Какие последствия репетиторства могут быть?

Какие последствия репетиторства могут быть?Кадр из фильма «Каратэ-пацан»

Друзья, родственники и ученики репетитора думают, что он гребёт деньги лопатой, почти ничего при этом не делая. Да, репетиторство — неплохой вариант дополнительного заработка для учителей и студентов, а кто-то делает эту профессию основной и работает «в две смены». Но даже у талантливого педагога что-то может пойти не так. Денег на руках остаётся не так уж и много, а вместе с ними исчезают время и энергия.

Недавно я вспомнила, как 6-7 лет назад сидела в холодном автобусе после сорвавшегося занятия. Я приехала, а ребёнок, оказывается, уехал на турбазу, не предупредив меня. Пока я сжимала и разжимала немевшие пальцы ног, одногруппница написала мне, что по её объявлению вообще до сих пор никто не позвонил. Так что трудностей в работе репетитора навалом.

Что же мешает репетитору продуктивно работать, зарабатывать деньги и распоряжаться временем и силами? И что стоит делать, чтобы облегчить себе жизнь? Обзор ошибок и полезные советы пригодятся не только новичкам. Опытные репетиторы могут проверить, не вышло ли что-то из-под их контроля.

1. Едете к ученику на другой конец города

Вы потратите не только деньги на проезд или бензин, но и время. Даже если кажется, что 5-6 остановок — это не так много, всегда найдутся преграды на пути: сугробы, гололёд, лужи, ожидание транспорта, пробки, упавший «рог» троллейбуса или пробитая шина.

Если своё время и деньги на проезд готов тратить ученик, приглашайте его к себе. Не бойтесь испортить впечатление недоделанным ремонтом и сожителями, ведь ваши ученики тоже живут не во дворцах и делят жилплощадь с родственниками.

Если всё-таки не хотите приглашать к себе, попробуйте набрать учеников в шаговой доступности, чтобы тратить на дорогу в один конец не больше 15 минут. Как это сделать — в следующем пункте.

2. Размещаете рекламу только в одном месте

Когда я была студенткой, я размещала объявления на «Авито» и просила своих родственников и бывшую школьную учительницу давать «нуждающимся» мои контакты.

Потом у меня появилась возможность (и потребность) набрать больше учеников, но они не появлялись.

Я поняла, что не все люди целенаправленно заходят на «Авито», чтобы найти репетитора, некоторые родители не дружат с интернетом, а кто-то отдаёт предпочтение другим сайтам. Вот способы «раскрутки», которые помогли мне и моим знакомым-репетиторам:

  • Разместите объявление на нескольких площадках. Кроме того же «Авито» есть другие бесплатные сайты: «Из рук в руки», «Юла», Youdo.
  • Можете расклеить объявления по району, в котором живёте, этот способ обмена информацией до сих пор жив.
  • Распечатайте небольшие визитки на обычном принтере и раздайте друзьям, чтобы ваши контакты были под рукой. Если вы молодой преподаватель, попросите друзей передать визитки их родителям, они больше контактируют с вашими потенциальными клиентами.
  • Оставьте визитки в ближайших фитнес-клубах, детских садах, центрах детского развития, лингвистических клубах — только не забудьте спросить разрешения у администрации. В некоторых организациях на стенах висят доски с пластиковыми кармашками — там могут размещать объявления посетители. Я клала стопку визиток в такой кармашек в фитнес-клубе и в детском саду (у родителей могут быть и старшие дети).
  • Не стесняйтесь напоминать родителям ваших учеников, чтобы они рекомендовали вас другим родителям. Попросите близких сразу рассказать о вас знакомым, у которых есть дети. Или знакомым, которые общаются с другими родителями. Если им не нужны ваши услуги сейчас, то могут понадобиться позже.

3. Даёте ребёнку однообразные задания или долго висите на одной теме

Все уже наслышаны о клиповом мышлении нового поколения. Я заметила, что многие дети действительно становятся менее внимательными и менее бодрыми, когда мы выполняем длинное упражнение или посвящаем всё занятие одной теме.

Не ленитесь чуть дольше посидеть за подготовкой. Я, например, нарезаю дома карточки, которые иногда выглядят как тоненькая полоска.

Ребёнок видит, что задание маленькие, и настраивается на то, что не потратит много времени и усилий. Работа над таким заданием не отталкивает. Иногда я распечатываю большое упражнение и подаю его порционно.

На фото видно, как на листе из 14 пунктов осталось 7. Вторую карточку я предложу после выполнения первой или задам на дом.

Какие последствия репетиторства могут быть?

Даже если у вас стоит задача полностью разобрать тему «Наклонение глагола», разбавьте её чем-нибудь другим: сделайте разбор предложения или достаньте из рукава карточку с простым орфографическим диктантом.

4. Позволяете детям манипулировать вами

Понять, врёт ребенок или говорит правду, бывает сложно. Если после десяти минут занятия он говорит или старается показать, что смертельно устал, –скорее всего, это не так. Просто он знает, что в этом случае вы отпустите его раньше на десять минут.

Вы может столкнуться с ребёнком, который совершенно не хочет с вами заниматься — его заставляют родители. Такие дети могут:

  • делать вид, что ничего не понимают (или специально не стараются понять);
  • постоянно отвлекаться на телефонные оповещения, походы в туалет и попить, отвлечённые разговоры;
  • переносить занятия, прикидываться больным (иногда без ведома родителей).

Я в этих случаях снижала нагрузку, даже если у ребёнка много пробелов, не показывала волнения или раздражения и говорила с родителями. Они лучше знают своих детей, и им не всё равно, куда уходят их деньги.

Обязательно решайте вопросы переноса занятий с родителями, а не только с ребёнком. Не стесняйтесь уточнять время в предпраздничные дни. Не стесняйтесьзвонить за пару часов до занятия «непроверенным» клиентам.

5. Не знаете, помогают ли ребёнку ваши уроки

С вашей помощью и поддержкой на занятиях ребёнок может успешно справляться с заданиями, но продолжать приносить плохие отметки из школы. Он может стесняться рассказать вам или родителям, что не понял ваших объяснений. Поэтому периодически устраивайте проверочные работы по пройденному материалу.

Кроме того, дети могут бояться сказать о своих жалобах и предложениях или просто не находят слов.

Быть может, им не нравится какой-то определённый формат заданий, может, они ждут от вас распечатанных схем, а не устных лекций или наоборот. Я делаю анкеты, которые ребёнок заполняет, когда я ухожу.

В анкете я предлагаю готовые варианты ответов, чтобы помочь сформулировать мысли, и место для собственных предложений.

Нравятся ли вам методы, которые использует репетитор (форматы упражнений, помощь с домашней работой, сочетание письменных и устных заданий)?

  • Полностью удовлетворяют
  • Они эффективны, но я очень устаю
  • Они часто кажутся скучными, и я теряю внимание
  • Мне нужно разнообразие, хочется чаще менять форму работы
  • Мне нравится долго выполнять однообразные задания, чтобы лучше разобраться в теме
  • Если говорить конкретно, мне помогают задания…
  • Мне не помогают задания…

Доверие и эмоциональная близость — это хорошо, но у ребёнка на всё есть свои ассоциации, которые могут сработать не в вашу пользу. Можно иногда поболтать с учеником, но оставаться больше слушателем. И точно не стоит отвечать на вопросы ребёнка о деньгах и делах сердечных.

7. Пытаетесь решить все жизненные проблемы ребёнка

Вам может показаться, что гиперактивность ребёнка связана с появлением младшего брата, а работящий отличник сегодня сделал три ошибки, потому что безответно влюблён. Вам хочется стать спасателем и до конца жизни получать благодарности от спасённых. Но есть много «но».

  • Вы видите этого ребёнка несколько раз в неделю, а то и меньше. У вас нет полной картины того, что происходит в его семье, в его классе, в его голове.
  • Вы изучали психологию, но вряд ли вас можно назвать квалифицированным и опытным психологом. И занятия по русскому языку или другому предмету — это не терапия.
  • Многим детям плевать на чистые порывы вашей души. Им не нужна помощь репетитора. Вы не сможете вытащить его из ямы, которую рыли не один год. Вы не решите проблему, а только растратите все свои силы.

Что можно сделать, если вы всё-таки хотите помочь?

  • Не ставьте однозначный диагноз.
  • Если вам кажется, что у ребёнка проблема, дайте ненавязчивые советы: распечатайте подходящую историю или притчу и придумайте к ней упражнения, посоветуйте интересные фильмы, песни, сериалы по теме.
  • Расскажите родителям о своих предположениях и опасениях.

Поделитесь в х своими наблюдениями: какие ещё ошибки допускают репетиторы и учителя? Как вы справлялись с трудностями на работе?

Зачем репетиторы регистрируются в качестве самозанятых и повлияло ли это на цену их услуг?

В столице с начала 2019 года зарегистрировали 110 тысяч самозанятых. Среди самых распространенных видов деятельности — пассажирские перевозки, сдача квартир в аренду, консультирование, реклама, а также репетиторство

Какие последствия репетиторства могут быть? depositphotos.com

В Москве с начала года зарегистрировали 110 тысяч самозанятых. Как говорят столичные власти, это 60% от общего количества российских плательщиков налога на профессиональный доход.

Среди самых популярных видов деятельности — пассажирские перевозки, сдача квартир в аренду, консультирование, репетиторство и реклама. При этом репетиторам в этом году продлили налоговые каникулы. Иными словами, ни налоги, ни страховые взносы репетиторам-самозанятым по-прежнему платить не надо, как и подавать отчетность.

Преподаватель или репетитор может при желании зарегистрироваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход. Сейчас действуют две ставки: 4% при расчетах с физлицами и 6% — с юрлицами и предпринимателями.

Самозанятый не обязан вести какую-то специальную отчетность, а начисление налога и его уплата производится автоматически через мобильное приложение «Мой налог».

Платить страховые взносы самозанятые не обязаны, но, если этого не делать, пенсия будет минимальной.

Среди определенных недостатков: запрет нанимать работников по трудовому договору и лимит по доходам — не более 2,4 млн рублей в год.

Репетитор по математике Ольга Сергеевна из Подмосковья говорит, что минусов в новой системе не видит, а цены от регистрации в качестве самозанятой у нее не меняются.

Репетитор по русскому, английскому и литературе Татьяна говорит, что мобильное приложение на удивление удобно. Вносишь свои доходы, и каждый месяц выставляется счет, который можно оплатить тут же, в приложении. Но цену на свои занятия Татьяна повышает, правда, из-за инфляции.

А вот репетитор по итальянскому языку Светлана самозанятой не стала, считая, что это удел тех, кто преподает более востребованные языки и дисциплины.

В то же время результаты эксперимента с самозанятыми показывают, что встали на учет немногие. Одна из главных причин — недоверие к государству. Большинство считает, что они зарегистрируются, а налоги повысят.

Репетиторы, которые зарегистрировались как ИП, столкнулись именно с этим: обязательные страховые взносы за последние несколько лет выросли почти вдвое: с 17 тысяч рублей в 2012 году до почти 32,5 тысячи рублей в прошлом.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Читайте также:  Что делать, если отказывают в возврате денег за товар с заводским браком?

Репетиторство на дому: законно ли, с чего начать, налоги, штрафы

Относительно недавняя дискуссия, относительно нового для российских реалий статуса «самозанятых» выдвинула на передний план такую тему для массовой подработки, как репетиторство.

Действительно, в условиях деградирующего качества государственного образования углубленная подготовка ребенка с преподавателем частным образом – репетиторство на дому – это, едва ли, не единственный способ получить знания по классически востребованным предметам.

Репетиторством занимаются представители практически всех массовых социальных категорий граждан, более того, этот бизнес, подчас, дает им возможность зарабатывать существенно больше, чем они могут зарабатывать по основному месту работы. Но что представляет собой данная деятельность с точки зрения закона? Каковы ее плюсы и минусы – попробуем разобраться далее.

Попробуем начать наш обзорный анализ с выявления преимуществ и недостатков данного вида деятельности. Причем, сделаем это как с точки зрения тех, кто предоставляет данные услуги, так и с точки зрения регулирующих государственных органов.

Плюсы

Итак, исполнители данных услуг имеют следующие преимущества перед получающими твердую зарплату россиянами:

  • Доход репетиторов ограничен только их свободным временем, которое они готовы тратить на данный вид деятельности.
  • Один и тот же интеллектуально развитый человек может быть специалистом сразу в нескольких дисциплинах (например, в английском языке и математике), а потому это весьма сильный аргумент для расширения рынка сбыта предоставляемых услуг.
  • Обучение на дому может являться весьма эффективным именно дополнительным заработком, помимо основного места работы самого репетитора. Ведь все потенциальные ученики (и взрослые, и дети) в рабочие часы также находятся либо на работе, либо в ВУЗах, либо в школе на занятиях, так что грех не использовать 8-часовой трудовой день для «подработки» по основному месту занятости.

Что касается плюсов с точки зрения государства, то здесь их также не одна позиция:

  • Во-первых, в обществе сокращается реальная безработица, люди перестают искать вакансии в органах государственной власти и на бюджетных предприятиях, а значит, с государственных «плеч» может быть снята избыточная социальная нагрузка.
  • Во-вторых, зарабатывающий дополнительные доходы гражданин является полноценным плательщиком налога на доходы.
  • И наконец, в-третьих, благодаря массовой занятости граждан в репетиторском ремесле растет реальный ВВП в государстве.

Минусы

А теперь разберем негативные стороны вопроса. И их также немало. Начнем с минусов для самих исполнителей работ:

  • Приработок на репетиторстве фундаментально ограничен физическими факторами: вечер каждого дня, кода могут предоставляться репетиторские услуги, не резиновый. Как правило, это вечера именно рабочих дней, потому что даже репетиторам нужно отдыхать (на выходных). И более 2 занятий за вечер провести не получится чисто физически.

Кратный рост могут продемонстрировать те, кто переключается на 100%-ную занятость по данной теме: они начинают усиленный поиск учеников, готовых заниматься не только по вечерам, используют для этого, в том числе, услуги посредников. Но и у них увеличить производительность более, чем в 2 раза, получается далеко не всегда.

  • Цена на репетиторские услуги определяется платежеспособностью населения в стране. Она падает, а дополнительное обучение – это, все-таки, не продовольственные товары, без которых никак. В итоге доходы даже качественного преподавателя жестко ограничены по обоим параметрам (и по стоимости услуг и по их возможному количеству).
  • Репетиторство находится в «серой зоне» экономики. Это нелегально предоставляемые услуги, которые приводят к выпадению доходов из бюджета страны. Как следствие, частные преподаватели постоянно живут, как на бочке с порохом. Любая утечка информации об их дополнительной коммерческой деятельности может привести к проблемам с фискальными органами или даже с правоохранительными.

В свете последней дискуссии в обществе на эту тему появился и был законодательно утвержден статус «самозанятого» гражданина. Это лицо, не оформившее себе никакой организационно-правовой формы, но по факту занимающееся оказанием услуг или осуществлением работ на коммерческой основе. А теперь разберем минусы от деятельности самозанятых, которые определяют для государства его администраторы.

Обращаем ваше внимание: это не объективные показатели, а именно то, как видят ситуацию отечественные чиновники (и разумеется, озвучивают свою позицию).

  • Лица, оказывающие услуги или осуществляющие работы частным образом, не выдают чеки, как следствие, заставить их платить налоги с их доходов практически невозможно (или крайне трудно осуществимо). А это означает, что такие люди имеют необоснованное преимущество перед легальными обучающими центрами.
  • Практически невозможно проконтролировать качество предоставляемых услуг. Равно как с позиции суда невозможно определить степень вины преподавателя, если, к примеру, недовольные родители ученика потребуют вернуть заплаченные за его подготовку деньги. Качество услуг, предоставляемых репетиторами, останется в «серой зоне» даже в том случае, если удастся массово легализовать их статус.
  • Реально самозанятые в репетиторстве граждане не торопятся регистрировать свой новый статус, так как это зачастую означает то, что они лишатся части дотаций, которые они получают от государства (например, пенсий или пособий). Как следствие, предоставление услуг обучения на дому частным образом, в итоге не приводит к уменьшению социальной нагрузки на государственный бюджет.

Можно ли заниматься репетиторством на дому − законно ли это?

Грань законности здесь тонка. Предположим, что вы – студент, и вас попросила «подтянуть» по линейной алгебре ваша сокурсница. (Какой же молодой человек откажется от частных занятий с девушкой, особенно, если она симпатичная?). Однако с точки зрения налоговых органов имеет место предоставление репетиторских услуг частным образом.

А если число занятий у вас будет более трех, то еще и на профессиональной основе (то есть, уже на гране крупного размера). Смешно? А вот в арбитражном производстве до сих пор «висят» такие дела, которые были начаты по заявлению бдительных комендантов общежитий.

Обвиняемые доказывают, что не имели цели извлекать доход из своих действий…

Вообще, конечно же, никто не может вам запретить обучать людей, в том числе, и за деньги. Однако для того, чтобы делать это легально, нужно обрести официальный статус самозанятого (то есть, встать на учет). Вот именно это действие и подлежит контролю со стороны правоохранителей.

Каждый видит для себя данный вопрос по-своему. Но объективно будет правильно заявить, что репетиторство по любой дисциплине должно начинаться с качественной подготовки самого преподавателя.

Имеет смысл взять за правило готовить людей в рамках того материала, которым вы сами хорошо владеете.

И речь здесь вовсе не о дипломах или других документах, подтверждающих вашу квалификацию, а о реальных знаниях, потому что именно за их качественную передачу вам и платят деньги.

Очевидно, что также нужно иметь и определенные педагогические навыки: репетитор обязан уметь:

  • захватывать внимание своих учеников;
  • удерживать его;
  • обладать острым умом, чтобы парировать каверзные вопросы;
  • и самое главное – обладать чувством юмора.

Где разместить объявление о репетиторстве на дому?

«Балом здесь правит» интернет. В советское время самым эффективным являлось сарафанное радио, а сейчас удалось этот процесс естественным образом формализовать.

Сейчас существует большое количество интернет-ресурсов, посвященных тематике репетиторства, которые представляют собой, по сути, продвинутые «доски объявлений» с отзывами.

Там можно разместить и собственное сообщение, а кроме того, можно попросить ваших студентов оставить на данном вашем объявлении положительный отзыв.

Кроме того, соответствующая рубрика присутствует и на таких национальных российских ресурсах, как Avito.ru или Profi.ru

Какие же налоги обязан платить самозанятый в случае обретения им данного статуса?

  • Если его клиентами (учениками) являются физические лица, то заплатить нужно будет 4% от величины всех полученных доходов. При этом, подразумевается, что в данном доходе уже заложен этот налог, то есть, при расчете величины платежа базовую сумму нужно разделить на 104 и умножить полученное значение на 4.
  • Если же клиентами самозанятого являются лица юридические (ООО, ИП, АО и пр.), то с этих доходов заплатить нужно будет уже 6%. (Алгоритм расчета все тот же).

Платить налог нужно ежемесячно, до 25 числа каждого месяца, следующего за отчетным.

Самозанятым можно не платить страховых взносов ни в ПФ РФ, ни в Фонд социального страхования, ни в Фонд обязательного медицинского страхования. Но в этом случае можно будет рассчитывать только на социальную пенсию (и, в соответствии с проведенной реформой – на 5 лет попозже).

Максимальный доход, который может получать самозанятый за 1 отчетный календарный год – 2,4 млн рублей.

Если его заработок превысит указанную величину, то необходимо поменять статус (организационно-правовую форму) на ИП.

Кроме того, самозанятому нельзя иметь в своем подчинении наемных работников, а также заниматься некоторыми видами деятельности, прописанными в ст. 4 и 6 Федерального закона №422-ФЗ от 27.11.2018.

Штрафы

Главные штрафные санкции налагаются на самозанятых, которые не оформили своего статуса. И если правоохранителям попадаются такие граждане, то штрафуют их нещадно − как ведущих предпринимательскую деятельность без регистрации и уплаты налогов. Придется заплатить:

  • НДФЛ в размере 13% от всех доходов, которые не были указаны. При этом обычно налоговики принимают к учету среднестатистические данные. В итоге платить придется, как правило, величину, кратно большую заработанным деньгам.
  • Штраф в соответствии со ст. 122 НК РФ − до 40% от неуплаченной суммы налога.
  • Штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ за неподачу формы 3-НДФЛ − 5% от суммы налога (минимально − 1 000 руб., максимально − 30% от суммы налога).
  • Штраф в соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ − за незаконную предпринимательскую деятельность − пока до 2 000 рублей.
Читайте также:  Как получить согласие на продажу доли?

В итоге обычно набегает величина, на порядок превышающая полученный за все время работы доход – люди продают квартиры, чтобы откупиться от «вполне законных» претензий налоговиков.

Именно это и дает повод назвать данный закон самым коррупционно емким в современной истории законотворчества в России.

Ведь для того, чтобы закрыть глаза на эти нарушения, участковый имеет слишком соблазнительные мотивы предложить самозанятому «договориться». И, как правило, на постоянной основе.

Резюме

Практика налогообложения самозанятых свидетельствует, что усилия на «укладывание» их в законные рамки не окупают себя – средств бюджет получает меньше, чем тратит на администрирование налогов и проведение контрольных закупок. Зато дополнительную «кормовую базу» (в лице тех, кто занимается репетиторством на дому) получают «правоохранители» на местах.

Женщина-предприниматель, специалист по продажам. Всегда интересуюсь новыми направлениями и возможностями в бизнесе и интернет-предпринимательстве.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа

Правовые основы осуществления репетиторской деятельности

Исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, репетиторская деятельность отвечает установленным критериям предпринимательской деятельности, в связи с чем лицо, ее осуществляющее, должно пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации влечет привлечение лица, ее осуществляющего, к административной ответственности в соответствии со статьей 14.1 КоАП РФ.

При этом необходимо учитывать положения статьи 32 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании). Так, индивидуальный предприниматель (репетитор) может осуществлять образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.

Если репетитор осуществляет образовательную деятельность непосредственно, необходимость в получении лицензии отпадает. Напротив, в случаях, когда индивидуальный предприниматель привлекает к образовательной деятельности иных лиц, возникает необходимость в получении соответствующей лицензии, в порядке установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Важно также помнить, что согласно части 2 статьи 48 Закона об образовании, педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (пункт 33 статьи 2 Закона об образовании).

Таким образом, педагогический работник, оказывающий репетиторские услуги, должен пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Преподаватель не вправе оказывать репетиторские услуги обучающемуся данной образовательной организации, если это может привести к конфликту интересов.

Нарушение указанных положений федерального законодательства является основанием для привлечения педагогического работника к установленной законом ответственности.

Юридическая ответственность репетитора

В системе прав человека право на образование занимает особое место.

Это право входит в международные стандарты прав человека, что нашло свое отражение в части 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, части 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Образовательная деятельность законодателем определена как деятельность по реализации образовательных программ. Согласно п. 3 ст.

2 ФЗ «Об образовании» обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования. На сегодняшней день в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» учреждение, осуществляющее образовательную деятельность, вправе самостоятельно разрабатывать, утверждать, следовательно, реализовывать образовательные программы. Кроме того, предусмотрена возможность реализации образовательной программы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм, которые обеспечивают возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных. В настоящее время наряду с классическим лекционным (аудиторным) обучением в современном образовательном процессе активно применяется обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, с применением учебной книги, компьютерное обучение и т. д.

Предоставленное государством право выбора форм и методов обучения соответствующим организациям, на наш взгляд, в полной мере отвечает устоям демократического общества и способствует реализации гарантии права на образование.

Вместе с тем позволим изложить мнение о том, что к такой свободе оказались не вполне готовы педагогический состав дошкольных и общеобразовательных учреждений, профессорско-преподавательский состав вузов, осуществляющих подготовку соответствующих кадров.

В конечном счете, и сами родители сегодня не вполне готовы оказать эффективную помощь своим детям в усвоении образовательных программ, поскольку сами не обучались по действующим стандартам.

По данным Федеральной службы государственной статистики, доля лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет, оценивающих неудовлетворительно качество образовательных услуг, получаемых их детьми в образовательных учреждениях, в процентах к общему числу лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет, составляет в 2013 г. – 10,1 %, 2015 – 16,3 %.

На интернет-форумах опубликованы мнения родителей о том, что программы обучения в общеобразовательных школах не адаптированы для сдачи экзаменов, представляется весьма сложным получить высокие баллы без дополнительных занятий, а также ввиду недостаточности школьных часов, чтобы изучить все темы. Вице-президент Общественного фонда социально-культурных инициатив «Арктик леди» С.

Сыромятникова высказывается в пользу репетиторства, аргументируя свою позицию следующим: вне зависимости от опыта, уровня и профессионализма учителя он не может охватить вниманием всех учеников, поскольку в городских школах в классах сидят по 30 и более человек.

Репетитор – это индивидуальные занятия с вашим ребенком, здесь уже учитывается, насколько ребенок знает тему, как быстро улавливает суть, и на основе этого составляется индивидуальная программа. Заместитель декана по воспитательной работе филологического факультета Северо-Восточного федерального университета М.М.

Габышева отмечает: «Учителя сами советуют своим ученикам заниматься дополнительно с репетитором. У учителя на дополнительные занятия с отстающими не остается времени: много бумажной работы. Заработок репетитора зависит от количества учеников. Если каждый день заниматься с учениками с утра до вечера, выйдет приличная сумма».

Вместе с тем неоспоримым является факт: для успешного поступления в вуз необходимы высокие баллы, что определяет необходимость обращения к репетитору.

Опрос учителей и анкетирование учащихся свидетельствуют, что с репетитором занимается более 60 % обучающихся десятых–одиннадцатых классов, а «репетиторствует» не менее 40 % учителей, кроме того, репетиторством занимаются 15,5 % преподавателей вузов и 8,9 % преподавателей техникумов.

Широко представлены репетиторские услуги в интернете, созданы и осуществляют свою деятельность различные интернет-сайты, оказывающие посреднические услуги в подборе репетиторов и учеников.

В контексте заявленной темы целесообразно отметить, что под репетиторством понимается проведение занятий с обучающимися с целью восполнения пробелов при освоении образовательной программы, оказания помощи в выполнении домашнего задания, подготовки к прохождению аттестационных и вступительных испытаний.

Вместе с тем приведенное определение имеет лишь прикладное значение, поскольку в отличие от ранее действовавшего Закона РФ «Об образовании»  ныне действующий федеральный закон не содержит определения «Репетиторство».

Согласно законодательным определениям «Образование», «Образовательная деятельность», а также «Педагогический работник», репетитор: а) не проводит образовательную деятельность; б) не является педагогическим работником. Таким образом, репетитор выполняет только лишь функции по обучению.

Принято считать, что репетиторство – это личное дело тех, кто преподает, и тех, кому преподают. Позволю не согласится с таким позиционированием репетиторства.

В настоящее время репетиторство осуществляется исключительно на основании договоренности, достигнутой между отдельным индивидуальным педагогом и заказчиком (как правило, таковыми являются родители либо лица, их замещающие) по поводу предоставления дополнительных платных образовательных услуг. Анализ проведенных материалов свидетельствует о единомыслии ученых в части определений такой деятельности как индивидуальной трудовой.

В соответствии с действующим законодательством рассматриваемый вид деятельности предполагает регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Часть 1 ст.

32 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает возможность осуществления образовательной деятельности индивидуальными предпринимателями.

При этом установлена возможность для индивидуальных предпринимателей вести образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников Невозможно исключить вероятность того факта, что в процессе оказания услуг репетитором может быть нанесен ущерб обучаемому, предполагаемый ущерб может быть как моральным (например, неоправдание ожиданий заказчика по итоговой аттестации), так и материальным (ненадлежащее оказание услуг), психологическим и др. Аргументируя возможность нанесения материального ущерба, следует отметить, что родители, реализуя свою потребность в детях, фактически загоняют себя в нищету. Так, доход супругов-инженеров челябинского завода – около 50 тыс. руб. Из них 10 тыс. уходит на репетитора для сына-школьника и частный детский сад для дочери. Другой пример: младший посещает платные занятия у репетитора – индивидуального предпринимателя, за которые заплачено 30 тыс. руб.

Подтверждением того, что неофициальное (нелегализованное) репетиторство наносит материальный вред заказчикам услуг, служит тот факт, что родители, обратившиеся к репетитору – индивидуальному предпринимателю, вправе возвратить налоговый вычет, а в случае обращения к самоорганизованному репетитору такого права у родителей нет. Используя личный опыт, подчеркну, что на сегодняшний день у государства в полной мере отсутствует механизм организационно-правового воздействия на такой образовательный сектор, как «Репетиторство».

Так, например, для того чтобы быть зарегистрированным в качестве репетитора на сайте-посреднике, необходимо лишь оформить заявку с предоставлением копий документов.

Читайте также:  Развод при наличии детей до 3 лет: особенности процесса в 2021 году

Каждый ли заказчик рассматриваемых услуг попросит предъявить документ, удостоверяющий личность, оригиналы документов, подтверждающих квалификацию педагога, каждому ли заказчику известно об обязанности педагога систематически повышать свой профессиональный уровень и то, какими документами должна быть подтверждена системность повышения профуровня? Родители и ученики абсолютно не защищены от предоставления услуг лицами, уволенными из образовательной организации по отрицательным мотивам, поскольку диплом у человека на руках, и педагогический стаж он может подтвердить вполне официально; студентами педагогических профессиональных образовательных учреждений различного уровня, так, например, на форуме «Как заняться репетиторством» указано «Я студентка 4 курса, беру 200 руб. / 1 час».

Стоит ли освещать предположение об эффективности привлечения в качестве репетитора лица, не только не имеющего должной квалификации, но и соответствующего опыта работы? Таким образом, в случае оказания услуг, по мнению заказчика, не в полном объеме и / или ненадлежащего качества все претензии к сайту, преподавателю так и останутся в рамках «мнение заказчика». Невозможно не согласится с утверждением Д.А.  Березина в части негарантированности и, по нашему мнению, необязательности достижения положительного результата педагогом ввиду того, что репетитор обязан предоставить свои услуги, т. е. обеспечить возможность усвоения обучающимся определенного уровня знаний; достигнет ли деятельность репетитора желаемого результата или нет, зависит от самого обучающегося, его способностей, внимательности. Обязательства по оказанию услуг опосредуют отношения, предметом которых являются услуги, не получающие овеществленного выражения, отличного от самой деятельности, в которой они воплощены.

Соответственно этому и оплата деятельности услугодателя не зависит от того, достигнут или нет полезный эффект услуги. Поскольку в настоящее время отсутствуют стандарты, требования к оказанию услуг репетитором, репетиторство в целом абсолютно свободно от требований, регламентаций, стандартов и безусловно, от государственного контроля.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг (репетиторство) должна подлежать обязательному лицензированию.

Именно лицензия является официальным документом, который разрешает физическому или юридическому лицу заниматься тем или иным видом деятельности, потребителям дает возможность среди множества предложений выбрать то, которое предоставляется на данном рынке цивилизованно.

И именно наличие лицензии у объекта обязывает государство осуществлять контрольно-надзорные функции в отношении лицензиата. Образовательная деятельность в соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит обязательному лицензированию.

Исходя из норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно». Таким образом, следуя логике законодателя, репетиторство не является образовательной деятельностью, следовательно, не подлежит лицензированию. Подчеркну, что индивидуальная педагогическая деятельность не лицензируется, за исключением таких случаев, когда индивидуальный предприниматель осуществляет указанный вид деятельности с привлечением педагогических работников.

В случае найма сотрудников для осуществления образовательной деятельности требуется получить соответствующую лицензию.

Анализ действующих законодательных и нормативных правовых актов свидетельствует о том, что деятельность репетитора и обучаемого в настоящее время на территории Российской Федерации носит сугубо индивидуальный, частный характер.

Косвенным подтверждением того, что государство не уделяет должного внимания вопросам репетиторства, является то, что в аналитических данных о средних потребительских ценах на отдельные виды услуг образования в ноябре 2016 г., приведенных Федеральной службой государственной статистики РФ, о репетиторстве сведений нет.

Ввиду специфики деятельности репетитора и потребителей услуг считаем абсолютно недопустимым оставление без внимания со стороны государства полного отсутствия контрольно-надзорных полномочий в отношении рассматриваемой категории.

В целях реализации государственных гарантий на охрану прав и законных интересов в сфере образования считаем необходимым: 1. Законодательно закрепить понятие «репетитор». 2. Установить, что деятельность репетиторов подлежит либо лицензированию, либо обязательной сертификации. 3.

На Рособрнадзор возложить: – функции по контролю, надзору над педагогами, предоставляющими услуги по репетиторству; – функцию по составлению и ведению реестра репетиторов. 4. Создать типовой свод правил оказания услуг репетитором, предусмотрев запрет на занятие таковой деятельностью лицами, уволенными по отрицательным мотивам.

5. Обязать учредителей сайтов-посредников оказывать свои услуги после проверки подлинности документов, подтверждающих квалификацию репетитора.

Услуги репетитора. Что делать, если услуга репетитором оказана некачественно?

  • Пятница,  23  Август  2019
  • В случае получения неудовлетворительных оценок в образовательном учреждении, возникает потребность в получении знаний с целью повышения успеваемости в школе, колледже или институте, для этого родители учеников и студентов обращаются к репетиторам.
  • Какие функции выполняет репетитор?
  • Репетитор – это индивидуальные занятия с учеником или студентом, где уже учитывается, насколько обучающийся знает тему, как быстро улавливает суть, и на основе этого составляется индивидуальная программа.

Таким образом, репетитор выполняет только лишь функции по обучению.

В настоящее время репетиторство осуществляется исключительно на основании договоренности, достигнутой между отдельным индивидуальным педагогом и заказчиком (как правило, таковыми являются родители либо лица, их замещающие) по поводу предоставления дополнительных платных образовательных услуг.

Обычно считается, что если репетитор оказывает услугу на дому у себя или у обучаемого, при этом получает систематическую прибыль, то он занимается предпринимательской деятельностью.

Предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (с.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ).

Поэтому репетиторство, как и любой из видов предпринимательской деятельности, направлено на систематическое получение прибыли. Таким образом, чтобы заниматься репетиторством на законных основаниях, необходимо зарегистрироваться соответствующем качестве (ИП, ООО, др.)

  1. Следует отметить, что единого подхода к определению систематичности нет,  совершение разовых сделок не свидетельствует о том, что человек ведет предпринимательскую деятельность.
  2. Более того, даже если гражданин получает доход систематически по гражданско-правовому договору, то это тоже не может однозначно свидетельствовать о наличии в деятельности гражданина признаков предпринимательства.
  3. Как определить, что услуга оказанная репетитором оказана некачественно?

Любая услуга в конечном итоге направлена на обретение ее заказчиком конкретного материального или информационного результата. Если он достигнут не полностью или вовсе не получено желаемое, значит, речь идет о некачественно предоставленной услуге.

  • Как доказать, что репетитором услуга оказана некачественно, если договор в письменном виде на оказание репетиторских услуг не был заключен?
  • Зачастую между заказчиком и репетитором договор на оказание услуги в письменном виде не заключается, поэтому в случае оказания некачественной услуги, подтвердить факт оказания репетиторским услуг данным исполнителем становится достаточно затруднительно.
  • Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться:
  • показания лиц, оплативших товары (работы, услуги);
  • расписки в получении гражданином денежных средств;
  • выписки из его банковских счетов;
  • акты (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за выполнение работ, оказание услуг;
  • размещение рекламных объявлений;
  • заключение договоров аренды помещений.
  1. Тот факт, что прибыль не получена, никакого значения не имеет, потому что извлечение прибыли — это цель предпринимательской деятельности, но не ее обязательный результат.
  2. При обращении к репетитору с претензией, на что я как заказчик могу рассчитывать?
  • бесплатно устранить выявленные нарушения и дефекты в установленные сроки;
  • уменьшить стоимость услуг соразмерно выявленным дефектам;
  • полностью компенсировать расходы, понесенные потребителем при устранении некачественных работ;
  • вернуть деньги потребителю в полном объеме.
  • Куда обращаться, если услуга оказана некачественно?
  1. Непосредственно к исполнителю услуги, то есть к репетитору. Необходимо составить претензию в письменном виде в двух экземплярах. Претензия оформляется в свободной форме, в ней можно сослаться на ст.29 Закона №2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей». Срок рассмотрения претензии 10 (десять) дней.
  2. В суд. В случае неудовлетворения требований в установленные законом сроки исполнителем, обращайтесь в суд с исковым заявлением.

Материал подготовлен с использованием открытых Интернет-ресурсов

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *