Спор с бывшим образовательным учреждением

Право на получение образования в РФ всем гражданам без исключений гарантировано Конституцией РФ и Федеральным законом «Об образовании в РФ», а также целым рядом соответствующих законодательных актов.

Современная образовательная система в РФ (образовательное право) включает в себя следующие ключевые направления:

  • Дошкольное направление;
  • Школьное направление;
  • Среднее профессиональное направление;
  • Высшее направление;
  • Послевузовское направление.
  • Помимо этого в сферу вопросов, рассматриваемых образовательным правом, подпадают споры и конфликты, возникающие в процессе получения образования российскими гражданами за рубежом в иностранных учебных заведениях.
  • В спорной ситуации, которая может потребовать вмешательства и помощи квалифицированного юриста, сторонами конфликта в области образовательного права могут выступать: образовательное учреждение и учащиеся, а также органы государственной власти.
  • Сам конфликт может лежать в плоскости административных разбирательств, а также уголовного судопроизводства.

Спор с бывшим образовательным учреждением

К числу ключевых вопросов, которые рассматриваются образовательным правом и могут быть разрешены с помощью квалифицированного юриста, относятся:

  • Конституционные споры – возникают в процессе нарушения конституционных прав любого из участников образовательного процесса;
  • Педагогические конфликты – между представителями преподавательского коллектива и учащимися;
  • Трудовые конфликты – их участниками могут стать образовательные учреждения (работодатели) и педагоги (наемные работники);
  • Управленческие споры – разногласия между учреждением образования и органами местной государственной власти;
  • Имущественные конфликты – могут возникать меду любым физическим или юридическим лицом и руководством образовательного учреждения;
  • Социальные споры – между учащимися или представителями учебного заведения и государством по вопросам назначения и выплат различных социальных пособий, льгот, пенсий и т.д.;
  • Семейные споры – возникают в случаях, когда на практике реализовывается право учащихся на получение в соответствии со ст. 17 Закона РФ «Об образовании» семейного образования и в качестве педагогов и преподавателей выступают родители ученика.

Не откладывайте решение Ваших проблем!Задать вопрос — БЕСПЛАТНО

в соответствии с Законом N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи»

г.Санкт-Петербург

Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 41

Все положения о защите прав каждого гражданина РФ в сфере образования изложены в тексте Федерального закона «Об образовании в РФ».

В нем же изложен порядок созыва комиссии для урегулирования споров в досудебном порядке между участниками любого конфликта в сфере образовательных отношений.

Досудебный порядок разрешения любого правового спора всегда предпочтительнее для обеих сторон, так как позволяет сэкономить время и избежать дополнительных издержек.

Несмотря на то, что образовательное право относится к числу самых сложных направлений юриспруденции, практические споры и конфликты, имеющие отношение к образованию весьма распространены в статистике судебных разбирательств в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

В практике юристов «Юридического центра Сиан» отмечены следующие самые распространенные вопросы обращения клиентов по конфликтам с сфере образовательного права:

  • Разрешение споров, связанных с нарушением обязательств по договору предоставления платных образовательных услуг;
  • Возврат средств, оплаченных по договору платных образовательных услуг, при расторжении договора;
  • Получение образования детьми без гражданства РФ;
  • Оспаривание отказа в выплате стипендии учащимся-сиротам, в том числе несовершеннолетним;
  • Оформление договора на получение кредита (ссуды) на платное образование;
  • Оформление пенсии педагогу;
  • Оспаривание необоснованных требований со стороны учебного заведения к ученикам (внесение взносов на образование при предоставлении бесплатных образовательных услуг);
  • Оспаривание отстранения ребенка из МДОУ;
  • Заключение трехстороннего договора на предоставление образовательных услуг;

Не откладывайте решение Ваших проблем!Задать вопрос — БЕСПЛАТНО

в соответствии с Законом N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи»

г.Санкт-Петербург

Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 41

Получить консультацию по вопросам образовательного права Вы можете в любое удобное Вам время в «Юридическом центре Сиан».

Запись осуществляется по телефону. При необходимости наш специалист подскажет, какие документы потребуются для того, чтобы решить возникший вопрос в Вашу пользу с минимальными затратами времени и сил, даст прогноз перспектив разбирательства по делу в суде.

Мы поможем урегулировать спор с образовательным учреждением в досудебном порядке, а также окажем полное юридическое сопровождение при рассмотрении спора в судебном порядке.

Контакты

Другие публикации этого раздела

Спор с бывшим образовательным учреждениемЖалоба в ФАС — юридическая помощь

Жалоба в федеральную антимонопольную службу (ФАС) позволяет решить многие разногласия между участниками госзакупок. Грамотная претензионная работа и обращение в надзорную службу нередко помогает разрешить спор между контрагентами в досудебном порядке.

Особенности и порядок рассмотрения корпоративных споров

К корпоративным спорам закон относит споры, связанные с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей. Обычно, это связано с разногласиями, возникающими между участниками (акционерами) по поводу вопросов, связанных с управлением и ведением хозяйственной деятельности организации, и влекущими нарушение их прав. Данная статья подробно описывает порядок и особенности корпоративных споров.

Участники и предмет корпоративных споров

Предметом корпоративного спора может быть любой конфликт участников (акционеров), который затрагивает интересы как самой организации, так и ее участников. Претензии, которые лежат в основе корпоративных споров, возникают по разнообразным поводам.

В качестве предмета спора могут выступать:

  • учреждение юридического лица;
  • ликвидация или реорганизация предприятия;
  • восстановление прав участника (акционера);
  • обжалование решений органов управления организации;
  • вопросы реализации преимущественных прав участников (акционеров) при продаже долей (акций) организации;
  • оспаривание сделок, совершаемых обществом;
  • взыскание убытков, причиненных юридическому лицу или его участникам;
  • устранение нарушений законодательства и локальных норм;
  • понуждение выполнить определенные юридические действия: например, созыв внеочередного собрания, истребование хозяйственных документов общества и т.д. 

Корпоративные конфликты затрагивают интересы многих лиц, что влияет на специфику судебного производства. Поэтому в качестве стороны корпоративного спора могут участвовать:

  • участники (акционеры), учредители;
  • сама корпорация как юридическое лицо;
  • орган управления юридического лица;
  • члены совета директоров;
  • третьи лица, к которым относятся как коммерческие организации (например, организации, осуществляющие деятельность по ведению реестра акционеров), так и  государственные контролирующие органы (например, ЦБ РФ, осуществляющий государственную регистрацию выпуска ценных бумаг).

Особенности корпоративных споров

Действующим законодательством предусмотрены особенности рассмотрения дел по корпоративным спорам в арбитражном суде.

Прежде всего, необходимо отметить, что по данной категории дел от сторон не требуется соблюдения мер по досудебному урегулированию. Истцу не нужно направлять претензию ответчику и выжидать тридцатидневный срок для ответа на нее. 

Вместе с тем, в случаях оспаривания решения общего собрания либо предъявления требований о возмещении причиненных обществу убытков, признания сделки общества недействительной или применения последствий недействительности сделки, истец должен уведомить в письменной форме заблаговременно (не позднее, чем за 5 дней до подачи иска) участников общества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Такое уведомление направляется истцом непосредственно на юридический адрес общества, которое должно довести его до других участников (акционеров).

Основные причины возникновения споров

Существуют субъективные и объективные причины возникновения корпоративных споров. Так, объективными причинами споров является несовершенство действующего законодательства, отсутствие жестких санкций за нарушение корпоративных обязательств. В рамках данной статьи мы рассмотрим только субъективные причины возникновения корпоративных споров.

Использование подставных лиц

Желание обезопасить себя в случае банкротства компании, действующий запрет на ведение предпринимательской деятельности и другие обстоятельства становятся причиной оформления бизнеса на подставных лиц. Однако номинальный директор со временем может попытаться захватить бизнес и стать фактическим его владельцем.

Чтобы избежать подобных проблем, необходимо зарегистрировать компанию на реальных собственников.

Оформление долей в пропорции 50 на 50

Если у ООО два владельца, чаще всего они делят бизнес пополам. Проблем нет, если оба учредителя имеют одинаковый взгляд на ведение бизнеса (или один из них занимает пассивную позицию, доверяя управление компанией своему партнеру).

Однако если между участниками возникают конфликты и ссоры (даже личного характера), принимать решения становится фактически невозможно. Участники в судебном порядке могут обжаловать протоколы общих собраний, сделки общества и т.д.

Существует немало способов решения данной проблемы. Так, например, участники вправе составить корпоративный договор, согласно которому одна сторона может отказаться от управления обществом. Взамен она будет получать ежемесячное денежное вознаграждение.

Доверие к руководству

Как правило, директором компании становится кто-то из учредителей. Он получает возможность руководить организацией, совершать от ее имени юридически значимые действия. Недобросовестный директор, пользуясь своим положением, может постепенно выводить активы компании и иным образом вредить ей.

Поэтому остальным учредителям необходимо помнить о таком варианте развития ситуации. Во избежание корпоративных конфликтов рекомендуется ограничить полномочия директора, например, путем установления лимита по совершаемым им сделкам. Также необходим постоянный мониторинг деятельности директора.

Читайте также:  Права жены на жильё, где прописан её ребенок

Сроки исковой давности

Срок исковой давности по корпоративным спорам общий – 3 года с момента, когда лицу стало известно (должно было стать известно) о нарушении его прав. Однако в некоторых случаях могут применяться сокращенные сроки.

  • ·         для признания недействительным решения общего собрания АО и ООО устанавливаются сроки 3 и 2 месяца соответственно;
  • ·         для оспаривания сделки устанавливается срок в 1 год (если сделка ничтожная, то признать ее недействительной можно в течение 3 лет);
  • ·         для перевода на себя прав и обязанностей покупателя при нарушении права преимущественной покупки устанавливается срок в 3 месяца (речь идет об участниках непубличных обществ);
  • ·         для возмещения убытков, причиненных ненадлежащим определением стоимости выкупаемых ценных бумаг, устанавливается срок в 6 месяцев.
  • Спор с бывшим образовательным учреждением

Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

Примеры корпоративных споров

Корпоративные споры весьма разнообразны по своему субъектному составу и характеру спорных правоотношений. Причем с каждым годом сложность и запутанность таких споров только возрастает. Ниже мы рассмотрим наиболее яркие и часто встречающиеся на практике примеры корпоративных конфликтов. Однако, конечно, мы привели не весь список возможных спорных ситуаций.

Причинение убытков действиями генерального директора ООО

С директора компании, принимавшего неверные бизнес-решения, можно взыскать убытки – это следует из положений ст.53.1 ГК РФ. Для этого необходимо доказать:

  1. ·         факт недобросовестного и неразумного поведения директора;
  2. ·         наличие убытков;
  3. ·         причинно-следственную связь между поведением директора и наступившими неблагоприятными последствиями.

Например, недобросовестным поведением является сокрытие/искажение информации о сделке, совершение сделки без согласия соответствующих органов и т.п.

При этом директор не освобождается от ответственности даже в том случае, если его действия были ранее одобрены уполномоченным органом юридического лица.

Исключение одного участника из ООО

Возможность исключения участника из ООО закреплена ст.10 14-ФЗ. Согласно положениям данной статьи, лицо может быть исключено при наличии одного из следующих условий:

·         участник допускает серьезные нарушения своих обязательств;

·         участник своими действиями (бездействием) значительно затрудняет деятельность ООО или вовсе делает ее невозможной.

Типичными поводами обращения в суд является систематическое уклонение от участия в общих собраниях, заключение заведомо невыгодных сделок и т.п.

Обратиться в суд с соответствующим иском вправе другие участники компании, совокупная доля которых превышает 10 %. Само общество не может заявлять подобные иски.

Оспаривание участником решения общего собрания

Судебный порядок разрешения споров в сфере образования: юридическая помощь

Вопросы, связанные с получением образования, регулируются рядом нормативно-правовых, актов. В первую очередь, это Конституция Российской Федерации, в ст. 43 которой указано на то, что каждый человек имеет право на образование.

Детально вопросы получения образования разобраны в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Здесь определяются следующие моменты:

  • структура системы образования;
  • лица, которые осуществляют образовательную деятельность;
  • права и обязанности обучающихся и педагогических работников;
  • уровни образования (общее, профессиональное, высшее, дополнительное);
  • особенности, связанные с внедрением в практику некоторых видов образовательных программ;
  • вопросы, касающиеся управления системой образования и международного сотрудничества в данной сфере.

Федеральный закон «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 07.08.2000 № 122-ФЗ регулирует процесс выплаты стипендий учащимся. Положения данного закона особенно полезно знать тем гражданам, которые имеют право на дополнительные компенсации и социальные гарантии (дети-сироты, дети-инвалиды, военнослужащие и др.).

Обратите внимание! Помимо перечисленных выше законов, вопросы в сфере образования регулируются многочисленными специальными нормативно-правовыми актами, которые издаются Правительством, а также региональными и местными органами власти.

При возникновении спора в области образования может потребоваться знание любого из этих нормативно-правовых актов, и здесь без помощи опытного специалиста придется весьма сложно.

Какими могут быть споры в образовании, и с чем они чаще всего связаны, расскажем ниже.

Понятие

Спор в области образования – это разногласие, возникшее между несколькими сторонами по поводу того или иного права или обязанности, обозначенных в Законах №273-ФЗ, №122-ФЗ и др.

Как правило, такие споры связаны с:

  • выяснением отношений между учениками (студентами, курсантами) и преподавателями;
  • вопросами приема в образовательное учреждение и отчисления из него;
  • порядком сдачи единого государственного экзамена абитуриентами;
  • качеством услуг;
  • условиями договоров, заключенных в целях получения образовательных услуг, а также оплатой по таким договорам;
  • невыполнением одной из сторон условий договора по предоставлению образовательных услуг;
  • получением дополнительного образования;
  • оспариванием результатов итоговых экзаменов, работы комиссии;
  • присвоением ученой степени (звания) и аттестацией педагогов;
  • вопросами пенсионного и социального обеспечения учителей и профессоров;
  • получением и выплатой образовательных кредитов;
  • различными потребительскими спорами (непредоставление актуальной информации об учебном учреждении и его аккредитации, повышение оплаты в процессе обучения и т.п.).

Обратите внимание! Опытный юрист всегда постарается решить спор мирным путем. Судебный порядок разрешения споров в сфере образования – это всегда крайняя мера.

Юридическая помощь по вопросам образования

Если у вас возник спор в школе, среднем профессиональном или высшем учебном заведении, смело обращайтесь к нам. Мы предоставляем юридическую помощь по вопросам образования.

Наши опытные юристы помогут вам разрешить любую проблему, проведут правовую экспертизу договора о предоставлении образовательных услуг, дадут юридическую консультацию.

Задайте ваш вопрос по телефону или через форму на сайте.

Комиссия по урегулированию споров в образовательном учреждении

Подборка наиболее важных документов по запросу Комиссия по урегулированию споров в образовательном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Комиссия по урегулированию споров в образовательном учреждении

Судебная практика: Комиссия по урегулированию споров в образовательном учреждении

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Апелляционное определение Свердловского областного суда от 23.08.2019 по делу N 33-13613/2019Требование: О признании не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию сведений, изложенных в заявлении на имя прокурора, иных лиц, обязании опровергнуть сведения, взыскании компенсации морального вреда, расходов на проведение лингвистического исследования.Обстоятельства: Указано, что ответчики — родители несовершеннолетних, посещающих спортивную секцию, руководимую истцом, обратились с заявлением в различные органы исключительно с намерением причинить вред истцу, согласно заключению специалиста в заявлении в форме утверждений содержится информация о незаконном, недобросовестном поведении истца.

Решение: В удовлетворении требования отказано.

Сами заключения специалистов оценены судом первой инстанции согласно требованиям ст.

67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом всех объяснений сторон, письменных доказательств, показаний свидетелей и опроса несовершеннолетних, в защиту интересов которых выступили ответчики.

Переоценка подателем апелляционной жалобы заключений специалистов, свидетельских показаний, протокола комиссии по урегулированию споров в образовательном учреждении, характеристики опрошенного ребенка одного из ответчиков не свидетельствует о судебной ошибке.

С учетом перечисленных доказательств, вопреки доводам апелляционной жалобы, опрос детей ответчиков не выступил в качестве основного контрдоказательства против исковых требований. Достаточного обоснования для вызова и опроса в судебном заседании иных детей, которые не имеют родственных связей с ответчиками, истцом не приведено.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Апелляционное определение Свердловского областного суда от 23.08.2019 по делу N 33-13613/2019Требование: О признании не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию сведений, изложенных в заявлении на имя прокурора, иных лиц, обязании опровергнуть сведения, взыскании компенсации морального вреда, расходов на проведение лингвистического исследования.Обстоятельства: Указано, что ответчики — родители несовершеннолетних, посещающих спортивную секцию, руководимую истцом, обратились с заявлением в различные органы исключительно с намерением причинить вред истцу, согласно заключению специалиста в заявлении в форме утверждений содержится информация о незаконном, недобросовестном поведении истца.

Решение: В удовлетворении требования отказано.

Сами заключения специалистов оценены судом первой инстанции согласно требованиям ст.

67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом всех объяснений сторон, письменных доказательств, показаний свидетелей и опроса несовершеннолетних, в защиту интересов которых выступили ответчики.

Переоценка подателем апелляционной жалобы заключений специалистов, свидетельских показаний, протокола комиссии по урегулированию споров в образовательном учреждении, характеристики опрошенного ребенка одного из ответчиков не свидетельствует о судебной ошибке.

С учетом перечисленных доказательств, вопреки доводам апелляционной жалобы, опрос детей ответчиков не выступил в качестве основного контрдоказательства против исковых требований. Достаточного обоснования для вызова и опроса в судебном заседании иных детей, которые не имеют родственных связей с ответчиками, истцом не приведено.

Читайте также:  Обеспечения исполнений обязательства

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Комиссия по урегулированию споров в образовательном учреждении

Нормативные акты: Комиссия по урегулированию споров в образовательном учреждении

Конфликт интересов педагогического работника: противоречия, его разрешение, ответственность — Министерство образования Ставропольского края

  • О работе образовательных организаций по предотвращению
  • возможного  возникновения конфликта интересов
  •  Понятие «конфликт интересов педагогического работника» является мнением, которое редко применяется в образовательной практике и является новым в правовой образовательной среде.
  • Что же будет квалифицировано как конфликт интересов педагогического работника и как он разрешается, рассмотрим с точки зрения действующего законодательства.

Согласно закону «конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» (п. 33 ст.2 ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»), т.е. под конфликтом интересов  подразумевается заинтересованность педагогического работника в получении материальной выгоды при выполнении им своей работы.

  1. Противоречие между личными интересами и профессиональной обязанностью называется конфликтом интересов.
  2. Квалифицировать ситуации, которые подпадают под данное понятие — непросто.
  3. Под указанное определение конфликта интересов в общеобразовательной организации попадает множество конкретных ситуаций, в которых педагогический работник может оказаться в процессе выполнения своих должностных обязанностей, поэтому составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых моментов, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным, например:
  • учитель ведет  уроки и платные занятия у одних и тех же учеников;
  • репетиторство с учениками, которых он обучает;
  • получение подарков и услуг;
  • участие в формировании списка класса, особенно первоклассников;
  • сбор денег на нужды класса, школы;
  • участие в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих обучающихся;
  • небезвыгодные предложения педагогу от родителей учеников, которых он обучает или у которых является классным руководителем;
  • участие в распределении бонусов для учащихся;
  • небескорыстное использование возможностей родителей обучающихся;
  • нарушение установленных в общеобразовательном учреждении запретов  и т.д.

Таким образом, к ситуации конфликта интересов педагогического работника относится и запрет на осуществление индивидуальной педагогической деятельности в отношении обучающихся той организации, где педагог работает, если это ведет к конфликту интересов (ч.2 ст.48 ФЗ № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ»).

Как разрешается конфликт интересов педагогического работника?

Создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений — это один из первых шагов к урегулированию конфликта интересов.

Часть 2 статьи 45 Федерального Закона «Об Образовании в Российской Федерации» предусматривает необходимость создания в образовательных учреждениях комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Данная комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование.

Комиссия  создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации.

Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений, подлежит исполнению в сроки, предусмотренные принятым решением, и может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке (ч.6 ст. 45 ФЗ № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ»).

Для реализации настоящего требования закона об образовании рекомендовано разработать следующие документы:

  • Положение о конфликте интересов педагогического работника общеобразовательной организации;
  • Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений общеобразовательной организации;
  • Кодекс педагогического работника по предотвращению конфликта интересов.

Какие последствия может иметь для педагога доказанный конфликт интересов?

Юридическая ответственность может быть применена к нему в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. В Трудовом кодексе также есть нормы, которые говорят о разрешении конфликта интересов работника.

Так, существует специальное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является — будет основанием для расторжения договора, если действия работника дают основания для утраты доверия со стороны работодателя (п.7.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Увольнение педагогического работника, не принявшего меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является возможным, но не обязательным.

В случае возникновения спора по поводу законности увольнения на работодателя ляжет бремя доказывания факта возникновения конфликта интересов у педагогического работника и соблюдения всех связанных с его установлением и урегулированием процедур.

Помимо этого необходимо будет доказать факт непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а также того, что данные обстоятельства дают основания для утраты доверия к работнику. Сделать это на практике будет непросто, тем более, если это будет единичное нарушение.

Особенности защиты прав обучающихся в образовательной организации. Комиссия по урегулированию споров как способ разрешения конфликтов в школе

Школьный конфликт — это часто встречающееся явление в стенах образовательного учреждения. Разногласия между детьми, трудности взаимодействия между учителем и родителем, недопонимание между детьми и педагогом — основа для возникновения конфликта в школе.

Как понять кто прав, а кто виноват в таком конфликте? К разрешению подобных разногласий нередко подключаются и администрация учебного заведения, и психологическая служба, и школьные омбудсмены.

Существует еще один механизм разрешения противоречий возникающих в школе — это создание конфликтной комиссии или комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Конфликтная комиссия — специальный правовой механизм защиты прав учащихся в образовательной организации.

Предполагается, что основной задачей конфликтной комиссии является разрешение разногласий путем доказательного разъяснения и принятия оптимального варианта разрешения конфликта.

Конфликты, возникающие в школе, могут возникать между родителями и педагогом, между учащимися, между учащимися и учителем. Наиболее часто возникают конфликты между детьми. Такие конфликты в большинстве случаев можно разрешить быстро и при участии классного руководителя.

Нередко дети самостоятельно без участия взрослых могут найти выход из конфликта. Если дети обратились к педагогу, то учитель должен спокойно, без давления на ребенка оказать необходимую помощь и разрешить ситуации. Родителям стоит помнить, что конфликт не всегда деструктивен.

Бывает много конструктивных конфликтов, которые приводят к разрешению разногласий, выходу из неблагоприятной ситуации. Очень часто можно наблюдать, как конфликты добавляют опыта и социальных навыков, необходимых ребенку во взрослой жизни.

Поэтому родители должны дать ребенку подсказку, как ему действовать в школе со сверстниками, если возник конфликт, а не решать все за него.

Самые острые конфликты, требующие вмешательства администрации и консультации директора — это конфликты между учителем и родителями. Причины могут быть очень разные.

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.

20012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) родители имеют право защищать права своих детей всеми способами не запрещенными законодательством Российской Федерации (ст.45 Закона).

При конфликтной ситуации родители должны помнить, что первым шагом должно быть разбирательство в стенах учебного заведения. Можно написать письменную жалобу на имя директора школы. Директор школы должен ответить на эту жалобу в течение 30 дней со дня регистрации у секретаря (ст.

12 ФЗ № 59-ФЗ от 2.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).

В Законе указано, что родители имеют право направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

  • Еще одним способом разрешения конфликта в школе будет создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника.
  • В каких случаях создаются конфликтные комиссии в школе?
  • Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных создается в целях:
  1. Урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование.
  2. В случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника.
  3. Обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
  4. Особенностей применения локальных нормативных актов.

Как формируется состав конфликтной комиссии? (ст.45 Закона)

Конфликтная комиссия создается в образовательной организации из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей/законных представителей несовершеннолетних обучающихся, работников школы.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений и подлежит в сроки, указанные в решении. Решение комиссии может быть обжаловано.

Локальный акт об утверждении порядка создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений принимается школой с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и других представительных органов.

Причинами конфликта между учителями и родителями могут быть и нарушение педагогической этики, и недовольство методами воспитания и обучения, мнение о необоснованном занижение оценок. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений должна быть в обязательном порядке создана и действовать в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Комиссия по урегулированию споров должна объективно рассматривать обращения участников образовательного процесса. В своих решениях руководствоваться правилом соблюдения прав и свобод участников образовательного процесса.

Читайте также:  Можно ли избежать увольнения при работе по совместительству?

Основной целью работы комиссии является урегулирование разногласий между участниками образовательного процесса. Комиссия несет ответственность за сохранность документов и других материалов, рассматриваемых на заседании Комиссии.

Что касается спорных моментов при обучении учащихся, то конфликтная комиссия может рассматривать:

  • вопросы организации обучения по индивидуальному плану;
  • вопросы об объективности оценки по учебному предмету во время текущего учебного года/учебной четверти/триместра;
  • вопросы допуска к промежуточной и итоговой аттестации и т. д.

Как защитить права ребенка в школе?

С поступлением ребенка в школу многие родители понимают, что впереди долгие, насыщенные событиями годы. У большинства это время оставит в памяти приятный след, но некоторым учеба ребенка может запомниться негативными моментами и даже острыми конфликтами.

С чем это связано? Иногда с нарушением прав несовершеннолетних. Надо признать, такие факты, к сожалению, имеют место, и с ними периодически мне приходится сталкиваться в своей работе.

Чаще всего родители жалуются на то, что не могут «устроить» ребенка в школу по своему выбору, на пресловутые «поборы» при поступлении или в период обучения, «субботники» и даже, привлечение детей к дисциплинарной ответственности.

О последнем расскажу позже более подробно. Уверен, мало кто знает о том, что ученику можно объявить выговор…

Замечу, что иногда образовательные учреждения допускают нарушения прав учащихся по незнанию, но такие случаи единичны.

В остальных ситуациях, по моему мнению, руководители учреждений осознают противоправность своих действий либо относятся к ним безразлично, полагаясь на то, что не каждый родитель юридически подкован или настроен в защите прав ребенка «идти до конца». Я далек от мысли, что педагог с многолетним стажем работы в системе образования, назначенный на ответственную должность директора, не знает закона, регулирующего деятельность школ.

Хотя защищать нарушенные права бывает непросто, делать это следует обязательно. Поэтому, родителям полезно знать, что основные права обучающихся закреплены в отдельной статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон). В их числе права:

  • — на выбор образовательной организации;
  • — на предоставление условий для обучения с учетом психофизического развития и состояния здоровья;
  • — выбор факультативных и элективных предметов, курсов, дисциплин;
  • — на уважение человеческого достоинства;
  • — на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбление личности, охрану жизни и здоровья;
  • — на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
  • — на участие в управлении школой;
  • — на ознакомление с документами, регламентирующими деятельность образовательной организации и обжалование в установленном порядке актов образовательной организации.
  • Согласно части 1 статьи 45 Закона, защищая свои права, обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе:
  • 1) направлять в органы управления образовательной организации, в частности директору школы, общему собранию, педагогическому совету и другие, предусмотренные уставом образовательной организации, обращения о применении к работникам, нарушающим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий;
  • 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемую из равного числа учащихся, родителей (законных представителей) учащихся и работников конкретного учреждения;
  • 3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
  • Очевидно, что применение первых двух пунктов затруднений и вопросов не вызывает, а третий требует уточнения.
  • Последний пункт предусматривает «иные», не запрещенные способы защиты, к которым помимо общественных объединений учащихся следует относить обращение: в прокуратуру, в суд, к Уполномоченному по правам человека, Уполномоченному по правам ребенка, а также в управление (отдел) образования, выступающее учредителем школы от имени органов местного самоуправления.

Приведу один интересный пример. Последним способом, то есть, обратившись ко мне и одновременно в Управление образования
г.

Хабаровска, воспользовались родители ученика одной из гимназий, узнав от классного руководителя о том, что к их ребенку и еще 16 ученикам 7-го класса приказом директора применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Символично, что случилось это в первый день летних каникул, по традиции совпавший с Днем защиты детей.

Из разговора с учителем родители узнали не только о выговоре, но и о том, что ознакомиться с приказом сын должен без них – так распорядился директор.

Между тем, пункт 13 Порядка применения к учащимся общеобразовательных учреждений мер дисциплинарного взыскания (далее – Порядок), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.

2013 № 185, возлагает на образовательную организацию обязанность довести изданный приказ о наказании под роспись не только до обучающегося, но и до их родителей (законных представителей).

Воспрепятствовав в ознакомлении с приказом, директор гимназии грубо нарушила требования Порядка. Фактически, родители были исключены из воспитательного процесса и не имели возможности получить полную информацию о причинах наказания и применения столь строгого взыскания. Что же еще было нарушено?

Согласно пункту 8 названного Порядка, до применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Однако, как сообщили ученики и не отрицали в гимназии, объяснения ни с одного из семнадцати учащихся затребованы не были. Налицо еще одно нарушение.

Далее, Порядок закрепляет обязанность при выборе меры взыскания учитывать: тяжесть проступка, причины, обстоятельства его совершения, предыдущие «заслуги» наказуемого.

К слову сказать, ребенок, чьи родители решили обжаловать приказ гимназии, никогда не имел дисциплинарных взысканий, принимал активное участие в школьных мероприятиях, олимпиадах и благотворительных ярмарках, ежегодно награждался грамотами за хорошую учебу и активную жизненную позицию.

Его родители неоднократно награждались благодарностями гимназии за воспитание сына. Однако, ничего из перечисленного учтено не было, а на вопрос «почему?» – родителям предложили эти самые грамоты за предыдущие годы порвать.

В этот момент, как мне представляется, конфликт между гимназией и родителями ученика перешел в иную, неюридическую плоскость.

Возникает множество вопросов: насколько компетентен учитель и отвечает ли предъявляемым к нему требованиям, осознает ли он неэтичность своего предложения? Насколько допустимо игнорирование предыдущих успехов ребенка и их обесценивание? Возможно ли после подобного грубого высказывания сохранить репутацию и уважение в глазах учеников и их родителей? Вопросы риторические.

Возвращаясь к юридической стороне конфликтной ситуации, отмечу, что соблюдение сроков привлечения к дисциплинарной ответственности также установлено Порядком, а именно пунктом 9.

Однако, оценить правильность его применения в данном случае невозможно, так как внятно сформулировать претензии к ученикам ни директор, ни классный руководитель не смогли.

Обвинение свелось к обобщенным фразам о нарушении классом дисциплины в течение года.

Важно отметить, что при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать мнение совета учащихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей).

Норма является своего рода сдерживающим фактором для администрации образовательной организации, обеспечивающим максимальную объективность при наказании несовершеннолетнего и соблюдение его прав.

Будь она применена, незаконный локальный акт не появился бы, однако ни с одним из перечисленных органов гимназии перед вынесением приказа директор советоваться не стала. И в этом очередное грубое нарушение.

В результате проверки, все изложенное в обращении родителей семиклассника нашло свое подтверждение, а незаконный приказ директора гимназии был отменен. Руководителю учреждения было указано на недопустимость подобных нарушений законодательства. Подросток по инициативе родителей переведен в другое учебное заведение.

Почему я привел этот пример? В Хабаровском крае в этом году за парты село более 152 тысяч учеников, и у каждого из них есть родители (законные представители), которые в большинстве своем, к сожалению, недостаточно осведомлены о правах и способах их защиты. Что касается педагогов, то соблюдение правовых, нравственных и этических норм в соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является их прямой обязанностью.

  1. Хочется надеяться, что все участники образовательных отношений, к которым Закон относит учеников, педагогов и родителей (законных представителей), будут уважительно относиться к правам друг друга, добросовестно выполнять возложенные обязанности и соблюдать действующее законодательство.
  2. Только при таком условии наши дети будут чувствовать себя защищенными и не утратят веру в справедливость, противоправные действия педагогов не останутся безнаказанными, а родители будут уверены в силе закона, зная, что смогут защитить права ребенка.
  3. Я со своей стороны в рамках предоставленных полномочий оказываю содействие в разрешении конфликтных ситуаций, повлекших нарушение прав граждан.
  4. Игорь Чесницкий

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *