Рассказываем, что нужно знать о приборах учета, кто за них отвечает и как распознать неисправности
Patrick Lefevre/ТАСС
Обязанность по содержанию в надлежащем состоянии внутридомового газового оборудования лежит на управляющей или обслуживающей компании, ТСЖ, а при непосредственном управлении — на жильцах дома. Следить за внутриквартирным газовым оборудованием собственники жилья должны самостоятельно — это серьезная ответственность.
Разбираемся с экспертами, как проверять и содержать газовое оборудование в квартире, чтобы избежать штрафов, отключений и не поставить безопасность дома под угрозу.
Договор
Каждый потребитель газа в многоквартирном доме обязан заключить со специализированной организацией договор на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования в квартире. По договору такая организация обязана осуществлять техобслуживание внутриквартирного газового оборудования не реже раза в год.
«Работы проводятся на основании обязательного минимального перечня работ и услуг, в который входят осмотры целостности сетей и оборудования, проверка герметичности соединений и отключающих устройств, разборка и смазка кранов, регулировка процесса сжигания газа на всех режимах работы, очистка горелок от загрязнений, проверка давления газа перед газоиспользующим оборудованием при всех работающих горелках и после прекращения подачи газа, проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах и состояния соединительных труб с дымовым каналом», — рассказывает эксперт Общественного совета при Минстрое, глава АНП «Национальный Жилищный Конгресс» Татьяна Вепрецкая.
Инструктаж
Когда проверка и все необходимые работы аттестованного специалиста в квартире закончены, для жильцов должен быть проведен инструктаж по безопасному использованию газа.
После этого подписывается акт выполненных работ с указанием их полного перечня.
Если специализированная организация не провела техобслуживание или сделала это некачественно, потребитель вправе требовать возмещения ущерба, отметила Татьяна Вепрецкая.
На практике инструктаж проводится не всегда, но основные правила обращения с газовым оборудованием в квартире сформулированы Мосгазом и доступны к ознакомлению.
Владимир Смирнов/ТАСС
Чек-лист Мосгаза по правилам безопасности
- После окончания пользования газом необходимо выключать конфорки и перекрывать доступ газа к плите.
- Газовые плиты, водонагреватели и котлы нужно содержать в чистоте.
- Граждане обязаны следить за работой газовых приборов, дымовых каналов и вентиляций.
До включения и во время работы газовых приборов необходимо проверять тягу, а также периодически очищать карман дымохода.
- Потребители обязаны следить за состоянием гибкого шланга. Он не должен быть перекручен, натянут и не должен касаться бытовых электроприборов.
- Перед началом эксплуатации газовой плиты или колонки необходимо убедиться в ее исправности.
- Запрещается пользоваться газовым оборудованием при запахе газа в помещении.
- Вытяжка на кухне должна быть свободна, не допускается вывод вытяжной трубы от варочной панели в единственный вытяжной канал. Тягу в вытяжке нужно регулярно проверять.
- При работающей газовой плите или газовой колонке форточка или окно должны быть открыты.
- Установку и ремонт газового оборудования должен производить только аттестованный сотрудник специализированной организации.
- Если жильцы остаются вне дома больше суток, нужно закрывать краны на газопроводе, ведущем к газовому оборудованию.
- Разрешается использовать только новые или прошедшие соответствующую своевременную проверку газовые баллоны.
- Нельзя пользоваться неисправными газовыми приборами, размещать мебель и другие горючие предметы и материалы на расстоянии менее 20 см от бытовых газовых приборов по горизонтали и 70 см — по вертикали.
- Категорически запрещается самостоятельно производить газификацию квартиры, перестановку, замену и ремонт газовых приборов или баллонов.
- Нельзя самостоятельно проводить проверку герметичности соединений с помощью источников открытого пламени, в том числе спичек, зажигалок, свечей.
- Запрещается допускать к газовым приборам детей дошкольного возраста и граждан, которые не знают правил пользования соответствующим оборудованием.
- Запрещено использовать газовые приборы не по назначению (например, сушить белье над газовой плитой или отапливать квартиру с помощью газа).
- Нельзя перекручивать, передавливать или зажимать газовые шланги, которые соединяют оборудование с газопроводом.
- При обнаружении запаха газа в помещении в первую очередь требуется выключить газ, во вторую — открыть окна и двери, не трогать электроприборы и позвонить в службу газа или в службу спасения.
- О неисправности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования нужно немедленно сообщать в службу газа.
- При авариях или утечках газа необходимо вызвать специалиста службы сервиса по телефону 8 (495) 660-20-01 или через интернет-приемную.
Важная обязанность потребителя — допуск сотрудника Мосгаза в помещения, где расположено газовое оборудование, для планового осмотра или при аварийной ситуации.
«При плановом осмотре потребителя должны заблаговременно предупредить, в аварийной ситуации впускать специалиста нужно незамедлительно. Если гражданин игнорирует требование о допуске, специализированная организации имеет право отключить от газа весь многоквартирный дом. Из-за отказа даже одного потребителя от допуска в квартиру для проверки оборудования газ не подключается», — подчеркивает Вепрецкая.
Поскольку в случае аварийной ситуации жильцы обязаны немедленно предоставить доступ в дом сотрудникам Мосгаза, ведомство составило инструкцию, помогающую отличить сотрудника коммунальных служб от мошенников.
mos.ru
Сотрудники Мосгаза имеют собственную униформу — это спецодежда темно-синего цвета с оранжевой кокеткой, с символикой организации и со светоотражающими полосками. Проверяющий также обязан предъявить абоненту служебное удостоверение, а по требованию жильца — и основной документ, удостоверяющий его личность.
Оплата
Платить за газ потребитель должен регулярно. Юрист Антон Пономарев рассказал, из каких статей складываются расходы по использованию газа в квартире:
- плата за потребленный газ (по показаниям прибора учета либо по нормативу, если приборов учета нет);
- плата за техобслуживание внутриквартирного газового оборудования;
- плата за техобслуживание внутридомового газового оборудования (эта статья расходов включается в плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме).
Основные признаки неисправностей
Первые признаки неисправности газового оборудования может определить не только специалист. «Если, подходя к прибору, вы чувствуете пусть даже легкий запах газа, значит оборудование требует проверки.
Современные приборы не должны этого допускать, в том числе и в работающем состоянии, поэтому наличие запаха является серьезным признаком неисправности оборудования, — говорит Татьяна Вепрецкая.
— Еще один важный признак неисправности — замедление работы нагревательного котла или газовых конфорок: нагрев воды идет медленно, газовые конфорки выдают пламя меньше обычного или духовой шкаф не нагревается до должной температуры».
Если у газового оборудования или прибора учета закончился срок эксплуатации (обычно это от 10 до 15 лет на оборудование и до 10 лет на приборы учета), его нужно менять или обратиться в Мосгаз за оценкой состояния техники и продолжать эксплуатацию только после нее.
mos-gaz.ru
Когда могут отключить газ
По закону подача газа в квартиру может быть прекращена частично или полностью. Но, по словам юриста Антона Пономарева, это законно не всегда — только если пользователь предварительно уведомлен и только в следующих случаях:
- если потребитель задолжал оплату газа более чем за два месяца;
- при планово-профилактическом ремонте и работах по обслуживанию внутридомовых инженерных систем (через 10 рабочих дней после письменного уведомления потребителя);
- если потребитель отказывается пускать домой специалистов для контрольной проверки состояния внутридомового или внутриквартирного газового оборудования (через 30 дней после письменного уведомления потребителя);
- если отсутствует действующий договор о техобслуживании и ремонте внутридомового или внутриквартирного газового оборудования (через 30 дней после письменного уведомления потребителя).
«Ненадлежащее предоставление услуги по газоснабжению может стать поводом для подачи жалобы в Роспотребнадзор и жилищную инспекцию», — предупреждает Пономарев.
Должна ли управляющая организация платить за отключение дома от теплосети при аварии
Ликвидация аварий во внутридомовых инженерных системах – прямая обязанность управляющих домами организаций. При этом для устранения аварийной ситуации иногда приходится привлекать РСО. Рассказываем, должна ли УО платить поставщику ресурсов за услуги, оказанные во время ликвидации аварий в доме.
О порядке взаимодействия УО и РСО при переходе на прямые договоры
Рсо отключает дом от тепловой сети по заявке уо при возникновении аварийной ситуации
Управляющая организация из Хабаровска для устранения в многоквартирном доме аварии в системе теплоснабжения подала в РСО заявку на отключение дома от отопления. Поставщик тепловой энергии ограничил подачу ресурса в дом, а затем, после ликвидации аварии, снова подключил дом к теплу.
При этом РСО выставила в адрес управляющей организации счёт за оказанные услуги на 4,5 тыс. рублей. УО его не оплатила, и в ответ на требований поставщика тепловой энергии отказалась погасить задолженность. РСО подала в суд, считая, что компания обязана возместить ей расходы за услуги отключения и подключения дома к теплоснабжению.
Позиция управляющей организации была основана на следующих доводах:
- Ограничение подачи тепловой энергии в дом, а затем её возобновление связано с аварией, неотложной и обязательной работой.
- Заявка на проведение работ РСО была подана согласно инструкции по аварийно-диспетчерскому взаимодействию УО и РСО и не была заявкой на платные услуги.
- РСО провела работы по отключению/подключению в интересах потребителей коммунальных услуг, а не самой управляющей организации, поэтому расходы по подключению/отключения дома должны быть возложены на жителей дома.
- Работы производились вне границ эксплуатационной ответственности УО.
Заявка УО об отключении дома является подтверждением заключения договора согласно ГК РФ
Суд первой инстанции в ходе разбирательства рассмотрел вопросы о том, был ли заключён договор на оказание услуг между УО и РСО, является ли услуга платной и кто должен её оплачивать в такой ситуации.
Двусторонние сделки могут совершаться способами, установленными ч. ч. 2 и 3 ст.
434 ГК РФ: письменная форма договора считается соблюдённой, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 438 ГК РФ.
То есть, если одна сторона направила другой оферту, и вторая сторона её приняла, выполнив указанные в оферте действия, то договор на оказание услуг считается заключённым.
Поскольку УО направила поставщику тепловой энергии заявку на отключение дома от теплоснабжения на время устранения аварии, а РСО такие работы выполнила, то согласно ст. 434 ГК РФ, УО и РСО фактически заключили договор на предоставления услуг.
Согласно ч. 1 ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется их оплатить. Факт оказания РСО услуги отключения и подключения тепловой сети по заявке управляющей организации доказан в суде, а оплата услуг произведена не была.
Суд отметил, что НПА не содержат указания на то, что услуги по отключению/подключению дома к тепловой сети при аварийной ситуации являются бесплатными. Инструкция по взаимодействию аварийно-диспетчерских служб только упорядочивает обмен информацией между разными предприятиями сферы ЖКХ, но не устанавливает перечень оказываемых ими друг другу услуг и их стоимость.
ПП РФ № 897 о правах и обязанностях УО и РСО при прямом договоре
Услуги и работы при ликвидации аварий на внутридомовых системах оплачивает управляющая организация
Согласно п. 76 постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, авария в системе теплоснабжения – основание для ограничения/прекращения подачи тепловой энергии потребителям. Такие работы, равно как и возобновление подачи ресурса, проводятся за счёт потребителя.
Внутридомовая система теплоснабжения относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. За её надлежащее состояние и ремонт несёт ответственность управляющая организация (ст. 161 ЖК РФ, п. 10 ПП РФ № 491). От качества выполнения УО данной обязанности зависит наличие либо отсутствие аварийных ситуаций на внутридомовых сетях.
Собственники помещений в МКД в составе платы за жилищно-коммунальные услуги вносят плату за содержание жилого помещения, в состав которой входит оплата перечня работ и услуг для надлежащего содержания общего имущества в доме. Следовательно, расходы на устранение аварийных ситуаций, в том числе на необходимые при этом работы по отключению/подключению дома к тепловой сети, уже заложены в размер платы потребителей.
Не принял суд во внимание и представленный УО акт о границах эксплуатационного обслуживания, поскольку в нём не были утверждены граница балансовой принадлежности УО и РСО.
Договор между сторонами был заключён, а услуга не является бесплатной.
Поэтому суд первой инстанции удовлетворил иск РСО о взыскании с управляющей организации стоимости услуг по /отключению/подключению дома к тепловым сетям.
Рсо оплачивает работы по отключению и подключению дома к сетям, если она сама виновата в аварии
Управляющая организация попыталась оспорить вердикт суда, но все три последующие рассмотрения дела только подтвердили правоту первой инстанции. В апелляционном суде УО указывала на то, что заявка на отключение дома от теплоснабжения не являлась заявкой на оказание платной услуги. Это была необходимость в условиях аварии. Самостоятельно УО сделать это не могла.
Работы, связанные с охранными мерами, направленными на предотвращение аварийной ситуации, являются неотложными и обязательными, поэтому, по мнению УО, не могут быть платными. Она не направляла оферту в РСО, а только сообщила о необходимости предпринять меры для ликвидации аварии в доме.
Апелляционный суд, как и предыдущий, признал, что УО, направив заявку поставщику ресурсов, а РСО – выполнив работы по отключению/подключению дома, заключили договор оказания услуг согласно п. 1 ч. 1 ст. 161, ч. ч. 2, 3 ст. 434, ч. 3 ст. 438 ГК РФ. Договор является возмездным, поскольку из нормативно-правовых актов или содержания договора не вытекает иное (ч. 3 ст. 423 ГК РФ).
УО обязана оплатить услуги по указанному договору сама, поскольку собственники помещений в МКД вносят ей плату за содержание и ремонт общего имущества. Она несёт расходы по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, в том числе аварийному.
Кассационный суд, куда УО обратилась с жалобой, согласился с выводами предыдущих инстанций.
ВС РФ, оставляя в силе принятые ранее судами документы, указал на то, что услуги по отключению/возобновлению теплоснабжения дома не входят в плату потребителей за поставку тепловой энергии и её поставку в дом и должны оплачиваться отдельно. Поскольку из материалов дела не следует, что авария произошла по вине РСО, то её услуги должны быть оплачены.
Когда РСО не может брать плату за коэффициент, повышающий норматив
Принять во внимание
Верховный суд РФ, проанализировав дело № А73-15126/2018, сделал несколько важных для управляющих организаций выводов:
- Плата за устранение аварий во внутридомовых инженерных системах, ответственность за которые УО несёт после заключения договора управления, полностью ложится на плечи самой управляющей организации.
- Плата за услуги по отключению/подключению дома к теплоснабжению при авариях может быть возложена на РСО только в том случае, если УО докажет, что именно поставщик ресурсов виноват в сложившихся обстоятельствах.
- Собственники, внося плату за содержание общего имущества в доме, платят в том числе и за работы, которые необходимы УО для предотвращения или устранения аварий на внутридомовых инженерных сетях.
Чтобы не доводить ситуацию до аварий, управляющим организациям следует проводить осмотры общего имущества дома, устранять выявленные дефекты, а также вовремя реагировать на заявки жителей.
В последнем случае в помощь УО мы создали сервис «АДС на 100%». Он позволит принять и отправить в работу заявку жителя дома на проведение работ, отследить её своевременное и качественное исполнение.
Интересно?
Извините, произошла ошибка.
Действия управляющей организации и ТСЖ в случае несанкционированного подключения потребителя
Несанкционированное подключение потребителей внутри помещений является распространенным явлением и отражает низкий уровень бытовой коммунальной культуры у населения, стремление нажиться от «общей трубы» и решить свои проблемы за счет остальных. С 2017 года данное явление получило правовую трактовку, однако остаются вопросы, которые требуют дополнительной практической и нормативной проработки.
Виды несанкционированного подключения
Несанкционированное подключение – это подключение, осуществленное с нарушением установленного порядка подключения (п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354)).
Иными словами, несанкционированное подключение – это подключение оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, внесение изменений во внутридомовые инженерные системы. Данные действия потребитель осуществлять не вправе (пп. «Е» п. 35 Правил № 354).
Наиболее распространенными видами несанкционированного подключения в многоквартирных домах являются следующие:
- Теплые полы, запитанные со стояка горячего водоснабжения. Тепловая энергия подогревает пол собственника (либо в санузле, либо в помещении, в целом), а затем уже остывшая вода уходит в обратку. Таким образом, осуществляется отопление со стояка горячего водоснабжения, чем увеличивается расход гигакалорий.
- Радиатор на балконе. Часто собственники не только ломают стену комнаты, объединяя ее с балконом (делая перепланировку), но и осуществляют вынос инженерных коммуникаций на балкон, отапливая его. Тем самым дом начинает греть улицу и теряет общий энергетический баланс. Следом начинаются перетопы верхних этажей (при подаче тепла сверху) и недотопы нижних этажей (одним жарко, другим – холодно).
- Подключение к электрическим инженерным сетям в обход прибора учета. Чаще всего, на общедомовой стояк перекидывается проводок в электрощитке, однако иногда встречаются и замаскированные варианты такого подключения.
- Изменение учета внутри помещения. Индивидуальные приборы учета перепаиваются и учитывают не весь объем потребления коммунальных услуг.
- Подключение газового оборудования путем самостоятельной врезки в сети газораспределения, минуя сеть газопотребления. В основном это актуально не для многоквартирных домов, а для частных домов (коттеджных поселков).
Часто мы видим ситуацию, при которой потребители намеренно допускают несанкционированное подключение при проведении первоначального ремонта.
Как уже было отмечено, такие действия отражают низкий уровень бытовой коммунальной культуры, стремление обмануть управляющую домом организацию и оказаться «умнее всех».
Начиная с 2017 года за несанкционированное подключение появилась ответственность.
Действия управляющей организации в случае обнаружения несанкционированного подключения
Работу с несанкционированным подключением обязан осуществлять исполнитель коммунальной услуги. Если в доме нет прямых договоров (ст. 157.2 ЖК РФ), то таким лицом выступает управляющая организация или ТСЖ.
Действия исполнителя должны иметь следующую последовательность:
- Составление акта о несанкционированном подключении.
- При обнаружении несанкционированного подключения исполнитель составляет акт. В акте обычно указывается:
- — время и место составления акта;
- — данные о лицах, присутствующих при составлении;
- — описание ситуации по факту несанкционированного подключения с указанием и описанием места такого подключения и его последствиях.
Акт подписывается представителем исполнителя, потребителя (допустившего незаконное подключение) и незаинтересованного лица (например, другого жителя). Если потребитель отказывается подписать акт, то об этом делается отметка, а акт направляется по почте.
- Уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение.
На основании составленного акта исполнитель обязан направить потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение. Такое уведомление может иметь характер предписания от управляющей организации.
Акт вручается нарочным либо иным способом, позволяющим подтвердить его отправление. С учетом положения ст. 165.
1 ГК РФ, акт считается доставленным и в тех случаях, если он поступил лицу, которому акт направлен (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не был ему вручен или адресат не ознакомился с ним.
- Доначисление платы за коммунальную услугу.
- Одновременно с направлением уведомления о необходимости устранить несанкционированное подключение исполнитель производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение (за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги).
- Доначисление осуществляется:
- — исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы);
- — исходя из круглосуточной работы оборудованияза период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения (либо с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за последние 3 месяца) – до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.
- Если мощность несанкционированно подключенного оборудования установить невозможно, то объем определяется на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.
В случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 62 Правил № 354).
Таким образом, в зависимости от типа коммунальной услуги, формула штрафных санкций остается неизменной: мощность или норматив умножаются на тариф, на 3 месяца и на повышающий коэффициент 10. В итоге получается существенная штрафная санкция, которая больно бьет по карману потребителя за незаконные действия на общем имуществе.
Слабые места в регулировании несанкционированного подключения: споры с РСО
Несмотря на кажущуюся стройность и логичность, в применении штрафов за несанкционированное подключение есть ряд сложностей и проблем.
Первое. В случае прямых договоров исполнителем коммунальной услуги является поставщик ресурса (ст. 157.2 ЖК РФ). Однако чаще всего он отказывается себя признавать в качестве исполнителя и не реагирует на требования управляющей организации или ТСЖ по осуществлении им действий, предусмотренных п. 62 Правил № 354.
Логика ресурсника очень проста: весь объем коммунального ресурса, который прошел через общедомовой прибор учета, ресурсник все равно выставит или жителям или управляющей организации (включая все небалансы из-за несанкционированного подключения).
Здесь иногда складывается ситуация, при которой управляющая организация хочет осуществить прекращение несанкционированного подключения, но не может (т.к.
не исполнитель), а ресурсник – может, но не хочет (которому проще перекинуть небалансы на управляющую организацию).
Второе.
В случае выставления штрафного расчета потребителю от поставщика ресурса, штрафные санкции за несанкционированное потребление – не вычитаются в полном объеме из коммунального ресурса на содержание общего имущества (КР на СОИ).
Чаще всего поставщик ресурса просто присваивает эти деньги себе в силу прямой нормы п. 62 Правил № 354, не уменьшая многомесячно КР на СОИ для управляющей организации или ТСЖ. Эта ситуация также не является справедливой.
Позиция высших судов также говорит лишь про интересы поставщиков ресурсов, а не управляющих организаций. Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.07.2019 г.
№ 2020-О, пункт 62 Правил № 354 направлен на защиту интересов добросовестно действующих энергоснабжающих организаций путём предупреждения и пресечения бездоговорного потребления ресурсов со стороны недобросовестных потребителей.
Как видим, о защите интересов управляющих организаций здесь речи не идет.
В случае нежилых помещений проверку несанкционированного подключения осуществляет:
— управляющая организация или ТСЖ, если оборудованиетакого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям;
— ресурсоснабжающая организация, если оборудование такого потребителя присоединенок централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета (п. 62 Правил № 354).
В действиях управляющей организации и ТСЖ в случае несанкционированного подключения потребителя есть определенная доля психологизма и драмы: потребитель, привыкший к бездоговорному потреблению выпадает из зоны комфорта и получает штрафную санкцию. Вместе с тем, такие ситуации должны своевременно пресекаться, а у жителей важно заложить в коммунальной культуре понимание о недопустимости несанкционированного подключения.
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru/
Отключение коммунальных услуг — сроки и порядок уведомления потребителей
В ряде случаев исполнитель коммунальных услуг вправе ограничить или приостановить предоставление потребителям или конкретным потребителям предоставление коммунальных услуг. В этом случае он обязан соблюдать не только установленный порядок уведомления потребителя и в установленные сроки.
Согласно раздела ХIПравил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее — Правила) исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление потребителю коммунальных услуг.
- Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:
- а)возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение — с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации
- б)возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий — с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости
- в)выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения — с момента выявления несанкционированного подключения
- г)использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, — с момента выявления нарушения
- д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (затехническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, — со дня, указанного вдокументе соответствующего органа (пункт 115 Правил).
- В случаях, указанных в подпунктаха и б пункта115 Правил, исполнитель обязан в зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.
- Пунктом 117 Правил определены два случая, по которым исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг с обязательным уведомлением об этом потребителей:
- 1) проведение планово-профилактического ремонта и выполнение работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в МКД. При таком ограничении или отключении коммунальных услуг потребителя следует письменно предупредить (уведомить) об этом за 10 рабочих дней
2) наличие у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги.. В этой ситуации ограничение предоставления или отключение коммунальных услуг осуществляется через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, установленном Правилами..
Порядок уведомления потребителей в случае неполной оплаты предоставленных коммунальных услуг
Порядок уведомления потребителей в случае неполной оплаты предоставленных коммунальных услуг закреплён положением пункта119 Правил
Исполнитель в письменной форме должен направить потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги ее предоставление сначала будет ограничено, а затем приостановлено либо (при отсутствии технической возможности введения ограничения) сразу приостановлено. Такое предупреждение (уведомление) доводится до потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом с описью вложения (подпункт а пункта 119 Правил).
Обращаем внимание, что пунктом 118 Правил определено понятие неполной оплатой потребителем коммунальной услуги — наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух (а не трех, как было установлено ранее) месячных размеров платы за эту услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Если потребитель после получения уведомления не погасил в установленный срок имеющуюся задолженность, исполнитель вводит ограничение на предоставление указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги, если для этого есть техническая возможность, если нет — приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением услуги по отоплению и по холодному водоснабжению. Причем за трое суток до введения такого ограничения (приостановления) потребителя-должника необходимо уведомить об этом путем вручения ему извещения под расписку (подпункты б и в пункта 119 Правил).
Внимание.
Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктаха, б и д пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.
Порядок отключения стояков водоснабжения
Часто при проведении каких-либо ремонтов внутриквартирной системы водоснабжения (в том числе, например, при установке приборов учета) у собственников квартир возникает необходимость отключения подачи воды в стояки водоснабжения.
При этом не только перестает предоставляться услуга водоснабжения другим потребителям, чьи помещения подключены к этим стоякам, но и зачастую необходимо сливать воду из стояков.
В настоящей статье проведен анализ вопроса, как урегулировано отключение стояков водоснабжения, в том числе: допустимо ли взимать за отключение стояков дополнительную плату, какие нормативные правовые акты какие требования устанавливают к порядку предоставления такой услуги.
Кто имеет право отключать стояки?
Для анализа порядка отключения стояков водоснабжения сначала необходимо напомнить, что указанные стояки относятся к общему имуществу (далее — ОИ) многоквартирного дома (далее — МКД).
Часть 1 статьи 36 ЖК РФ устанавливает:
«1.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
…
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения».
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных ПП РФ от 13.08.
2006 № 491 (далее — Правила 491) «В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях».
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами».
То есть надлежащее содержание общего имущества (в том числе — стояков водоснабжения), а также решение вопросов пользования указанным имуществом (в том числе — стояками водоснабжения) обеспечивается при управлении МКД.
Напомним, жилищное законодательство (часть 2 статьи 161 ЖК РФ) предусматривает три способа управления домом: 1) Управление управляющей организацией (далее — УО); 2) Управление ТСЖ/ЖСК; 3) Непосредственное управление.
Таким образом, законодательство дает право регулирования вопросов пользования ОИ именно лицу, управляющему МКД, а не отдельному собственнику конкретного помещения, которому необходимо использовать общее имущество по своему усмотрению — в том числе, например, отключить стояк водоснабжения, обеспечивающей возможность потребления коммунальной услуги потребителям в нескольких помещениях.
Несмотря на то, что собственник каждого помещения владеет долей в общем имуществе, распоряжение этим общим имуществом ограничено — это прямо установлено частью 2 статьи 36 ЖК РФ («Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме»). К таким ограничениям можно отнести обязанность соблюдения прав и законных интересов всех собственников помещений, а также третьих лиц. При этом одним из прав собственников является право потребления коммунальных услуг.
Пункт 10 Правил 491 устанавливает:
«10. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
…
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг
».
Приведенное положение дублирует пункт 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, при этом указанная норма (пункт 4 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ) дополнительно к приведенному требованию устанавливает необходимость соблюдения прав и интересов других лиц:
«1.1.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
…
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации».
И пункт 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, и пункт 10 Правил 491 ссылаются на Правила предоставления коммунальных услуг (такие Правила утверждены ПП РФ от 06.05.2011 № 354, далее — Правила 354), которые предусматривают возможность перерывов в предоставлении коммунальных услуг, и эти перерывы ограничены.
Из совокупности приведенных норм следует, что для надлежащего содержания общего имущества, соблюдения прав и законных интересов собственников помещений МКД и иных лиц, для выполнения требований Правил 354 об ограничении перерывов предоставления коммунальных услуг, отключение стояков водоснабжения должно производить именно лицо, управляющее многоквартирным домом, а не отдельный собственник конкретного помещения МКД по своему усмотрению.
Входит ли отключение стояков в содержание?
Для разрешения вопроса, подлежит ли отключение стоков по просьбе/требованию отдельного собственника помещения отдельной оплате, необходимо проанализировать, входит ли такое отключение в состав услуг и (или) работ по содержанию жилых помещений.
Часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации». Во исполнение указанной нормы Правительством РФ принято Постановление от 03.04.
2013 № 290, которым утверждены «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Минимальный перечень).
Необходимо отметить, что указанный Минимальный перечень работ не включает в себя услуги по отключению стояков водоснабжения для целей проведения каких-либо работ в отдельном помещении по инициативе собственника такого помещения.
Однако, состав работ и услуг по содержанию может не ограничиваться Минимальным перечнем.
При управлении домом управляющей организацией в соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ с такой управляющей организацией заключается договор управления. Часть 2 статьи 162 ЖК РФ устанавливает:
«2.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…».
Важно понимать, что отношения с управляющей организацией — договорные, и условия взаимодействия между сторонами договора (одной такой стороной является УО, второй — либо собственники помещений, либо ТСЖ, либо ЖСК) определяются специальным договором, который называется договор управления МКД.
Пункты 1 и 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ устанавливают:
«3.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация».
Таким образом, в случае управления домом УО, услуга по отключению стояков водоснабжения может входить в состав содержания, если это предусмотрено договором управления.
При этом представляется маловероятным, чтобы общее собрание собственников приняло решение об утверждении условий договора управления, предусматривающих оплату всеми собственниками помещений услуг по отключению стояков водоснабжения, предоставляемых по инициативе и в интересах отдельных собственников помещений, осуществляющих некий ремонт системы водоснабжения, являющейся индивидуальной собственностью и не входящей в состав общего имущества дома. По крайней мере, автору статьи на практике никогда не встречались такие договоры управления.
Если же домом управляет УО и отключение стояков водоснабжения не учтено в договоре управления в качестве составляющей содержания жилья, то никаких оснований для отнесения работ (услуг) по отключению стояков к содержанию жилого помещения не имеется.
При создании в доме ТСЖ подлежит исполнению ряд норм жилищного законодательства, в том числе: статья 148 ЖК РФ («В обязанности правления товарищества собственников жилья входят: … 4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им; … 6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; …»), части 1–2 статьи 145ЖК РФ («1. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. 2. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: … 8) утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана; 8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок); …»).
Исходя из представленных норм услуга по отключению стояков водоснабжения может входить в состав содержания, если это предусмотрено сметой ТСЖ, что представляется маловероятным по тем же причинам, что и в случае управления домом УО.
Исходя из сказанного, отключение стоков водоснабжения по просьбе/требованию отдельных собственников конкретных помещений не может рассматривается как составляющая услуг и работ по содержанию жилья, а является отдельной услугой. Следовательно, эта услуга может предоставляться исключительно по отдельному договору за отдельную плату.
Принципы оказания услуги по отключению стояков
Предусмотрение услуги по отключению стояков водоснабжения в составе дополнительных услуг, предлагаемых управляющей организацией или ТСЖ жильцам дома за отдельную плату, представляется не просто допустимым, но и необходимым.
Ведь именно УО/ТСЖ управляет многоквартирным домом и несет ответственность за эксплуатацию общедомовых систем, за их постоянную готовность к предоставлению коммунальных услуг (поставке коммунальных ресурсов), а также за превышение допустимых пределов предоставления коммунальных услуг.
При этом УО/ТСЖ очевидно занимает доминирующее положение в части предоставления жильцам дома услуг, связанных с общим имуществом МКД — ведь именно УО/ТСЖ контролирует доступ к общему имуществу.
С учетом сказанного представляется необходимым исполнение УО/ТСЖ:
1. Правил оказания бытовых услуг населению (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025);