- 15 ноября 2021
- Просмотров:
- Автор статьи: open
- Прежде чем обратиться в Федеральную налоговую службу, следует убедиться, что Вы подготовили полный пакет документации, который понадобятся для регистрации.
- Перечень требующихся документов:
- Заявление по форме Р21001 в одном экземпляре
- Заявление о переходе на УСН в трех экземплярах (если собираетесь применять данную систему налогообложения)
- Квитанция об оплате госпошлины
- Копия паспорта
- Копия ИНН (при наличии)
1.1 Подготовка заявления по форме Р21001
Существует два варианта заполнения специальной формы: от руки (внимательно проверяйте ошибки и описки, не допускайте исправлений) и при помощи онлайн сервиса (нужно скачать файл и распечатать его).
Листы заявления рекомендуется скрепить между собой обычной скрепкой во избежание путаницы. Подпись на документах ставьте только в присутствии сотрудника налоговой службы.
Не лишней будет подготовка дополнительного экземпляра, так как правильность заполнения зависит не столько от уровня грамотности, сколько от многих других нюансов.
Единственная ошибка станет причиной для отказа в регистрации ИП без возврата суммы, затраченной Вами на оплату госпошлины. Поэтому, если у Вас возникают сомнения в возможности самостоятельного заполнения формы Р21001, предлагаем обратиться к нашему сервису, что гарантирует быстрый и верный результат.
1.2 Подготовка заявления о переходе на УСН
При выборе упрощенной системы налогообложения (УСН) (про различные системы налогооблjжения можете прочитать в этой статье), потребуется скачать бланк формы № 26.2-1 и заполнить его вручную или использовать для этого наш сервис, который проделает за Вас работу быстро и качественно.
Такое заявление нужно подготовить в трех экземплярах и подать его одновременно с пакетом документов, подготовленным для регистрации ИП. Разрешается также, подача бланка формы № 26.2-1 в территориальную Федеральную налоговую службу, на что дается 30 дней, следующих после момента регистрации.
Важно! подавая данное заявление вместе с остальными документами, обратите внимание на его заполнение, так как в этом случае оно будет отличаться от того, что подают после регистрации.
Существует несколько вариантов оплаты: в отделении любого банка, на официальном сайте Федеральной налоговой службы в онлайн-режиме, или во время подачи документов – посредством терминала. Однако терминала в отделении ФНС может и не оказаться, надежнее заплатить пошлину заблаговременно.
Обязательно сохраните квитанцию, хотя, информацию об оплате госпошлины передают в государственную систему о государственных и муниципальных платежах и по закону от Вас не требуется предъявление квитанции при подаче документов, но некоторые сотрудники налоговой службы не знают этого. Проще показать квитанцию, чтобы оградить себя от ненужных споров.
1.4 Ксерокопия паспорта
Как правило, при обращении в государственные органы требуется ксерокопия второй и третьей страниц паспорта, а также, страницы, где стоит штамп с места регистрации. Однако иногда спрашивают копии всех паспортных страниц, лучше быть к этому готовым.
В случае оформления временной регистрации, выполните ксерокопию бланка с временной пропиской. Если у Вас имеются штампы постоянной и временной регистрации, ИП будет зарегистрирован по адресу постоянной регистрации.
Когда регистрация осуществляется при помощи доверенного лица, копия паспорта подлежит заверению у нотариуса.
1.5 Сделайте копию ИНН
Если Вы не являетесь обладателем ИНН, присвоение номера произойдет автоматически, на основании данных, предоставленных в документах на регистрацию ИП. Случается, что при подаче пакета документов от Вас потребуют написать заявление на присвоение ИНН, это можно сделать прямо в налоговой.
Важно! если Вам был присвоен ИНН, который Вы не указали в заявлении, в регистрации ИП будет отказано.
Запрещено предоставлять в регистрирующий орган документы с двусторонней печатью.
Шаг 2. Подача документов
Документы подаются в регистрирующую ФНС по месту жительства, что можно осуществить несколькими способами, о чем читайте ниже.
Важно! Документы подаются в регистрирующую налоговую службу, по адресу постоянной прописки. Территориальная и регистрирующая ФНС могут быть разными.
Чтобы не запутаться, куда именно отнести пакет документов, воспользуйтесь нашим сервисом, определяющим территориальную и регистрирующую Федеральную налоговую службу автоматически.
Способы подачи документов:
- Лично или с помощью представителя. Если Вы подаете документы на регистрацию самостоятельно, приготовьтесь предъявить паспорт. «Лист Б» заполняется в присутствии инспектора. На нем Вы напишете свои фамилию, имя и отчество – если имеется, и поставите подпись. Подать документы можно также, через представителя. В этом случае, доверитель обязан подписать заявление о регистрации ИП в присутствии нотариуса, а не при сотруднике налоговой службы. Копию паспорта тоже нужно заверить нотариально.
- На портале Госуслуг. Официальный сайт Государственных услуг располагает сервисом, дающим возможность самостоятельной подачи документов на регистрацию в Федеральную налоговую службу. Для полноценного использования данного сервиса Вам необходимо будет создать личный кабинет и предоставить информацию о себе. Документы загружаются в электронную заявку, которая подписывается ЭЦП (электронно-цифровой подписью). Ответным письмом Вам будут высланы копии документов, подписанные ЭЦП ФНС, на email, который указан в форме Р21001. Следует отметить вариант получения документов о регистрации: лично или по почте. Наш сервис поможет Вам подготовить необходимый пакет документов, Вам только останется загрузить его на сайте Госуслуг.
- Через МФЦ. Такие центры сегодня образованы в каждом регионе. При подаче документов в МФЦ нужно учесть несколько отличительных моментов: увеличение срока регистрации, невозможность почтовой отправки документов, только личное присутствие или присутствие представителя, располагающего нотариально заверенным заявлением и паспортом. Еще один нюанс – сотрудник МФЦ может быть некомпетентен в некоторых вопросах, касающихся заполнения документов, а инспектор ФНС откажет в регистрации, если обнаружит хотя бы одну ошибку. Важно! Многофункциональные центры не принимают заявление о переходе на УСН, так как эта услуга не относится непосредственно к регистрации предпринимателя. Это заявление Вам нужно подать в территориальную ФНС после государственной регистрации. Не стесняйтесь требовать от сотрудника МФЦ расписку о приеме документов. В случае отсутствия многофункционального центра в Вашем городе, регистрация осуществляется через налоговую службу.
- По почте.Этот вариант подойдет тем, кто не может или не хочет нанести визит в налоговую, проживая в другом регионе, отличному от адреса постоянной регистрации. Чтобы направить документы по месту прописки для регистрации ИП, можно воспользоваться почтовыми услугами, приложив к пакету документации заявление, с нотариально заверенной подписью, и ксерокопии всех страниц паспорта. Документы отправляются заказным письмом, после того, как работник почтового отделения произведет опись предоставленных документов. Когда сотрудник ФНС получит заказное письмо, он проверит содержимое письма по описи и Вам будет выслано уведомление о получении отправления адресатом. Важно! После приема документов в ФНС Вы получите соответствующую расписку и один из экземпляров уведомления о применении УСН (если Вы его подавали), подписанную сотрудником налоговой службы.
Шаг 3. Получение документов
Заполняя заявление на оформление ИП, будущий предприниматель должен указать актуальный e-mail. На эту почту налоговая инспекция направит архив с документами в электронном виде, подписаннуый соответствующей усиленной квалифицированной подписью. Способ подачи заявления при этом роли не играет.
В бумажном виде готовые документы выдаются заявителю или его представителю по запросу в ФНС. Рассмотрим порядок действий при разных вариантах подачи документации.
- При подаче документов через налоговую инспекцию заявитель подает запрос о выдаче бумажных документов об оформлении ИП вместе с основным пакетом документов.
- В случае с МФЦ заключительные документы в бумажном виде выдаются по запросу через центр. Налоговая инспекция высылает электронные документы в МФЦ и заявителю на следующие сутки после завершения срока, отведенного на оформление ИП. Заявитель может запросить в центре распечатать бумажные документы, подтверждающие содержание электронных.
- Нотариус выдаст документы самостоятельно. На следующие сутки после завершения срока, отведенного на регистрацию, налоговая отправляет нотариусу и заявителю документы в электронном виде. Заявитель может запросить у нотариуса бумажный вариант документов и удостоверить их.
- При обращении через PonyExpress или DHL (только для Москвы – у данных операторов заключено соглашение с МИФНС № 46),заявитель подает соответствующий запрос вместе с документами на регистрацию. Заявителю будут доставлены итоговые документы курьером, если услуга по доставке включает данное условие.
Следует отметить, что способы получения оригиналов документов в бумажном виде пока не нашли свое отражение в практике. То, как это будет реализовано в действительности, на данный момент точно не установлено.
Налоговая инспекция выдаст Вам:
- Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по форме № Р60009.
- Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе, с указанием ИФНС, в которую Вам нужно будет предоставлять отчеты.
- В некоторых инспекциях Вам предоставят Письмо из Росстата, которое понадобится при открытии счета. В ином случае, его можно распечатать с сайта Росстата.
- Свидетельство о присвоении ИНН (если это не было сделано ранее).
Шаг 4. Регистрация в Пенсионном фонде
Сведения о зарегистрированном ИП передаются в Пенсионный фонд налоговой инспекцией самостоятельно. От Пенсионного фонда Вам на почту придет свидетельство о регистрации с присвоением регистрационного номера. Если этого не случилось, обратитесь в Пенсионный фонд. Это действие не является обязательным, Вам нужно знать только сам регистрационный номер.
Шаг 5. Регистрация ИП в ФСС
Если Вы планируете, прием сотрудников на работу, придется встать на учет в ФСС. Вам нужно будет подать документы в соцстрах не позднее 30 дней после приёма на работу первого сотрудника.
Шаг 6. Открытие расчетного счета
Открытие расчетного счета в банке необходимо для проведения безналичных операций. Вам дается возможность выбора кредитно-финансовой организации с лучшим предложением. Советуем подойти к этому мероприятию со всей ответственностью.
Теперь Вам ничто не мешает вести бизнес. Удачи!
Все документы для регистрации ИП за 15 минут
Подготовка документов — рутинная задача. Доверьте её нашему сервису. Это сэкономит время и защитит от возможных ошибок.
Получить готовое заявление
Копии или оригиналы документов подавать в налоговую с декларацией 3-НДФЛ, нужна ли опись, как подаются документы
Если вы подаёте декларацию 3-НДФЛ для получения налоговых вычетов, то для подтверждения права на них необходимо предоставить соответствующие документы.
Если вы отправляете декларацию онлайн, то необходимо приложить скан либо фото оригиналов документов; если вы сдаёте 3-НДФЛ на бумаге, то следует подготовить копии подтверждающих документов, но при себе иметь оригиналы.
Но возникает ряд вопросов: нужно ли заверять копии? Отдавать ли навсегда оригиналы? Это зависит от того, каким способом вы сдаёте декларацию 3-НДФЛ.
Если вы отсылаете декларацию онлайн, например, через личный кабинет налогоплательщика или через специализированную компанию, то нужны фото или отсканированные копии оригиналов документов. Но есть ряд документов, которые физически не могут быть у вас в оригинале, например, лицензия медицинской организации — в этом случае достаточно копии.
Если вы сдаёте декларацию на бумажном носителе, то к ней нужно приложить копии подтверждающих документов. Однако обычно такие документы как справка 2-НДФЛ, справка об убытках, справка о дневном обучении или справка из медицинской организации и подобные отдаются в оригинале. То есть те, которые вы запрашиваете специально для налоговой инспекции.
Не лишним будет подготовить опись прилагаемых документов. В ней необходимо зафиксировать наименование каждого документа, его реквизиты и в каком виде он предоставлен инспектору (копия или оригинал). Советуем, если вы представляете декларацию на бумаге, распечатать её в двух экземплярах.
Один комплект вы отдадите инспектору вместе с подтверждающими документами, на втором, который должен включать в себя декларацию и опись, попросите проставить отметки, что документы приняты и какой датой.
Это поможет вам отстоять свою позицию в возможном споре, если инспекторы потеряют документы, задержат возврат или запросят документы повторно (подробнее о задержке возврата мы говорили в статье «Декларация с вычетом: когда я получу деньги из налоговой»).
Как физическое лицо заверять копии подтверждающих документов ни собственноручно, ни нотариально вы не обязаны. Однако возьмите с собой оригиналы, чтобы инспектор, в случае необходимости, мог их сличить.
Если за вас сдаёт документы представитель, то помимо вышеперечисленных документов он должен иметь нотариально заверенную доверенность.
Если при проведении камеральной проверки понадобится ещё какой-либо документ, инспектор вправе его запросить на основании письменно оформленного требования, по которому вы обязаны его представить в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Также контролёры вправе запросить и оригиналы документов, но только для ознакомления (абз. 7 п. 2 ст. 93 НК РФ). Не забывайте, что для возврата налога необходимо соответствующее заявление в оригинале, которое лучше сразу предоставить с основным комплектом документов.
Об этом читайте в статье «Как заполнить заявление на возврат налога».
Новый регламент предоставления сведений в налоговую — Оператор фискальных данных Первый ОФД
Предоставление сведений в ФНС происходит по определенному регламенту. Уклонение от предоставления документов карается штрафами, административной и даже уголовной ответственностью. Мы расскажем какие способы предоставления документов в ФНС существуют и как работает новый регламент.
Какие сведения может запросить налоговая служба
- документы, связанные с вашей трудовой деятельностью или бизнесом;
- любую информацию о деятельности вашего контрагента, если в его отношении проводится проверка;
- налоговую декларацию, пояснение или дополнения к ней;
- информацию по конкретной сделке или продаже имущества.
В случае отказа подачи личных сведений ваш ждет штраф. Он составляет 200 рублей за каждый непредоставленный документ. Однако если вы отказались подавать сведения о контрагенте, то это сумма штрафа составит 10 тыс. рублей.
Когда налоговая запрашивает документы
Обычно это происходит при проверке или других контрольных мероприятиях со стороны ФНС. Они могут касаться вас или ваших контрагентов. Вне проверок налоговая служба может запросить документацию, касающуюся определенной сделки.
Стоит отметить, что обычно в рамках проверочных мероприятий инспекторы рассматривают оригиналы документов, а уже в случае дополнительных вопросов по истечении времени запросить информацию дополнительно.
Помните, что предоставить документы по сделкам, контрагентам и декларации нужно в течение 5 дней после запроса. Сведения по проверке, которая проводится в отношении вас, нужно подать за 10 дней после истребования.
В какой форме можно предоставить документы
Подать сведения можно:
- в бумажном виде. Заверенные ксерокопии документов налогоплательщик может принести лично, передать с законным представителем в налоговую службу или отправить заказным письмом;
- сканированные копии в электронном виде. Сделать это можно в личном кабинете налогоплательщика или по ТКС.
При вручении бумажных копий обязательно возьмите расписку с сотрудника, который их принял.
Предоставление информации в электронном виде
В таком случае вы отправляете сканы документов через личный кабинет или ТКС с цифровой электронной подписью. Этот вариант очень удобен тем, что вы избежите технических ошибок, сэкономите свое время и гарантированно получите уведомление о получении со стороны ФНС.
Что учесть при предоставлении информации в бумажном виде
Это также должны быть сканированные копии документов. Заверять их у нотариуса не нужно. Однако их можно заверить самостоятельно, то есть поставить печать копия верна и подписать у руководителя. Если у вашей организации нет печати, то от заверения и вовсе можно отказаться.
Несколько слов о новом порядке
С введением поправок в 54-ФЗ большинство сведений о налоговой деятельности компаний и предприятий стали поступать в налоговую службу автоматически. Теперь вся информация хранится на фискальном накопителе и отправляется к оператору фискальных данных по сети Интернет. ОФД в свою очередь передает ее в органы налоговой службы.
К сведениям, которые оператор фискальных данных передает в ФНС, относятся:
- фискальные документы, сформированные онлайн-кассой;
- статистическая информация;
- сведения из базы фискальных данных ОФД;
- информацию о расторжении договора с компанией или любых произошедших изменениях.
ОФД также обязаны отвечать на запросы налоговой и предоставлять сведения в течение 3 дней, после получения соответствующего запроса.
Надеемся, что наша статья помогла разобраться с порядком предоставления документов и информации в органы налоговой службы.
Предоставление документов в налоговую: на бумаге или по ТКС?
В ходе камеральных или встречных проверок налоговая инспекция запрашивает у налогоплательщика некоторый перечень документов.
Ранее, получив требование через спецоператора связи или по почте, налогоплательщик направлял документы в виде бумажных копий.
На сегодняшний день вот уже более года у каждого бухгалтера есть выбор: представить документы в налоговую на бумаге или же направить их в электронном виде через интернет. О плюсах и минусах того и другого способов читайте ниже.
Представление в электронном виде
Право представлять документы по ТКС закреплено за налогоплательщиком ст. 93 Налогового кодекса. При этом в статье указано, что документы можно направить только в утвержденных ФНС xml-форматах. Однако Приказом от 29.06.
2012 № ММВ-7-6/465 Служба утвердила xml-формат электронной описи документов, тем самым позволив направлять через интернет и бумажные документы в виде скан-образов. Это не противоречит Налоговому кодексу: налогоплательщик при представлении скан-образов направляет в налоговый орган формализованный электронный документ — опись в xml-формате.
А истребованные документы идут как вложения к этой описи.
Все налоговые инспекции уже более года активно принимают и обрабатывают документы в электронной форме. Для налогоплательщика, уже имеющего опыт сдачи электронной отчетности, процесс представления документов по ТКС не покажется сложным.
Согласно порядку представления, утвержденному Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@, после получения электронного требования (которое налоговая направляет через систему спецоператора связи налогоплательщика) бухгалтеру надлежит:
- в той же системе сформировать и отправить в налоговую квитанцию о приеме, которая служит уведомлением о доставке требования;
- составить в xml-формате электронную опись, к которой необходимо прикрепить документы. Электронные документы в утвержденных xml-форматах можно прикрепить к описи сразу же: все данные распознаются автоматически. Электронные же документы в произвольных форматах придется сначала распечатать и вместе с бумажными снова отсканировать. Скан-образы затем нужно перевести в форматы .tif или .jpg и для каждого документа дополнительно указать тип, номер и дату его составления, суммы, реквизиты участников сделки и т.д. (сведения определяются типом документа и перечислены в Приказе № ММВ-7-6/465@);
- после формирования весь пакет документов подписать сертификатом квалифицированной электронной подписи и направить в инспекцию по ТКС*.
В результате исчезает необходимость физической передачи документов, что значительно ускоряет их доставку. Кроме того, представление документов через спецоператора упрощает подготовку и формирование пакета документов. Система электронной отчетности «Контур-Экстерн», например, после получения требования позволяет в несколько шагов отправить квитанцию о приеме, сформировать опись и прикрепить к ней электронные и бумажные документы, подписать пакет и направить его в инспекцию. При этом происходит проверка на соответствие утвержденным форматам и отсутствие ошибок, а для бумажных документов реализован механизм распознавания данных: система самостоятельно переводит скан-образы из любого формата в формат .jpg, собирает все страницы документа в отдельный файл и заполняет поля дополнительной информации к документу. Налогоплательщику не придется вбивать данные вручную.
По мнению Ларисы Бровиной, главного бухгалтера ЗАО «Юг Руси», электронный документооборот (ЭДО) значительно повышает эффективность работы бухгалтерской службы с МИФНС и позволяет избавиться от затрат на печать и пересылку документов.
А бухгалтер по налогам компании METRO Cash&Carry Елена Пацева считает, что представление документов по ТКС очень напоминает представление электронной отчетности и при получении требования в электронном виде гораздо проще отвечать через интернет, так как в компании уже давно сканируют все бумажные документы для упрощения их поиска и обработки.
В пользу электронного представления высказываются и представители налоговых органов, что неудивительно: электронный документооборот автоматизирует процесс представления, ускоряя сроки доставки документов и снижая затраты на их обработку. Так, представленные документы не нужно заносить в базу данных вручную.
А для документов в xml-форматах в программных комплексах налоговых органов в будущем предполагается настройка автоматической сверки данных документов с данными деклараций. Заместитель начальника Управления информатизации ФНС России Д.А.
Краснов в рамках дискуссионного клуба «Юридически значимый электронный документооборот: год в России» отметил, что Служба тесно сотрудничает с бизнесом и готова рассматривать любые предложения, направленные на упрощение перехода налогоплательщиков на ЭДО.
По его мнению, активная позиция всех участников ЭДО позволит быстрее и безболезненнее преодолеть этап внедрения электронных документов в России.
Татьяна Василенко, начальник отдела по работе с налогоплательщиками межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам Ростовской области № 6152, полагает, что при электронном взаимодействии с налоговым органом для налогоплательщика снижаются расходы на изготовление копий истребованных или направляемых с декларацией документов. К плюсам для налоговых инспекций она относит снижение затрат на прием, обработку, учёт и хранение получаемых документов. При этом документы, представляемые в электронном виде, более динамичны в части возможности проведения анализа содержащихся в них сведений.
Плюсы электронного представления:
- ускорение доставки документов;
- уменьшение расходов на бумагу и печать;
- ускорение проверки представленных документов на стороне налоговой инспекции за счет полуавтоматической обработки;
- сокращение времени на поиск при хранении скан-образов бумажных документов в электронных архивах;
- упрощение подготовки и формирования пакета истребуемых документов при представлении через спецоператора, снятие с налогоплательщика большей части ответственности за соответствие форматам и отсутствие ошибок.
Минусы электронного представления:
- если требование изначально было направлено на бумаге, то представить документы по ТКС не получится из-за невозможности сформировать опись документов. Дело в том, что xml-формат описи предполагает наличие так называемого идентификатора файла документа, к которому формируется опись. Этого идентификатора нет на бумажном требовании, а без него опись не выгрузится в систему инспекции;
- согласно формату описи сегодня представить по ТКС можно ограниченный перечень документов (всего 14 типов), который обозначен в Приложении к Приказу ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.
Представление на бумаге
Налоговая «просит» предоставить документы и информацию о вашей компании. Что необходимо знать | Rusbase
Истребование документов и информации относится к мероприятиям налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и является одним из способов оперативного получения проверяющими налоговыми органами ключевых сведений о финансово-хозяйственной деятельности вашей компании, чтобы установить возможные факты нарушения налогового законодательства.
О таком способе оперативного получения налоговыми органами информации, как допрос директора или бухгалтера компании уже было рассказано в нашем предыдущем материале «Налоговая вызывает директора и бухгалтера компании на «разговор»: что необходимо знать».
В последнее время налоговые органы очень часто злоупотребляют своими полномочиями и требуют те документы и информацию, которые требовать недопустимо.
Общий фон всего того, что касается истребования у компаний документов (информации) таков — с каждым годом оно становится все более изощренным.
Некоторые случаи неправильного толкования действующего налогового законодательства выглядят не только странно, но и могут вызвать глубокое недоумение, так как фактически направлены не на проверку фактов хозяйственной деятельности компании, а напоминают сбор «компромата».
- Но к этому чуть позже, когда будем рассматривать истребование документов и информации через призму отдельных проверочных мероприятий (выездных и/или камеральных проверок).
- Более детально рассмотрим, как и в каких случаях налоговые органы, при возникновении необходимости могут затребовать представить нужные им документы и информацию.
- Истребование налоговым органом документов и информации о деятельности компании в двух случаях:
- При проведении в отношении компании камеральной или выездной проверки (на основании статей 88, 89, 93 Налогового кодекса РФ);
- Вне рамок проверки (на основании статьи 93.1 Налогового кодекса РФ). Дополнительно (за «скобками») выделим «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам, так как за последнее время это стало новым трендом налогового контроля и отдельно обратим на них внимание с позиции причин появления таких требований в практике.
Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)
Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.
Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.
В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.
Однако вышеуказанная позиция не абсолютна. В последнее время суды чаще всего стают на сторону налоговых органов, в силу «табуированности» темы налогов в нашем государстве. О последствиях следования такой позиции далее.
Как истребуются документы при камеральных и выездных проверках (на практических примерах)
- Истребование документов при выездных проверках
Вопросы регламентации проведения выездных проверок раскрывать не будем, а лишь обратим внимание, что в соответствии со статьей 89 НК РФ, выездная проверка может проводиться, как на территории компании, так и по месту нахождения налогового органа.
Налоговый орган вправе затребовать у проверяемой им компании необходимые для проверки документы на основании соответствующего требования. Требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю компании лично под расписку либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 НК РФ. Статья 93 НК РФ нам об этом и говорит.
- Срок для представления документов — 10 дней со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.
- Рассмотрим на конкретном примере, что может попросить налоговый орган при проведении выездной проверки:
- Налоговый орган кроме стандартного набора первичных документов по сделке с вашим партнером может попросить у компании и другие документы и информацию.
Так, например, налоговому органу могут быть интересны различные приказы с работниками (приеме, увольнение и перевод), их должностные инструкции и регламенты, действующие в компании.
- Кроме того, они могут попросить вас подготовить для них различные справки об имущественном положении, пояснительные записки со информацией об отдельных сотрудниках и аналитические таблицы со сведениями о платежеспособности компании.
- Перечень истребуемых документов в нашей практике, как правило, ограничивается только фантазией проверяющего налогового инспектора.
- К сожалению, в практике очень много негативных примеров, где налоговые органы и суды намеренно не отличают друг от друга мероприятия налогового контроля, которые проводятся в рамках налоговой проверки от мероприятий, которые уже вне рамок таких проверок.
- Необходимо понимать, что в рамках выездной проверки проверяющие должны следовать только положениям статей 89 и 93 НК РФ при их взаимном применении и помнить, что в рамках выездной проверки могут истребоваться только документы, а не информация.
- Однако, это идеальная картина, которая в угоду конъюнктурным выгодам крайне неинтересна юрисдикционным органам нашего государства.
Яркий пример тому — три относительно свежих кейса (Арбитражные дела №№ А40-49615/2020, А40-49591/2020, А40-31193/2020), где компания проиграла спор с налоговым органом.
Указанные выше кейсы лишь маленькое напоминание о том, как легко противозаконные действия проверяющих становятся законными. Увы, но на подобную негативную практику необходимо обращать пристальное внимание.
Однако есть и другая практика судов на основании разъяснений, данных самой же ФНС России, все-таки предлагающая идеальный алгоритм, который гипотетически может сработать.
В этом случае все индивидуально, поэтому детально разбирать данный алгоритм не будем, а лишь рассмотрим его ключевые моменты:
- Письмом ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected] отмечается, что налоговые органы вправе требовать от проверяемого лица только документы, которые служат основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов, а также документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов (ст. 31 НК РФ), а налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы только документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов (ст. 23 НК РФ). Вывод: права на истребование у компании документов, не являющиеся первичными, в том числе отчетов или аналитических справок (обобщений), у налоговых органов нет. Постановление Верховного Суда РФ от 09.07.2014 N 46-АД14-15 вышеуказанную позицию полностью подтверждает.
- Согласно нормам статей 93 и 93.1 НК РФ законодатель разделяет права налогового органа по основаниям и объему запрашиваемых у налогоплательщика документов в зависимости от проводимой в отношении самой компании или ее контрагентов формы налогового контроля (Арбитражное дело № А40-211149/2018).
При принятии решения об отказе в представлении налоговому органу истребуемых им документов (информации) адекватно оценивать негативные последствия такого отказа, которые будут уже связаны с возможным привлечением к участию сотрудников полиции в выездной проверке вашей компании.
При выборе такого варианта идти до последней судебной инстанции и все-таки попытаться преодолеть порочную практику злоупотреблений со стороны проверяющих налоговых инспекторов.
- Истребование документов и информации при камеральных проверках
Исходя из пунктов 1 и 7 статьи 88 НК РФ смысл камеральной проверки состоит в том, что такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией.
При этом обязанность по представлению налогоплательщиком иных документов должна быть прямо предусмотрена НК РФ. Проверяющий налоговый инспектор при камеральной проверке налоговой декларации может попросить у компании только те документы, которые указаны в статье 88 НК РФ.
Однако налоговому органу могут быть интересны и другие документы и информация. Например, налоговые органы часто запрашивают анализы счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, а также оборотно-сальдовые ведомости.
Как и в случае с истребованием документов при выездной проверке, при камералках проверяющие налоговые инспекторы ограничены только своим усмотрением. Но и в том, и в другом случае при истребвании документов необходимо знать одну истину, а именно — что такое «документ» в нормативном понимании этого термина.
- Здесь нам могут помочь позиции из свежей арбитражной практики (Арбитражные дела №№ А28-8268/2020, А56-38742/2020).
- Во всех двух спорах суды были единогласны и соответственно смело выводим общую позицию:
- Анализ счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, оборотно-сальдовые ведомости не относятся к первичным документам.
- Они являются регистрами бухгалтерского учета и предназначены в соответствии со статьей 10 ФЗ «О бухгалтерском учете» для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах и представляет собой аналитическую информацию, а не документ в нормативном понимании данного термина.
«Внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам
Истребование информации через «внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам в последнее время становится не просто трендом налогового контроля, а каким-то хайпом для проверяющих и рассматривать их необходимо вместе потому, что для данных требований в НК РФ имеется общая статья 93.1.
Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:
- в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
- вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).
Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.
В общих чертах получение проверяющим налоговым инспектором документов по пунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ представляет собой перекрестную (или встречную) проверку.
- Практика классических перекрестных (встречных) проверок не стоит на месте и подвержена влиянию соответствующие экономической конъюнктуры.
- На сегодняшний день в практике налогового контроля происходит отраслевая и функциональная специализации направлений налогового контроля, что позволяет выделить несколько причин возможного интереса налоговых органов к вашей компании, которые важно знать и понимать.
- Вот примеры некоторых из них:
- При нахождении разрыва в цепочке контрагентов одного из ваших партнеров и подозрениях в использовании так называемых «бумажных» схем пытаются понудить к добровольной уплате налогов (через «устрашающие» требования по аналогии с вызовом для дачи пояснений по проблемным контрагентам);
- Поиск потенциальных источников для закрытия разрывов (например, через поиск платежеспособных компаний, которые используют налоговые оговорки в отношениях со своими подрядчиками и поставщиками).
В указанных выше случаях важно понимать главное — насколько само требование проверяющего налогового инспектора о представлении документов или информации соответствует требованиям налогового законодательства. Разъяснения судов могут в этом помочь.
Важно знать, что основная цель у налоговых органов — это не получение информации и документов, как таковых, а в перспективе вменение вам претензий по не уплаченным кем-то из ваших контрагентов налогов. Здесь имеют место намеренные нарушения со стороны налоговых органов при истребовании документов в рамках статьи 93.1 НК РФ.
Вот несколько возможных примеров, где налоговые органы, либо нарушают порядок получения нужной информации, либо находятся на грани разумных пределов своих полномочий:
- 1. Налоговый орган запрашивает у компании документы по деятельности его проверяемого контрагента и указывает в требовании, что документы нужны в связи с иными мероприятиями налогового контроля, а запрашивает, при этом, документы и информацию, которые касаются деятельности компании в целом, не конкретной сделки, как того требует пункт 2 статьи 93.1 НК РФ.
В первом случае требование является незаконным. В случает отказа от представления документов и информации по нему будет шанс признать его незаконным. В практике такие случае имеются (Арбитражное дело № А76-15894/2019);
- 2. Налоговый орган запрашивает у компании документы и информацию о конкретном вашем контрагенте, но за период до начала отношений с ним.
Второй случай — это случай, который, как сказано выше, находятся на грани разумных пределов полномочий налоговых органов. Грань состоит в том, что если в соответствующий период у компании не было отношений с конкретным контрагентом, то достаточно сообщить об этом налоговому органу, и это будет означать надлежащее исполнение такого требования.
Здесь мы также можем обратиться к соответствующей практике применения налогового законодательства (Арбитражное дело № А12-43960/2019).
Рекомендации директору и бухгалтеру компании при взаимодействии с налоговыми органами
Рекомендации при общении с налоговым органом при истребовании у компании документов и информации будут похоже на рекомендации при непосредственном (коммуницированном) общении с налоговыми органами, например, при вызове директора или бухгалтера компании для дачи пояснений или на допрос в качестве свидетеля.
В случае отказа от представления документов и информации статьями 126 и 129.1 Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность компании. Кроме того, за отказ от представления налоговому органу документов и информации директор компании может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Если компания действует добросовестно и уверена в своих контрагентах, не ставила целью получить необоснованную налоговую выгоду и готова это подтвердить, то представлять документы нужно обязательно.
Если требование является необоснованным и противоречит налоговому законодательству, то такое требование необходимо оспаривать.
Давать или не давать документы и информацию налоговому органу — зависит от конкретных обстоятельств. Адекватная оценка, лицами, принимающих решения в компании, последствий неполного представления документов и информации или отказа от представления их в будущем может помочь избежать негативных последствий для компании при общении с налоговыми органами.
«Параналоговые» риски при отказе от представления документов или информации, связанные с последствиями возможного назначения тематической проверки, никуда не исчезают.
Фото на обложке: unsplash.com