Реестр не добросовесных поставщиков

Реестр не добросовесных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков – ночной кошмар всех участников госзакупок. Попадание в этот список фактически лишает компанию возможности бороться за тендеры на 2 года.

Но как же уберечься от внесения в злачный реестр и что делать, если заказчик уже обратился в ФАС? В этой статье мы дадим развернутый ответ на все вытекающие вопросы!

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это чёрный список в мире госзакупок. В него попадают участники за несоблюдение правил подписания или исполнения контракта. Решения о внесении в реестр принимает ФАС – Федеральная антимонопольная служба, а публикуются данные в специальном разделе Единой информационной системы в сфере закупок.

За что можно попасть РНП

Существуют две основные причины:

1. Уклонение от заключения контракта.

Реестр не добросовесных поставщиков

Уклонение является самым популярным билетом в мир недобросовестных поставщиков. Этот вариант подразумевает, что победитель тендера не выполнил одно или несколько обязательств после оглашения результатов. Признать участника уклонившимся можно по нескольким критериям, которые регулируются нашим любимым 44-ФЗ.

  • Вовремя не отправил обеспечение контракта или банковскую гарантию.
  • При действии антидемпинговых мер, не отправил увеличенное обеспечение или подтверждение своей добросовестности в установленный срок.
  • Вовремя не отправил подписанный контракт или протокол разногласий.

Как уже стало понятно из указанных признаков – есть определённый срок, за который участник должен выполнить все необходимые действия для заключения договора. Как правило, после получения проекта контракта со стороны заказчика, у исполнителя есть от 1 до 5 рабочих дней, в зависимости от типа размещения.

Причины «уклонения» встречаются достаточно разные и стоит их разделить на намеренные и ненамеренные:

  • Из первого типа, как пример, стоит отметить ситуацию, когда в ходе торгов произошли изменения на рынке. Если цена на требуемый предмет поставки выросла, то исполнять контракт становится крайне невыгодно. В таких ситуациях перед исполнителем разворачивается настоящая дилемма: что страшнее – выполнить все обязательства себе в убыток, или попасть в РНП и потерять обеспечение заявки.
  • Второй тип намного разнообразнее, поэтому приведем несколько популярнейших ситуаций: не работала торговая площадка или ЕИС; возникли проблемы с получением банковской гарантии; сломался компьютер; уведомление о отправленном заказчиком контракте попало в спам. Подобных причин может быть огромное количество, но далеко не все признаются ФАС-ом или судом уважительными. 

2. Существенное нарушение условий контракта.

Реестр не добросовесных поставщиков

В этом случае важно обратить внимание на формулировку – «существенное нарушение». Как можно догадаться, не каждое нарушение можно считать таковым. Определять степень доверено самому заказчику, так что если при исполнении вы допустили несколько мелких промашек – скорее всего отделаетесь уплатой пени.

Если же качество выполненных работ не отвечает условиям заказчика, или , например, задержка поставок происходит систематически – договориться вряд ли получится. В этом случае, горе-исполнителю грозит как штраф за неисполнение контракта, так и попадание в злачный список.

При таком исходе есть два сценария развития событий:

  1. Заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, после чего обратился в ФАС.
  2. Заказчик обращается в суд для расторжения контракта. После завершения процесса, судебное решение передается в ФАС и на его основании поставщика вносят в РНП.

Несмотря на то, что обе ситуации крайне неприятны, одна из них более лояльна к нарушителю.

В случае обращения в антимонопольную службу с судебным решением (если суд признал вину), шансов избежать попадания в реестр нет. При одностороннем расторжении, остаётся возможность оправдать себя на заседании комиссии.

Как избежать попадания в реестр

Реестр не добросовесных поставщиков

Первый совет – делайте всё правильно

Внимательно изучайте документацию, чтобы в будущем не наткнуться на сюрпризы. Обращать внимание стоит на сроки проведения, подписания и исполнения контракта, на техническое задание, его нюансы и порядок исполнения.

  • Если досконально изучить все моменты и осознанно подать заявку на участие в тендере, то в случае победы не должно возникнуть мыслей об уклонении или неисполнении.
  • Второй совет – защищайте себя любыми способами
  • Если с первой рекомендацией что-то пошло не так, но вы никак не могли повлиять на ситуацию, то готовьтесь обороняться. 

Когда заседания комиссии ФАС не избежать, то лучше заранее подготовить доказательную базу своей невиновности. Скриншоты, логи действий на сайте, видеозаписи, справки, чеки, отчеты и так далее. Если причина, по которой заказчик обратился в антимонопольную службу, действительно была вам не подконтрольна, то от этих данных будет зависеть попадание в реестр.

В случае судебного расторжения контракта и внесения в РНП на основании заключения, избежать чёрного списка уже не получится. Однако есть способ выбраться из сложившейся ситуации. В течение трех месяцев с момента принятия решения в суде, можно обратиться в арбитражный суд для обжалования решения ФАС. Процесс, скажем так, непростой, но нередко суд встаёт на сторону участника закупок.

Третий совет – пробуйте договариваться

У заказчиков не стоит целью изгнать вас из госзакупок на 2 года. Чаще всего они просто перестраховываются, ведь в случае несвоевременного обращения в контролирующий орган, ответственного сотрудника оштрафуют на 20 000 рублей. 

Поэтому, если что-то идёт не по плану, возникают трудности или препятствующие обстоятельства, можно попробовать урегулировать ситуацию самостоятельно. Со стороны заказчика сидят точно такие же люди, поэтому если выйти на контакт, то можно договориться. 

При возникновения тотальных проблем, можно попросить заказчика расторгнуть договор по соглашению сторон. Ситуация в хорошую мгновенно не превратиться, но попадания в РНП избежать удасться.

Что будет, если попасть в РНП

Если коротко – ничего хорошего.

Начнем с того, что компания, находящаяся в реестре, фактически не может участвовать в госзакупках. Прямо о таком ограничении нигде не сказано, но в абсолютном большинстве закупок есть требование к участникам – отсутствие поставщика в РНП. 

Номинально этого никто не запрещает, но найти тендеры без вышеупомянутого требования – как иголку в стоге сена. Даже коммерческие закупки, чаще всего, содержат этот пункт. 

Если учредитель компании, внесенной в реестр, задумает переиграть систему и зарегистрировать новую компанию или пойти в госзакупки как предприниматель – то и тут ничего не выйдет.

В ЕИС сведения размещаются не только о юридическом лице, но и о учредителях. Соответственно, при попытке провернуть такую рокировку результат будет неутешительным.

Помимо всего перечисленного, компанию также ждут пени, штрафы, потеря обеспечений заявки или контракта, взыскание убытков заказчика и сведения о недобросовестности компании в открытом доступе. 

Выводы

Реестр не добросовесных поставщиков

Закрепляем всё вышесказанное:

Реестр недобросовестных поставщиков – не лучшее место для вашей компании. Попадание в него практически полностью ограничивает участие в тендерах. Попасть в список можно не заключив контракт после победы или выполнив его плохо. 

В случае обращения заказчика в ФАС и даже при попадании в реестр – шансы выйти сухим есть. Готовьтесь отстаивать свою позицию на комиссии контролирующего органа или в суде, а лучше обращайтесь в Тендерплан!

Наши специалисты помогут оценить ситуацию и выстроить работу по защите ваших интересов!

Но самый лучший вариант – это внимательно все изучать, следить за всем, до чего дотягиваются руки, грамотно оценивать свои возможности и исполнять контракты без конфликтов.

Исключение из РНП: как выйти из реестра недобросовестных поставщиков

Индивидуальный предприниматель из Перми заключил контракт на поставку постельного белья в детский сад. Товар соответствовал техзаданию, но из-за эпидемии коронавируса поставка задержалась на месяц. Несмотря на то, что поставщик был не виноват, заказчик подал жалобу на поставщика, и предпринимателя включили в реестр недобросовестных поставщиков.

Предприниматели и компании из реестра не могут участвовать в закупках в течение двух лет. Данные находятся в открытом доступе, и любой потенциальный партнер или клиент, не обязательно из госсектора, может увидеть, что компания не очень ответственно относится к своим обязательствам.

Рассказываем, за что поставщики попадают в реестр и что делать, чтобы исключили из него досрочно.

Что такое РНП и где искать информацию о нем

РНП, или реестр недобросовестных поставщиков, — это список, в который включают поставщиков-участников госзакупок за нарушение правил.

Реестр размещен в открытом доступе на сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Реестр — сводный, в нем отображаются поставщики-нарушители по закупкам по 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ № 615.

Реестр не добросовесных поставщиков Поставщиков в списке можно искать по ИНН, а можно использовать фильтры

За что можно попасть в РНП

В РНП попадают поставщики — участники закупок, которые:

  • не подписали контракт;
  • не выполнили условия контракта: например, привезли вместо стульев табуретки, задержали поставку на месяц или не выполнили контракт вообще.

Не подписал контракт. Если компания победила в закупке, а контракт не подписала, ее могут включить в РНП. Бывает так, что участники не отказываются от контракта, а опаздывают с подписанием. За опоздание тоже могут включить в реестр. Однако нельзя включать в РНП участников закупок, которые могут доказать, что нарушили свои обязательства без злого умысла.

Читайте также:  Как распределяется наследство между наследниками первой очереди их доли

Участник не успел подписать контракт, потому что неправильно посчитал срок, когда это нужно сделать, и опоздал на день. Участник доказал, что сделал это ненамеренно, поэтому в РНП его не включат. Таким доказательством стал договор с субподрядчиком, он был нужен для выполнения контракта. Это убедило комиссию ФАС, что поставщик не бездельничал, а готовился к работе.

Не выполнил условия контракта. Если поставщик привез не тот товар, некачественно оказал услугу или задержал сроки, его могут включить в реестр.

Для этого заказчик должен:

  1. Расторгнуть контракт.
  2. Направить жалобу в Федеральную антимонопольную службу — ФАС.

ФАС решает, включать поставщика в реестр или нет.

Реестр не добросовесных поставщиков

Из-за задержки в два-три дня контракт обычно не расторгают и в РНП поставщика не включают. В этом случаем он уплачивает пени и штраф.

Как заказчик расторгает контракт

Если поставщик нарушит условия контракта, заказчик направит ему претензию. Если поставщик никак не отреагирует на претензию, заказчик вправе расторгнуть контракт.

Есть два способа расторжения:

  1. В одностороннем порядке.
  2. По решению суда.

В одностороннем порядке можно расторгнуть контракт, в котором есть такое условие. Обычно в контракте прописан порядок его расторжения. В госзакупках это обычная практика, бояться такого условия не стоит.

По решению суда расторгают контракты, в которых не прописаны условия расторжения в судебном порядке. Суд рассмотрит доводы обеих сторон и примет решение, расторгнуть контракт или нет.

Реестр не добросовесных поставщиков Если поставщик нарушит условия этого контракта, заказчик направит поставщику претензию. На то, чтобы исправить ситуацию, у поставщика будет 10 дней, иначе заказчик расторгнет контракт в одностороннем порядке и направит жалобу в ФАС

Некоторые контракты можно расторгнуть без суда, даже если это не предусмотрено в условиях, например договор оказания услуг. Если у заказчика и поставщика нет друг к другу претензий по оплате, по закону любая сторона может отказаться от договора как до начала оказания услуги, так и в процессе, даже обосновывать не надо. А вот после того, как услуга оказана, отказаться уже нельзя.

В каких случаях внесение в РНП незаконно

Бывает, что поставщика формально вроде можно внести в РНП, но есть ряд нюансов, которые помогают решить дело его в пользу.

Поставщик один раз опоздал с предоставлением обеспечения исполнения контракта. Это не является веской причиной, чтобы включить участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик не знает, первое это нарушение у поставщика или нет, зато это известно ФАС. Если на поставщика еще не жаловались за просрочку, скорее всего, его не включат в реестр. А если все-таки включат, решение ФАС можно отменить через суд.

Заказчик отказался от контракта в одностороннем порядке, но не имел для этого оснований. Если в договоре не прописано, что его можно расторгнуть в одностороннем порядке, причина для расторжения должна быть серьезная: товар не по техзаданию или поставщик превысил срок контракта на месяц. При этом задержка не считается причиной для расторжения, если в ней виноват заказчик.

Поставщик не мог начать верстку сайта, потому что заказчик долго не принимал дизайн-макет. Из-за этого срок сдачи сайта превысил указанный в контракте, и заказчик подал жалобу в ФАС. Поставщика включили в РНП незаконно, так как заказчик сам затягивал сроки исполнения контракта. Поставщик обжаловал решение ФАС в суде, и его исключили из реестра.

Если поставщик попал в РНП из-за первого опоздания с обеспечением или потому что заказчик тянул с согласованиями, это решение ФАС можно оспорить в суде.

Когда могут исключить из РНП

По закону поставщик, который попал в реестр, исключается из него через два года со дня включения. Однако есть случаи, когда поставщик может быть исключен раньше срока. Для этого поставщику придется пойти в суд и доказать, что он не нарушал обязательств.

Заказчик принимал молочную продукцию по контракту, подписывал акты приемки. Но в итоге подал жалобу на поставщика за то, что продукция не соответствует спецификации. ФАС включила поставщика в реестр.

Поставщик подал в суд, чтобы обжаловать это решение. Так как у него были на руках акты приема товара, суд принял решение в пользу поставщика.

Поставщик добился исключения из реестра недобросовестных поставщиков.

Дело № А32-15996/2020

Таким же образом можно обжаловать решение ФАС, если поставщик нарушил условия контракта, но ненамеренно. Например, заказчик долго готовил пропуска для работников поставщика, и это привело к задержке срока.

Как оспорить решение о включении в РНП

Обжаловать решение о включении в реестр можно только через суд. Для этого поставщику нужно доказать, что он выполнил условия контракта. Чтобы это сделать, надо направить в арбитражный суд по месту своей регистрации заявление о том, чтобы решение ФАС признали незаконным.

Заявление должно содержать:

  • краткое описание ситуации;
  • аргументы, доказывающие правоту поставщика;
  • аргументы, смягчающие обстоятельства: не успел подписать контракт, потому что интернета не было или закончилось действие электронной подписи;
  • документы, подтверждающие позицию поставщика: чеки, договоры, расписки;
  • ссылки на статьи закона, которые доказывают правоту поставщика.

Реестр не добросовесных поставщиков В шапке заявления нужно указать заказчика как третье лицо

Обжаловать решение ФАС можно в течение трех месяцев с даты его вынесения. Если обратиться в суд позже, заявление не примут.

В исключительных случаях срок может быть восстановлен или продлен. Например, если предприниматель тяжело болел или сидел на карантине из-за коронавируса.

Чтобы суд рассмотрел заявление об отмене решения ФАС, поставщик после выздоровления может подать вместе с заявлением ходатайство о восстановлении — если у него будут веские аргументы, суд может пойти на встречу.

Но это работает не всегда, так как исключительность случая определяет суд.

Обычно суд на стороне бизнеса и не заинтересован в том, чтобы без серьезных причин вносить компанию или предпринимателя в РНП.

Но если участника закупок внесли в реестр за серьезные нарушения, жаловаться на ФАС бесполезно: скорее всего, суд откажет в исключении из реестра.

Это касается тех случаев, когда поставщик победил в закупке, но не подписал контракт или после подписания не выполнил его условия.

Как обратиться в суд, чтобы выйти из РНП

  1. Подготовить заявление, в котором подробно изложить аргументацию поставщика: почему пришлось нарушить условия контракта или сорвать срок.
  2. Прикрепить к заявлению документы, подтверждающие позицию поставщика. Например, акты приемки, чеки или расписки.

  3. Обратиться в арбитражный суд по месту регистрации поставщика.
  4. Сделать это в течение трех месяцев с даты включения в реестр. Если пропустить срок по уважительной причине, например из-за болезни, можно подать ходатайство о восстановлении срока.

Для клиентов Тинькофф Бизнеса мы собрали все инструменты для работы с госзакупками. В личном кабинете вы сможете:

  • дистанционно открыть спецсчет за две минуты;
  • получить банковскую гарантию;
  • взять до 10 000 000 ₽ в кредит на исполнение контракта;
  • настроить ролевой доступ в личный кабинет.

Подробнее

Реестр недобросовестных поставщиков по 223‑ФЗ и 44‑ФЗ

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) представляет собой «черный список» неблагонадежных участников закупок, который размещен в открытом доступе в Единой информационной системе в сфере закупок.

Попадая в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ, компании лишаются возможности участвовать в закупочных процедурах.

Причем запись о недобросовестных поставщиках заносится в реестр сроком на два года.

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в реестр недобросовестных поставщиков об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.  

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в реестре по 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них. Таким образом, можно отклонить заявку от участника, сведения которого включены в данные реестры.  

Что касается 44-ФЗ, то ч.1.1 ст.

31 44-ФЗ позволяет заказчику устанавливать требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков соответствующего участника закупочной процедуры, в том числе об отсутствии информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции ЕИО участника закупки — юридического лица. Таким образом, в рамках 44-ФЗ компания можем установить требования и в дальнейшем отклонить заявку в том случае, если в реестре недобросовестных поставщиков сведения содержатся по ряду параметров. В рамках 44-ФЗ заказчики могут пользоваться только одним реестром по 44-ФЗ.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков

Как в корпоративном, так и в государственном секторе эти основания схожи.

Согласно ч. 2 ст. 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  • уклонение участника закупки от заключения контракта;
  • расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий контракта;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Если для 223-ФЗ основанием для включения в РНП является расторжение договора по решению суда, в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора, то в 44-ФЗ, помимо расторжения договора по решению суда, введен новый инструмент, защищающий права заказчика, — это возможность одностороннего расторжения договора по инициативе заказчика, если участником закупочной процедуры не исполняются либо ненадлежащим образом исполняются обязательства по договору.  

Поиск государственных и коммерческих закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ на 86 площадках

Попробовать

Случаи расторжения договора по соглашению сторон, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ, не являются основанием для включения в реестр.

Если заказчик расторгнул договор по соглашению сторон или договор расторгнут по инициативе поставщика в рамках 44-ФЗ, сведения о таком поставщике в реестр не вносятся.

Если стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, то признаков недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика быть не может. Следовательно, не может быть и оснований для внесения в РНП.

Нельзя также включать в реестр недобросовестных поставщиков, если договор расторгнут в рамках споров в Третейском суде. В данном случае для включения в реестр (как в рамках 223-ФЗ, так и в рамках 44-ФЗ) необходимо решение арбитража.

Заказчик не обязан направлять сведения в РНП, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер (Письмо Минэкономразвития РФ от 10.07.2015 N Д28и-1968, Письмо ФАС России от 08.12.

Читайте также:  Нужна помощь проверить насколько грамоно составлено исковое заявление

2014 N АЦ/50130/14). В силу самого 44-ФЗ в ряде случаев лица, занявшие второе место, просто освобождены от обязанности по заключения договора. А если нет обязанности, то нет и возможности вменения санкций за незаключение договора.

Порядок направления сведений в реестр недобросовестных поставщиков  

Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»» утверждает процедуру подачи сведений о недобросовестных поставщиках, участниках закупки в ФАС РФ и правила ведения ею данного реестра.

Развернутый комментарий по этому вопросу дает специалист в сфере закупок по 223-ФЗ Оксана Шипунова:

Онлайн-обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и контрактной системе

Начать обучение

Недобросовестный поставщик: основания для признания и включения в реестр

Из этой статьи вы узнаете:

  • Основания для признания поставщика государственных закупок недобросовестным по 44-ФЗ
  • Информация, включаемая в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ
  • Основания для признания поставщика недобросовестным по 223-ФЗ
  • Подача заявления в ФАС о признании поставщика недобросовестным
  • Обновление правил включения в РНП в 2020 году
  • Последствия для недобросовестного поставщика после попадания в РНП
  • Проверка, является ли потенциальный поставщик недобросовестным
  • 5 оснований для оспаривания статуса «недобросовестный поставщик»

Под понятие «недобросовестный поставщик» попадают те предприниматели, которые не выполняют взятые на себя обязательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Получение такого «статуса» возможно только на основании решения суда, после чего контрагент попадает в Реестр недобросовестных поставщиков.

Предприниматель, вошедший в этот своеобразный черный список, лишается возможности участвовать в закупочной деятельности в течение 2 лет.

Перечень оснований для признания недобросовестным поставщиком достаточно обширен, поскольку к этим контрагентам применяются весьма жесткие требования. Однако нельзя не отметить, что возможно признание решения суда необоснованным. В этой статье мы разберем, как можно отменить решение суда и как вообще не попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Основания для признания поставщика государственных закупок недобросовестным по 44-ФЗ

В законе о госзакупках 44-ФЗ содержится такое понятие, как недобросовестный поставщик.

Это субъект, уклонившийся от подписания контракта либо нарушивший условия его исполнения. В последнем случае договор расторгается по инициативе заказчика в одностороннем порядке либо по решению суда. Для экономических агентов, признанных недобросовестными поставщиками, предусмотрен особый список – реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Субъект может попасть в реестр еще до заключения контракта, если он:

  • признан победителем конкурентной процедуры, но уклонился от подписания договора. Заказчик заключает сделку с участником, занявшем второе место;
  • является единственным поставщиком в соответствии с требованиями 44-ФЗ, но уклонился от подписания договора.

Факт уклонения от подписания контракта признается при следующих условиях:

  • в положенный законом срок поставщик не подписал проект контракта;
  • заказчику не переданы все экземпляры контракта;
  • не выполнено условие по обеспечению исполнения контракта.

Если договор подписан и начата его реализация, то исполнитель может быть признан недобросовестным поставщиком услуг, работ, товаров при следующих условиях:

  1. Не выполняются существенные положения контракта, который расторгается по решению суда на основании искового заявления заказчика.
  2. Не выполняются существенные положения контракта, и в связи с этим заказчик в одностороннем порядке отказывается продолжать отношения. В частности, если подрядчик затянул сроки начала работ, предусмотренные договором.

Важно! По факту прекращения договорных отношений заказчиком может быть инициирован судебный процесс, в ходе которого стороны приходят к мировому соглашению, либо при разбирательстве устанавливаются обстоятельства, не содержащие вины исполнителя, хотя и явившиеся причиной нарушения условий контракта. Подобное развитие событий не является поводом признать подрядчика недобросовестным поставщиком по 44-ФЗ.

Информация, включаемая в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

В реестр недобросовестных поставщиков заносится информация об экономических агентах, которые, будучи участниками государственных закупок, либо уклонились от подписания контракта, либо не выполнили условия договора при отсутствии уважительных причин.

В законе 44-ФЗ содержатся требования относительно того, в каком объеме в реестр должны заноситься сведения о недобросовестных поставщиках работ, услуг и товаров:

  1. Полное наименование юридического лица или Ф. И. О. физического.
  2. ИНН экономического агента или аналогичный документ для иностранного субъекта.
  3. Ф. И. О. или наименования юридических лиц – учредителей организации с указанием их ИНН. Для иностранных учредителей предоставляется информация по документам – аналогам ИНН.
  4. Даты:
    • — проведения аукциона в электронной форме;
    • — размещения результатов открытого конкурса либо публикации итогов конкурса с ограниченным участием;
    • — обнародования итогов двухэтапного конкурса;
    • — проведения процедуры запроса котировок или запроса предложений.
    • То есть должна быть предоставлена информация по тем конкурентным процедурам, в которых участвовал данный субъект и в последующем проявил себя как недобросовестный поставщик.
  5. Предмет договора.
  6. Стоимость сделки.
  7. Окончательная дата исполнения обязательств по контракту.
  8. Дата прекращения договорных отношений. Она устанавливается в соответствии с решением суда либо на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
  9. Причины, по которым был расторгнут контракт.
  10. Дата занесения сведений о недобросовестном поставщике в реестр.

РНП ведется с целью улучшить качество проведения государственных и муниципальных закупок и не допустить в эту сферу экономических агентов, имеющих негативную репутацию и не исполняющих должным образом свои обязательства.

В реестре отражается информация не только о наименовании организации, но и персонально о ее руководителях и учредителях, поэтому эти лица фактически лишаются доступа к тендерным процедурам, даже выступая от имени другой компании.

Если же сведения об экономическом агенте отсутствуют в реестре недобросовестных поставщиков, определение его надежности лишь по этому признаку будет не совсем корректным, потому что, возможно, субъект ранее никогда не имел отношения к госзакупкам либо не выигрывал тендеры.

Обратите внимание! В РНП информация заносится сроком на два года. После этого все сведения из базы удаляются.

Основания для признания поставщика недобросовестным по 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ также регламентирует порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.

Помимо положения этого нормативного акта, заказчики, передавая в ФАС РФ информацию и документы о недобросовестных поставщиках – своих контрагентах, должны руководствоваться требованиями Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

Субъекты, реализующие закупки на основании 223-ФЗ, в своих требованиях к участникам вправе указать, что потенциальные поставщики не должны значиться в РНП как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.

Прежде чем занести информацию об экономическом агенте в РНП, компетентные органы должны ознакомиться с документацией о закупке и Положением, на основании которого действует заказчик.

Участники закупок обязаны подписывать договор, если они становятся победителями конкурентных процедур (конкурс, аукцион и т. п.).

Во всех прочих случаях – выбор поставщика через запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т. п. – такой обязанности не возникает.

Если в ходе исполнения контракта стороны приходят к необходимости прекратить отношения и расторгают договор, не обращаясь в суд, то поставщик не может быть признан недобросовестным.

В соответствии с Постановлением Правительства № 1211 от 22.11.2012 в реестр по 223-ФЗ вносится следующая информация:

  • Дата занесения информации в реестр и номер записи.
  • Наименование органа, который внес информацию о недобросовестном поставщике в реестр.
  • Наименование юридического лица либо ИП, который признан недобросовестным поставщиком на основании факта уклонения от подписания контракта или при наличии судебного решения о расторжении договора по вине данного исполнителя.
  • Юридический адрес организации либо адрес регистрации физического лица. Эта информация заносится в полной форме: страна, индекс, название единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома, корпуса и офиса (или квартиры физического лица).
  • ИНН в соответствии с документами, выданными налоговой службой. Для иностранцев заносится информация, являющаяся аналогом налогового номера на территории их стран.
  • Дата события, повлекшего обязательства для потенциального поставщика, которые были им в дальнейшем нарушены. Это может быть: подведение итогов конкурентной процедуры, по результатам которой субъект был признан победителем и уклонился от подписания контракта; признание закупки несостоявшейся, когда единственный поставщик уклонился от заключения контракта (при наличии таких обязательств для него); подписание договора, который впоследствии был нарушен (в этом случае указываются реквизиты документа, удостоверяющего факт неисполнения обязательств по контракту).
  • Данные о контракте: объект закупки; код ОКПД 2 (коды должны быть представлены в полном формате, то есть по каждому ТРУ необходимо указать раздел, класс и подкласс, группу и подгруппу, категорию и подкатегорию); валюта договора и ее код; окончательная дата поставки.
  • Дата прекращения отношений по контракту. Необходимо прописать причины, по которым договор был расторгнут, и реквизиты официального документа, явившегося основанием для прекращения договорных отношений (в частности, судебное решение).
Читайте также:  Право ознакомления с поданным заявлением в УБЭП или возбужденным уголовным делом

Подача заявления в ФАС о признании поставщика недобросовестным

jpg»>

Если в ходе закупки возникают нарушения правил взаимодействия со стороны потенциального поставщика, достаточные, чтобы признать его недобросовестным, заказчик оформляет заявление по данному факту и направляет его в территориальную антимонопольную службу.

Инициатор закупки должен подробно в нем изложить все обстоятельства взаимоотношений, указать даты и суть конкретных действий, на основании которых он требует признать контрагента недобросовестным поставщиком. Определение степени вины должно быть основано на положениях закупочной документации.

К заявлению прилагаются документы, оформленные в ходе закупки, в том числе итоговый протокол. В самом тексте должны содержаться следующие сведения:

  • наименование поставщика, нарушившего условия закупки или контракта;
  • дата проведения закупочной процедуры (торгов).

Законами 44-ФЗ и 223-ФЗ установлены разные сроки для передачи заказчиком заявления в антимонопольную службу.

Для 44-ФЗ Для 223-ФЗ
  • 3 рабочих дня после того, как будет подписан контракт с участником конкурентной процедуры, занявшим второе место.
  • 5 рабочих дней с даты, установленной в закупочной документации в качестве конечной для подписания контракта с единственным поставщиком.
  • 3 рабочих дня с момента вынесения судебного решения о расторжении договора либо с даты одностороннего отказа заказчика.
  • 30 календарных дней после того, как будет подписан контракт с участником конкурентной процедуры, занявшим второе место, или с конечной даты подписания контракта, установленной в закупочной документации.
  • 30 календарных дней с даты, установленной в закупочной документации в качестве конечной для подписания контракта с единственным поставщиком.
  • 10 рабочих дней с момента вынесения судебного решения о расторжении договора.

Вся система государственных закупок нацелена на их максимальную эффективность. Для этого предусмотрен жесткий регламент, способный в том числе отсеять безответственных поставщиков, не соблюдающих условия закупок.

Поэтому о нарушениях со стороны участника заказчик обязан направлять информацию в ФАС.

Если при рассмотрении дела подтверждаются факты неисполнения обязательств поставщиком, то он заносится в реестр, и эта информация становится доступной для других государственных структур и организации.

Реестр недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) наводит ужас на участников всех без исключения закупок. В самом деле организация (ИП), угодившая в данный реестр не сможет два года участвовать в тендерах.

Сам факт включения в РНП не является препятствием для участия в торгах, однако закон даёт право заказчикам прописать в документации запреты на участие в торгах как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

И участник, угодивший, скажем в РНП, в соответствии с законом 223-ФЗ не сможет участвовать в торгах, проводимых как по 44-ФЗ, так и в соответствии с 223-ФЗ. Закон 44-ФЗ такого перекрестного ограничения не устанавливает.

А если участник в основном занимается торгами, его организация (ИП) может закрыться. Да и сменить вывеску будет не так-то просто. Ведь в РНП вносятся сведения о учредителе и генеральном директоре учредительного лица, а не только название участника.

И придется ему привлекать своих родственников или посторонних людей на замещение вакансий учредителя и генерального директора новой организации, если он хочет возобновить участие в торгах быстрее, чем через два года после включения в РНП. И неизвестно еще окажутся ли они порядочными людьми. В общем, включение в РНП может похоронить тендерный бизнес организации, особенно если она небольшая.

Кому же грозит РНП? Законом 44-ФЗ установлен ограниченный перечень нарушений, за которые поставщик может быть внесен в РНП:

  • — Непредставление заказчику документа об оплате обеспечения контракта в установленный регламентом срок.
  • — Неподписание проекта контракта участником в установленный регламентом срок.
  • — отказ от исполнения контракта, либо исполнение его с существенными нарушениями, заставившее заказчика, расторгнуть контракт в одностороннем порядке и обратиться в арбитражный суд.
  • — расторжение контракта по решению суда.

Законом 223-ФЗ установлен схожий перечень нарушений, за которые поставщик может быть внесен в РНП. Отличие только в одном: заказчик не наделен правом одностороннего расторжения контракта.

Также упомянем о реестре недобросовестных подрядных организаций (РНПО), предусмотренном ПП-615 и действующем с 2016 г. В него может угодить подрядная организация, уклонившаяся от заключения контракта или не выполняющая его условия. Срок нахождения в РНПО – тоже 2 года.

Чтобы избежать РНПО от подрядной организации требуется немного: четко исполнять условия договора с заказчиком, в частности:

  1. — не допускать срыв сроков выполнения работ более одного раза, либо срыв срока более, чем на 15 календарных дней;
  2. — являться членом саморегулируемой организации;
  3. — соблюдать заявленный уровень качества выполняемых работ;
  4. — не допускать просрочки начала выполнения работ более, чем на 5 дней;
  5. — использовать только некачественные материалы.

Что касается участников так называемых малых закупок, например, котировочных сессий проводимых на Портале Поставщиков и иных подобных ресурсах в соответствии с законом 44-ФЗ, то на первый взгляд РНП не грозит. Ведь там есть свой реестр заблокированных поставщиков (РЗП). Однако это не так. Понятия малые закупки в 44-ФЗ вообще отсутствует. Котировочные сессии проводятся в соответствии с ГК РФ, законом 44 ФЗ и регламентом Портала Поставщиков.

В статье 104 закона 44-ФЗ не сделано никаких оговорок насчет малых закупок и закупок, не публикуемых в ЕАИС. Законодательство унифицировано. Но в случае с Порталом Поставщиков механизм включения в РНП здесь только один.

И если участник, отказавшийся исполнять контракт, заключенный по результатам котировочной сессии не договорится с заказчиком о расторжении по соглашению сторон, арбитражный суд может принять решение о его внесении в РНП.

И ФАС сделает это автоматически, уже не вызывая стороны на комиссию.

Надо оговориться, что на практике участники малых закупок попадают в РНП очень редко, но все же полностью исключить такую опасность нельзя. А уж в РЗП такой участник попадёт наверняка, но это конечно, является несравненно меньшим злом.

В конце концов это чревато только блокировкой учетной записи участника на Портале Поставщиков сроком на 3 месяца, да и то, чтобы «заслужить» блокировку участник должен отказаться сразу от трех контрактов в течение месяца.

Как же участнику избежать РНП?

Самый лучший способ: не конфликтовать с заказчиком, а убедить его расторгнуть контракт по соглашению сторон. В этом случае у заказчика не будет оснований обращаться в ФАС по поводу включения участника в РНП.

  • Если же заказчик неумолим, все же можно попытаться убедить комиссию ФАС в своей невиновности. Как показала практика, ФАС принимает во внимание следующие объяснения:
  • — Неисправность Интернета в последний день подписания контракта.
  • — Болезнь руководителя или лица, наделенного правом подписи проекта контракта при помощи ЭЦП по доверенности.
  • — Другие форс-мажорные обстоятельства.
  • При благоприятном исходе комиссия ФАС предложит заключить контракт или расторгнуть по соглашению сторон.

Если все же решение комиссии ФАС окажется отрицательным, можно еще попытать счастья в арбитражном суде. Но шансов победить там 30%, не более, как показывает практика арбитражных судов.

На основании изложенного выше, делаем вывод: самая лучшая страховка от всевозможных реестров недобросовестных – добросовестное исполнение контрактов, которые участнику по силам и неучастие в процедурах, прогноз исполнения которых сомнителен.

Конечно при исполнении даже несложного контракта (договора) могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, например, подставит поставщик или подскочат цены на необходимые заказчику товары, но на этот случай есть золотое правило: не снижаться слишком сильно на аукционах и редукционах.

Что же касается запросов котировок, запросов предложений и конкурсов, участнику целесообразно оставлять достаточный запас по цене при подготовке предложений.

Пусть существенно снизится вероятность выигрыша, не беда, тендеров в ЕАИС много.

Зато если уж участник выиграет тендер с относительно небольшим снижением, он всегда сможет закупить товар по более дорогой цене у другого поставщика или предложить заказчику товар с улучшенными характеристиками.

Конечно, прибыль при этом уменьшится, ведь товары с улучшенными характеристиками стоят дороже. А если капризный заказчик от такого варианта откажется, то всегда можно будет его уломать на расторжение контракта (договора) по соглашению сторон.

Остаток прибыли он при этом потеряет, заплатит и небольшой штраф (в частности для субъектов малого и среднего предпринимательства от составляет не более 1% цены контракта, что не ударит больно по карману участника), но РНП ему грозить уже не будет. И он сможет спокойно продолжать участие в закупках, проводимых в соответствии с законами 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП-615 .

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *