверки налоговых отчислений;
  • адвокаты в рамках отдельных оказываемых услуг;
  • Министерство обороны в рамках обеспечения обороноспособности страны.

Кроме того, данные необходимо предоставлять контрагентам, если это необходимо исходя из заключенного между сторонами договора. Например, о порядке поставки товаров, наличии груза на складе и так далее. Еще такие письма направляют лица, связанные по договору оферты. Например, уточнение цены товара в онлайн-магазине, вопрос о наличии свободных вакансий, о графике работы торговой точки.

Важна мотивация. В документе необходимо указывать, на основании чего он направляется (например, «в рамках рассмотрения дела №… от …» или согласно договору оферты №… от…). Если мотивации нет или она указана не четко — следует отказ. Также отказывают в подаче информации при отсутствии на запросе необходимых подписей и печатей, наличии ошибок в реквизитах и других подобных ситуациях.

В какие сроки надо подготовить ответ

Для частных компаний строгих правил касательно сроков ответа не существует. Рекомендуется ориентироваться на следующие особенности:

  1. Если запрос поступил от государственной структуры, в нем обычно указывается требование предоставить ответ в течение определенного количества дней. Не стоит пренебрегать этим требованием.
  2. Если требование поступило от контрагента и в договоре между сторонами сказано, что при такой ситуации ответ необходимо предоставить в течение конкретного срока, на этот период и стоит ориентироваться.
  3. Во всех остальных ситуациях рекомендуется давать ответ в течение 7 дней или любого разумного срока.

«Разумность» срока определяется исключительно получателем, но ее необходимо связывать с поиском необходимой информации. Например, если письмо касается данных, которые есть в быстром доступе, рекомендуется ответить немедленно. В том же случае, когда приходится поднимать архивные данные за последние три года, понятно, что срок значительно увеличивается.

Как составить ответ

При составлении ответа следует руководствоваться стандартными правилами деловой переписки. Строгой формы, утвержденной законодательно, не существует, но в документе указываются следующие данные:

  • данные получателя письма (название и адрес компании, которая отвечает на бумагу);
  • текст ответа. Обычно он начинается с упоминания запроса;
  • дата и подпись должностного лица. Обычно ставится печать компании. Рекомендуется добавить контактные данные составителя ответа, чтобы его получатель смог уточнить данные, если это потребуется.

При отказе форма примерно такая же, но текст меняется на противоположный. Там указывается, по какой причине данные невозможно предоставить.

Стандартный бланк такого документа выглядит так:

  • _____ года № _________
  • Руководителю
  • ________________
  • ________________
  • ________________
  • О предоставлении информации
  • В ответ на ваш запрос о предоставлении информации от _________ года № _
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________

Директор ___________________________________________ И.О. Фамили

Образец положительного ответа:

Имеем ли право на предоставление информации?

Образец ответа с отказом дать информацию

Подходящий для использования образец, как правильно отвечать на запросы, составленные неверно:

Имеем ли право на предоставление информации?

Как отправить

Если в рамках полученного письма необходимо предоставить какие-либо важные документы (например, оригиналы отчетов и так далее), отправка осуществляется курьерской службой. Во всех остальных ситуациях достаточно направить письмо в бумажном виде обычной почтой или просто выслать в электронном виде.

Отказ от предоставления персональных данных. Образец 2021-2022 года

Составление отказа от предоставления персональных данных необходимо в случае, когда гражданин не имеет желания давать кому-либо личную информацию.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк отказа от предоставления персональных данных .docСкачать образец отказа от предоставления персональных данных .doc

Что относится к персональным данным

Персональные данные – понятие довольно широкое. В него обязательно включаются сведения из паспорта человека: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, адрес проживания, номера ИНН, СНИЛС.

Кроме того, в персональные данные входит информация о национальной и религиозной принадлежности, семейном положении, здоровье, воинском учете, образовании, получаемых гражданином доходах, затратах, льготах, пособиях и субсидиях.

Сюда же причисляются сведения из трудового договора, дополнительных соглашений к нему, результаты профессиональных собеседований, анкет и тестов, заявления, объяснительные и т.п. документы, касаемые деятельности человека по месту работы.

Куда требуется предоставлять персональные данные

Сегодня передача личных сведений является широко распространенным явлением. Предоставлять персональные данные нужно, например, при устройстве на работу, подаче заявлений в садик, школу, другие учебные заведения, больницы, поликлиники, банковские, кредитные учреждения и т.д.

Отказ от предоставления персональных данных

По большому счету, согласие на предоставление персональных данных требуется только в отношении специальных и биометрических сведений. Если говорить проще, общедоступная информация, т.е. информация из паспорта, ИНН, СНИЛС, может использоваться совершенно свободно, конечно, в рамках закона и без нарушения этических и моральных норм.

А вот если кому-либо понадобились данные, касаемые религии или национальности человека, его здоровья или судимостей, взаимоотношений с работодателями (текущим и бывшими) и т.п. очень личные сведения – их можно получать только с согласия гражданина, оформленного в письменном виде.

В соответствии с законодательством РФ, любой человек имеет полное право отказаться от предоставления подобного рода информации, если считает, что она может привести к ущемлению его прав и интересов или даже вовсе без объяснения причин. Никакого наказания за такой отказ не предусмотрено.

И даже если представитель какого-либо учреждения требует предоставления таких сведений, угрожая отказом в предоставлении необходимых услуг (образовательных, медицинских и т.д.), его действия легко можно обжаловать как на уровне руководства, так и в прокуратуре или суде.

Единственное, что нужно помнить, что при обращении в различные муниципальные и бюджетные структуры, а также при трудоустройстве существует установленный законом перечень документов, а значит и персональных сведений, без которых заключение договоров (гражданско-правовых, трудовых и т.д.) будет просто-напросто невозможно.

  • Если есть сомнения в том, что работник той или иной организации требует документы сверх установленного законом списка, следует обратиться за разъяснениями к юристам или ознакомиться с соответствующими статьями российского законодательства.
  • С того момента, как персональные данные попадают во «вторые» руки, вся ответственность за их огласку возлагается на того, кто их получил.
  • При этом закон в отношении лиц, разгласивших чью-либо личную информацию довольно суров – он предусматривает наказание, начиная от крупного административного штрафа и вплоть до возбуждения уголовных дел.

Как написать отказ

В том случае, если перед вами встала необходимость по составлению отказа от предоставления персональных данных, а вы не знаете, как сделать это правильно и без ошибок, прочитайте расположенные ниже рекомендации и посмотрите пример – на его основе у вас без особых усилий получится сформировать собственный документ.

Прежде всего, дадим общую информацию, которая касается всех подобного рода бумаг. Сейчас единого стандарта такого отказа нет, что фактически обозначает то, что писать его разрешается в свободной форме. Также можно сделать его по типу разработанного и утвержденного внутри учреждения шаблону документа, если конечно, таковой имеет место быть.

Для отказа подойдет как обычный лист бумаги любого удобного формата (предпочтительно А5 или А4) или фирменный бланк (как правило, если такое требование устанавливается внутри компании). Отказ допустимо набирать на компьютере (с обязательным последующим распечатыванием), либо же писать собственноручно – в случае необходимости доказать его подлинность этот фактор будет иметь значение.

Отказ нужно делать в двух одинаковых экземплярах, один из которых следует передать адресату, второй – оставить у себя, предварительно заручившись на нем отметкой о вручении копии представителю учреждения.

Образец отказа от предоставления персональных данных

По своему составу отказ должен отвечать некоторым нормам делопроизводства, а по тексту содержать ряд определенных сведений. К последним можно отнести:

  • должность, ФИО руководителя;
  • наименование организации;
  • ФИО автора отказа;
  • его паспортные и контактные данные (для связи).

Это будет «шапка» документа, которая всегда расположена вверху бланка, слева или справа.

В основной части следует обозначить:

  • свое несогласие с предоставлением персональных данных;
  • обоснование отказа (здесь нужно сослаться на норму закона или Конституции РФ, которые в равной степени дают такое право);
  • если вы были ознакомлены с последствием своего отказа, об этом следует сделать соответствующую отметку;
  • также дать отметку о том, что за вами остается возможность обжаловать возможные санкции в суде.
  1. Остальную информацию можно вносить в зависимости от потребностей и индивидуальных обстоятельств.
  2. Бланк должен быть обязательно датирован и подписан тем, кто его составил – без его автографа он не обретет законного статуса.
  3. Имеем ли право на предоставление информации?

Скачать документна сайте Ассистентус

Адвокатский запрос и персональные данные граждан

10 ноября 2019

Из ст.6.

1 63-ФЗ следует, что адвокатский запрос представляет собой официальное обращение адвоката в органы власти, различные организации о предоставлении сведений, справок, характеристик и прочих документов, без которых невозможно оказание квалифицированной правовой помощи. Ответ на запрос организации обязаны предоставить в течение 30 суток, а если требуется дополнительное время на сбор сведений, то указанный срок может быть продлен еще на 30 дней.

Если организация или орган власти не предоставит адвокату запрашиваемую информацию, передаст ее в искаженном виде или нарушит установленные сроки, то их ждет административная ответственность по ст.5.

39 КоАП. Возможное наказание за нарушение достаточно мягкое – штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

Однако есть ситуации, при которых организации не обязана предоставлять адвокату запрашиваемые сведения:

  1. Организация не располагает интересующей юриста информацией.
  2. Адвокатский запрос составлен с нарушением закона, либо не соблюден алгоритм его подачи.
  3. Требуемые сведения относятся к информации с ограниченным доступом.

Если с первыми двумя пунктами все понятно, то на третьем стоит остановиться поподробнее. Итак, доступ к информации может быть ограничен в целях необходимости защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны и безопасности страны. В 149-ФЗ сказано, какая именно информация находится в ограниченном доступе:

  • государственная тайна;
  • коммерческая тайна;
  • профессиональная тайна;
  • служебная тайна;
  • личная тайна;
  • семейная тайна;
  • персональные данные граждан;
  • иная охраняемая законом информация.

По общему правилу, указанные сведения по адвокатскому запросу не предоставляются.

Когда персональные данные по адвокатскому запросу могут быть предоставлены

Согласно ст.7 152-ФЗ, лица, имеющие доступ к персональным данным, обязаны не передавать информацию третьим лицам без согласия на то субъектов персональных данных. Иными словами, если гражданин, предоставивший свои персональные данные, дал такое согласие, то сведения могут быть переданы в рамках адвокатского запроса.

Что делать гражданину, не желающему, чтобы его персональные данные передавались третьим лицам (в том числе через адвокатский запрос)? Физлицо вправе отозвать свое согласие путем направления соответствующего уведомления в адрес оператора (например, администратора доменного имени и т.д.). Точный адрес для отправки уведомлений, как правило, указывается в Политике конфиденциальности. Оператор, получивший письмо, обязан удалить персональные данные в течение 30 дней. Однако гражданин должен быть готов к тому, что вторая сторона прекратит договорные отношения.

Можно ли сделать частичный отзыв согласия на обработку персональных данных (например, запретить компании только передачу данных третьим лицам или ограничить обработку какой-то определенной информации)? Есть ли возможность защитить бизнес и продолжать получать нужные услуги? На практике многие организации говорят четкое «нет», ссылаясь на то, что без передачи данных другим лицам они не смогут оказывать услуги гражданину. Другие компании допускают такой вариант, предлагая клиенту заключить дополнительное соглашение. Однако, с нашей точки зрения, граждане могут осуществить частичный отзыв согласия на обработку персональных данных.

Почему это возможно?

  1. В понятие «обработка персональных данных» включаются такие действия, как сбор, хранение, систематизация, передача информации и т.д. Если гражданину дано право запретить совершение всех указанных действий, то он вправе ограничить и отдельные из них.

  2. В 152-ФЗ не содержится запрета на частичный отзыв согласия на обработку персональных данных.

Есть еще один момент, который заключается в цели обработки персональных данных.

Например, во многих типовых согласиях на обработку персональных данных основной целью регистратора доменного имени является выполнение услуг по Договору, заключенному с заказчиком (обслуживание доменного имени, направление уведомлений, обработка заявлений от клиента и т.д.).

В приложении к согласию могут быть указаны IT-организации, которым может передаваться информация, и с технической точки зрения без такой передачи регистратор действительно не состоянии осуществлять свою деятельность.

Однако, например, передача данных по адвокатскому запросу никаким образом не связана с целью сбора персональных данных регистратором. Следовательно, если гражданин запретит передавать свои данные именно по адвокатским запросам, то регистратор обязан выполнить это требование: прочие действия по обработке персональных данных будут продолжены.

Алгоритм действий будет выглядеть примерно следующим образом:

  1. Подготовьте заявление об отзыве согласия на обработку персональных данных. Если Вы желаете запретить какие-либо конкретные действия – опишите их. Не забудьте сослаться на соответствующие статьи 152-ФЗ. Единого образца заявлений нет, оно составляется в свободной форме.

  2. Удостоверьте заявление у нотариуса, если Вы хотите отправить его почтой. Если Вы будете передавать документ лично, такое удостоверение делать не нужно.
  3. Отправьте документ оператору персональных данных заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении или передайте в офисе компании.

  4. Если оператор откажется выполнять требования, обозначенные в заявлении, гражданин вправе подать иск в районный суд. Требовать можно не только прекращения обработки персональных данных, но и компенсации морального вреда.

Сайты, передавшие без согласия граждан персональную информацию о них по адвокатскому запросу, могут быть оштрафованы по ст.13.11 КоАП РФ на сумму 75 тысяч рублей. Граждане, пострадавшие от незаконных действий оператора, могут обратиться в суд.

Конечно, чаще всего граждане судятся с кредитными учреждениями по поводу предоставления последними персональных данных коллекторским организациям. Однако встречаются ситуации, когда субъекты подают в суд и по причине неправомерной передачи данных по адвокатским запросам.

Приведем пример

Три гражданина обратились в суд с иском к администрации МО Репьевский сельсовет об обязании прекратить передачу и обработку их персональных данных, уничтожении персональных данных граждан и компенсации морального вреда.

Было установлено, что сельсовет по адвокатскому запросу предоставил персональные данные из похозяйственной книги о месте проживания истцов.

Граждане не предоставляли своего согласия администрации МО Репьевский сельсовет на обработку своих данных.

Также суд обнаружил следующие нарушения:

  • адвокатский запрос не содержал данных о лице, в чьих интересах действует адвокат;
  • администрация предоставила данные о трех гражданах, хотя адвокат запрашивал информацию только на одного субъекта.

По этим причинам иск граждан был удовлетворен: МО Репьевский сельсовет было запрещено обрабатывать и передавать персональные данные третьих лиц. Однако компенсация морального вреда оказалась совсем небольшой: вместо 100 тысяч на каждого истца суд присудил по 1 500 рублей.

Если бы граждане представили убедительные доказательства своих моральных страданий, скорее всего, компенсация была бы намного выше.

Итак, как мы видим, адвокатский запрос имеет меньшую юридическую значимость, чем, например, запрос правоохранительных органов.

И поэтому у гражданина есть реальная возможность сохранить свои персональные данные в тайне.

Однако каждая ситуация сугубо индивидуальна, поэтому если Вы хотите узнать, как можно защитить собственную личную информацию, — посоветуйтесь с опытным уголовным адвокатом.

Скачать пример (шаблон) заявления на отзыв персональных данных

Имеем ли право на предоставление информации?

Прокуратура разъясняет. За отказ в предоставлении гражданину информации установлена уголовная ответственность

Конституция Российской Федерации в статье 24 закрепляет обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Гарантией реализации права гражданина на ознакомление с указанными документами является установление уголовной ответственности (ст. 140 УК РФ) за отказ в предоставлении гражданину информации.

Преступлением является деяние (действие или бездействие), которое заключается в отказе в предоставлении гражданину информации; уклонении должностного лица от предоставления информации; предоставлении заведомо неполной информации; предоставлении заведомо ложной информации.

Отказ в предоставлении информации представляет собой прямой отказ, открытое проявление нежелания соответствующего лица дать запрашиваемую информацию. Отказ может быть как устным, так и письменным.

  • Под предоставлением неполной информации понимается предложение для ознакомления части документов и материалов, части информации, содержащейся в них, либо составление письменного ответа на запрос, содержащего лишь часть сведений, которые требуются адресату.
  • Под предоставлением ложной информации следует понимать предложения для ознакомления либо письменное представление сведений, не соответствующих действительности хотя бы частично.
  • К уклонению от предоставления информации следует отнести активное поведение, выражающее завуалированные формы отказа в виде непредоставления информации под различными предлогами, не имеющими ни юридических, ни фактических оснований (например, ссылка на отсутствие запрашиваемой информации, которая фактически имеется), а также бездействие, когда виновный не дает ни устного, ни письменного ответа на запрос.

Для квалификации деяния как преступления отказ должен быть неправомерным, т.е. не соответствовать предписаниям закона или иного нормативного акта

Состав преступления материальный. В качестве обязательного признака он предусматривает последствие в виде причинения вреда правам и законным интересам гражданина. Поскольку последствия не конкретизированы в законе, ими могут быть, например, причинение материального ущерба, морального вреда либо причинение иного вреда правам и законным интересам человека.

  1. Субъективная сторона преступления выражается в умышленной форме вины.
  2. Субъектом преступления являются те должностные лица органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации.
  3. Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.
  4. Старший помощник прокурора

юрист 1 класса                                                                                     Э.Н. Барасова

Предоставление документов АО его акционерам – новый алгоритм работы от А до Я (часть 1)

Полный алгоритм затребования документов акционером и их предоставления акционерным обществом показан с учетом нововведений последнего указания Банка России от 28.06.2019 № 5182-У. В этом номере читайте первую часть статьи, где мы разъясняем начало процедуры.

На какой состав документов может рассчитывать акционер в зависимости от количества принадлежащих ему акций.

Как составить требование предоставить копии документов либо оригиналы для ознакомления на территории АО: акционеру-физлицу, акционеру-юрлицу, а также объединению акционеров для доступа к более широкому спектру документов (объясняем правила составления и показываем образцы всех этих требований).

Как специалисту АО проверить полномочия затребовавшего документы лица: если акционер прислал требование по почте и копии документов тоже хочет получить по почте, если требование предъявляет доверенное лицо акционера и в др. случаях.

В отличие от обществ с ограниченной ответственностью, в большинстве своем созданных небольшим числом участников, связанных дружескими, а то и родственными отношениями, акционерные общества, как правило, с момента своего учреждения нацелены на привлечение большего числа лиц к участию в его капитале. Поскольку обычно акционерные общества представляют крупный бизнес, государство максимально заинтересовано в прозрачном регулировании этих отношений.

Проблема предоставления информации о деятельности акционерных обществ всегда была одной из самых острых. Ведь обладание детальной информацией о компании – первая ступенька к контролю как над ее деятельностью, так и над ее руководящим составом.

Соответственно мажоритарные акционеры1 и текущее руководство старались минимизировать такой доступ для всех остальных. А миноритарии2, соответственно, стремились получить как можно больше информации. Все это порождало множество судебных споров3.

В силу всех этих факторов вопросам взаимодействия акционерного общества и акционеров регулятор оказывает большое внимание. Причем это внимание подкреплено достаточно жесткими санкциями для акционерных обществ.

В настоящей статье мы рассмотрим, как должно строиться общение акционера и акционерного общества, а также какие изменения в порядок этого общения внесло указание Банка России от 28.06.

2019 № 5182-У «О дополнительных требованиях к процедурам предоставления акционерными обществами документов или копий документов в соответствии со статьей 91 Федерального закона “Об акционерных обществах”»4. Оно сменило ранее действовавшее указание от 22.09.2014 № 3888-У5.

Обратите внимание: все правила, о которых мы будем говорить, касаются, прежде всего, публичных6 акционерных обществ. К непубличным7 они могут быть применимы только «по умолчанию». То есть тогда, когда акционеры не установили иного. В силу п. 13 ст.

 91 Федерального закона от 26.12.

1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»8 акционеры непубличного общества могут изменить любые условия и порядок предоставления доступа к информации об обществе (включая сроки и минимальное количество акций, необходимое для получения всех или определенной категории документов). Порядок предоставления документов определяется в уставе АО, решение об изменении такого порядка принимается единогласно. Справедливости ради, стоит заметить, что акционеры достаточно редко пользуются данной возможностью.

Что предоставляем?

Статья 91 ФЗ «Об АО» достаточно жестко связывает количество акций, которыми владеет акционер, и объем информации, который общество обязано ему предоставлять – основную градацию мы показали в Схеме 1.

К этому лишь добавим, что акционеры, владеющие ≥1% голосующих акций в непубличном АО, имеют доступ ко всей документации, которую обязано хранить АО (перечень в п. 1 ст.

 90 ФЗ «Об АО»), за исключением протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) и документов бухгалтерского учета.

Схема1. К каким документам акционерного общества имеют доступ его акционеры в зависимости от величины пакета акций, которым они владеют

Если АО находится в процессе реорганизации, акционеры имеют право доступа не только к документам «родного» общества, но и к документам тех компаний, которые присоединяются или выделяются из общества. Такой вывод в свое время сделал Президиум ВАС РФ9.

Акционерное общество вправе определить и более низкие10 пороговые значения для предоставления протоколов заседания коллегиальных исполнительных органов и документов бухгалтерского учета  (соответствующие положения вносятся в Устав АО, см. Пример 1). Более высокие пороги доступа оно установить не вправе.

Пример 1. Фрагмент устава, устанавливающий более низкий порог для доступа к документам АО

15.6. По требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем 15 (пятнадцатью) процентами голосующих акций Общества, Общество обязано обеспечить доступ к следующим документам:

1) протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа Общества (правления, дирекции);

2) документы бухгалтерского учета.

15.7. Доступ к документам Общества осуществляется в порядке, определенном настоящим Уставом и локальными нормативными актами Общества.

Face-контроль

Кому можно предоставить информацию об акционерном обществе? Казалось бы, простой вопрос. Конечно же, она предоставляется акционерам напрямую (либо через доверенное лицо) в объеме, определенном законом. Однако на практике всегда возникают нюансы. Обычно они связаны с  пределением личности запрашивающего информацию, а также с идентификацией права на подобные запросы у подписанта.

Требование о предоставлении информации о деятельности АО должно быть подписано полномочным лицом. Соответственно, при его получении специалист акционерного общества обязан проверить полномочия подписанта, а в некоторых случаях и наличие дополнительных документов, прикладываемых к требованию. Рассмотрим все эти случаи более подробно.

Итак, с требованием о предоставлении информации о деятельности АО могут обратиться:

  • акционер (физическое лицо либо юридическое) напрямую. При проверке полномочий подписанта необходимо учесть следующее:

    • для физлица-акционера проводится сверка данных, указанных в требовании о предоставлении документов (Ф.И.О.), с данными реестра акционеров;
    • если представлено требование от акционера-юрлица, необходимо уточнить, является ли человек, подписавший документ тем, кто вправе действовать от имени организации без доверенности. Для этого можно воспользоваться открытой информацией Единого государственного реестра юридических лиц на сайте Федеральной налоговой службы России https://egrul.nalog.ru (см. Рисунок 1). Здесь можно искать не только по наименованию организации, но и по ИНН или ОГРН;
    • является ли обратившееся лицо акционером общества и каким объемом голосующих акций оно обладает. Обратите внимание, АО не вправе требовать от акционера подтверждать какими-либо документами, что он акционер. Исключениями являются обращения от бывших акционеров общества и лиц, чьи права на акции учитывает номинальный держатель. В остальных случаях после получения требования о предоставлении информации акционерное общество должно само запрашивать сведения у реестродержателя11;

Рисунок 1. Поиск и выдача данных из ЕГРЮЛ на сайте налоговой службы https://egrul.nalog.ru

  • представитель акционера по доверенности. В этом случае проверяют:

    • является ли лицо, ее представившее, доверенным лицом, которое указано в доверенности;
    • является ли доверитель, выписавший доверенность, акционером, обладающим правом на получение информации;
    • оформлена ли доверенность надлежащим образом12 (мы вернемся к этому вопросу немного позже);
    • и в качестве завершающего штриха проверяем полномочия, которые следуют из доверенности;
  • бывший акционер, чьи акции были принудительно выкуплены (ст. 76, 84.7 и 84.8 ФЗ «Об АО»). Кроме проверки, аналогичной вышеизложенной, в этом случае необходимо убедиться, что приложена выписка из ре­естра акционеров, подтверждающая количество акций, находившихся у данного лица в день, предшествующий выкупу акций;
  • номинальный держатель13, реализуя волеизъявление акционера. При направлении требований он должен предоставить выписку со счета депо, содержащую данные о количестве акций, принадлежащих тому акционеру, который направил запрос. При направлении таких запросов номинальный держатель действует без доверенности14, однако обществу при получении подобного запроса необходимо проверять полномочия руководителя номинального держателя в ЕГРЮЛ;
  • акционер, учет акций которого осуществляется номинальным держателем. Акционер, который прибег к услугам номинального держателя акций, может обратиться к АО и напрямую, минуя посредника. Для этого ему потребуется дополнительно к требованию предъявить еще и выписку со счета номинального держателя, подтверждающую количество принадлежащих ему акций;
  • доверительный управляющий акциями. При предъявлении требования он должен будет подтвердить, что акционер наделил его соответствующим правом. Делается это путем предоставления в АО копии (или выписки) из договора доверительного управления. Отметим, что и Указание № 3388-У, и Указание № 5182-У содержат недостаточно четкое пояснение в отношении порядка заверения такой копии (выписки). Согласно п. 6 Указания № 3388-У, документ должен быть «заверенным в установленном законодательством порядке». Согласно п. 10 Указаний 5182-У, он должен быть «засвидетельствованным (удостоверенным) в установленном законодательством РФ порядке». Как видите, хотя текст и изменился, главный вопрос остался – кто должен удостоверять верность копии? Вариантов три:

    • нотариус,
    • акционер,
    • доверительный управляющий.
  • В рамках текущего правового регулирования однозначного ответа на этот вопрос нет. У экспертов мнения так же расходятся. Судебной практики, позволяющей занять однозначную позицию, нет.

    Наиболее рискованным является вариант с заверением копии договора самим доверительным управляющим (есть риски его злоупотреблений с последующим иском от акционера).

    Можно лишь нивелировать риски, «расписав» ситуацию в локальном нормативном акте АО, например в Положении о предоставлении информации акционерам. Это позволит при возникновении спора дополнительно ссылаться на волю акционеров общества.

Пример 2. Формулировка в Положении о предоставлении информации акционерам

10.10. Если требование о предоставлении информации подписано доверительным управляющим, который осуществляет свою деятельность в рамках договора доверительного управления акциями, к такому требованию должна дополнительно прилагаться копия договора доверительного управления или выписка из такого договора в части прав, переданных доверительному управляющему.

Копия (выписка) должна прилагаться заверенной руководителем акционера, имеющим право действовать от его имени без доверенности либо должна быть удостоверена нотариально. Доверительный управляющий, обращаясь с требованием, может вместо договора (копии, выписки из договора) представить доверенность, оформленную акционером

Обратите внимание: документы иностранного держателя или иностранного акционера должны содержать апостиль, а если они составлены на иностранном языке, должен также прилагаться перевод на русский язык, удостоверенный нотариально.

Правильно потребовать – почти искусство!

Предоставление информации осуществляется по письменному требованию. Регулятор в лице ЦБ РФ объясняет, что в таком требовании должно быть (п. 4 Указания № 5182-У):

  • Ф.И.О. акционера-физлица или полное фирменное наименование и ОРГН для юридического лица. Иностранная организация должна указать иной идентификационный номер (из реестра иностранного государства);
  • способ связи: почтовый адрес и (или) адрес электронной почты (могут быть и дополнительные способы связи: телефон, скайп и т.п.);

Ооо ук "атал"

  • ПИСЬМО МЕСЯЦА
  • Не все напоказ: какие документы вы не обязаны предоставлять собственникам
  • «Группа собственников в нашем доме пытается совершить рейдерский захват дома.
  • Они запрашивают у ТСЖ первичные документы бухучета: чеки на материалы, договоры, акты с подрядчиками.
  • Хотят показать, что мы якобы завышаем сметы, подписываем акты по невыполненным работам.
  • Расскажите, какие документы мы должны предъявить, а какие нет?»
  • На вопрос отвечает Мария Анестратенко, ведущий эксперт в сфере ЖКХ
  • Действительно, собственники помещений в МКД часто запрашивают документы, которые вы не обя-заны предъявлять.
  • В ответе мы рассмотрим обязанность по предоставлению информации в рамках финансово-хозяй-ственной деятельности, объем таких сведений и то, как суды мотивируют отказ в выдаче собственникам помещений излишне запрашиваемых документов.
  • Предоставление информации органам власти и надзорным инстанциям мы не рассматриваем.

 

Какую информацию о финансово-хозяйственной деятельности раскрывать обязательно

Вы обязаны раскрывать информацию, предусмотренную ч. 10 или ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2014 № 263‑ФЗ. Сюда относится общая информация об УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности:

  1. ·       годовая бухгалтерская отчетность, бухгалтерский баланс и приложения к нему;
  2. ·       сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению МКД, и расходах, понесенных в связи с их оказанием;
  3. ·       сметы доходов и расходов ТСЖ, ЖК, ЖСК, отчеты об их выполнении.

Это установлено п. 3 Стандарта раскрытия информации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее — Стандарт). Аналогичные нормы закреплены приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016.

Собственники помещений вправе запросить у УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК информацию, предусмотренную ч. 10 или ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ.

В ТСЖ собственники помещений, независимо от членства, имеют право ознакомиться с бухгалтерской (финансовой) отчетностью, сметами доходов и расходов на год, отчетами об исполнении таких смет, аудиторскими заключениями и иными внутренними документами товарищества, предусмотренными ЖК РФ, уставом и решениями общего собрания членов ТСЖ. Это установлено ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ.

Если собственники помещений просят представить первичные учетные документы, вы вправе отказать, при условии что договором управления, уставом ТСЖ, ЖК, ЖСК или решением общего собрания не установлено иное.

К примеру, если в договоре управления или уставе указано, что собственники помещений вправе ознакомиться с договорами подряда, актами выполненных работ, оказанных услуг по ним или первичными учетными документами, то вы обязаны предоставить им такую возможность.

Формы раскрытия информации о финансово-хозяйственной деятельности утверждены приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 и приказом Минстроя России от 22.12.2014 № 882/пр.

Так называемые первичные учетные документы не входят в перечень сведений, перечисленных в утвержденных формах раскрытия информации.

 

Какие документы мы называем первичными учетными документами

Договор, счет на оплату, акт выполненных работ, товарная накладная — это самые распространенные первичные учетные документы.

«Первичка» оформляется при совершении сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности или движение денежных средств.

Обязательные формы и перечень «первички» для юридических лиц отсутствуют. Их самостоятельно определяет каждый хозяйствующий субъект — юридическое лицо или ИП. Такое правило установлено ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

Законодательством не установлена обязанность УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК предоставлять собственникам помещений в МКД доступ к первичным учетным документам.

ПРИМЕР

Суды не обязывают предъявлять собственникам документы первичного учета

Истцу отказано в удовлетворении требований, так как из анализа положений законов следует, что члены и не являющиеся членами ТСЖ собственники правом ознакомления с первичными документами бухгалтерского учета не обладают (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 19.05 2014 по делу № 33—6756/2014).

Кому предоставляется информация о финансово-хозяйственной деятельности

Сведения, которые вы размещаете на информационных стендах и в интернете, предназначены для неограниченного круга лиц.

Информацию в письменном или электронном виде вы обязаны предоставить только потребителю по запросу. Потребителями по Стандарту (п. 6) являются граждане и организации — собственники и наниматели помещений в МКД. Всем остальным вы вправе отказать.

Если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет или в официальных печатных изданиях, то вы вправе, не раскрывая ее, сообщить адрес указанного сайта или наименования и реквизиты печатных изданий, где размещена эта информация (п. 17 Стандарта).

Также Стандартом прямо не предусмотрена обязанность УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК по изготовлению и выдаче копий документов по письменному запросу.

Мы рекомендуем все же придерживаться принципов разумности. Да, вы не обязаны предоставлять документы, например, тем, кто прописан в помещении, но не является собственником. Не должны изготавливать для кого-то копии документов. Но если в каком‑то конкретном случае вас это не затруднит, то сделайте это, пожалуйста.

ТОНКОСТЬ

Это вы можете не показывать собственникам

Вы не обязаны показывать собственникам помещений в МКД:

— сведения о движении денег по счетам.

Истцу отказано в предоставлении сведений о движении денежных средств по банковскому счету ТСЖ. Основание — запрошенная информация выходит за рамки информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ, предусмотренной ч. 10 ст. 161 ЖК РФ и п. 9 Стандарта.

В пункте 5 ПБУ 4/99 указано, что бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, если организация подлежит обязательному аудиту (апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.08.2016 по делу № 33-13984/2016);

Истцу отказано в удовлетворении исковых требований. Основание — ответчик не обязан предоставлять ведомости по зарплате, поскольку это не предусмотрено Стандартом (апелляционное определение Саратовского областного суда от 17.12.2014 по делу № 33—7126/2014);

— локальный сметный расчет на ремонт чеголибо, сертификаты используемых материалов, договоры подряда.

Истцу отказано в предоставлении локального сметного расчета на ремонт подъезда, сертификата соответствия используемых материалов, договора подряда. Основание — это не предусмотрено Стандартом. Стандартом установлен исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию, в том числе по запросам заинтересованных лиц.

Закон не устанавливает обязанность УО по предоставлению (выдаче) копий документов собственникам на основании их обращений, закрепляя при этом право указанных лиц на ознакомление с требуемой информацией (апелляционное определение Свердловского областного суда от 03.06.2016 по делу № 33-9206/2016).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *