Право на отказ уплаты перерасчета

Козырева С.Н., эксперт журнала

Право на отказ уплаты перерасчета

С 2017 года положения Правил предоставления коммунальных услуг в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2017 № 1498 в части проведения перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении изменились.

Теперь перерасчет осуществляется лишь в случае, когда отсутствие в помещении ИПУ обусловлено отсутствием технической возможности установки счетчика.

Рассмотрим новые положения подробнее, а также изучим ситуацию, возникшую на практике у нашего читателя: потребитель требует перерасчета платы за период до вступления поправок в силу.

Новые положения стимулируют к установке ИПУ

Наряду с многочисленными поправками к Правилам предоставления коммунальных услуг, которые дают возможность исполнителю наказывать рублем недобросовестных потребителей, был принципиально изменен принцип перерасчета платы при временном отсутствии потребителя в помещении. Кстати, процедура проведения перерасчета осталась фактически неизменной.

Итак, если ранее перерасчет проводился для всех потребителей, временно отсутствующих в помещении, не оборудованном ИПУ, то теперь перерасчет осуществляется для потребителей, отсутствовавших в помещении, не оборудованном ИПУ в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в предусмотренном порядке (п.

 86 Правил предоставления коммунальных услуг). Именно поэтому к заявлению потребителя о проведении перерасчета следует прилагать не только документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия, но и акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки ИПУ (п. 92 названных правил).

При отсутствии ИПУ и неподтверждении отсутствия технической возможности его установки, а также в случае неисправности ИПУ в жилом помещении (при неустранении потребителем такой неисправности в 30‑дневный срок) перерасчет не производится. Исключение – случай отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы, подтвержденного соответствующими документами (например, выселение граждан из дома в связи с аварийной ситуацией).

Приведенные положения правил фактически стимулируют собственников помещений в МКД к установке ИПУ, если соответствующая техническая возможность имеется.

Ведь в противном случае при расчете платы будет применен повышающий коэффициент, а рассчитывать на уменьшение размера платежа можно только при изменении количества потребителей (снятии с регистрационного учета по месту проживания или временного пребывания).

Действие нового порядка во времени

До 01.01.2017 действовало правило о том, что временное отсутствие в помещении является основанием для перерасчета платы само по себе независимо от причины неустановки в помещении ИПУ.

После вступления в силу нового правила возникает вопрос: как применять его во времени? Обязан ли исполнитель провести перерасчет платы за 2016 год, если заявление подано в 2017 году? Следует ли уменьшать размер платы, если период временного отсутствия в помещении начался в 2016 году, а закончился в 2017 году (при наличии технической возможности установки ИПУ)?

Ответы на все эти вопросы можно найти в ст. 6 ЖК РФ. Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ, являются актом жилищного законодательства (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 3 ст. 6 ЖК РФ). В пункте 5 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.

2009 № 14 разъяснено: так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Действительно, правоотношение между потребителем и исполнителем возникло в момент начала предоставления коммунальных услуг.

Поскольку оно является длящимся, положения новой редакции Правил предоставления коммунальных услуг применяются только к правам и обязанностям, возникшим после 01.01.2017.

Иначе говоря, потребитель вправе претендовать на перерасчет платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия в жилом помещении, не оборудованном ИПУ (в том числе даже при наличии технической возможности его монтажа), до 31.12.2016 включительно. Перерасчет за период временного отсутствия с 01.01.2017 возможен, только если подтверждено отсутствие технической возможности установки ИПУ.

Таким образом, отмена перерасчета платы за коммунальные услуги при наличии технической возможности установки ИПУ не является причиной отказа в перерасчете платы за период до 31.12.2016, в том числе при подаче соответствующего заявления после 01.01.2017.

О пресекательном 30‑дневном сроке

Согласно п.

 91 Правил предоставления коммунальных услуг перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. В пункте 37 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22 указано: пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (например, тяжелая болезнь или другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы.

Обратим внимание, что 30‑дневный срок является пресекательным, поскольку определяет период существования права потребителя на перерасчет платы. Не так давно гражданин подал в КС РФ заявление о признании п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг в части установления срока не соответствующим федеральному законодательству о сроке исковой давности. Определением от 28.03.

2017 № 587‑О в рассмотрении жалобы было отказано, поскольку оспариваемое положение было принято в пределах компетенции Правительства РФ и направлено на обеспечение функционирования коммунальной инфраструктуры жилых домов и тем самым на защиту интересов проживающих в них граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя, перечисленные в жалобе.

При получении заявления позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия без указания причин нарушения данного срока исполнителю целесообразно запросить информацию о таких причинах и самостоятельно оценить их уважительность. Дело в том, что, если спор перейдет в стадию судебного разбирательства, потребитель может заявить о данных причинах и суд будет принимать их во внимание на основании разъяснений Пленума ВС РФ.

Примеры судебных решений, в которых пропуск 30‑дневного срока стал единственной либо одной из нескольких причин отказа в удовлетворении требований потребителя о проведении перерасчета, следующие: апелляционные определения Самарского областного суда от 31.05.

2017 по делу № 33‑6337/2017, Московского городского суда от 22.12.2016 по делу № 33‑51391/2016, от 24.11.2014 по делу № 33‑46838, Свердловского областного суда от 26.08.2016 по делу № 33‑14921/2016, Пермского краевого суда от 06.06.2016 по делу № 33‑6106/2016, Алтайского краевого суда от 26.

05.2015 по делу № 33‑4699/2015.

Судебные акты по требованиям потребителя произвести перерасчет содержат такую ремарку: «Доводы потребителя не содержат ссылок на обстоятельства, указывающие на пропуск срока по уважительным причинам», что и является причиной отказа в проведении перерасчета (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 26.02.2014 по делу № 33‑2261/2014).

Об исчислении срока в переходный период

Рассмотрим конкретную ситуацию, в которой требуется определить начало течения 30‑дневного пресекательного срока. В помещении нет ИПУ, отсутствие технической возможности его установки актом обследования, составленным в законном порядке, не подтверждено.

Отсутствие всех проживающих в помещении лиц в результате действия непреодолимой силы также не задокументировано. Потребитель отсутствовал в жилом помещении с сентября 2016 года и продолжал отсутствовать на момент подачи заявления о перерасчете платы в марте 2017 года.

В заявлении о перерасчете указан период временного отсутствия, за который потребитель и требует перерасчета, – с даты отъезда из жилого помещения по 31.12.2016.

Возникает вопрос: какую дату считать датой окончания периода временного отсутствия, начиная с которой течет 30‑дневный срок для подачи заявления?

Если считать датой окончания периода временного отсутствия 31.12.2016, заявление, датированное мартом 2017 года, указывает на нарушение срока и без уважительных причин такого нарушения не дает права требовать проведения перерасчета.

Если считать, что период временного отсутствия еще не закончился, подача заявления в любой момент до фактического возвращения потребителя в место проживания (и в течение 30 дней после этого) законно дает право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги.

Второй вариант более выгоден потребителю и основан на буквальном толковании п. 92 Правил предоставления коммунальных услуг.

Первый вариант более выгоден исполнителю, и доводы в его пользу заслуживают внимания. Так, начиная с 2017 года просто временного отсутствия потребителя в помещении (указывает на непотребление коммунальных услуг) для проведения перерасчета платы недостаточно.

Вторым равноценным обстоятельством является отсутствие технической возможности установки ИПУ (указывает на добросовестность потребителя, потребителям, не установившим ИПУ при наличии соответствующей технической возможности, придется оплачивать коммунальные услуги в полном объеме независимо от фактического пользования ими, а также повышающий коэффициент). Наличие или отсутствие технической возможности монтажа счетчика устанавливается на определенный момент. В рамках капитального ремонта или реконструкции МКД могут быть проведены работы, которые изменят состояние инженерных сетей или иных элементов общего имущества и, к примеру, обеспечат наличие технической возможности установки ИПУ, ранее отсутствовавшей. После того, как будет установлено наличие технической возможности монтажа ИПУ, сам факт физического отсутствия потребителя в помещении МКД перестает быть интересен исполнителю и не является основанием для применения положений разд. VIII Правил предоставления коммунальных услуг. Соответственно, потребителю уже нет даже смысла подтверждать свое временное отсутствие в помещении. Поэтому представляется, что под периодом временного отсутствия для целей применения правил о перерасчете следует понимать только тот период, который дает право на перерасчет. В рассматриваемой ситуации период, когда потребитель имел право на перерасчет, закончился 31.12.2016, потому и заявление следовало подать не позднее 30.01.2017.

Однако мы не беремся прогнозировать исход судебного разбирательства, особенно учитывая то, что суды преимущественно встают на сторону потребителей.

* * *

Отмена с 2017 года перерасчета платы при временном отсутствии в жилом помещении потребителя, притом что отсутствие ИПУ не обу­словлено отсутствием технической возможности его установки, не означает, что потребитель не вправе рассчитывать на перерасчет платы за период временного отсутствия в помещении до 2017 года, не имея акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности монтажа счетчика. Однако обратиться за перерасчетом следовало не позднее 30 дней с даты окончания периода временного отсутствия.  

Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, №9, 2017 год

Блог

Право на отказ уплаты перерасчета Источник фото: https://www.pexels.com/

  • Мы уже рассматривали вопрос о прерасчётах за ТКО, но само время накидывает на вентилятор, а потому — развиваем тему.
  • Однажды гражданка Ковригина, проживающая в Алтайском крае, проиграла в Верховном Суде РФ, а мы изучили судебный акт и выражаем ей благодарность за инициативу, благодаря которой каждый житель-потребитель (а мы все таковые в нерабочее время) вправе в установленных случаях потребовать от регионального «мусорного» оператора» перерасчёт за ТКО.
  • Итак, гражданка Ковригина обратилась в Верховный Суд РФ с административным иском о признании недействующим пункта 148(36) Правил № 354, который, к слову, имеет следующее содержание:
Читайте также:  Прекращение соглашений предшествующих договру

«148.36. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.»

В обоснование заявленного требования была положена ссылка на то, что оспариваемый пункт не соответствует ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, ст. 1, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г.

№ 2300-1 «О защите прав потребителей» и нарушают права истца на оплату тех услуг, которые были фактически оказаны.

Разумеется, иск подан не из спортивного интереса; гражданка представила регоператору «документы об отсутствии проживающих в указанной квартире в течение всего календарного года», но ей было отказано в перерасчете платежей. Начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производилось по количеству собственников (то есть на одну гражданку).

Верховный Суд РФ не нашёл оснований для удовлетворения заявленных требований, указав следующее.

В соответствии с ч. 1 ст.

157 ЖК РФ Правительство РФ утвердило Правила № 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (п. 1).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил № 354.

Оспариваемый п.148 (36) Правил № 354 определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.

Собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (п. 1 ст. 24.7).

Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.

ТКО согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1).

Ввиду отсутствия возможности определения объёма индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых — с учетом количества собственников жилого помещения.

ТКО относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство РФ, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в п.

148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

Не заметили подвох? Буквально в п. 148(36) не так написано, а суть вот в чём: поскольку ТКО рассчитываются по нормативу, то из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ следует, что перерасчёт возможен.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» сочтены несостоятельными, поскольку названные нормы не регулируют порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

А дальше следите за руками… Согласно разъяснению, данному в п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г.

№ 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Оспариваемые положения п. 148(36) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.

Доводы административного истца о том, что региональный оператор отказал в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, ВС РФ отклонил, указав, что гражданка Ковригина оа основании ст. 3 ГПК РФ вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

В итоге мы получили полезную мысль: отсутствие проживающих в квартире — это частный случай временного отсутствия потребителя, соответственно можно заявить о перерасчете платы за обращение с ТКО, поскольку это предусмотрено Разделом VIII Правил № 354.

С уважением, Алексей Тищенко

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке.  

Правомерен ли отказ газовиков от перерасчета платы после поверки счетчика гражданина, используемого для коммунально-бытовых нужд

Согласно подп. «в» п. 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г.

N 549  (далее — Правил) осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении (в том числе): срока проведения очередной поверки, определяемого с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 32 Правил при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Не оспаривая законность начала выставления стоимости газа исходя из норматива со дня истечения срока межповерочного интервала до дня установки пломбы после поверки, тем не менее, считаю необоснованным последующий отказ в проведении перерасчета нормативного начисления заменив его на расчет по показаниям прибора учета газа ввиду подтверждения по итогам поверки соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям, что указывает на то, что прибор учета газа был по факту исправен как до истечения межповерочного интервала, так и после него, ремонту не подвергался, признан пригодным к применению.

Следовательно, до проведения поверки (пока не были ясно исправен прибор учета или нет) временно было справедливым и соответствующим требованиям Правил предъявлять стоимость газа исходя из норматива (что не оспаривается).

И в случае, если бы по итогам поверки было бы установлено, что прибор учета газа не соответствовал бы техническим требованиям, то сохранение нормативного начисления до ввода в эксплуатацию нового прибора учета было бы оправданным.

Читайте также:  Здраствуйте. купила стиральную машинку

 Однако, в случае, когда по итогам поверки было подтверждено соответствие приборов учета газа установленным техническим требованиям, то тем самым устанавливается факт его исправности как до истечения межповерочного интервала, так и после него, учитывая, что прибор учета газа ремонту не подвергался и признан пригодным к применению. Это в свою очередь должно влечь за собой обязанность перерасчета ранее начисленных по нормативу обязательств заменив их на расчет исходя из исправного прибора учета газа.

В данном случае, следует исходить из того, что нормы подп. «в» п.25 и п.32 Правил являются не мерой ответственности за сам факт истечения срока поверки, а способом определения обязательств в условиях, когда прибор учета считается не подлежащим применению – до подтверждения обратного путем проведения поверки.

Этот вывод следует также из самого определения «поверка приборов учета газа» (содержащегося в Правилах) — совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям.

Как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги?

Правительство РФ разрешило гражданам обращаться к поставщику жилищно-коммунальных услуг или в управляющую компанию за перерасчетом. Мы расскажем на каких основаниях и как сделать перерасчет за коммунальные услуги, объясним, как правильно составить заявление в УК на перерасчет.

Законодательство

Процесс и правила процедуры регулируются Постановлением № 354, принятым 6 мая 2011 года. В 2018 году нормативный акт, необходимый для перерасчета коммунальных услуг был доработан. Чтобы вам одобрили перерасчет коммунальных услуг по 354 постановлению, необходимо одно или несколько из прописанных в нем оснований.

Основания для перерасчета за коммунальные услуги

  1. Временное отсутствие жильцов — если жильцы дома или квартиры отсутствовали в обслуживаемом помещении от 5 и более дней.

  2. Некачественное предоставление ЖКУ — нужно предоставить доказательства такого нарушения, для этого приглашают специалисты, которые измеряют силу напора воды, температуры, силу тока или другие необходимые показатели.

  3. Полное отсутствие ЖКУ — если вы честно и своевременно оплачиваете коммунальные услуги и сталкиваетесь с их отключением в срок выше установленной законом нормы, можно требовать перерасчета.

Порядок перерасчета за коммунальные услуги

Перерасчет коммунальных услуг при временном отсутствии

Лучше заранее известить управляющую компанию или другого поставщика ЖКУ об отъезде и предоставить соответствующие документы — билеты, бронь гостиницы.

Без счетчиков. Сделают только если в доме технически невозможно установить приборы учета. Если ваш дом не относится к этой категории и вы до сих пор не установили счетчики, в перерасчете вам откажут. При отсутствии техвозможности для установки приборов учета, попросите подтверждающий этот факт документ у поставщика коммунальных услуг и добавьте к пакету остальных бумаг.

По счетчикам. При наличии приборов учета специальный перерасчет не требуется — приборы зафиксируют данные за дни отсутствия.

Какие услуги не подлежат перерасчету. За некоторые виды услуг все равно придется заплатить, даже если вы доказали, что не проживали дома более 5 дней:

  • вывоз мусора;
  • эксплуатация лифта;
  • содержание многоквартирного дома;
  • газоснабжение для отопительных целей;
  • водоотведение отдельно от водоснабжения;
  • отопление жилых помещений.

Перерасчет за некачественные коммунальные услуги

Вы можете запросить процедуру перерасчета, если недовольны качеством ЖКУ — например, низкая температура горячей воды или чрезмерно длительное ее отсутствие. Для этого приглашают экспертов, которые замеряют:

  • для электричества — напряжение, силу тока;
  • для горячего и холодного водоснабжения — напор и температура по нормативам, химический состав, жесткость, внешний вид.

Если показатели отклоняются от нормы, вы можете обращаться за перерасчетом на основе экспертизы.

Особенности перерасчета за отопление. При полном отключении или температуре ниже нормативов, вы можете оспорить начисления за некачественные услуги только через суд. Вам откажут в прошении, если:

  • в квартире или доме теплопотери происходят из-за низкого качества дверных или оконных блоков — но при малой теплоотдаче самих отопительных приборов можно оспорить;
  • воздушные пробки в стояках — но, если вы не пустите сотрудников ЖЭКа, чтобы устранить их, вам откажут;
  • у вас стоят старые радиаторы или не греются из-за засоров — если в стояках температура соответствует норме, а радиатор в помещении не греется, вам нужно будет решать этот вопрос самостоятельно заменой оборудования в жилье.

Если с качеством приборов все в порядке, а температура в квартире ниже положенного уровня, вы можете требовать снижения платы за отопление. Для этого пригласите инициативную группу жильцов или специальную комиссию и:

  • вычислите разницу между нормированной и фактической температурой;
  • зафиксируйте время, когда температура была ниже нормы;
  • каждый час отклонения снижает оплату на 0,15% от ежемесячный платы за градус; ежемесячную плату надо умножить на 0,15%, на количество часов отклонения, на ее величину.

Считайте дневные и ночные нормы отдельно — у них разные тарифы.

Куда обращаться для перерасчета за коммунальные услуги ЖКХ

Найдите реквизиты для обращения в квитанциях на оплату. В зависимости от вида договора на предоставление ЖКУ, способа управления домом, подавайте заявление напрямую к поставщикам услуг или в:

При некачественных коммунальных услугах можно обратиться в Жилинспекцию или Роспотребнадзор — они предоставят независимых экспертов.

Документы для перерасчета платы за коммунальные услуги

Как написать заявление на перерасчет коммунальных услуг

У этого типа заявления нет строго установленной формы. Вы можете написать его в свободной форме, главное — указать важные пункты:

  • название организации, куда обращаетесь;
  • личные данные;
  • адрес помещения, где требуется перерасчет;
  • просьбу о перерасчете и указать вид услуги;
  • период, за который требуется пересчитать сумму платежей;
  • основания для процедуры с перечнем приложений к заявлению — справки, заключения экспертов, другие документы.

Если отправляете заявление по почте — высылайте заказным письмом с уведомлением, описью приложений. Можно отнести напрямую в организацию — в этом случае составьте заявление в двух экземплярах. Одно передайте ответственному сотруднику, на втором попросите поставить подпись, печать и регистрационный номер документа.

Вы можете найти в интернете и скачать заявление на перерасчет коммунальных услуг — образец 2018

Дополнительные документы

Они зависят от оснований для перерасчета коммунальных услуг и должны подтвердить факт необходимости процедуры.

По временному отсутствию. Если во время отъезда проживали в гостинице, приложите подтверждающие чеки. Согласно типу отъезда, добавьте в приложение к заявлению справку:

  • о командировке, заверенную работодателем;
  • о лечении в стационаре;
  • о временной регистрации в другом городе;
  • из учебного заведения;
  • из ТСЖ о проживании на дачном участке.

При ненадлежащем качестве. Проведите экспертизу с помощью специалистов из УК, Роспотребнадзора или Жилинспекции. Специалисты должны оставить вам:

  • акт, где указана дата проверки, адрес помещения;
  • экспертное заключение.

Все документы должны быть юридически грамотно оформлены. На справках будут проверять реквизиты организаций, печати, подписи ответственных сотрудников. Если хотя бы один документ не соответствует условиям, ваше заявление отклонят.

Как быстро оформляют перерасчет платы за ЖКУ

По закону правильно оформленное заявление рассматривают в течение 5 рабочих дней. Важно подать заявление в течение 30-дневного срока с момента наступления основания. Результаты перерасчета вы увидите в квитанции за следующий месяц.

Если подаете заявление до отъезда, вам пересчитают только 6 месяцев отсутствия. Для более длительного перерасчета коммуналки, нужно будет вернуться и подать заявление снова спустя 6 месяцев после первой заявки. Вам откажут в перерасчете, если вы пропустите срок подачи заявления. Однако, при уважительной причине такую ситуацию можно оспорить в суде.

Что делать при отказе перерасчета коммуналки

Организация, предоставляющая вам ЖКУ, должна дать письменный отказ и обосновать его причины. Если вы уверены в своей правоте, пишите жалобу в прокуратуру или Роспотребнадзор. К жалобе необходимо приложить отказ и весь пакет документов, который вы подавали для перерасчета.

Контролирующие организации помогают в решении спорных ситуаций, но если их вмешательство не помогло — обращайтесь в суд, соблюдая сроки исковой давности.

Выводы

  1. Предупреждайте УК об отъезде заранее.
  2. Готовьте все документы, подтверждающие ваше отсутствие или ненадлежащее качество услуг.
  3. Внимательно проверяйте юридическую силу документов, экспертиз и актов.
  4. Обращайтесь в высшие контролирующие органы или в суд при отказе перерасчета.

Куда обращаться за перерасчетом коммунальных услуг

Появление в платежках завышенных цифр носит неправомерный характер.

Читайте также:  Телефон в кредит: я брала в кредит телефон в 2008 году оплата производилась ежемесячно

Законодательство определяет правила установления тарифов, их повышения и предельное значение, а также право граждан на перерасчет при несогласии с суммой в квитанции.

Кому писать жалобу на неправильные платежи ЖКХ? Куда обращаться за перерасчетом коммунальных услуг зависит от ситуации и готовности жильца к разбирательству с коммунальной компанией в правовом поле. 

Причины уменьшения или увеличения размера оплаты

Аспекты взаимоотношений жильцов и коммунальных компаний регламентированы базовым отраслевым документом — Жилищным кодексом РФ, а также постановлением Правительства РФ № 354, которое описывает процедуру произведения перерасчетов. Согласно законодательству оплачивать меньше начисленного за коммунальные услуги можно:

  • получив льготу для определенных категорий населения — ветераны, инвалиды, чернобыльцы и другие;
  • оформив субсидию — семья, проживающая в квартире, должна быть признана малоимущей – на каждого члена семьи из общего дохода приходится меньше чем один прожиточный минимум, установленный в регионе.

Подняться платежи могут при условии:

  • увеличения количества зарегистрированных в квартире жильцов, на услуги, которые начисляются по количеству человек;
  • повышения тарифов в регионе;
  • при оформлении реструктуризации — к ежемесячным платежам прибавляется сумма долга;
  • если УК ошиблась при расчете.

При получении квитанции, в которой сумма платежей  не совпадает с привычной или показателями приборов учета, жильцы могут потребовать в Управляющей компании провести сверку. 

Какие могут быть основания

Законодательством предусмотрены условия, при которых получатели услуг имеют потребовать перерасчета начислений и снижения оплаты.

Главный повод не насчитывать плату за услуги – это отсутствие более 5 дней жильцов квартиры. Сэкономить на неиспользованных коммунальных ресурсах можно только при условии, что счетчики на них не установлены по техническим причинам и у квартировладельцев есть соответствующий акт. При этом перерасчету не подлежат:

  • платежи за отопление;
  • ресурсы на уход за общей собственностью в многоквартирном доме;
  • абонплата, если платежи состоят из двух частей: фиксированная абонплата и меняющаяся сумма, в зависимости от размера потребления.

Автоматически перерасчет делать не будут, необходимо обратиться с заявлением предварительно до отъезда или после возвращения, но в течение первых 30 дней. Перерасчет должен произойти в течение 5 дней.

В заявлении перечисляются все жильцы, которые отсутствовали и даты их отъезда-приезда, также к нему прикладываются:

  • акт о технической возможности установки счетчиков;
  • документы, подтверждающие отсутствие: командировочные документы, билеты, справка из больницы, счета за гостиницу, временная регистрация по другому адресу.

Поводом для сокращения платежей может стать нарушение договора на предоставление коммунальных услуг со стороны компании-поставщика. 

Некачественное предоставление или прерывание услуг

В Приложении №1 к постановлению правительства №354 перечислены качественные нарушения или перебои в поставке коммунальных ресурсов, при которых жильцы имеют право требовать перерасчета. Например:

  • Холодная и горячая вода – перерыв более 8 часов (суммарно) в течение месяца или единоразово более 4 часов, при аварии на основной магистрали более суток для горячего водоснабжения. Сумма платежа должна быть снижена на 0,15% за каждый час отсутствия воды от общей суммы платежа. При снижении давления воды более чем на 25% оплата снижается на 0,1% за каждый час такой подачи. Кроме того, платежи могут быть снижены, если доказать, что вода идет несоответствующего качества (состав, свойства).  По 0,1% за час снижается сумма оплаты при падении температуры горячей воды на каждые три градуса. Если температура ниже 40 градусов, то оплата должна рассчитываться по тарифу холодного водоснабжения.
  • Электроснабжение – допустимое отсутствие электричества: при двух источниках питания – 2 часа, при одном – сутки. За каждый час превышения простоя из оплаты убирается 0,15%. Кроме того, сумма начисления должна быть пересчитана из-за постоянного длительного перебоя напряжения.
  • Газ – допускается отсутствие не более 4 часов в месяц. За каждый час сверху снимается 0,15%. Давление газа в квартирах должно быть на уровне от 0,0012 до 0,003 Мпа. Допустимое отклонение — до 0,0005 Мпа. Если давление снижено на 25% от нормы, то за каждый такой час сумма оплаты снижается на 0,1%, при отклонении в давлении более чем на четверть от нормы из оплаты вычитается целый день.
  • Отопление – тепло может суммарно не подаваться в течение 24 часов в месяц, единовременно от 4 до 16 часов, в зависимости от температуры воздуха. За каждый лишний час простоя оплата снижается на 0,15%. Температура в жилых комнатах должна обеспечиваться на уровне 18 градусов (для угловых квартир и холодных регионов устанавливаются собственные температурные стандарты). Допустимое повышение не более 4 градуса, снижение ночью — 3 градуса, днем вообще не допускается. За час отклонения от нормы – минус 0,15% от суммы оплаты. Кроме этого, снизить платежи можно, если давление в трубах отопления не достаточное (значения меняются в зависимости от вида материала и способа отопления).

Если в общие платежи включена абонплата, то перерасчет коснется и ее при условии, что простои и некачественные услуги предоставлялись не из-за проведения ремонтных работ.

Поставщик услуг при выявлении нарушения качества предоставления услуги или возникновении  перебоя в подаче воды или энергоресурса, обязан зафиксировать данный факт с указанием даты и времени.

В течение суток он также должен проинформировать жильцов о причинах аварии и времени на их устранение.

Если перебои обнаруживает потребитель, он также должен сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу, или другую уполномоченную структуру.

Телефонные сообщения регистрируются сотрудниками коммунальных служб. В течение двух часов, или в другое время, согласованное с абонентом, диспетчер обязан провести проверку, по результатам которой составляется акт. Документ должен быть подписан всеми сторонами, если они отказывается, то двумя независимыми лицами.

При возникновении спора между жильцами и поставщиками ЖКУ, любая может инициировать дополнительную проверку и проведение экспертизы. Экспертизу оплачивает тот, кто был прав.

  К дополнительной проверке привлекаются также представители госжилинспекции и общественного объединения потребителей.

Без правильно оформленного акта доказать некачественное оказание услуг невозможно, соответственно нельзя провести перерасчет. 

Для проведения проверки и составления акта, затем перерасчета необходимо обращаться к организации, с которой заключен договор на поставку ресурсов.

Это может быть Управляющая компания или непосредственно поставщик ресурсов: водоканал, горгаз, электроснаб. Если ресурс поставляется теплосетью, но перебои вызваны неполадками на участке, за который компания уже не отвечает, то устранение и перерасчет обязан производить тот, на балансе которого находятся помещения. 

Как правильно написать заявление на перерасчет коммуналки

Установленной законом формой заявления на перерасчет нет. Готовый бланк может быть у Управляющей компании, но заявление можно написать в свободной форме от руки. Передать документ можно заказным письмом, или лично – тогда принимающая сторона обязана поставить на копии дату приема, регистрационный номер и подпись.

В заявлении необходимо указать:

  • название поставщика, можно писать на имя руководителя, если оно известно;
  • данные о жилье;
  • реквизиты договора на предоставление услуги;
  • возможны ссылки на законодательство;
  • основание, на котором не обходимо провести перерасчет;
  • документы, подтверждающие основание – акт о проведение проверки.

При отказе УК производить перерасчет гражданин может обратиться с жалобой в:

  • Жилищную инспекцию (ГЖИ);
  • Роспотребнадзор;
  • прокуратуру;
  • суд. 

Документы, необходимые для перерасчета

Главным документом, который подтверждает возможность перерасчета, является акт о некачественной поставке ресурсов или допущенные перебоях. При обращении к независимым организациям для проведения экспертизы, необходимо приложить их письменное заключение. Потребуется копия договора с компанией-поставщиком. 

Процедура рассмотрения обращения и ее сроки

После подачи заявления УК или поставщик услуги должен дать письменный ответ абоненту в течение 10 дней. На составление акта после проведения проверки отводится максимум три дня.

Поставщики услуги обязаны вернуть переплаченные деньги получателю, или зачислить излишек в оплату на следующий месяц. 

Ответственность за неправильное начисление коммунальных платежей

Если УК неправильно насчитала оплату за услуги в сторону повышения и на это не было оснований, то обязана заплатить абоненту штраф. Для этого получатель должен обратиться к поставщику с письменным заявлением. Размер штрафа – половина от суммы завышения. УК должна вернуть и саму переплату.

После заявления у поставщика есть 30 дней для проведения проверки правильности начисления и информировании получателя об отказе или согласии на выплату штрафа. Если УК признает ошибку, то обязана в течение двух месяцев направить штраф на счет абонента в качестве оплаты услуги в будущем или погашения долга, если он имеется.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *