Продолжение службы, после получения жилья

Продолжение службы, после получения жильяВоенная ипотека при увольнении с военной службы нередко становится серьезным финансовым испытанием для увольняющегося лица. Механизм льготного кредитования действует в РФ с 2005 года и разработан специально для содействия военнослужащими в приобретении собственного жилья. Обычно, пока военный служит, проблем с ипотекой не возникает, поскольку за все платит государство. Но как быть с невыплаченным долгом, если заемщик решил сменить род деятельности или вынужден уйти по здоровью, по болезни или по окончанию контракта? Ответ на эти и другие подобные вопросы вы найдете в нашей статье.

Что такое военная ипотека?

Военная ипотека (далее сокращенно ВИ) – это специальная программа, с помощью которой российские военнослужащие могут приобретать жилье на льготных условиях. Приобретение собственных квадратных метров осуществляется в рамках НИС – накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения в РФ.

Программа работает по следующему механизму:

  1. Сначала лицо должно стать участником НИС. Некоторые военнослужащие становятся участниками автоматически, а некоторым для участия необходимо написать соответствующий рапорт.
  2. После того, как лицо получило статус участника НИС, ему открывают личный именной накопительный счет. На этот счет каждый год зачисляется определенная сумма денег.
  3. После 3 лет участия в НИС лицо вправе составить рапорт с просьбой о выдачи свидетельства, подтверждающего право на целевой жилищный заем – ЦЖЗ.
  4. Далее военнослужащий получает свидетельство и подбирает жилище, которое он хотел бы приобрести на льготных условиях.
  5. Следующий шаг – обращение в банк. Обращающийся должен собрать требуемый пакет документов и подать заявку на получение кредита. Если ссуду одобрят, между военнослужащим, банком и ФГКУ «Росвоенипотека» заключается трехсторонний договор ЦЖЗ.
  6. В банке клиенту открывают счет, на который переводятся деньги из личного именного накопительного счета. Эти средства зачисляются в качестве первоначального взноса.
  7. После этого служащему остается подписать кредитный договор с банком и заключить сделку на приобретение недвижимости.
  8. На финальном этапе военный регистрирует право собственности на недвижимость в Росреестре.

Погашение осуществляется за счет регулярных начислений из госбюджета. Однако это длится только до тех пор, пока служит заемщик. Кстати, последний может дополнительно использовать для покупки личные средства и даже материнский семейный капитал. На ту сумму, что была выложена из собственного кармана, можно получить налоговый вычет.

Срок военной ипотеки

Продолжение службы, после получения жильяСрок сделки напрямую зависит от возраста заемщика или от того, сколько последнему осталось служить до выхода на пенсию. Предельный возраст пребывания на службе мужчин, которые имеют воинские звания, начинается от 50 лет, женщин – 45 лет.

Пока военный служит, ежемесячные платежи за него платит государство. Но иногда участники ВИ увольняются до момента полного погашения долга. В такой ситуации судьба невыплаченного кредита, как и судьба приобретенного жилья, будет зависеть от ряда факторов, в частности, от:

  • выслуги лет увольняемого;
  • возможности самостоятельного погашения задолженности.

Основания увольнения военнослужащего

Военнослужащий может прекратить службу по одному из оснований перечисленных в ст. 51 №53-ФЗ. По стандартному правилу, если лицо увольняется, то оно обязано:

  • первое – вернуть в госбюджет сумму ЦЖЗ (то, что уже получено от государства);
  • второе – выплатить остаток задолженности перед банком.

Все эти выплаты осуществляются из личных сбережений уволенного.

Однако стандартное правило имеет ряд исключений, которые связаны с причиной прекращения военным службы. В частности, законодатель устанавливает так называемые льготные основания увольнения, когда лицо уходит по обстоятельствам, не зависящим от его воли.

Пример — увольнение по состоянию здоровья (признание военнослужащего непригодным к военной службе или признание солдата, матроса ограниченно годным), по ОШМ (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с целью изменения структуры объекта), по возрасту или по семейным обстоятельствам.

Кроме льготных, выделяют еще нейтральные (положительные) и отрицательные (дискредитирующие) основания увольнения. Последние еще часто называют увольнением по статье.

Таблица №1. Основания увольнения с военной службы по статье.

Нейтральные
Отрицательные
Увольнение в связи с:

  • окончанием контракта;
  • приостановлением военной службы;
  • переходом в ОВД, ГПС, ФТС или ФСИН;
  • переводом на федеральную гражданскую госслужбу;
  • нарушением контракта в отношении служащего;
  • назначением лица руководителем субъекта РФ или членом СФ;
  • избранием депутатом или главой муниципального собрания;
  • по собственной инициативе при подтверждении уважительных причин.
Увольнение в связи с:

  • лишением звания;
  • утратой доверия;
  • лишением свободы;
  • отчислением из ВОО;
  • вступлением в силу судебного решения о запрете занимать воинскую должность;
  • прекращением гражданства РФ, приобретением гражданства другой страны;
  • невыполнением условий контракта;
  • не допуском к гостайне;
  • непрохождением испытания;
  • нарушением установленных законом ограничений;
  • употреблением наркотиков, психотропных препаратов.

Выслуга

Продолжение службы, после получения жилья

На определенные послабления также могут рассчитывать лица после 10 лет службы, но только если уход со службы осуществляется по льготному основанию. Те, у кого не наберется 10 лет выслуги, при увольнении окажутся в самых невыгодных условиях.

Военная ипотека при увольнении: последствия

Когда речь идет о ВИ при увольнении военнослужащего, каждую ситуацию необходимо рассматривать индивидуально. Однако разберем наиболее типичные случаи увольнения военных с учетом причины ухода со службы и военного стажа.

При выслуге в 20 лет

Если лицо отслужило 20 и более лет (это касается и случаев со льготным исчислением), а затем решило уволиться или его решили уволить, вопрос с недвижимостью, приобретенной по программе ВИ, разрешается согласно следующим правилам:

  1. Купленное жилье остается в собственности у военнослужащего.
  2. Средства ЦЖЗ, а также ежемесячные платежи от Росвоенипотеки возврату не подлежат. Другими словами, то, что уже получено от государства, отдавать не нужно.
  3. Обременение, которое было наложено в пользу государства, должно быть снято. Для снятия обременения служащему нужно написать соответствующий рапорт, подать документ в свою воинскую часть и дождаться отправки сведений из части в Росвоенипотеку.
  4. Невыплаченная часть кредита погашается военнослужащим из собственных средств. При этом ипотеку из статуса военной могут перевести в статус гражданской. Часто это тянет за собой изменение кредитной ставки.

Если лицо, отслужившее 20 лет, не приобрело жилье через программу ВИ, накопившиеся в системе НИС средства разрешается использовать по своему усмотрению. Для получения положенной суммы необходимо подготовить соответствующий рапорт.

При увольнении по льготным основаниям с выслугой менее 20 лет

Увольняющийся вправе рассчитывать на особые условия погашения ВИ, если он увольняется:

  1. В связи с признанием его непригодным к дальнейшему прохождению службы.
  2. По ОШМ (при наличии не менее 10 лет выслуги).
  3. По возрасту или семейным обстоятельствам (при наличии не менее 10 лет выслуги).
  4. А связи с признанием лица ограниченно годным (при наличии не менее 10 лет выслуги).

Во всех перечисленных случаях владельцем недвижимости остается уволенный, а полученные от государства деньги возвращать назад не нужно. Обременение, наложенное в пользу государства, снимается.

Кроме этого, военнослужащему должны перечислить так называемые дополнительные выплаты, сокращенно — допы. Эти деньги выступают специальной компенсацией для лица, которое вынуждено завершить военную карьеру по объективным причинам.

Сумма определяется по специальной формуле. Сначала нужно подсчитать, сколько времени необходимо осталось отслужить человеку для достижения 20-летнего стажа.

Полученное значение умножается на размер годового накопительного взноса, который действует в году прекращения службы.

Пример:

На момент увольнения военный стаж составляет 12 лет, 6 месяцев, 15 дней. До «двадцатки» осталось 7 лет, 5 месяцев и 15 дней. Размер взноса в 2020 году – 288410 рублей.

Получается: (288410*7) + (288410*5/12) + (288410*15/366) = 2018870 + 120170,83 + 11820,08 = 2150860,91 рублей.

Допы выплачиваются в течение 3 месяцев с момента подачи соответствующего прошения в орган военного управления. За счет этих «бонусов» уволенный может погасить остаток по кредиту.

В случае недостачи задолженность перед банком придется покрыть самостоятельно.

Только после полного погашения кредита из недвижимости будет снято второе обременение, зарегистрированное в пользу банковского учреждения.

Увольнение по иным основаниям и с выслугой менее 10 лет

Если увольнение осуществляется по иным основаниям, в том числе по собственному желанию, по НУК (несоблюдению условий контракта), либо по льготным основаниям, но с выслугой менее 10 лет, последствия будут следующими:

  1. Приобретенное жилье останется в собственности военнослужащего.
  2. Все полученные по программе ЦЖЗ средства придется вернуть государству. Урегулирование возврата денег осуществляется после обращения уволенного в Росвоенипотеку. На погашение долга перед государством выделяется срок до 10 лет.
  3. Остаток невыплаченного кредита в пользу банка также необходимо выплатить из собственных средств.
  4. Обременения с жилья снимают после погашения задолженности перед государством и перед банком.

Лица, которые ушли из службы по нейтральным основаниям, возвращают средства ЦЖЗ без начисления процентов. Тем, кто уволился по дискредитирующим основаниям, придется вернуть субсидию вместе с процентами в размере ключевой ставки Центробанка.

Восстановление на службе

Иногда военнослужащие после ухода со службы решают вернуться к военному делу. При таких обстоятельствах вопрос с ВИ решается следующим образом.

Таблица №2. Этапы возобновления ВИ при возвращении на военную службу.

Увольнение по льготным основаниям с получением допов Продолжение участия в НИС возобновляется после достижения 20-летнего военного стажа. Лицо имеет право на повторную ВИ.
Лицо прекратило службу по нейтральным основаниям без выплаты допов Прежние накопления будут восстановлены. Продолжится начисление ежемесячных платежей и выплат на погашение займа.
Увольнение осуществлено по дискредитирующим основаниям Старые накопления «сгорают». Новые взносы зачисляются в счет погашения долга по ЦЖЗ. Выплаты по кредиту перечисляются только после погашения задолженности перед государством.

Источник: «Юридическая азбука»

Право на служебное жильё при реализации военной ипотеки

13.03.2018

Продолжение службы, после получения жилья

Имеет ли право участник накопительно-ипотечной системы, купивший жильё по военной ипотеке, на служебное жилое помещение в населённом пункте по месту нахождения войсковой части? 

При реализации права на покупку жилья по военной ипотеке участник НИС становится собственником жилого помещения, несмотря на наличие обременений. При этом в соответствии с Федеральным законом о накопительно-ипотечной системе (117-ФЗ) военнослужащий имеет право купить жильё в любом регионе Российской Федерации без какой-либо привязки к месту службы.

Нередко военнослужащие, включенные в НИС, не реализуют своё право на покупку жилья в период прохождения службы именно из-за того, что боятся потерять право на проживание в «служебке» или на получение «поднаёмных».

Читайте также:  Как перестраховаться при покупке жилья доставшееся продавцу по завещанию?

Зачастую командование и жилищные органы пытаются лишить участников НИС права на служебное жильё, мотивируя тем, что купив жильё по военной ипотеке, они автоматически становятся собственниками и перестают быть нуждающимися.

При этом в большинстве случаев, права военнослужащих нарушают, не вдаваясь в подробности приобретения ими в собственность жилых квадратных метров, а нюансов в данном вопросе много и каждый случай необходимо рассматривать в индивидуальном, а не массовом порядке.

  • Нормы закона
  • Статьей 40 Конституции РФ право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
  • Частью 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (76-ФЗ) установлено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам их семей, предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.

При этом военнослужащим — гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 98 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.

Согласно части 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Служебное жильё предоставляется нуждающимся в нём военнослужащим в порядке, который установлен приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280.

Исходя из пункта 1 инструкции, утверждённой приказом, служебное жильё предоставляется военнослужащему, а также членам его семьи в населённом пункте по месту прохождения службы (если нет возможности обеспечить жильём по месту прохождения службы, оно предоставляется в ближайшем к этому месту населённом пункте).

Военная ипотека предоставляется военнослужащему в соответствии c положениями Федерального закона № 117-ФЗ от 20 августа 2004 года. Статьями 4, 9, 10, 14 этого закона предусмотрены основания получения военнослужащим целевого жилищного займа, который может быть использован при получении военной ипотеки.

Указанные в статьях основания предоставления целевого жилищного займа связаны со сроком службы, причинами увольнения и иными факторами. Наличие или отсутствие жилья служебного назначения не рассматривается как основание для отказа в признании участником накопительнo-ипотечнoй системы, а также в предоставлении целевого жилищного займа.

Соответственно, если у военнослужащего есть служебное жильё, это не помешает оформить военную ипотеку.

Купить квартиру по военной ипотеке и остаться со «служебкой»

Единственным условием предоставления военнослужащим, в том числе участникам военной ипотеки, служебных жилых помещений является отсутствие у них в собственности, пользовании или владении жилых помещений в населенном пункте по месту прохождения военной службы или близлежащих населенных пунктах.

Необходимо понимать, что ни один нормативно-правовой акт не прописывает чётких параметров, таких как, километраж – удалённость от места прохождения службы, и время прибытия в часть. Удалённость близлежащего населённого пункта от места службы также нигде не определена. 

Судебная практика по вопросу правомочности получения и владения служебным жильём складывается в пользу участников НИС в случае, если они стали собственниками недвижимости в регионе отличном от места службы. При этом каждый случай индивидуален. 

Продолжение службы, после получения жильяНапример. Решением Верховного Суда, участник НИС, проходящий службу в воинской части, дислоцированной в поселке Горелово города Санкт-Петербурга, не может претендовать на получение служебного жилого помещения, в связи с тем, что квартира, купленная по военной ипотеке в городе Всеволжске, Ленинградской области. При этом возможность регулярного перемещения обеспечивается разветвленной транспортной инфраструктурой, позволяющей выбрать различные способы и маршруты движения. В данном случае ВС РФ основывался на том, что участник НИС является собственником жилого помещения в сопредельном с местом прохождения военной службы населенном пункте.

При рассмотрении вопроса обеспеченности учитывается возможность ежедневного убытия участника НИС с военной службы и прибытия его в воинскую часть в сроки, предусмотренные регламентом служебного времени с учётом необходимости поддержания боевой готовности. При необходимости следует «разбирать» границы муниципальных образований на картах, так как именно муниципальные образования являются населенными пунктами, и только учитывая их можно определить близость населенных пунктов к месту службы. 

Если же купленное по военной ипотеке жильё находится на значительном удалении от места службы, участник НИС сохраняет все права на получение «служебки» и какие-либо «предупреждения» со стороны командования или жилищных отделов являются полностью необоснованными.

Например, квартира куплена в столичном регионе, а место дислокации воинской части – Новосибирская область.

В данном случае у участника НИС отсутствуют необходимые жилищно-бытовые условия для надлежащего исполнения им обязанностей военной службы по месту прохождения и создают угрозу причинения ущерба для поддержания боевой готовности и повседневной деятельности воинской части. 

Как показывает практика, участники НИС нередко сталкиваются с тем, что прямо указанные в НПА нормы отодвигаются на задний план, и вышестоящие должностные лица «предупреждают» о том, что получение и/или пользование служебным жильём противозаконно со стороны военного ипотечника, так как он является собственником жилья. С подобными нарушениями прав военнослужащие сталкиваются повсеместно, но особенно достаётся военнослужащим, проходящим службу в удалении от «центра», и зачастую не имеющим возможности получить полноценную юридическую поддержку.

Сотрудникам МВД, купившим жильё в ипотеку, хотят сохранить право на субсидию

 Парламентская газетаПарламентская газета

МВД предлагает сохранять за сотрудниками органов внутренних дел право на получение единовременной социальной выплаты (ЕСВ) на покупку жилья после улучшения жилищной условий с помощью ипотеки. Уведомление о начале разработки документа опубликовано на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. 

Сейчас в МВД на учёте для предоставления единовременной социальной выплаты для покупки или строительства жилья состоят около 85 тыс. семей сотрудников, на эти цели требуется свыше 450 миллиардов рублей.

На данный момент соцвыплату получают очередники, принятые на учёт ещё в 2012 году. Поэтому сотрудники вынуждены брать ипотеку, но при этом они теряют право остаться на учёте для получения ЕСВ.

 Речь идёт о сотрудниках органов внутренних дел, служащих Росгвардии, имеющих специальные звания полиции, а также членах их семей.

При самостоятельном улучшении жилищных условий до установленной нормы, в том числе с использованием ипотеки, правовые основания для оставления на учёте для получения ЕСВ отсутствуют.

Вместе с тем в 2019 году федеральным государственным гражданским служащим дали право на получение единовременной субсидии в случае приобретения жилого помещения за счёт кредита в банке.

Среди условий — не менее 30 лет стажа на соответствующих должностях либо не менее 15 лет работы на гражданской службе в порядке ротации в федеральных госорганах (либо их территориальных отделениях), расположенных в разных субъектах РФ. 

Правоприменительная практика жилищного обеспечения в системе МВД показала, что нужно дополнительно регламентировать вопрос определения состава членов семьи сотрудников. Сейчас при расчёте учитываются проживающие совместно с сотрудником родители, дети до 18 лет, дети-инвалиды старше 18 лет, а также дети, которые учатся очно в колледжах или вузах. 

Кроме того, у сотрудников, прикомандированных за рубеж, и членов их семей нет правового основания для сохранения квартиры из специализированного жилищного фонда.

Также фиксируются случаи, когда сотрудники продолжают пользоваться квартирами специализированного жилищного фонда или получать компенсацию за наём жилья после предоставления им соцвыплаты.

Документ позволит уточнить механизмы жилищного обеспечения в системе МВД и правила предоставления единовременной социальной выплаты, основания для проживания в квартирах специализированного жилищного фонда и право на компенсацию за наём жилых помещений.

Планируется, что документ вступит в силу в марте 2023 года.

8 августа кабмин внёс в Госдуму законопроект об улучшении жилищных условий сотрудников органов внутренних дел.

Согласно документу, нуждающиеся в жилье сотрудники МВД смогут выбирать — получать единовременную выплату или готовую квартиру.

Документом в том числе предлагается сохранить право на получение выплаты для приобретения или строительства жилья уволенным со службы в ОВД без права на пенсию по независящим от них обстоятельствам.

Жильё в натуре для военнослужащих при увольнении со службы

Предисловие

Частенько поступают письма примерно такого содержания.

«Здравствуйте, Сергей.

Случайно попал на Ваш сайт. У меня тоже проблема. И я почему-то уверен, что в нашем государстве ее нужно будет решать через суд. Суть такова.

От сертификата я уже отказался как от ненужной затеи.

Хочу получить квартиру, как это делали наши предшественники в старые добрые времена, но конечно уже не от муниципалов, а от МинОбороны, по ФЗ «О статусе..» ст. 15, п.

14 (по пределу по избранному месту жительства для постоянного проживания). Механизмы совершенно не отработаны на эту тему (Постановление 1054 уже не действует), так что придется помучаться.

Жильем по месту службы обеспечен и это затрудняет мое положение, т.к. все нынешнее животрепещущее законодательство для нуждающихся.

Если сможете помочь советом, а именно: как писать рапорт перед увольнением по предельному возрасту (что конкретно в нем указать, например, оставить в списках части до получения жилья или что-то еще); что делать если откажут или будут тянуть с этим вопросом; может есть какие примеры из судебной практики… и т.д.

Прошу прощение за поверхностность изъяснения, т.к. не уверен, что Вы еще занимаетесь помощью. Если будет контакт с удовольствием продолжу основательно. Заранее благодарю».

Отвечать каждому персонально – «шашка устала воздух рубать», особенно потому, что вопросы, как правило, типовые. В связи с этим давно уже назрела необходимость написать подробную статью и открыть соответствующую тему на форуме.

Читайте также:  Кто может вступить в наследство через 6 месяцев

Разбор полётов

Для начала «обратимся к первоисточникам». Буду приводить основные нормы по рассматриваемой проблеме и по ходу комментировать (цветом выделены ключевые моменты).

Абз. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»:

«…

военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях».

Выводы

1. Ставшие контрактниками до 1998 года через пять лет службы могут получить жильё по социальному найму, и таким образом при увольнении они будут считаться обеспеченными жильём. Если, конечно, оно соответствует нормам. …А могут и не получить; в таком случае в период службы они обеспечиваются жильём в общем порядке: общежитие, служебное, поднаём, бомжевание…

2. Если военнослужащему, заключившему контракт до 1998 года, в период военной службы жильё по соцнайму не предоставлено, его могут – в зависимости от благополучного расклада звёзд – предоставить при увольнении. В собственность – не положено, только соцнайм.

На всякий случай обращаю внимание: нигде в законе не сказано, что ставшие контрактниками до 1998 года имеют безусловное право на жильё при увольнении, даже если прослужили 10 и более лет. Просто есть ещё такие, кто уверен в обратном.

У данной категории военнослужащих право на жильё возникает только при увольнении по «льготной формуле»: 10 лет выслуги + одно из трёх оснований (ОШМ / болезнь / пердельный возраст :).

Даже выслуга 20 и более лет не имеет никакого значения: не имеешь одно из оснований, – жильё при увольнении не положено. Т.е.

при выслуге 20 лет и более, увольняясь не по «льготной формуле», военнослужащий, заключивший контракт до 1998 года, не имеет права на жилое помещение. Такие дела. (Можете доказать обратное?). Другой вопрос, что в жизни такое почти не встречается, но тем не менее…

Едем дальше. Абз. 12 п. 1 ст. 15:

«Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие — граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации».

Здесь обязательно надо отметить, что данная норма появилась в законе лишь в 1998 году, при выходе его в новой редакции, с введением такой категории военнослужащих, как «обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями» (см. ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» 1993 года – там такой категории нет).

Выводы

Право собственности и право пользования у военного. Как не остаться без жилья при признании нуждающимся

Сегодня поговорим о проблеме признания военнослужащих нуждающимся в жилых помещения и как на это влияет наличие у него собственности и право пользования жильем.

Статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гласит о том, что военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным в статье 51 ЖК РФ.

Статья 51 ЖК РФ в свою очередь говорит о том, что при признании нуждающимся учитываются квадратные метры на праве собственности и на праве пользования.

К сожалению, проанализировав поступающие вопросы на нашу горячую линию, мы видим, что многие не понимают в чем разница, некоторые отождествляют эти понятия, другие недоумевают, что оказывается и на праве пользования учитываются метры при признании нуждающимся в постоянном жилье.

Поэтому в этом блоге мы и рассмотрим в чем отличие права собственности от права пользования, в чем тут проблема и как военнослужащему не лишиться жилья из-за лишних квадратных метров.

Разберем сегодня как жилорганы учитывают право собственности и отдельно право пользования при признании вас нуждающимся в постоянном жилье.

Итак, согласно ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся собственниками жилых помещений.

Согласно закона собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Право собственности на имущество, согласно нормам гражданского кодекса, может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Таким образом, в момент признания нуждающимся военнослужащего и членов семьи, жилорганами всегда учитываются квадратные метры на праве собственности, имеющиеся у них, полученные в результате: договора купли-продажи, то есть тут подразумевается обычная гражданско-правовая сделка.

Очень часто слышу такой вопрос, я приобрел жилье в ипотеку, учтут ли мне его при признании нуждающимся. А некоторые военные при этом делают странный вывод, о том что такая квартира по их мнению, не находится в собственности.

Хочу развеять заблуждение о том, что ипотечная квартира якобы не находится в собственности. Уважаемые военнослужащие, запомните, квартира в ипотеке, это Ваша собственность. Она находится в обременении, простыми словами, в залоге.

А это значит весь риск последствий при невыплате ипотеки, вы берете на себя. Другими словами, если в момент признания нуждающимся у Вас эта квартира в наличии и на торгах ее никто еще не продал, то конечно эти квадраты будут учтены жилорганами.

Тоже самое, кстати, касается и подобных сделок, проводимых членами вашей семьи.

Добавлю, что также квадратные метры учтут, если жилье получено в собственность по договору мены, либо дарения. Это же касается и получения жилья в порядке наследования.

Более того, также метры учтут, если есть имущество, которое можно квалифицировать как совместно нажитое имущество в период брака.

И это довольно острый вопрос ведь если, например супруга приобрела жилье по военной ипотеке большой площади жилорганы на практике снимают такого военного с очереди нуждающихся. Тоже самое справедливо для случая развода, ведь режим совместной собственности никуда не девается даже при расторжении брака.

Военные постоянно пытаются судиться по данному вопросу, но к сожалению, практика в целом отрицательная, но в некоторых ситуациях мы решаем этот вопрос. Поэтому в случае необходимости можем помочь, обращайтесь.

Еще здесь можно перечислить договор передачи в собственность жилого помещения в порядке приватизации. Эта тема большая и достаточно сложная поэтому, останавливаться на этом сейчас не будем, но ниже приведем ссылки на тематические блоги, советуем ознакомиться.

Идем далее. Предполагаю ваш вопрос, если квадратные метры учтут то, как именно.

Более подробно на него мы уже отвечали, рекомендую посмотреть наш прошлый блог про учетную норму и норму предоставления — там мы разбирали данную тему, ссылка будет ниже.

Сейчас же напомню вкратце, что при признании нуждающимся используется учетная норма — в каждом регионе она разная, в среднем от 8 до 14 кв.м.

Например, если имеется семья из 4 человек, учетная норма в регионе 10 квадратных метров, в собственности квартира 60 кв.м., то соответственно согласно учетной норме, вы будете считаться обеспеченным — т.к.

жилорганы10 умножат на 4 и получат 40, а у военного имеется целых 60 квадратов.

Кстати, по поводу норм очень часто слышу и такое, от чего приходишь в недоумение, посудите сами, военнослужащий имея несколько квартир, спрашивает, а что еще он может получить от государства. Ответ напрашивается сам — ничего, другими словами, если с учетом имеющегося жилья по учетной норме не проходите какие еще могут быть вопросы.

На этом думаю разбор по учету права собственности мы закончим.

Переходим к праву пользования, как самостоятельному основанию для отказа в признании нуждающимся.

В данном случае право пользования военнослужащего рассматривается в контексте, когда военный зарегистрирован и проживает в жилом помещении как член семьи без договора, либо когда право пользование определено заключенным договором между собственником и самим военным. И здесь кроется много проблем.

До настоящего времени выясняется, что большинство военнослужащих зарегистрированы у родственников и там проживают без договора. К таким правоотношениям жилорган однозначно применит часть 2 ст 31 ЖК РФ.

Она гласит: члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. И соответственно квадратные метры будут учтены.

Для понимания приведем наглядный пример:

Военный зарегистрирован в доме своих родителей общей площадью 80 квадратных метров. В доме зарегистрированы родители и сам военный. То есть 80/3=26,6 квадратных метров будут учтены за военным и ему откажут в признании, указав, что военный является членом семьи и имеет право пользование 1/3.

Поэтому этот пример показывает, как делать, однозначно, нельзя.

Иногда, в таких случаях военный задает вопрос, а если родители там не проживают и не зарегистрированы, что будет в этом случае. Поясним, в таком случае суды говорят, что данное обстоятельство не влияет на сам факт вселения как члена семьи, поскольку никаких соглашений, определяющих их права иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом, с собственником не имеется.

И второй момент, с которым мы часто сталкиваемся. Честно, не знаю, откуда эта тенденция, но большинство военных заключают договора найма с родственниками, где определено безвозмездное пользование.

При этом бездумно скачивается образец договора с интернета, который затем предоставляют в жилорганы.

В итоге подобные безграмотные документы дают повод жилорганам признать, что военный вселился как член семьи а значит учесть за ним квадратные метры жилья на праве пользования. И суды к сожалению зачастую поддерживают позицию жилорганов в такой ситуации.

Читайте также:  Kvartira sobstvennaja: zdravstvuite skazite mogut invalida viisil iz sobstvennoi kvartiri

Безусловно, в теме учета квадратов на праве пользования в целом много нюансов, особенно, если дело касается защиты интересов военных в суде. Сегодня мы коснулись лишь верхушки айсберга и в каждой ситуации нужно разбираться отдельно.

Подведем итог нашего выпуска. И дадим несколько важных советов, как говорится, как не остаться у разбитого корыта.

Смотрите 89-й выпуск нашего военно-правового видео блога:

1.

Если вы планируете признаваться нуждающимся в жилом помещении и хотите забрать причитающееся от государства по максимуму, то конечно, лучше в период службы не приобретать и не оформлять на себя или членов семьи право собственности, иначе это может послужить поводом к отказу в признании нуждающимся. Если же вы планируете избавиться от подобного жилья, то не забывайте, что здесь применят 5-летний срок намеренного ухудшения.

2. если Вы вселились в квартиру своих родственников, либо супруги, без заключения с ними соглашения, то вы должны понимать, что в этом случае будет практически не реально доказать, что Вы не являетесь членом их семьи, даже если эти родственники фактически будут проживать отдельно от Вас в другом жилом помещении.

3. безграмотные договора безвозмездного пользования также приведут к учету квадратных метров на праве пользования. Договор должен быть возмездный и срочный — то есть иметь ограниченный срок.

4. Также не должно быть регистрации у родственников в жилом помещении во избежании учета метров на праве пользования. Подробнее как регистрация может привести к потере жилья, посмотрите в нашем блоге по ссылке под видео.

И в заключении, добавлю важное для понимания ситуации, уважаемые военнослужащие судебная практика сейчас меняется чуть ли не каждые полгода, тенденции к экономии бюджета растут в геометрической прогрессии, поэтому военному все труднее и труднее защищать свои права в суде, в целом складывается очень много негативной судебной практики.

Поэтому повторю и порекомендую простой, но крайне эффективный подход, перед признанием нуждающихся, не поленитесь, проконсультируйтесь с юристом, если чувствуете, что могут быть проблемы.

Это с большой вероятностью поможет уберечь Вас в дальнейшем от потери жилья, так как, к сожалению, не всегда при получении отказа жилорганов можно исправить ситуацию и помочь.

На этом на сегодня все, повышайте правовую грамотность вместе с Начфин.инфо, ну а если у Вас случились непредвиденное, можете смело обращаться в наше юридическое бюро «Начфин.инфо-39».

  • Нормы жилья при признании военного нуждающимся в жилом помещении >>>
  • Регистрация военнослужащего у родственников — ошибка ценою в квартиру >>>
  • Как военному сдать приватизированную квартиру и получить жилищную субсидию. >>>
  • Приватизация и субсидия для военных как не остаться без жилья >>>
  • Обсуждение темы признания нуждающимся в получении постоянного жилья смотрим на форуме здесь >>>
  • Обсуждение темы право собственности и понятие право пользования смотрим на форуме здесь >>>
  • Отзывы о работе юридического бюро Начфин.инфо-39 >>>
  • Юридическое бюро «Начфин.инфо-39»

Мысли юристов вслух

В ситуации, когда военнослужащий, обеспеченный жильем по установленным жилищным законодательством нормам, меняет место военной службы, он и его семья на новом месте автоматически не признаются нуждающимися в жилище. Согласно ст.

51 Жилищного кодекса РФ не признаются нуждающимися в жилых помещениях граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или имеющие жилье в собственности. Жилищный кодекс при этом не связывает место нахождение гражданина и место расположения его жилища.

[spoiler] Федеральный закон «О статусе военнослужащих» более конкретно описывает данную правовую ситуацию, исходя из особого статуса военнослужащего. Пункт 4 ст.

15  закона гласит, что военнослужащим по контракту, сохраняются права на жилые помещения по месту прежнего жительства в случае перевода их на новое место военной службы в другой населенный пункт, где семье военнослужащего обязаны предоставить служебное жилое помещение или общежитие.

Что касается судьбы полученного семьей военнослужащего жилья по договору социального найма в период военной службы и в случае перемещения по службе в другую местность, то закон о статусе военнослужащих предоставляет военнослужащему право передачи (сдачи) занимаемого жилья уполномоченным органам. Об этом праве свидетельствует  статья 5 закона о статусе военнослужащих, которой предписано, что  освобождаемые жилые помещения, занимаемые военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением находящихся в их собственности, предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

 Уполномоченным органом Министерства обороны являлась КЭЧ (КЭУ). В настоящее время функции КЭЧ разделены. К примеру правопреемником Екатеринбургской КЭЧ стало ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. В тоже время обеспечение жильем военнослужащих служебным и по договору социального найма ведает ФГУ «Центральная региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ. Образована еще одна организация. действующая на правах управляющей компании от имени министерства обороны — Славянка.

Ранее вопросы сдачи военнослужащими жилых помещений регулировался приказом МО РФ № 80, а ныне — Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 г.

Москва «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», утвердившим новую Инструкцию о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

 Пункт 17 Инструкции определяет, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 7 к настоящей Инструкции.  Следовательно, военнослужащий, при перемене места военной службы, вправе передать жилье уполномоченному органу Министерства обороны, получив взамен справку установленной формы – приложение № 7 Инструкции. При наличии данного документа военнослужащий и его семья будет считаться не обеспеченной жильем и иметь право на постановку в очередь нуждающихся в жилье по новому месту военной службы, то есть имеют право на включение в реестр. На практике жилье приходится сдавать не только Министерству обороны, но и муниципальным органам власти.  В любом случае, и это определяющее, безвозмездная передача жилья военнослужащим органам госвласти не является намеренным ухудшением жилищных условий. Практика приема-сдачи жилья, занимаемых военнослужащими по договорам социального найма, в новых условиях и созданными структурами не отработана. В случае, когда военнослужащий не намерен возвращаться на прежнее место военной службы для постоянного проживания, можно порекомендовать следующее:

1 вариант, он же основной, — по новому месту военной службу в региональную Дирекцию по обеспечению жильем военнослужащих обратиться с заявлением о постановки в очередь (включение в реестр нуждающихся в жилье) с приложением предусмотренных Инструкцией документов и письменного обязательства за подписью всех членов семьи о сдаче занимаемого жилого помещения по прежнему месту службы. При наличии обязательства о безвозмездной передаче жилья минобороны или в муниципальную собственность отказ будет неправомерным, его можно обжаловать. Сама процедура сдачи может происходить непосредственно после включение военнослужащего в реестр нуждающихся в жилье, либо непосредственно при распределении жилья военнослужащему в порядке очередности.

2 вариант предполагает передачу жилья безвозмездно уполномоченным органам Минобороны или городу (другой административной единице) после состоявшегося приказа о переводе но до переезда в новую местность.

Организация министерства обороны: это может быть Славянка, ДЖО, территориальное управление имущественных отношений обязано выдать справку о сдаче жилья.  По настоящее время подобная справка выдается по ранее установленной приказом 80 минобороны форме.

В муниципалитет жилье передается следующим порядком: в отдел жилищного обеспечения военнослужащих пишет письменное обращение, уполномоченное лицо составляет Акт передачи жилья и в совокупности со справкой 40 о снятии с регистрационного учета эти документы будут являться основанием признания за семьей военнослужащего права на обеспечение жильем за государственный счет по новому месту службы.

Опять же, всякие заявления о намеренном ухудшении военнослужащим жилищных условий в случае передаче их государству в лице военного ведомства или муниципалитета не являются обоснованными, поскольку имеет место безвозмездная передача (возврат) жилой площади государству. Аналогично решается вопрос и в случае перевода военнослужащего на военную службу в другое силовое ведомство. К примеру, военнослужащий вооруженных сил был переведен во внутренние войска, а уже по новому месту службы был переведен в другую местность. Алгоритм действий по сдаче жилья одинаковый, поскольку силовые структуры являются государственными, и не зависимо от сдачи жилья муниципалитету или минобороны, — намеренного ухудшения жилищных условий со стороны военнослужащего не происходит. Учитывая, что новая Инструкция по обеспечению жильем военнослужащих распространяется в первую очередь на вооруженные силы, решение вопроса о сдаче жилья офицеру внутренних войск предпочтительно решать по 1-му варианту, рассмотренному выше. Принимая во внимание, что в системе внутренних войск жилищные комиссии сохранены, отказ жилкомиссии воинской части (управления) легко обжалуется. При неопределенности вопроса о необходимости сдавать (не сдавать) жилище по прежнему месту военной службы, можно воспользоваться правом, предусмотренным статьей 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», когда увольнение с военной службы без квартиры и без  согласия военнослужащих не допускается, а значит по последнему месту военной службы семья военнослужащего жильем должна быть обеспечена и по нормам, установленным законодательством. Имеющееся жилье при этом либо сдается в порядке, прописанном выше, либо учитывается и засчитывается при определении размера предоставляемого жилья семье военнослужащего.

В случае, если ухудшение жилищных условий все же произошло, то есть квартира продана, подарена или иным образом была отчуждена, но не в пользу государства, то статья 53 Жилищного кодекса РФ и пункт 4 Инструкции (приказ 1280 МО РФ) дает право военнослужащему представить необходимые документы и быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий по истечению 5 лет.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *