Права социального педагога социальной сферы

Права социального педагога социальной сферы

Designed by arthurhidden/Freepik

Социальный педагог – это специалист, который работает с детьми, имеющими отклонения в психике, нарушающими общепринятые нормы поведения, занимающимися преступной деятельностью и т.д. Данная профессия совмещает в себе педагогическую деятельность с оказанием психологической помощи проблемным детям.

Кого называют социальным педагогом

Профессия социального педагога появилась совсем недавно – в 2000-е годы. До появления данной специальности роль социального педагога выполняли классные руководители и администраторы, занимающиеся внеклассной работой. Социальный педагог – это востребованная профессия, имеющая большое значение в связи с увеличивающимся ростом детской преступности и числа неблагополучных семей.

Права социального педагога социальной сферы

Designed by arthurhidden/Freepik 

Основная задача социального педагога – благотворное влияние на психическое состояние своего воспитанника. С этой целью специалист организует мероприятия, проводит воспитательную работу, выступает защитником прав детей.

В ходе работы специалист создает комфортные условия для своих подопечных, выстраивает доверительные отношения с ними, помогает воспитанникам преодолеть психологический барьер и т.д.

В случае с благоприятными семьями педагог работает и с родителями, помогает им наладить отношения с ребенком и т.д.

Работа социального педагога подразумевает взаимодействие с полицией (в частности, по делам несовершеннолетних), психологами, органами опеки, школьными учителями, судами (при необходимости), родителями воспитанников и т.д.

Таким образом, обязанности социального педагога – предотвратить усугубление психологических проблем у детей и возможные негативные последствия психологической травмы, полученной ребенком.

Должностные обязанности нового сотрудника определяются уставом, принятым организацией, в которой специалист планирует работать. Профессиональными требованиями к социальному педагогу являются:

  1. наличие высшего профильного образования;

  2. знание трудового и семейного законодательства;

  3. знания в области общей и социальной педагогики, психологии;

  4. знание социально-педагогических и диагностических методик;

  5. организация работы по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите воспитанников;

  6. умение анализировать проблему, искать ее причины и следствие, помогать преодолеть трудности воспитанникам;

  7. практическая реализация социально-педагогической работы;

  8. умение взаимодействовать с детьми и их родителями, вести диалог с учителями, специалистами социальных служб и пр.

Таким образом, социальный педагог обязан выполнять множество различных функций, которые требуют психоэмоциональной устойчивости, коммуникабельности, терпения. Как правило, деятельность социального педагога определяется рабочим договором, подписанным сотрудником и администрацией.

Кому подходит данная профессия

Для выполнения обязанностей социального педагога, требуется соответствовать определенным критериям. Среди основных требований можно выделить:

  1. желание помогать детям;

  2. терпение при работе с трудными детьми;

  3. умение находить подход к каждому ребенку;

  4. наблюдательность, умение анализировать поведение детей, искать объяснение/ причину возникшей проблемы;

  5. коммуникабельность, стрессоустойчивость, целеустремленность;

  6. тактичность;

  7. организаторские способности;

  8. ответственность.

Работа социального педагога – трудная, требующая желания бороться за счастье каждого ребенка.

Как выучиться на социального педагога

Чтобы работать социальным педагогом, требуется получить высшее образование по направлениям «педагогика», «психология» («психолого-педагогическое образование») или «социология» («прикладные методы социологических исследований»).

Сложности профессии социального педагога

Работа социального педагога является сложной, требующей больших эмоциональных и физических нагрузок. Это достаточно востребованная профессия, однако найти свободную вакансию сложно в связи с большим количеством специалистов в данной сфере. Данная специальность не подразумевает карьерного роста.

Социальный педагог – это сложная, но востребованная профессия, требующая от сотрудника терпения и самоотдачи. Чтобы работать в данной сфере, необходимо получить высшее профильное образование.

Основными задачами социального педагога являются оказание психологической помощи детям из неблагополучных семей, а также детям, имеющим проблемы с поведением, проведение социально-педагогической работы по адаптации воспитанников, преодоление психологического барьера и т.д.

Специалист работает с детьми, их родителями, учителями, представителями полиции, органов опеки и пр., помогая создать максимально комфортные условия для подопечных.

Где искать работу

Права социального педагога социальной сферы

Designed by Freepik

Социальный педагог может работать в детских садах, школах, социальных службах и пр. Заработная плата при этом будет зависеть от квалификации сотрудника, опыта работы по специальности и т.д.

Сколько зарабатывает социальный педагог

Заработная плата социального педагога зависит от многих критериев, включая регион проживания и место работы. В России оклад специалиста данного профиля может варьироваться от 15 до 30 тыс. руб. В Москве и Санкт-Петербурге зарплата социального педагога начинается от 25 тыс. руб. и выше.

Плюсы и минусы работы социальным педагогом

Профессия социального педагога имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

  • уважаемая, востребованная профессия;
  • возможность помогать детям.

К минусам относятся:

  • трудная работа, требующая моральных и физических затрат;
  • ненормированный график работы;
  • малооплачиваемая должность.

Права социального педагога социальной сферы

  • Профессиональная переподготовка / Педагогика
  • Социальный педагог
  • Академия современных технологий
  • Дистанционная, Профессиональная переподготовка

Права социального педагога социальной сферы

  1. Профессиональная переподготовка / Педагогика
  2. Социальный педагог
  3. Академия современных технологий
  4. Дистанционная, Профессиональная переподготовка

Права социального педагога социальной сферы

  • Повышение квалификации / Педагогика
  • Социокультурные истоки
  • Академия современных технологий
  • Дистанционная, Повышение квалификации

Права социального педагога социальной сферы Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) приглашает слушателей пройти обучение на курсах профессиональной переподготовки по направлению «Социальный педагог». Ресурсы Академии позволяют дистанционно обучать тысячи специалистов из всех регионов России. Наши учебные программы составляются при участии ведущих специалистов в своей сфере и регулярно актуализируются, что позволяет нашим выпускникам успешно реализоваться в профессии. Права социального педагога социальной сферы Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) проводит регулярный набор на курсы дополнительного профессионального образования по специальности «Социальная педагогика». Мы предлагаем пройти профессиональную переподготовку и повышение квалификации в дистанционном формате по индивидуально согласованному графику, современную учебно-методическую базу и документы установленного образца по завершении обучения. Права социального педагога социальной сферы Национальная академия современных технологий (НАСТ) реализует программы дополнительного образования и приглашает специалистов пройти профессиональную переподготовку по направлению «Социальный педагог». Учебные программы Академии предполагают задействование дистанционных технологий, что позволяет нашим слушателям получать образование без отрыва от основной деятельности в наиболее комфортном режиме.

Автор статьи Юркин Алексей

Права социального педагога

Социальная педагогика как отрасль профессиональной практической деятельности.

Должность социального педагога в образовательных учреждениях была введена в 1990 г. специальным решени­ем коллегии Гособразования СССР «О введении инсти­тута социальных педагогов».

Квалификационная харак­теристика социального педагога утверждена приказом Го­сударственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 г, и содержит три части: «Должностные обязаннос­ти», «Должен знать» и «Квалификационные требования», В первой части указаны основные виды помощи, которые социальный педагог оказывает детям.

  • Для оказания детям всех перечисленных в должност­ных обязанностях видов помощи социальному педагогу необходимо овладеть профессиональными знаниями и умениями
  • Профессиональные знания социального педагога
  • Нормативно-правовая база деятельности (законы, законодательные акты, постановления, распоряжения, инструк­ции, социально-правовые и социально-экономические основы деятельности социального педагога)
  • Теория и история социальной педагогики.
  • Возрастная психология, изучающая личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение.
  • Социология, изучающая объединения и группировки людей (семья, малая труппа, школьный коллектив, кол­лектив сверстников и др.)
  • Методы социального управления и планирования про­фессиональной исследовательской деятельности.
  • Профессиональные умения социального педагога
  • Аналитические — теоретический анализ процессов, про­исходящих в социуме и оказывающих негативное вли­яние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума, вычленение про­блемы ребенка, анализ совместной деятельности по уст­ранению проблемы.

— Прогностические — прогнозирование решения ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность с учетом возникшей проблемы.

Социально-педагогическое прогнозирование опирается на знания сущности и логики социально-педагогического процесса, закономерностей воз­растного и социального развития ребенка, характера его проблемы.

Прогностические умения предполагают выдви­жение цели деятельности, ее задач, отбор способов осу­ществления, предвидение результатов, учет возможных отклонений от намеченной цели, определение этапов, рас­пределение времени, планирование совместной с ребен­ком деятельности.

Проективные — определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит плани­руемый результат.

Они включают перевод цели деятель­ности в конкретные задачи; учет специфики потребностно-мотивационной сферы детей; учет личных возможнос­тей, опыта и материальных условий; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; созда­ние программы деятельности для конкретного ребенка.

Рефлексивные — самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов; осмысле­ние ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы.

Читайте также:  Ношение форменной одежды при беременности

Коммуникативные — владение культурой межличност­ного общения и включающие: умение слушать и слышать ребенка; войти в ситуацию общения и установить кон­такт; выявить информацию и собрать факты, необходи­мые для понимания проблемы ребенка; создавать и раз­вивать позитивные отношения; наблюдать и интерпрети­ровать вербальное и невербальное поведение ребенка.

Профессиональный статус — это должностное положе­ние субъекта в системе межличностных отношений, опре­деляющее его права, обязанности и привилегии, которые зафиксированы в должностных инструкциях и професси­ональном кодексе.

Статус социального педагога является отражением того положения, которое он занимает: адми­нистративный социальный педагог (социальный педагог-методист), общинный социальный педагог, семейный со­циальный педагог, социальный педагог образовательного учреждения, специализированного центра или комплекса. Однако профессиональный статус не определяет автори­тет и репутацию специалиста.

Последние формируются в процессе профессионально-личностных отношений и обусловлены личностными особенностями специалиста и ре­зультативностью его деятельности.

  1. Права социального педагога
  2. Представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти,
  3. Вести государственную или частную социальную прак­тику при наличии сертификата по специальностям «Со­циальный педагог», «Социальный работник» или специ­ального диплома
  4. Собирать информацию, связанную с нуждами детей и взрослых, проводить социологические опросы населения, диагностические обследования.
  5. Делать официальные запросы в общественные органи­зации и государственные учреждения с просьбой о реше­нии личных и социальных проблем.
  6. Информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности.
  7. Вносить предложения на предприятия, в организации и учреждения, коммерческие структуры и общественные формирования о поощрении родителей, семей, добровольных помощников за социальные инициативы и активность.
  8. Вести активную работу по пропаганде опыта семейно­го воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации.
  9. Возглавлять общественные движения граждан, направ­ленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, работы и учебы.
  10. Способствовать правовому регулированию взаимоотно­шений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.

Гпоу яо ростовский педагогический колледж

Страница обновлена 20.12.2018

  • Утверждаю:
  • Директор ГПОУ ЯО
  • Ростовского педагогического
  •  колледжа

___________Ромашёва Т.В. «___»_______20___г.

  1. Должностная инструкция социального педагога
  2. Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
  3. На должность социального педагога принимается лицо, имеющее среднее или высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.
  4. Социальный педагог принимается и освобождается от должности директором учреждения.
  5. Социальный педагог должен знать:
  • Конституцию РФ;
  • Основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
  • Общую и социальную педагогику;
  • Педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
  • Основы валеологии и социальной гигиены;
  • Социально педагогические и диагностические методики;
  • Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  1. Основные направления деятельности
  • Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях учреждения и по месту жительства (в социуме) категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляемое как предупреждение возникновения проблем; обучение сопровождаемых методам решения проблемной ситуации, а так же экстренная помощь в кризисной ситуации;
  • Реализация мер социальной помощи и защиты обучающихся и контроль за ними;
  • Осуществление комплекса мероприятий по социализации личности из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательном учреждении и по месту жительства с целью оптимального развития и благополучия.

Социальный педагог осуществляет следующий комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в образовательном учреждении и по месту жительства обучающихся категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; с ограниченными физическими возможностями; противоправным и девиантным поведением, а так же попавшим в экстремальные и трудные жизненные ситуации:

  • Изучает особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни;
  • Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
  • Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы со студентами, способы решения личных и социальны проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные;
  • Обеспечивает контроль за материальным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготавливает докладные о зачислении на полное государственное обеспечение обучающихся данной категории и осуществлении выплат, определенных законодательством Российской Федерации;
  • Обеспечивает охрану жизни и здоровья студентов во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
  • Проводит индивидуальные и групповые консультации по вопросам социальной защиты;
  • Контролирует адаптацию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Контролирует адаптацию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к условиям обучения в учреждении;
  • Выступает посредником между обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и учреждением, организацией, семьей, средой специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
  • Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности студентов;
  • Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лица их заменяющих) обучающихся;
  • Планирует работу на учебный год с утверждением плана работы заместителя директора по воспитательной работе в течение 5 дней с начала планируемого периода;
  • Предоставляет отчет о проделанной работе за учебный год до 30 июня каждого года;

Социальный педагог имеет права:

  • Участвовать в управлении образовательным учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство;
  • Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением;
  • Представлять на рассмотрение директора учреждения предложения по вопросам своей деятельности;
  • Получать от руководства и специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
  • Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении должностных обязанностей;
  • На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте;
  • Повышать профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.

V. Ответственность

Социальный педагог несет ответственность:

  • За неисполнение или ненадлежащие исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией – в соответствии с действующих трудовым законодательством;
  • За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности – в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;
  • За причинение материального ущерба – в соответствии с действующим законодательством.
  • «_____»______________20___г.
  • С инструкцией ознакомлена ______________    (_______________)
  •                                                        (подпись)             (расшифровка)

Нормативно-правовые и этические основы деятельности социального педагога

Определение 1

Социальный педагог – это специалист, основной задачей которого является создание условий, необходимых для успешной адаптации в социуме и общего развития детей, и установление эффективного взаимодействия с образовательным учреждением, членами семьи, сверстниками и т. д.

Социальный педагог занимается установлением интересов и потребностей ребенка, выявлением имеющихся у него отклонений в развитии и поведении.

На основании полученной о ребенке информации он выступает в качестве посредника между ребенком и обществом, помогает ему установить благоприятные взаимоотношения с окружающими, избежать конфликтных ситуаций, способствует полноценной реализации его прав и свобод.

Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность социального педагога

Деятельность социального педагога, вне зависимости от вида и типа образовательного учреждения, четко регулируется нормативно-правовыми актами на международном, федеральном и региональном уровнях.

В связи с чем, социальный педагог, помимо профессиональных знаний, связанных с его непосредственной деятельностью, должен владеть знаниями, которые включают в себя нормативно-правовую базу его работы.

Нормативно-правовые знания, которыми должен обладать социальный педагог включают в себя: законы, подзаконные акты, постановления, распоряжения, инструкции, социально-правовые и социально-экономические основы собственной профессиональной деятельности, основы деятельности системы учреждений, которые оказывают необходимую помощь детям, подросткам, взрослым.

Профессиональная деятельность социального педагога регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Международными нормативно-правовыми документами:

    • Всеобщей декларацией прав человека
    • Конвенцией ООН о правах ребенка
  2. Федеральными законами Российской Федерации:

    • Конституцией РФ
    • ФЗ «Об образовании»
    • ФЗ «О гарантии защиты прав ребенка»
    • ФЗ «Об охране здоровья граждан»
    • Семейный Кодекс РФ и другие

Непосредственно ФЗ «Об образовании» регламентирует следующие направления профессиональной деятельности социального педагога:

  1. Охрана здоровья учащихся (статья 41 ФЗ «Об образовании») – предусматривает профилактику вредных привычек, формирование ЗОЖ, негативного отношения к курению, наркотикам, алкоголю и т.д.
  2. Оказание детям необходимой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи учащимся, которые испытывают трудности с адаптацией в обществе, усвоением образовательных программ и личностном развитии (статья 42 ФЗ «Об образовании») – включает в себя оказание необходимой квалифицированной помощи в виде консультаций, индивидуальных коррекционных и развивающих программ, работы с семьей ребенка, реабилитаций, адаптаций и т.д.
  3. Запрет о продаже несовершеннолетним табачной и алкогольной продукции, а также вовлечение детей в их употребление (ст. 20 ФЗ «Об охране здоровья граждан) – предусматривает запрет продажи несовершеннолетним алкоголя и табака, предложений об их употреблении и т.д.
  4. Запрет на курение табачной продукции на отдельных видах территорий, в помещениях и на объектах (ст. 12 ФЗ «Об охране здоровья граждан»)
  5. Запрет доступа несовершеннолетних к информации, которая может причинить им психический вред, а также вред их развитию (ст. 2 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») – предусматривает создание условий, которые будут препятствовать свободному доступу детей к запрещенной информации, а также к продукции, которая содержит данную информацию.

Еще один блок, входящий в состав нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность социального педагога, являются разнообразные государственные и региональные программы.

К государственным программам относятся:

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности подрастающего поколения.
  2. Государственная программа России «Развитие системы образования на 2013-2020 года».
  3. Государственные программы России, которые обновляются ежегодно: «Развитие спорта и физической культуры», «Развитие туризма и культуры».
  4. Концепция, которая обновляется и корректируется ежегодно «Общенациональная система выявления и последующего развития молодых талантов России».

Данные нормативно-правовые и законодательные акты, подлежат обязательному размещению на официальном сайте учреждения, в котором социальный педагог осуществляет профессиональную деятельность.

Этические нормы деятельности социального педагога

Помимо нормативно-правовых и законодательных основ к деятельности социального педагога предъявляется и ряд требований, имеющих этический характер.

Основным источником этических основ профессиональной деятельности социального педагога является приказ Mинздравсоцразвития России от 26.08.10 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»».

На основании данного приказа, руководители учреждений разрабатывают и утверждают должностные инструкции для социальных педагогов. Помимо приказа, учитывается специфика деятельности учреждения, основной контингент, с которым приходится работать социальному педагогу и т. д.

На основании приказа этической основой профессиональной деятельности социального педагога являются:

  1. Должностные обязанности – представляют собой комплекс мероприятий, направленных на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности каждого учащегося или воспитанника, по месту их обучения и жительства.
  2. В соответствии с должностными обязанностями социальный педагог выстраивает всю свою профессиональную деятельность, взаимодействие с коллегами, детьми и родителями, подбирает методы, средства и формы работы с учащимися (воспитанниками).
  3. Требования к профессиональным знаниям социального педагога – знания психики ребенка, особенностей его развития, поведения и взаимодействия с окружающими, в зависимости от возраста и уровня развития, а также нормативно-правовые и законодательные основы собственной профессиональной деятельности.
  4. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика».

Содержание и основные направления деятельности социального педагога в организации среднего профессионального образования

Социально-педагогическая деятельность в Российской Федерации осуществляется и имеет нормативно-правовую основу на пяти четко определенных уровнях: международном, федеральном, региональном, муниципальном и учрежденческом. Каждый из этих уровней можно характеризовать следующим образом.

Нормативно-правовая основа деятельности социального педагога в ОСПО

К основным международным документам, связанным с проблемами защиты прав детей, относятся: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.

; Конвенция о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей 1980 г.; Конвенция о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления 1993 г.

; Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г. и др.

Международно-правовая защита детства и юношества ведет свое начало от Женевской декларации прав ребенка 1924 г., принятой Ассамблеей Лиги Наций[1].

В преамбуле к Декларации говорится, что люди — мужчины и женщины, — признавая обязательным дать детям самое лучшее, провозглашают это как свою обязанность.

Детям необходимо предоставить все необходимое для их нормального развития, как в области материальной, так и духовной.

В Женевской декларации, как и в любой иной международной декларации, не содержалось обязательных нормативных предписаний для стран-участниц, и все же это было большое достижение: ребенок стал объектом международно-правовой защиты.

В нормативно-правовую основу социально-педагогической деятельности входит прежде всего Конвенция ООН о правах ребенка, уникальный международный договор, охватывающий широкий круг вопросов, касающихся законных прав и условий существования детей, принятый в 1989 г.

Ее основная цель состоит в максимальной защите интересов ребенка от посягательств как отдельных лиц, так и общества в целом и его структурных составляющих (формальных и неформальных) .

Ратифицировавшие Конвенцию государства приняли на себя обязательства по созданию условий, при которых дети их граждан могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни.

На федеральном уровне законодательство в сфере социальной защиты детства в настоящее время в Российской Федерации действуют несколько нормативно-правовых документов:

Конституция Российской Федерации

Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения

Под социальной защитой, по определению В. П. Юдина, понимается деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для ее самоопределения и утверждения в жизни.

В более узком смысле социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

Ведущим элементом социальной защиты населения является социальное обслуживание.

Социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, обеспечение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная служба – система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими. В Концепции развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993) определены следующие функции социальных служб:

· функция социальной помощи – выявление и учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.

; профилактика бедности (создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства); надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе; содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания; организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

· функция консультирования – консультирование специалистов, участие в подготовке молодежи к выбору профессии, подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству, родительский медико-психологический всеобуч;

· функция социальной коррекции и реабилитации – социальная медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей; медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

· функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд – предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний; изучение потребностей клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

· функция помощи в преодолении последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов – участие в разработке чрезвычайных программ, формирование в рамках спасательных служб бригад социальных работников и т. п.

В рамках Министерства труда и социального развития действует более 2 тыс. разнообразных социальных учреждений для детей и подростков.

Помимо специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, ориентированных непосредственно на дезадаптированных детей и подростков, существенную помощь в работе с семьей оказывают территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др.

С 1994 г. по инициативе Министерства социальной защиты Российской Федерации (сегодня Министерство труда и социального развития) начинали действовать центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Данные центры осуществляют: социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и законных интересов, обеспечивают устройство под опеку (попечительство), в детское учреждение, а также усыновление в зависимости от их психофизического состояния.

  • В структуру центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, непременно должна входить социально-правовая и информационная служба, которая:
  • — обеспечивает социальную и юридическую защиту детей, находящихся в центре;
  • — совместно со специалистами по охране детства на местах готовит личные дела детей для определения их на дальнейшее воспитание;
  • — совместно с работниками приемно-диагностического отделения ведет работу по подбору несовершеннолетним усыновителей, опекунов, попечителей, родителей-воспитателей или по определению подростков в государственное учреждение для дальнейшего воспитания;
  • — готовит материалы для предоставления на психолого-медико-педагогическую комиссию центра;
  • — оказывает консультативную и практическую помощь детям, переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их воспитанием;
  • — выявляет и учитывает детей, подлежащих усыновлению, из числа находящихся в государственных учреждениях, осуществляет работу по подбору им усыновителей;
  • — проводит консультации для администрации и педагогов детских государственных учреждений по вопросам охраны детства;
  • — ведет среди населения пропаганду различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, выявляет и учитывает лиц, желающих принять в семью таких детей, обеспечивает правовую подготовку граждан к выполнению обязанностей усыновителей, опекунов (попечителей), родителей-воспитателей;

— создает единый банк данных о детях, подлежащих усыновлению, опеке, попечительству и т.п., и взрослых лицах, желающих принять их в свою семью, обеспечивает систематизацию и оперативное использование заложенной в нем информации.

Практически в каждом регионе сегодня существует Центр социальной помощи семье и детям.

Он предназначен для оказания семьям и детям, проживающим на территории города, района или микрорайона и нуждающимся в социальной поддержке, своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов (социально-экономической, психолого-социальной, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, социально-реабилитационной и др.) нуждающимся в социальной поддержке. Цель деятельности центра – способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

  1. Задачи центра корректируются в зависимости от социально – демографической ситуации в регионе, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной помощи и услуг и других факторов. Основными задачами центра являются:
  2. — выявление совместно с государственными и неправительственными организациями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, ассоциациями многодетных, неполных семей, родителей детей-инвалидов и др.) причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, определение их потребности в социальной помощи;
  3. — определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
  4. — поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем самообеспечения, в реализации их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
  5. — социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
  6. — участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
  7. — анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;
  8. — привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей.

Клиенты имеют право обратиться в центр лично, по телефону, а также направить письменное заявление или просьбу. Допускается анонимное обращение для получения отдельных видов помощи. Общение между клиентами и сотрудниками центра может происходить и вне центра. По приглашению семей сотрудники центра могут обслуживать клиентов на дому.

  • Структурные подразделения центра: отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования; отделение социально-экономической помощи; отделение медико-социальной помощи; отделение психолого-педагогической помощи; отделение профилактики безнадзорности детей и подростков и др.
  • Еще одним широко распространенным типом учреждений социальной защиты детства является социальный приют.
  • Цель создания приюта – социальная помощь беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико-психологическая помощь, их дальнейшее жизнеустройство.
  • Задачи, стоящие перед сотрудниками приюта:
  • — обеспечить временное проживание детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и гигиены;
  • — предоставить возможность посещать учебное заведение, обучаться по индивидуальной программе либо работать подросткам, по каким-либо обстоятельствам ушедшим из семьи, интернатного учреждения, на период пребывания в приюте;
  • — оказать психологическую, психокоррекционную и иную помощь по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействовать возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • — содействовать в определении дальнейшей судьбы несовершеннолетнего совместно с заинтересованными ведомствами (помощь в устройстве на постоянное место жительства, возвращение в интернат (детский дом) или решение вопроса о переводе в другое детское учреждение, постоянное или временное трудоустройство подростков, нуждающихся в этом).

Структура приюта определяется с учетом задач, возможностей, наличия специалистов. Могут быть образованы отделы по основным направлениям работы (приемное, стационарное отделения, отдел социально правовой службы и т. п.), а также подразделения внутри отделов.

  1. Социальный педагог в приюте исполняет следующие функции:
  2. — собирает информацию, касающуюся социального статуса ребенка (посещение и изучение семьи и положения ребенка в ней, установление связи с другими родственниками ребенка, при необходимости – со школой, другими учреждениями, органами внутренних дел, соседями);
  3. — собирает и ведет документацию на каждого ребенка;
  4. — анализирует имеющуюся информацию о социальном статусе ребенка и обсуждает с директором и персоналом приюта возможности для социализации ребенка и его устройства;
  5. — устанавливает контакты и поддерживает связи с другими учреждениями, занимающимися оказанием помощи детям из неблагополучных семей;
  6. — готовит документы на усыновление ребенка, взятие его под опеку или перевод в другое учреждение (совместно с директором и другими сотрудниками);
  7. — осуществляет социальную поддержку ребенка во время его пребывания в приюте (помощь в устройстве в школу, профессиональном обучении, трудоустройстве, решении иных жизненных проблем);
  8. — помогает директору приюта в подготовке документов для возбуждения уголовного дела в интересах ребенка;
  9. — содействует в организации жизнедеятельности и воспитания ребенка в приюте;
  10. — берет на себя обязанности педагога-воспитателя в случае отсутствия его в штатном расписании приюта.

Это далеко не полный перечень учреждений, центров, служб Министерства труда и социального развития Российской Федерации и его территориальных представительств, где ведется социально-педагогическая работа. На фоне обострения современных проблем детства очевидна необходимость дальнейшего развития и совершенствования деятельности социальных педагогов в системе социальной защиты населения.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *