Нарушение прав несовеошеннолетнего

С самого рождения малыш учится оценивать себя и свою жизнь с точки зрения субъективных оценок взрослого человека, живущего рядом. Любое негативное проявление со стороны родителей вызывает у малыша страх разрыва социальных связей, и приводит к внутреннему конфликту «я — общество», закладывая ряд комплексов, а то и вовсе причиняя вред детской психике.

Зачастую негативные оценки сопровождаются физическим воздействием, в виде шлепков. Нарушение прав ребенка встречается гораздо чаще, чем может показаться. А необходимость восприятия маленького члена общества в качестве полноценной личности, зачастую игнорируется.

Исправить ситуацию и оградить маленьких граждан от посягательств призвано законодательство в сфере защиты семьи и детства.

Закрепить ряд основных прав несовершеннолетнего и урегулировать процесс их реализации, призван целый ряд законодательных актов: от Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации до внутренних нормативных актов Комиссии по делам несовершеннолетних. Приоритетом законодательного акта любого уровня должно являться соблюдение интересов несовершеннолетних.

В нормативных актах выделяются следующие права ребенка:

  • на свободу от дискриминации по возрастному признаку;
  • на жизнь, имя и гражданство, семью и заботу родителей;
  • на информацию, свободу мысли, мнения и самовыражение;
  • на выбор и исповедование религии;
  • на помощь и защиту государства;
  • на социальное обеспечение и здравоохранение;
  • на образование и отдых.

За государством при этом закрепляется обязанность защиты детских прав. В отношении несовершеннолетних лиц не применяются такие меры уголовной ответственности, как смертная казнь и пожизненное тюремное заключение.

Несовершеннолетние лица имеют право на снижение размера наказания за совершенное преступление.

В случаях, установленных административным и уголовным законодательством, подростки освобождаются от ответственности за совершение правонарушений и преступлений в связи с недостижением возраста ответственности.

Кроме того, в отношении несовершеннолетних лиц запрещено использовать унизительные меры наказания, пытки и физическое насилие. Любой несовершеннолетний имеет право на защиту в случае вооруженных конфликтов.

Понятие нарушения прав ребенка по гражданскому кодексу

С точки зрения Гражданского законодательства, маленький гражданин, с самого рождения, является субъектом гражданских правоотношений. В связи с несовершеннолетним возрастом, от его лица выступает законный представитель.

Нормы гражданского законодательства, в частности, направлены на регулирование процесса заключения сделок от имени несовершеннолетнего.

Функция Гражданского кодекса Российской Федерации по защите законных прав и интересов несовершеннолетних лиц реализуется в ответственности за причинение физических, моральных страданий ребенку, психологического вреда, а также унижения его чести и достоинства.

Какие права ребенка чаще нарушаются

Среда проживания имеет непосредственное отношение к вопросу о том, какие права ребенка нарушаются чаще всего. С самого рождения ребенка окружают родители и близкие родственники. В обязанности родителей входит забота о его психическом, физическом, духовном и нравственном здоровье.

Однако методы воспитания в семье, передающиеся от поколения к поколению, зачастую, включают в себя физические наказания за малейшие провинности.

Стоит отметить, что любого рода воздействие в виде шлепка по попе, подзатыльника, является физическим насилием, недопустимым к применению, даже в воспитательных целях.

Помимо физического насилия, к малышу с неокрепшей психикой часто применяется насилие психологическое в виде крика, брани, оскорбления. Отказ родителей от общения также является видом психологического насилия над ребенком.

Родители не учитывают, что кроха уже является индивидуальной личностью. Оставление без внимания мнения ребенка в решении семейных вопросов является нарушением его прав.  Результат воздействия подобного обращения на детскую психику предсказать невозможно.

Ребенок может озлобиться, потерять доверие к окружающим, или вовсе замкнуться. Страдает детское здоровье, наносится вред развитию ребенка. При этом его права на защиту от насилия, жестокого обращения и злоупотреблений со стороны близких лиц злостно нарушаются.

Сложные взаимоотношения в семье, развод родителей, зачастую являются предпосылкой нарушения прав на общение с родственниками.

В процессе развода, несовершеннолетний нередко становится разменной монетой, средством психологического давления на супруга и возможностью получить имущество большего размера.

В ход идут запреты на общение, скрывание ребенка от родственников, в нарушение его законных прав и интересов. Хотя у ребенка имеется законодательно закрепленная возможность общаться с мамой, папой и иными родственниками.

Отказ родителя в предоставлении содержания и выплате алиментов, является прямым нарушением имущественных прав несовершеннолетнего.

Несовершеннолетний в силу своего возраста, наивности и возрастных особенностей развития не в состоянии осознать степень нарушения своих прав. Зачастую, находясь в зависимом положении от нарушителя, ребенок оказывается в ситуации беспомощности, единственным выходом из которой является вмешательство государственных органов.

Примеры нарушения прав детей

Под видом внешнего благополучия семьи может скрываться не только использование недопустимых методов воспитания, жестокое обращение, а то и вовсе лишение детей средств к существованию.

Ярким примером нарушения прав ребенка является ситуация, когда мать, имеющая наркотическую зависимость, уходит из дома на два дня, оставив троих малолетних детей без продуктов питания и средств к существованию, тем самым подвергая их жизнь и здоровье опасности. Другая нерадивая мамаша, подливает малышу алкоголь в бутылочку, чтобы спал, пока у нее гости.

Жестокий отец, воспитывает сына ремнем за двойку в дневнике, а после запирает в комнате с учебниками, оставляя без обеда.

Ущемление прав ребенка встречается не только в семье. По мере роста и развития человек обрастает широкими социальными связями, включающими дом, школу, уличных друзей, соседей по улице, знакомыми по кружку и секции. Вероятность нарушения прав наиболее высока в местах длительного нахождения.

Нарушение прав ребенка в школе

Контроль за соблюдением прав школьников осуществляет администрация учебного заведения.  В процессе обучения права детей чаще всего нарушаются не только другими учащимися в виде причинения телесных повреждений, оскорблений, насмешек, но и теми, кто призван осуществлять защиту от подобных посягательств.

Со стороны педагогического состава школы может допускаться критика учащегося в присутствии всего класса, нелестные отзывы о его умственных способностях. Случаи физического насилия над несовершеннолетними учащимися со стороны учителей также не редки.

Пережитком советского прошлого является удаление школьника с урока, нарушающее его право на получение образования. При наличии обслуживающего персонала, администрацией школы ученик в принудительном порядке может быть наделен обязанностью по уборке класса или выполнению иной от получения образования деятельностью.

Большую роль в увеличении фактов нарушения прав учащихся играют личные приязненные и неприязненные отношения между учителем и ребенком. Свобода самовыражения и свобода мнения в процессе обучения могут подавляться или просто игнорироваться из-за установленных администрацией стандартов поведения и внешнего вида.

Защита прав ребенка в России

Систему защиты прав несовершеннолетнего в России составляют следующие государственные структуры:

  • Суд. Обеспечение защиты законных интересов несовершеннолетних входит в компетенцию судебных органов.
  • Прокуратура. Одной из целей деятельности прокуратуры является анализ и выявление фактов нарушения прав детей, в том числе, и иными государственными структурами.
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице инспекций по делам несовершеннолетних. Работа инспекций по делам несовершеннолетних направлена на выявление и профилактику безнадзорности, беспризорности, семейного неблагополучия, а также фактов жестокого обращения с детьми.
  • Органы опеки и попечительства. Опека и попечительство производит защиту прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ставших жертвами насилия в семье, нуждающихся в помощи государства.
  • Комиссии по делам несовершеннолетних. Профилактика семейного неблагополучия, принятие мер общественного воздействия по фактам выявления нарушения прав детей относится к функциям комиссий по делам несовершеннолетних.

Законные представители, имеют право обращения в государственные структуры за восстановлением нарушенных прав своих детей. За восстановлением своих прав несовершеннолетний гражданин может обратиться самостоятельно, особенно в случаях противоправных посягательств со стороны законного представителя.

Ответственность за нарушение прав детей

Нарушение прав детей предполагает административную ответственность либо уголовное преследование. В соответствии с санкцией статьи виновному может грозить от предупреждения до лишения свободы.

  • В случаях, когда нарушение прав несовершеннолетнего происходит по вине должностного лица, помимо уголовной и административной ответственности, может применяться дисциплинарная ответственность.
  • При наличии оснований, виновное лицо может понести ответственность за причинение морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.
  • Нарушение прав несовеошеннолетнего

Забота о молодом поколении входит в обязанность любого правового государства. Вклад государства в защиту несовершеннолетних, в том числе путем, введения санкций за нарушения прав, проведения своевременной профилактической работы и законодательного закрепления ответственности является залогом здорового общества будущего.

Как защитить свои права ребенку: судебная и внесудебная защита

Семейный кодекс РФ не только наделяет ребенка соответствующими правами (см. статью «Ребенок имеет право»), но и предусматривает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление в статье 56 СК РФ права ребенка на защиту своих прав и законных интересов.

Статьи 4, 19 и 33 Конвенции о правах ребенка предусматривают различные меры защиты ребенка от различных угроз и посягательств. Это и разработка социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также законодательные, административные, просветительные и иные меры.

В Российской Федерации цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка определены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В законе также конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере.

 Статья 56 СК РФ устанавливает, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений согласно статье 147 СК РФ.

Читайте также:  Срок исковой давности: находясь в браке я преобрела дом в кредит

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (эмансипация), а также приобретший полную дееспособность в связи с вступлением в брак, вправе самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту.

Объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетия, полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо, при отсутствии такого согласия, по решению суда. Обязательным условием эмансипации является работа несовершеннолетнего по трудовому договору, в том числе по контракту, либо занятие с согласия родителей, усыновителей или попечителя предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27 ГК РФ).

Несовершеннолетний может приобрести дееспособность в полном объеме и в случае вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ).

Несовершеннолетний, ставший полностью дееспособным, обладает юридической способностью (возможностью) самостоятельно, то есть своими действиями, приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности.

Исключение представляют те права и обязанности, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз. Например, статья 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», статья 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г.

№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Ребенок независимо от возраста вправе самостоятельно принимать некоторые меры в случае нарушения его законных прав и интересов. Например, при злоупотреблениях со стороны родителей, а также при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка.

В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет — в суд. Родители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Ребенок может быть незамедлительно отобран у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.

77 СК РФ), а сами родители — лишены или ограничены в родительских правах в судебном порядке (ст. ст. 69, 73 СК РФ).

Семейный кодекс РФ устанавливает обязанность должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.

При этом органы опеки и попечительства наделены правом посещения семей, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью (с привлечением в необходимых случаях сотрудников полиции), с последующим принятием решений в соответствии с законом.

В некоторых случаях, предусмотренных законом по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет имеют право лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда.

Согласно статьям 23, 24 ГПК РФ дела, связанные с защитой прав и интересов детей, отнесены к подсудности мировых судей и районных судов общей юрисдикции.

Так, мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из семейных правоотношений за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным.

Отметим, что несовершеннолетние освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах по заявлениям о защите своих прав (подп. 15 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, п. 2 статьи 23 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

  • Согласно ч. 2 статьи 56 СК РФ ребенок, достигший 14 лет, вправе обратиться в суд при нарушении родителями его имущественного или личного неимущественного права:
  • — жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);
  • — знать своих родителей (ст. 54 СК РФ);
  • — на заботу со стороны родителей (ст. 54 СК РФ);
  • — на совместное проживание с родителями (ст. 54 СК РФ);
  • — на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ);
  • — на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
  • — выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
  • — на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ);

— на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (п. 1 ст. 60 СК РФ);

— право собственности (п. 3 ст. 60 СК РФ) и пр.

Кроме того, ребенок также вправе обратиться в суд за защитой при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию, а также при злоупотреблении родительскими правами. Злоупотреблением родительскими правами считается использование этих прав в ущерб ребенку, которое может сочетаться с причинением явного вреда ребенку.

Статья 69 СК РФ злоупотребление родительскими правами, уклонение от выполнения обязанностей родителей называет в качестве оснований для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Следовательно, ребенок вправе обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав.

Ребенок, достигший возраста 14 лет, также вправе самостоятельно обратиться в суд с требованием отменить усыновление (ст. 142 СК РФ).

Участие несовершеннолетних в гражданском процессе может осуществляться в трех формах в зависимости от возраста ребенка:

1) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы в случаях, предусмотренных федеральным законом. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей ребенка (ч. 4 ст. 37 ГПК РФ);

2) права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, защищают в процессе их законные представители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ч. 5 ст. 37 ГПК РФ);

3) по общему правилу права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних (ч. 3 ст. 37 ГПК РФ).

Подведем итог вышесказанному с некоторыми уточнениями, имеющими практическое значение.

Существует внесудебная защита прав и интересов ребенка — административная защита (обжалование решений или действий (бездействия) должностных лиц в порядке подчиненности).

Ее осуществляют органы опеки и попечительства, органы прокуратуры, Уполномоченный по правам человека, общественные правозащитные организации, международные организации.

Судебный порядок. Мировые судьи рассматривают дела, возникающие из семейных правоотношений за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным.

Конституционный Суд РФ рассматривает жалобы на нарушения конституционных прав и свобод граждан, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы на нарушения прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Защита прав несовершеннолетних детей

Ребенок имеет права, предписанные не только национальным, но и международным законодательством.

Защищать права и интересы ребенка должны родители и государство в лице органов власти. За нарушение законных интересов ребенка предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Про то, как осуществляется порядок защиты прав и интересов ребенка читайте ниже.

Нормативно-правовое регулирование

На законодательном уровне защиту прав несовершеннолетних детей обеспечивают следующие нормативные правовые акты:

  • Конвенция о правах ребенка. Положения Конвенции устанавливают, что обеспечение прав ребенка является приоритетной задачей общества, всех государственных органов и судов. Ребенок имеет право на жизнь, на развитие своих возможностей и своего потенциала.
  • Дети не должны расти в условиях голода, рабской эксплуатации и жестокости со стороны родителей или иных взрослых людей. Конвенцией определены все важнейшие права ребенка (права на имя, на гражданство, на жизнь, знать своих родителей, воспитываться в семье и другие);
  • Конституция Российской Федерации. Главный закон государства устанавливает, что права и свободы человека (в том числе и несовершеннолетнего) являются высшей ценностью, а соблюдение и защита прав человека является обязанностью государства. 
  • Семейный кодекс Российской Федерации. Семейное законодательство конкретизирует права ребенка, указанные в Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации.
Читайте также:  Договор с ИП: какой договор с детским садом заключает ИП

Ребенок имеет право на имя, фамилию и отчество, жить и воспитываться в семье, знать своих родителей и проживать совместно с ними, беспрепятственно общаться с родителями и иными родственниками, получать образование, выражать свое мнение, получать содержание от обоих родителей. Защиту прав и законных интересов ребенка обеспечивают родители, государственные органы и суд.

Защита прав и интересов ребенка

Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.

Осуществляя защиту прав ребенка, родители должны исходить исключительно из интересов своих детей.

Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.

Совершеннолетие, по общему правилу, наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.

Обратите внимание: в определенных случаях ребенок вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Например, при злоупотреблении родителей своими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет самостоятельно подать исковое заявление в суд.

Государственные органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей

Семейное законодательство устанавливает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений родителей и иных лиц.

Осуществляют защиту прав ребенка от таких злоупотреблений:

  • орган опеки и попечительства;
  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • прокуратура;
  • органы внутренних дел;
  • суд.
  • Орган опеки и попечительства – это орган, который занимается защитой прав и интересов несовершеннолетнего ребенка от злоупотреблений родителя и ребенка, оставшегося без попечения родителей.
  • Данный орган осуществляет защиту имущественных, жилищных и личностных интересов ребенка.
  • Любое лицо, которому стало известно о возникновении реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетнего ребенка, должен сообщить об этом в орган опеки и попечительства.
  • После получения информации о нарушении прав ребенка орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры для защиты прав и интересов несовершеннолетнего.
  • В функции органа входит не только защита прав ребенка, но и обеспечение прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, дача заключения о целесообразности лишения родительских прав, участие в судебных заседаниях по делам о защите прав ребенка и в исполнении решений суда, а также иные функции.
  • Органы опеки и попечительства вправе посещать семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью.

Защитой прав и интересов ребенка также занимаются комиссии по делам несовершеннолетних. В их компетенцию входит профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранений причин, способствующих совершению преступлений, помощь в реабилитации детям, которые оказались в тяжелой или опасной для них жизненной ситуации.

Комиссии наделены следующими обязанностями:

  • предъявление в судебный орган искового заявления о лишении и ограничении родительских прав;
  • обеспечение мер по защите прав и интересов несовершеннолетних детей;
  • в определенных случаях контроль за воспитанием, развитием и содержанием ребенка;
  • иные компетенции.

Прокуратура, как орган по защите прав и интересов ребенка, вправе:

  • подавать в суд исковое заявление о лишении или же ограничении родительских прав, а также иск о восстановлении имущественных или личных прав несовершеннолетнего ребенка;
  • предъявлять в суд постановление об отмене усыновления;
  • присутствовать на судебных заседаниях по делам о защите прав несовершеннолетнего.

Основными направлениями деятельности прокуратуры в сфере защиты прав детей являются:

  • надзор за исполнением законодательства о социальной защите детей, об образовании, об охране их жизни и здоровья;
  • пресечение случаев жестокого обращения с ребенком;
  • другие направления информации.

Органы внутренних делпринимают участие в принудительных мероприятиях, связанных с защитой детей. Например, участвуют в отобрании детей из неблагополучных семей или разыскивают лиц, которые уклоняются от исполнения решения суда.

Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде

В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.

  1. Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.
  2. Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.
  3. В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.
  4. В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).
  5. Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:
  • ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
  • ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
  • ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.
  • Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей.
  • Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.
  • К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.
  • В ходе судебного заседания суд заслушивает мнения сторон, ребенка, если ему исполнилось 10 лет, оценивает представленные доказательства и выносит решение по делу.

Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка

  1. Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

  2. Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.

  3. Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.

  4. За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.

Профессиональная юридическая помощь

  • В случае возникновения опасной ситуации для физического или психологического здоровья ребенка каждый родитель будет делать все от него зависящее, чтобы защитить его.
  • В стрессовой ситуации родителю бывает сложно самостоятельно грамотно составить исковое заявление или собрать необходимые документы.
  • Юристы по семейным спорам компании «Юридическое агентство», обладая необходимыми компетенциями и теоретическими знаниями, помогут Вам защитить права и интересы ребенка.
  • На очной консультации в компании Вы совместно прорабатываете правовую позицию, после чего юрист составляет исковое заявление, собирает необходимые документы и подготавливает доказательства для предъявления их в суде.
  • После направления искового заявления в суд, юрист может выступать как представитель по доверенности, защищая родительские права и интересы Вашего несовершеннолетнего ребенка.

Права ребенка и школьные проблемы

Право ребенка на образование теснейшим образом связано с реализацией большинства других его основных прав (право на охрану здоровья, право на развитие, право на отдых). Развитие личности немыслимо без образования, как и развитие самого общества, невозможно без предоставления каждому гражданину возможности учиться.

Право на образование включает в себя широкий круг взаимных прав и обязанностей человека, общества и государства. Право ребенка на образование может быть им реализовано, только при исполнении обязанности получать его. Важная роль в процессе получения ребенком образования, безусловно, принадлежит его родителям или иным законным представителям, ст.

18 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». В процессе образования особенно велика роль Учителя, воспитателя и педагога.

В современных условиях, когда определенная часть родителей не способны или не имеют объективной возможности стать для своего ребенка первыми педагогами, роль учителя значительно возрастает.

К сожалению, в современных условиях, когда сама система модернизации образования находится среди факторов, негативно влияющих на здоровье и развитие школьников, актуальны проблемы защиты прав детей в процессе образования.

Дефекты организации процесса обучения создают условия, в которых нарушается право ребенка на здоровое развитие, что приводит к формированию патологии различных органов и систем, к ограничению в дальнейшем годности к ряду профессий и снижению возможностей социализации ребенка, а в последующем и взрослого человека, в обществе.

Читайте также:  Авто кредит: я оформила авто кредит, а через 2 дня решила отказаться от кредита

По экспертным оценкам, рост заболеваний среди школьников на треть вызывается неблагоприятными факторами школьной среды (перегруженность занятиями, большая наполняемость классов, недостаточное освещение, плохой психологический климат, проблемы обеспечения полноценным питанием и другие).

Еще Гете в свое время сказал: «В нашей школе учащиеся приобретают много бесполезных сведений и утрачивают умственную и физическую энергию». В век научно-технического прогресса ситуация изменилась к худшему. По данным Минздравсоцразвития РФ лишь 10% школьников можно назвать здоровыми, за последние 10 лет число детей с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза.

В школах зачастую не соблюдаются физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса. Перегрузка умственная, физическая и психическая — лишь часть того айсберга, который называется нарушением права ребенка на хорошее образование.

В школах периодически пренебрегают и узаконенными «Конвенцией о правах ребенка» правами ребенка на личную жизнь, отдых и досуг. Право на полноценный отдых гарантировано Конституцией РФ и законами об образовании. Речь идет об обеспечении возможности полноценного отдыха на каникулах, и в выходные дни.

Но объем заданий на выходные дни по всем предметам порой перекрывает все разумные номы. Нередко все то, что учитель не успевает дать в классе, задается на дом, хотя существуют «Санитарные правила и нормы» и у домашних заданий есть строгие временные рамки.

В 1-м классе в первые полгода домашних заданий быть не должно, а со второго полугодия приготовление всех уроков должно занимать не больше 1 часа. Во 2-м классе — до полутора часов. В 3-4-м — до 2 часов. Максимальное время в 9-11-м классах — до 4 часов. Санитарные правила и нормы (СанПИН) подробно регулируют и «переменную» проблему.

Перерыв между уроками должен длиться не меньше 10 минут. Должно быть не меньше двух больших перемен по 20 минут. Если учитель, заканчивая объяснять материал, задерживает класс на несколько минут – это нарушение прав детей.

Ведь в такой ситуации ребенок, покидав впопыхах в портфель книжки, едва добегает до следующего кабинета, порой, не успев даже зайти в туалет, отсюда последующие проблемы со здоровьем.

Наиболее распространенной причиной психоэмоционального стресса среди подростков, как считают специалисты, являются неблагополучные взаимоотношения с учителями: грубость учителей отмечают 19,9% учеников, чрезмерную строгость – 20,5%, разделение на «любимчиков» и «не любимчиков» — 25,3%, а полное безразличие учителей – 15,75%. О наказаниях, используемых учителями.

Закон охраняет учащихся от постановки в угол, не говоря уже о битье указкой или наделении обидными прозвищами — «тупицы» и прочее. Соответствующая статья «Конвенции о правах ребенка» гласит о том, что «школьная дисциплина должна поддерживаться методами, гарантирующими уважение и достоинство ученика».

Даже, будучи выведенным из себя нерадивыми учениками, учитель не имеет права обзывать их, заставлять стоять перед классом или в углу. Недопустимо выгонять с урока — это нарушение права ребенка на получение образования (это в интересах и самого учителя — изгнанный в это время может пострадать от несчастного случая, и педагог будет виноват).

Нельзя, как это часто бывает, не пускать в школу без формы и сменной обуви — это грубое нарушение упомянутого права. Особенно «любимое» учителями нарушение прав школьника — двойки за забытый дома дневник или болтовню на уроке. В законе особенно подчеркивается: оценки должны выставляться за знания, а не за поведение.

Знают ли об этом педагоги, выставляющие двойки в дневник и журнал, — вопрос. Конечно в межличностных конфликтах «учитель-ученик», далеко не всегда, бывают правы сами дети. Многие школьные проблемы можно было бы решать в семье, с помощью родителей.

Однако и среди педагогов, и среди родителей отмечается некомпетентность, как в правовых вопросах, так и в вопросах охраны и укрепления здоровья детей. Нередко возникают ситуации, когда необходимо защищать детей от родителей, учителей, руководителей учреждений, которые допускают различного рода конфликты и перегрузки детей. «При перегрузке ученик или не выполняет поставленных перед ним задач, или делает это с ущербом для здоровья. Переутомление — явление, порождаемое принуждением к работе, истощающее умственные и физические силы», — считает директор Института гигиены и охраны детей и подростков РФ профессор Владислав Кучма. К сожалению, культура здорового образа жизни и школьное образование на практике порой несовместимы. Школа, а нередко и семья, не всегда являются местом, где уважают ребенка, его личную жизнь и его мнение. Низкий уровень правовой культуры, гражданской ответственности и правового самосознания родителей, детей и педагогов создает предпосылки для нарушения или неполной реализации личных прав ребенка в процессе образования. Существует немало причин, обусловливающих разрыв между декларируемыми правами ребенка-школьника и их практической реализацией. С одной стороны, это социальные проблемы (недостаточное финансирование школьной образовательной сферы; несоответствие условий обучения требованиям обеспечения безопасности детей; возрастающая коммерциализация образования, прежде всего, в сфере дополнительных образовательных услуг; отсутствие должного контроля со стороны государства и общества за пропагандой насилия и жестокости в средствах массовой информации, отсутствие партнерских отношений между школой и семьей, как социальными институтами), с другой стороны, — завышенные нормы предельной учебной нагрузки школьников, несовершенство системы аттестации учащихся, авторитаризм взрослых по отношению к детям.

Для решения этих и многих других школьных проблем, кроме соблюдения санитарно — эпидемиологических правил и нормативов образовательного процесса, улучшения качества питания детей, крайне необходимо обеспечение соблюдения физиолого-гигиенических требований к учебному процессу, а также правовых и психо-гигиенических требований во взаимоотношениях “учитель — ученик”. Именно эти подходы предусмотрены в федеральной программе в области образования на период до 2010 года. Нужно только, чтобы абсолютно все участники образовательного процесса (семья — ученик – школа) захотели изменить сложившуюся ситуацию и стремились каждую школу сделать «школой здоровья и взаимоуважения».

Важным условием создания в школе устойчивой доброжелательной педагогической среды и атмосферы взаимного доверия и уважения должны стать правовые отношения между взрослыми и детьми, учителем и учеником, семьей и школой, закрепленные в специальном разделе Устава образовательного учреждения о правах и обязанностях участников образовательного процесса в соответствии со статьей 13 Закона РФ «Об образовании». Устав школы должен быть «живым» документом, доступным и известным для всех учеников, родителей и учителей. В нем должны быть закреплены, как формальные процедуры работы школы (особенности приема в школу, в профильные классы и исключение из них, порядок предоставления платных образовательных услуг, формы учета и контроля спонсорских средств учителями и родителями и т.д.), так и нормы взаимоотношений между участниками образовательного процесса. В качестве положительного примера, следует сказать о том, что в некоторых современных образовательных учреждениях уже появились школьные конституции, билли о правах и даже сборники законов школы, возрождаются эффективные формы школьного самоуправления, направленные на демократизацию процесса школьного обучения и защиту интересов всех участников образовательного процесса и, в первую очередь, — учащихся. Очень важно, чтобы в День знаний – 1 сентября учитель начал свое общение с учениками с правовых аспектов, с разговора о правах и свободах человека и гражданина, с основных положений «Конституции РФ» и «Конвенции о правах ребенка», с обоснования необходимости трудиться для обеспечения возможности реализовать свои права, с объяснения важности построения правового общества, в том числе, формирования правовых отношений в своем коллективе. Формирование у школьников правовой культуры и построение правовой школы необходимо учащимся для обеспечения возможности самореализации, воспитания самоуважения и уважения прав и свобод других людей.

Гарантом реализации организационных подходов правовой школы, создающих в образовательном учреждении обстановку доброжелательную к ребенку, безусловно, должен стать руководитель – директор – высокопрофессиональный учитель, талантливый руководитель, одновременно строгий и добрый, требовательный и понимающий, любящий свою профессию и своих учеников. Ведь все права участников образовательного процесса, практически, в его руках. От него исходит или диктат, или демократия. Только пример директора может повести за собой всех, и создать настоящую демократическую школьную республику. Для этого, считают специалисты, директор должен сделать всего несколько важных шагов: 1. Увидеть каждого, понять каждого. (Уважение к себе как к личности, к педагогу самого высокого класса, отсюда самосовершенствование, любовь к детям). 2. Дать права учителям и детям. (Оживить делом «Конвенцию о правах ребенка», узаконить права уставом, конституцией школы и никогда не переступать своим диктатом школьные и человеческие законы). 3. Создать атмосферу гласности. (Открытость и честность должны торжествовать в школе). 4. Учиться самому и учить всех работать над собой. 5. Коллегиальность всегда и во всем. (Работает весь коллектив: совет школы, педсовет, профком, методический совет, школьное самоуправление).

Только при этих условиях можно говорить о создании правовой школы, где деятельность педагогического коллектива, построение взаимоотношений между учителями, учащимися и родителями действительно основаны на Конституции РФ и «Конвенции о правах ребенка», где права ребенка, права учителя не на бумаге, а в реальности действуют, живут, вдохновляют, создают атмосферу уважения, ответственности и радости творчества – это школа будущего, но начинается она уже сегодня.

Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области Т.В.Козлова.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *