Справка об отсутствии судимости для директора школы

  • Как проверить наличие уголовного прошлого у кандидата на работу?
  • Почему работодателям критично знать о судимости соискателя?
  • Как не нарушить закон при проверке судимостей у будущего сотрудника?
  • Справка об отсутствии судимости для директора школы
  • Каждый владелец бизнеса хочет усилить команду и нанять компетентного сотрудника, который точно принесет пользу и будет успешно выполнять возложенные на него задачи.  

И, конечно же, никто не хочет видеть в штате потенциального «вредителя». Чтобы удостовериться в благонадежности кандидата и отфильтровать неподходящих людей еще до их трудоустройства, работодатель старается собрать как можно больше фактов биографии и проверить все сведения о человеке. 

Информация о криминальном прошлом – пожалуй, один самых ярких маркеров, характеризующих кандидата как потенциально опасного и нежелательного для трудоустройства. Спрос на услуги по проверке  судимости среди российских работодателей довольно высок: знать о судимости потенциального сотрудника в прошлом хотелось бы 58% работодателей (согласно опросу HeadHunter). 

Проверить будущего сотрудника на наличие судимости можно несколькими способами. Но не ожидайте, что это будет легко, а полученным данным можно будет доверять на все 100%. 

Итак, где можно узнать был ли человек судим?

Такой способ работает только по отношению к конкретным специальностям или сферам, в которых будет трудиться кандидат. Можно законно запросить справку об отсутствии судимости только, если потенциальный сотрудник:

  1. Будет осуществлять педагогическую деятельность (ст. 331 ТК РФ),
  2. Будет работать с несовершеннолетними (ст. 351.1 ТК РФ),
  3. Претендует на должность среди авиационного персонала (п. 3. ст. 52 Воздушного кодекса РФ),
  4. Претендует на должность руководителя, члена совета директоров или главного бухгалтера лизинговой компании,
  5. Будет работать частным охранником или детективом (ст. 11.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»).

Во всех остальных случаях – если вы запросите от будущего сотрудника справку из МВД о наличии у него уголовного прошлого, это можно расценить как нарушение ст. 65 ТК РФ.

Эта статья запрещает работодателю требовать при трудоустройстве сотрудника какие-либо документы, кроме установленных.

А отказ в трудоустройстве, если кандидат не предоставил нужные документы, напрямую нарушает 64 статью ТК РФ (то есть является немотивированным и попадает под определение «Дискриминация»).

Для этого надо выполнить кропотливую работу, которая требует внимательности и довольно много времени. Обычно для поиска по текстам судебных решений используются такие интернет-ресурсы как: Государственная автоматизированная система «Правосудие» (https://bsr.sudrf.ru/bigs/portal.html), «Судебные и нормативные акты РФ» (https://sudact.ru/) или сайты региональных судов. 

С точностью идентифицировать человека из постановления суда по ФИО бывает очень сложно.

Например, если мы проводим проверку кандидата с редкими фамилией и именем, то найденное решение суда может с высокой долей вероятности иметь отношение к проверяемому (особенно при совпадении региона проживания и судебного органа, выписавшего постановление).

Однако у условного «Иванова Ивана Ивановича» может оказаться несколько сотен полных тезок только в одном регионе. В такой ситуации точно идентифицировать человека не представляется возможным.

Обычно специалисты служб безопасности – это бывшие сотрудники МВД, прокуратуры и других ведомств. Для уточнения информации о кандидатах в некоторых компаниях они обращаются к своим коллегам, которые до сих пор работают в органах и имеют доступ к информации о судимостях физических лиц.

Такой метод проверки факта судимости нарушает закон, подвергает риску не только самого «безопасника», но и его коллегу из госструктур, а также компанию и ее руководство.

Тем не менее, многие коммерческие организации все еще используют «пробив через своих» при проверках благонадежности кандидатов на работу.

Спросить о судимости у самого кандидата во время собеседования – кажется проще всего. Но такой подход вряд ли приведет к какому-либо результату, так как вряд ли человек будет откровенничать на эту тему. В большинстве случаев, чтобы получить желаемое трудоустройство, кандидат будет скрывать факт судимости.

Более того, можно легко «обидеть» кандидата, спросив у него про судимость еще до официального трудоустройства. Доверие к работодателю (а, соответственно, и мотивация) у такого сотрудника будет подорвано еще до того, как он окажется на своем рабочем месте.

Безусловно, есть. Судимость – это серьезный показатель того, что человек уже один раз смог нарушить общеустановленные нормы и правила. Значит, потенциально он может нарушить их снова (будучи уже сотрудником вашей компании), принеся финансовые или репетиционные потери. 

Обычно, уголовные статьи, которые наиболее сильно «беспокоят» работодателей, это: 

  • 105 (Убийство),
  • 111 (Умышленное причинение вреда здоровью),
  • 228 (Наркотики),
  • 158 (Кража),
  • 159 (Мошенничество),
  • 161 (Грабеж).

Многое определяется должностью. Например, ТОП-менеджмент поголовно проверяется на уголовные и административные правонарушения.

Дополнительно обрабатываются все факты судимости в их ближайшем окружении – среди их родственников и близких друзей.

Даже малейший факт, который связывает кандидата должность с криминалом, может лишить человека желаемой должности, несмотря на то, что он подходит по навыкам.

В зависимости от занимаемой позиции особую важность приобретают отдельные статьи уголовного кодекса. Бухгалтеру или финансовому директору, судимому за мошенничество, определенно, лучше было бы отказать. Кладовщик или управляющий складом со 158-й статьей – это тоже не лучший вариант. 

Даже, если дело касается массовых вакансий без доступа к финансам или другим экономически значимым ресурсам – важно знать о криминальном прошлом человека, чтобы не допустить деструктивного влияния на компанию. Ведь найм человека с судимостью может испортить атмосферу в коллективе и негативно повлиять на других сотрудников.

Для большинства организаций важен только сам факт судимости, а ее причины уходят на второй план. Часто случается, что кандидату отказывают при наличии любой статьи – пусть даже это будет статья за преступления, совершенные за рулем автомобиля, случайно и без злого умысла.

Есть и обратные исключения, когда важен не сам факт судимости, а то как она может повлиять на соотношение выгод и рисков. Приведем случай, когда судимость была выявлена, но не стала причиной отказа.

Этой историей поделился с нами один сотрудник службы безопасности, пожелавший остаться анонимным. В ней используются сразу 3 метода получения данных о судимости соискателя: проверка через коммерческие базы, запрос информации через «свои» источники в органах и разговор непосредственно с самим соискателем.

«При проверке соискателя по одной из коммерческих баз выясняется факт задержания человека за разбой.

Не знаю степень заинтересованности отдела кадров в трудоустройстве данного кандидата, но через руководство приняли решение проверить глубже. По официальным источникам выявили, что он реально был судим.

Но что-то дернуло, и я позвонил кандидату.

Оказалось, парнишка действительно был осужден и какое-то время находился в местах лишения свободы, но у него был стержень, и он добился пересмотра и был полностью оправдан и реабилитирован. 

Потом он успешно работал и очень хорошо себя проявил.»

Как мы выяснили, 100% достоверную информацию о судимости кандидата получить не так-то просто. По крайней мере – легально. Стоит ли связываться с противозаконными способами «пробива» потенциальных сотрудников – каждая компания решает сама. Также малоэффективными являются проверки через открытые базы судебных делопроизводств и через коммерческие базы.

Сервис проверки кандидатов CheckPerson предлагает воспользоваться альтернативным решением – скорингом правовой благонадежности.

В отличие от представленных в этой статье методов, оценка правовой благонадежности с помощью скоринга позволяет в течение нескольких минут с высокой степенью точности определить характер отношений человека с законом.

И самое главное – она полностью легальна! Подробнее о скоринге правовой благонадежности, а также других видах проверок CheckPerson вы можете узнать у наших менеджеров. Заполните заявку на бесплатную консультацию, и специалисты CheckPerson свяжутся с вами в течение рабочего дня.

Частые вопросы по справкам о несудимости

  Справка о несудимости потребуется, если Вы собираетесь…

  • устроиться на службу по контракту через военкомат;
  • начать работать как в государственных, так и в некоторых частных учреждениях;
  • оформить документы на выезд из страны;
  • легально проживать на территории другого государства;
  • оформить визу для стран Европы, Латинской и Северной Америки
  • получить вид на жительство;
  • продлить вид на проживание;
  • получить иностранное гражданство;
  • сотрудничать с банковскими и кредитными организациями;
  • обратиться в организацию арбитражных управляющих;
  • являетесь акционером/топ-менеджером российского банка
  • получить лицензию на ведение профессиональной деятельности в сфере обращения ценных бумаг;
  • оформить или восстановить паспортные документы;
  • решить вопросы по усыновлению детей в органах попечительства и опеки;
  • получить разрешение на оружие;
  • участвовать в тендерах и т. д.

На справке о несудимости срок действия не указывается, на ней будет стоять дата выписки справки. Срок действия документов устанавливается истребующим справку органом (полицией, консульством и т.д.), обычно он составляет 3-6 месяцев.

Можно ли оформить доверенность, если я нахожусь за границей?

Если вы являетесь иностранным гражданином и постоянно проживаете за границей, или вы российский гражданин, временно проживаете за рубежом, то доверенность нужно делать на русском языке и заверять ее в консульстве РФ (консул РФ наделен полномочиями на совершение нотариальных действий). 

Можно ли за доплату сделать справку о несудимости быстрее? Да, обычно это возможно. Более подробно узнавайте по телефону.

Cамостоятельное оформление справки о несудимости занимает до 30 календарных дней, ниже адреса и телефоны:

Главный информационно-аналитический центр МВД РФ (ГИАЦ МВД России): Адрес: Москва, ул. Новочеремушкинская, 67

Телефон: 332-30-58 
ГУВД города Москвы — выдаёт справки, кто прописан в Москве Адрес: Москва, 2-ой Колобовский переулок, 8 (Петровка, 38) Телефон: +7 495 694-93-20 ГУВД Московской области — выдаёт справки жителям Московской области Адрес: Москва, Петровско-Разумовская аллея, 6 

Порядок выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости, форма и порядок ее заполнения определены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным Приказом МВД РФ от 7 ноября 2011 г. N 1121. Так, согласно пп. 74.4, в случае если уголовное преследование было прекращено в связи с примирением сторон, если только это не дело частного обвинения (уголовное дело о преступлении по ст. 158 УК РФ к таковым не относится), указанный факт находит отражение в справке: 74.4 В графе «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации» указываются: дата возбуждения уголовного дела, наименование органа, принявшего решение, пункт, часть, статья уголовного закона, дата и основание прекращения уголовного преследования, при наличии сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по следующим основаниям: в связи с истечением сроков давности уголовного преследования; вследствие акта об амнистии; в связи с примирением сторон…

Читайте также:  Получение наследства по истечении срока давности

Справка о несудимости: в правовом тупике – и учителя, и директора

Кириллова Светлана, Вавилова Анна

Но многое зависит от взвешенной позиции учредителя

Впоследнее время несколько Российских законов потребовали от учителей безупречного прошлого, подтвержденного справками, которые никто кроме самого педагога получить не может. О возникших коллизиях мы беседуем с  заместителем директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования НИУ ВШЭ Анной ВАВИЛОВОЙ.

– Учителя задают вопрос: зачем каждому нужно лично идти за справками об отсутствии судимости и венерических заболеваний? В одном муниципалитете школы, при посредстве управления образования, получили эти справки на всех учителей. Директор школы объяснила педагогам: мы вас от хлопот избавили. Насколько законны ее действия?

– В первую очередь отметим, что речь идет не о справке об отсутствии венерических заболеваний, а о справке, подтверждающей, что у педагога нет заболеваний, при которых педагогическая деятельность запрещена статьей 331 Трудового кодекса (это не только венерические заболевания).

Выдавать школе из поликлиник такую справку, даже по запросу и через посредство учредителя, незаконно, потому что она содержит информацию о состоянии здоровья гражданина, т.е. персональные данные. Согласно п.1.1 ст.

6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных невозможна без согласия самого субъекта персональных данных.

Поликлиника, которая передала школам информацию об учителях – пусть даже по запросу учредителя, – может понести наказание за нарушение закона о персональных данных и за разглашение врачебной тайны согласно п. 1 ст. 13 Закона об охране здоровья.

– Еще более удивительный факт: администрация требует от педагога справку о состоянии здоровья, но в диспансере или поликлинике ему эту справку отказываются выдать, мотивируя тем, что информация эта закрытая, а он собирается передавать ее третьему лицу – то есть администрации школы. Другая версия отказа – в диспансере требуют запрос от школы… Получается заколдованный круг!

– По Закону об охране здоровья граждан (п.1 ст. 22) каждый человек имеет право на достоверную информацию о состоянии собственного здоровья, о наличии у него тех или иных заболеваний.

Любую справку о состоянии здоровья ему обязаны выдать без всякого запроса со стороны работодателя.

А далее – по закону о персональных данных – человек сам распоряжается своими персональными данными и может по собственной воле передать их кому угодно.  

– Многие директора жалуются, что для них не вполне понятна ситуация с запретом на профессию для тех педагогов, у которых в прошлом была судимость. Некоторые руководители сельских школ говорят: у нас же село, почти все мужчины – судимые: и учитель технологии, и учитель физкультуры… И заменить их некем. Как быть?

– Эта ситуация сегодня четко регулируется ст. 331 Трудового кодекса, которая не допускает к педагогической деятельности тех, у кого была судимость по ряду преступлений, в том числе направленных на жизнь и здоровье человека.

Норма закона в этом отношении звучит довольно жестко.

Обратите внимание, что речь не идет о лицах, имеющих неснятую, непогашенную судимость, а о тех, кто имел судимость когда-либо в прошлом (даже если она уже погашена) либо просто подвергался уголовному преследованию (исключение – преследование прекратили по реабилитирующему основанию). То есть не просто судимость, но даже факт возбуждения уголовного дела за преступления против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства (а также иные преступления, перечисленные в ТК) навсегда закрывает для человека возможность педагогической работы.

  • Если у администрации ОУ нет возможности найти при таких условиях учителей среди местных жителей, законный выход один – искать педагогов в других местах.
  • – Некоторые директора школ говорят: если при приеме на работу мне не предоставляют справку о несудимости, я закрываю глаза и предлагаю принести потом – если потребуется…

– Это уязвимая позиция. Учредитель вправе будет обвинить директора ОУ в халатности. В ст.

65 Трудового кодекса зашит определенный механизм: он требует, чтобы справка об отсутствии судимости, сделанная по определенной форме, находилась в составе документов, запрашиваемых при приеме на работу в ОУ.

Администрация школы имеет полное право даже отказать педагогу в приеме на работу, если он не предоставил все документы в соответствии с ТК.

– Когда ужесточились требования к тому, чтобы в школе работали только люди с безупречным прошлым, появились и новые проблемы.

Рассказывают о школе, где такую справку требуют уже второй год подряд со всех учителей.

И когда администрации этого ОУ задают вопрос, зачем она это делает, следует ответ: «На нас давит учредитель!» Сколько раз педагог должен предоставлять в администрацию ОУ справку, что он не был судим?

– Следуя Трудовому кодексу, требоваться эта справка должна только при приеме на работу. По закону в других случаях такого права у школьной администрации нет. Возникает вопрос: как быть с педагогами, давно работающими в этой школе и не приносившими при поступлении на работу справок об отсутствии судимости? Да никак! Закон об этом ничего не говорит. А настаивать администрация ОУ не может.

Вопрос лишь в том, как договорятся между собой администрация и конкретный педагог. Учредитель может требовать от администрации школы все что угодно. Но если учитель уже работает в школе, он имеет полное право эту справку не приносить. Конечно, любому здравомыслящему человеку понятно, что педагогам лучше не обострять отношения, а пойти навстречу администрации ОУ.

Но для кого-то из давно работающих учителей обиден сам факт, что их в чем-то подозревают. Обращаю внимание на то, что ситуация со справками об отсутствии судимости отличается от ситуации со справками об отсутствии у педагога заболеваний, препятствующих работе. В случае если работник не принес справку из поликлиники или диспансера, он отстраняется от работы без сохранения жалованья.

Тот, кто не хочет идти навстречу администрации ОУ и принести справку об отсутствии судимости, зачастую продолжает работать. Проблемы возникают не у него, а у директора школы (например, с прокуратурой). Поэтому мы можем говорить о некоем правовом тупике. С одной стороны, в школе не могут работать люди, ранее судимые за преступления против личности.

С другой – мы не имеем реальных механизмов проверить, был судим педагог ранее или нет.

На сегодняшний день единственная законная возможность администрации ОУ получить с педагога справку о несудимости – при его устройстве на работу.

– К слову, об устройстве на работу. Администрация школы объявила педагогам: учредитель требует от нас, чтобы вы принесли справки о несудимости. С теми, кто не захочет этого делать, мы расторгнем трудовой договор. Потом договор будет снова заключен, но в этом случае вы уже по закону обязаны принести эту справку. Насколько законно такое действие администрации?

– Это незаконно, потому что если у нас с работником действительно перезаключается контракт, необходимо соблюсти сначала процедуру увольнения, а потом процедуру приема. Для того чтобы заключить новый трудовой договор, нужно сначала расторгнуть старый.

Для расторжения старого договора должно быть основание, предусмотренное Трудовым кодексом: собственное желание, нарушение со стороны работника, факторы, не зависящие от обеих сторон… Вопрос, как мы видим, не в том, на каких основаниях подписывается новый договор, а на каком основании расторгается старый.

Работник может спокойно не писать заявление по увольнению «по собственному желанию», если этого желания нет.  

– Но если школа только объявит о перезаключении трудового договора, а реально этого не сделает?..

– У нас любят процедуру так называемого «перезаключения трудового договора», хотя в реальности при этом старый договор не расторгают, а новый не заключают. В этом случае «перезаключением» называется процедура внесения изменений в трудовой договор.

Реально работника никто не увольняет, никто не выдает ему расчет и трудовую книжку, никто не вносит в нее запись о прекращении трудового договора. С педагогом просто подписывают новый текст договора. Но простое внесение изменений в трудовой договор – не повод требовать от работника в обязательном порядке справку о несудимости.

По закону требовать от учителя заново все документы для приема на работу можно лишь тогда, когда мы его сначала уволили, а потом на работу приняли.

– Директор школы объявила педагогам: если к такому-то числу такой-то и такой-то не принесет справки о несудимости, меня могут посадить. Действительно могут?

– До тех пор, пока директор ОУ не знает о возможной судимости учителя и не имеет легальных возможностей узнать, директор не совершает никакого правонарушения. Конечно, если он сможет доказать, что запросил у работника справку и получил от него отказ в предоставлении информации.

У нас уголовная и административная ответственность – это ответственность виновная: чтобы понести ответственность, директор должен сознательно, то есть виновно, принять на работу того, кого по закону нельзя было допускать к работе с детьми. Для этого надо знать, что этот учитель когда-то совершил какие-то преступления.

А как руководитель ОУ мог знать об этом? Ведь информация о судимости является закрытой и охраняется законом!

– Некоторые педагоги говорят, что при приеме на работу они просто показали свою трудовую книжку. И сказали: в ней нет ни дня пропуска, и это не менее надежно, чем справка об отсутствии судимости. У одних этот аргумент при приеме на работу сработал, у других – нет. Может ли предъявление трудовой книжки заменить справку из органов внутренних дел?

– Трудовая книжка не подтверждает отсутствия  у педагога судимости. У нас есть разные виды наказаний: бывает, что наказание назначается условно и человек имеет возможность ходить на работу. Многие из наказаний вполне совместимы с работой. Кроме того, работодатель в принципе не обязан увольнять работника за то, что тот какое-то время не работал.

Педагог может запросить отпуск без сохранения зарплаты – и работодатель может ему такой отпуск предоставить, причем длительный, даже на несколько лет (например, по семейным обстоятельствам).

Если работник не сообщил, что на самом деле причиной просьбы об отпуске является назначение уголовного наказания (а правоохранительные органы не довели эту информацию до директора ОУ), то администрация школы может и не знать о судимости. Отпуска в трудовую книжку не вносятся.

Читайте также:  Возврат денег за обучение в ВУЗе: поступила в институт на специальность &laquo

В итоге может получиться так, что по записям в трудовой книжке учитель работал в школе, но в реальности он был судим. Поэтому предъявлением трудовой книжки нельзя заменить справку об отсутствии судимости. Если администрация школы при приеме педагогов на работу учитывала только их трудовые книжки, то у нее могут возникнуть проблемы.  

– Мама-учительница защищала детей от пьяного мужа и сломала ему руку. У нее есть судимость. Двадцать лет она работала в школе, а сейчас ей предлагают уволиться. Что делать?

– Вопрос в том, правильно ли было проведено следствие по уголовному делу и адекватным ли было решение суда. Лицо не признается виновным, если наносит нападающему повреждения, защищая себя и других. Ситуация необходимой обороны исключает вину.

Возможно, учительница совершила ошибку, не обжаловав сразу такой приговор суда. Сейчас для нее единственная возможность – обратиться к уголовно-процессуальному кодексу и попробовать пересмотреть уже вынесенный приговор.

Если получится изменить вынесенное тогда решение суда по уголовному делу, то на работе к ней никаких претензий не будет. Если она защищала жизнь и здоровье детей и не превышала пределов необходимой обороны, то никакой судимости у нее не должно быть в принципе.

Если же обстоятельствами дела это не подтверждается либо превышены пределы – администрация школы уже не имеет никакой другой возможности, кроме увольнения.

Справка о судимости при приеме на работу

Федеральным законом № 387 было внесено изменение в ст. 65 ТК РФ. С 06.01.2011 г справка о судимости при приеме на работу стала обязательным документом, который кандидат предъявляет нанимателю. Однако специально уточняется, что правило применимо только к отдельным категориям должностей.

Полностью этот документ называется «Справка о наличии (отсутствии) судимости и(или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования». Оформляется на гербовой бумаге с штампом подразделения ИЦ МВД, скрепляется синей печатью.

В форме указываются ФИО гражданина (в том числе прежние), место и год его рождения. При отсутствии судимости или прекращении преследования по реабилитационному основанию (когда в ходе рассмотрения дела не было найдено достаточно доказательств для приговора) во всех соответствующих строках пишется фраза «Не имеется». При наличии вносятся:

  • дата вынесения приговора;
  • наименование судебного отделения;
  • основание – статья УК РФ (РСФСР);
  • срок, вид наказания;
  • дата выхода на свободу;
  • основания для снятия или погашения судимости.

Справка о судимости предъявляется только при приеме на работу, подшивается в личное дело. Требования к действующим сотрудникам принести документ неправомочны. Это в полной мере относится и к тем, кто трудоустроился после введения в действие изменений в ТК HA, но не предоставил обязательную по закону справку о судимости при приеме на работу по вине кадровика.

Во избежание недоразумений с надзорными органами сотрудника, про судимость которого станет известно, лучше уволить на основании ст. 83 ТК РФ (опасаться обвинения в трудовой дискриминации при этом не следует). Предварительно необходимо предложить ему занять другую доступную должность.

В каких случаях обязательна справка?

Трудовой кодекс РФ ограничил права судимых на работу на некоторых должностях. Так, отсутствие у гражданина проблем с законом обязательно при занятии педагогической деятельностью (ст. 331 ч. 2 ТК РФ): справка о судимости в образовательные учреждения необходима. Не возьмут на работу совершивших преступления:

  • против основных прав человека – жизни, здоровья, свободы, личности (ст. 105–-125, 126-127,2 УК РФ). Редкое исключение составляют осуждение за клевету, незаконную госпитализацию в психиатрическую больницу;
  • против половой неприкосновенности (ст. 131–135 УК РФ);
  • против лиц, не достигших 18-летия, нравственных, семейных, общественных ценностей (ст. 228–245 УК РФ);
  • конституционных основ, государственной, мировой и общественной безопасности (ст. 205–227, 275–284 УК РФ);
  • по тяжким и особо тяжким преступлениям, если судимость не снята и не погашена (Постановление КС РФ № 19-П от 18.07.2013г.).

Часть 1 статьи 351.1 ТК РФ называет отсутствие проблем с законом обязательным требованием к кандидатам на должность в организациях, деятельность которых связана с участием несовершеннолетних. То есть на вопрос, нужна ли справка о судимости при приеме на работу в школу, ответ однозначный — да. Кроме этого, бывшие преступники не смогут трудоустроиться в учреждения:

  • школьного, дошкольного воспитания и образования (школы, детские сады, летние лагеря);
  • спорта, культуры, искусства (центры детского творчества, спортивные секции);
  • отдыха, лечения, оздоровления, отделов соцзащиты и социального обеспечения (больницы и т. д.)

При этом требование относится не только к квалифицированным и руководящим сотрудникам. Так, справка о судимости в учреждение здравоохранения общего профиля обязательна для хозяйственного, обслуживающего персонала, работающих на неполную ставку, стажирующихся и т. д.

Еще одна категория должностей связана с безопасностью:

  • в органах государственой власти (прокуратура, ФССП, таможня и т. д.);
  • в компаниях, чья деятельность связана с хранением «чужих» денег (кредитный кооператив, инвестиционные и иные фонды, рынок ценных бумаг);
  • на общественных объектах, транспорте (авиалинии, ТЭК);
  • в организациях, сотрудники которой по служебной необходимости носят оружия (частные детективы, ЧОП).

Эта категория должностей не попала под запрет для судимых граждан напрямую. Однако, чаще всего, положения о необходимости справки содержатся в коллективных договорах и локальных актах. Поэтому вопрос «обязательна ли справка о судимости при приеме на работу?» – лучше узнавать в отделе кадров.

Где получить справку о судимости

Проверкой судимости и выдачей справок занимаются специалисты региональных Информационных центров МВД РФ. В некоторых областях, особенно отдаленных, документ можно заказать в местном РОВД.
Справку запрашивают:

  • лично в ИЦ МВД. Сотрудники предложат заполнить форму-заявление и показать паспорт;
  • через МФЦ (здесь же выдают готовые документы);
  • через портал госуслуг. Для этого обязательна регистрация с подтверждением личности.

При заказе справки о судимости при приеме на работу, где ее получить -выбирает сам кандидат на замещение вакансии.

Прядок выдачи справки от приема заявления до получения документа регулируется Приказом МВД № 1121 от 07.11.2011 г. В нем определено, в частности, что справка готовится не более месяца.

Госпошлины за ее выдачу не предусмотрено. Заказать ее может только сам гражданин или его представитель по нотариальной доверенности, в которой прописано соответствующее право.

Готовый документ заявитель получает в запечатанном конверте.

Государственные органы власти могут запрашивать и получать информацию об отсутствии или наличии судимости о своих сотрудниках по межведомственному каналу. При этом допускаются «групповые» запросы. Все, что нужно сделать работнику – расписаться под согласием на получение личных (персональных) данных третьими лицами. См. «Персональные данные с 1 июля 2017 года: ужесточение штрафов».

Срок действия справки

Ни в бланке, ни в законе не определено, сколько действительна справка о судимости. Каждая организация, как правило, сама решает, требуется ли «обновлять» документ по ходу трудовой деятельности. Зачастую ее подшивают в личное дело работника и новая справка ему бывает нужна, только когда он устраивается в другую компанию.

При приеме на работу некоторые руководители и кадровики требуют, чтобы справка была «свежая», не старше 6 месяцев. Это не противоречит закону. Для тех, кто по долгу службы часто ездит за границу, обновлять справку придется хотя бы раз в год: в некоторые страны без нее нельзя оформить визу.

Порядок предоставления работникам образовательных организаций справок о наличии (отсутствии) у них судимости

Новиков В.С.

  • Порядок предоставления работникам образовательных организаций справок о наличии (отсутствии) у них судимости
  • Учебно — методическое пособие
  • Москва – 2013

Рецензент – доктор педагогических наук, профессор А.К. Маренго

Учебно-методическое пособие адресовано руководителям образовательных учреждений, учителям и слушателям курсов системы повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, а также всем гражданам России.

© Новиков В.С., 2013

  1. Введение
  2. Мерами государственной политики в области образования и правового воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров являются:
  3. 1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности;
  4. 2) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;
  5. 3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей;
  6. 4) распространение программ дополнительного правового образования для взрослых;
  7. 5) повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета «Право», а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования;
  8. 6) совершенствование уровня подготовки профессиональных кадров юридического профиля для замещения ими соответствующих должностей;
  9. 7) формирование прогноза потребностей экономики на федеральном и региональном уровне в специалистах с высшим юридическим образованием, включая разработку перечня направлений (специализаций) юридической подготовки, ориентированных на области практической деятельности юриста;
  10. 8) распространение положительного опыта образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, по созданию и функционированию юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению1.
  11. В целях правового информирования и правового просвещения населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети «Интернет» либо доводить до граждан иным способом следующую информацию:
  12. 1) порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи;
  13. 2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей;
  14. 3) компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц;
  15. 4) правила оказания государственных и муниципальных услуг;
  16. 5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;
  17. 6) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.
  18. Обязанности по правовому информированию и правовому просвещению населения, в том числе по правовому информированию граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут также возлагаться на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов.
  19. 1. Изменения и дополнения в действующее законодательство РФ
Читайте также:  Как усыновить ребенка: требования к усыновителям

07 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 23.12.2010 № 387 ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона ”О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и Трудовой кодекс Российской Федерации»

Указанный закон внес следующие изменения и дополнения:

— дополнил абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;

— дополнил п.11 ч.1 ст.77 ТК РФ. Основаниями прекращения трудового договора являются:

11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса);

дополнил п.13 ч.1 ст. 83 ТК РФ. Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

13) возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Прекращение трудового договора по основаниям, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

— дополнил абз. 5 ч.1 ст.84 ТК РФ. Трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 ТК РФ), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях:

заключение трудового договора в нарушение установленных настоящим ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности;

— дополнил ч.2 ст.331 ТК РФ. К педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— ввел новую ст. 351.1 ТК РФ. Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 7 мая, 17, 24 июля, 10, 25 ноября 2009 г., 27 июля, 23, 29 декабря 2010 г., 17 июня, 1, 18, 19 июля, 7, 21, 22, 28, 30 ноября, 7 декабря 2011 г., 29 февраля, 1, 23 апреля 2012 г.);

— аналогичные изменения внесены в статью 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

к) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя, в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации). Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г., 5 февраля, 19 июля, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 19 июля, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 1, 18 июля, 3 декабря 2011 г., 1 апреля 2012 г.).

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который намерен осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности (в случае, если данное физическое лицо имеет или имело судимость, подвергается или подвергалось уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности);

— аналогичные изменения внесены в Семейный кодекс РФ Федеральным законом № 386-ФЗ от 23.12.2010г. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности (абз.5 ч.1 ст.127 СК РФ);

лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления (абз.6 ч.1 ст.127 СК РФ);

Не могут быть назначены (Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 24 апреля, 30 июня 2008 г., 23 декабря 2010 г., 4 мая, 30 ноября 2011 г.) опекунами (попечителями):

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности (абз.2 ч.1 ст.146 СК РФ);

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления (абз.3 ч.1 ст.146 СК РФ).

Одновременно в законе указано, что данные положения не применяются к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Таким образом, с 07.01.2011 г. государство устанавливает дополнительные гарантии безопасности в отношении несовершеннолетних от проявлений физического и психического насилия.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *