Правомерно ли увольнение без жилья

В свете последних указов президента многих военных волнует вопрос, насколько правомерно увольнение военнослужащего без предоставления жилья. Путаница в этом вопросе возникла из-за неверной трактовки недавних поправок, внесенных в федеральный закон “О статусе военнослужащих”.

Правомерно ли увольнение без жилья

Прежняя версия закона

20 апреля 2015 года президент России В. В. Путин внес изменения в закон о статусе военнослужащих. Суть этих изменений в том, что теперь стало возможно увольнять военного, не обеспеченного жилплощадью, без его согласия, если он злоупотребляет своим правом отказаться от получения квартиры, предоставляемой ему государством.

Закон в прежней версии запрещал увольнять из армии лиц без предоставления жилья, причем военные могли неоднократно отказываться от предоставленной им жилплощади. В этих обстоятельствах огромное количество военных использовало эту брешь в законе в личных интересах, потому что уволить их было нельзя ни по какой причине.

Например, если военнослужащий достигал возраста, предельного для пребывания в рядах армии, или не мог продолжать службу по состоянию здоровья, он не мог быть уволен без предоставления жилья или субсидии на его покупку.

В этих условиях целые группы военных отказывались от жилплощади или субсидий для того, чтобы продлить свое пребывание в армии.

Запрет увольнения военнослужащих без жилья давал им различные социальные льготы, а также возможность получать денежное довольствие.

Правомерно ли увольнение без жилья

По официальной статистике, в период с 2011 по 2014 год военным, находящимся в распоряжении командования до тех пор, пока их не обеспечат квартирами, была выплачена сумма в размере 60 млрд рублей.

В условиях нынешней тяжелой финансовой ситуации в стране нецелесообразно было бы держать в рядах армии такое количество лишних людей, для которых служба является лишь источником получения большой финансовой выгоды.

Увольнение без жилья при выслуге 20 календарных лет

Здравствуйте!!! я капитан, выслуга 20лет 9мес. увольняюсь по окончанию контракта. контракт заканчивается 15 июня 2017г. вышел приказ на моё увольнение на учёте как нуждающейся в жилье не стою жду решения жилищной комиссии. жильём не обеспечен.

Увольнение без жилья при выслуге 20 календарных лет

Правомерно ли увольнение без жилья

  • Добрый вечер.
  • Да, Ваше увольнение правомерно, поскольку у Вас истекли сроки контракта.
  • В силу ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы

3. Срок военной службы истекает:б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года.

При этом учитывая основания увольнения с военной службы

увольняюсь по окончанию контракта.Дмитрий

и то, что Вы

на учёте как нуждающейся в жилье не стоюДмитрий

На Вас не распространяются гарантии определенные в ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих»

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

моя выслуга 20 лет возраст 41 год имеют ли право уволить без предоставления жилья по окончанию контракта.

Увольнение без жилья при выслуге 20 календарных лет

Правомерно ли увольнение без жилья

Здравствуйте, Сергей.

Имеют полное право, так как вы увольняетесь не по льготным основаниям (организационно-штатные мероприятия, состояние здоровья или достижение предельного возраста пребывания на военной службе).

В случае, если до исключения из списков части вы будете признаны нуждающимся в жилых помещениях, то будете ожидать жилье/субсидию на гражданке.

При этом имеете право на компенсацию поднаема до того, как будете обеспечены жильем.

Выдается ли жилье бывшим военнослужащим: порядок получения жилплощади, причины увольнения без жилья

Правомерно ли увольнение без жилья

  • Содержание
  • В каких случаях полагается жилье уволенным военнослужащим
  • Порядок получения жилье бывшим военным
  • В каких случаях возможно увольнение военнослужащего без жилья
  • Жилье уволенным с военной службы по ипотеке по программе 2016 года
  • Право на жилье погибшим уволенным в запас военнослужащим
  • Порядок выплат уволенным военнослужащим за поднаем жилья

Военнослужащим решать жилищные проблемы помогает государство. Условия поддержки обусловлены ситуацией. Несущим службу лицам полагается служебное жилье. Свое жилье жилье бывшим военнослужащим также предоставляет государство или же помогает его купить. Условия получения жилплощади могут быть разными и зависят от ситуации.

В каких случаях полагается жилье уволенным военнослужащим

Обеспечение военнослужащих жильем при увольнении реализуется договором соцнайма или бесплатным предоставлением жилой площади. Бывший военнослужащий вправе получить выплату, чтобы приобрести дом. Воспользоваться льготами могут не все уволенные с военной службы.

Обеспечение военнослужащих жильем при увольнении посредством федеральной поддержки возможно в случаях:

  1. Сокращенные по возрасту, уволенные по состоянию здоровья. Совокупный срок службы 10 лет позволяет получить реальную поддержку государства.
  2. Семья военного. Жилье уволенным военнослужащим положено по закону. В случае гибели при исполнении службы, полученное жилье переходит жене и детям. Касается норма и бывших военных контрактников, погибших при несении службы.
  3. Добросовестно служившие в ОВД, противопожарной службе, органах УИС со стажем 10 лет. Правом на жилплощадь располагают лица, обеспечиваемые согласно законодательству СССР. Соответствующие права получают и семьи таких претендентов.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Порядок получения жилье бывшим военным

Предоставляется жилье уволенным военнослужащим согласно порядку оформления. По месту службы составляют список необеспеченных собственным жилищем. Уволенные с военной службы опрашиваются на предмет заинтересованности.

Для внесения в очередь демобилизированный военный подает контролирующему органу заявление. Обязательно прилагаются документы, предусмотренные программой. Принимая заявление, уполномоченные органы сразу определяют подходящий способ предоставления жилья военнослужащим  уволенным в запас: бесплатно, посредством целевого субсидирований или соцнайма.

В каких случаях возможно увольнение военнослужащего без жилья

Военный лишается льготного права, разрешив жилищную проблему самостоятельно. Если освобожденный от военной службы не предоставит справки об отсутствия личной жилплощади. Ситуация непредставления справки вследствие утраты архива решается судом.

Право получения льготного жилища подтверждается выдачей именного свидетельства, действительного 6 месяцев. При гибели военного сертификат на жилье заменяется документом, действующим 3 месяца с передачей близким родственникам.

Важно: Сам получатель обязан распорядиться свидетельством своевременно. Если неиспользовать сертификат на жилье, то его необходимо вернуть по завершении срока действия.

В таком случае право признается нереализованным, в личном деле военного проставляется соответствующая отметка.

Если есть причина, почему сертификат не реализован, то льгота сохраняется за бывшим военным и далее он сможет воспользоваться своим правом.

Жилье уволенным с военной службы по ипотеке по программе 2016 года

С 2016 года, военные участвуют в федеральной программе военной ипотеки. Министерство обороны РФ отменило предоставление готовой жилой недвижимости и выплаты. Получить денежное пособие вправе лица, ставшие очередниками до 2005 года.

Если происходит увольнение в запас, фактически освобожденный от военной службы участник НИС, теряет возможность  пополнения накоплений (очередь на жилье по личному номеру). Законодательством РФ определены специальные правила предоставления жилья уволенным с военной службы. Достаточно отслужить 10 лет, не иметь серьезных взысканий.

На 2017 год функционирует три варианта обеспечения жильем военных:

  1. Предоставление жилплощади по договору соцнайма.
  2. Получение денежной субсидии.
  3. Участие в программе НИС.

Увольнение военнослужащего без жилья практически невозможно при добросовестной службе от 10 лет. Заключение контракта раньше 1.01.2005 дает обеспечение военнослужащих жильем при увольнении и позволяет получить ведомственное жилище либо денежную сумму для приобретения. Участники НИС в увольнении получают возможность получить жилплощадь по программе военной ипотеки.

Важно:

О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья

О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья

По указанному вопросу было все ясно и понятно до 20 июня 2007 г.

До этой даты считалось, что запрещено без каких-либо оговорок увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем, в том числе в тех случаях, когда военнослужащий проживал в служебной квартире (напомним, что служебное жилое помещение дается на период военной службы, по окончании которой, военнослужащий обязан его освободить и это прямо указано в п.

18 типового договора найма служебного жилого помещения (Утвержден постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42), что указанный договор найма служебного жилого помещения прекращается с окончанием срока службы)  и не дал согласие на увольнение до предоставления жилого помещения в избранном им месте жительства.

Правоприменительная практика (в том числе судебная) придерживалась этой позиции до того момента пока группа товарищей (Р. и его представители С., М. и К.

) по какой-то причине не решила обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и недействующим в этой части.  И вот, по указанному заявлению Военная коллегия Верховного Суда РФ приняла свое знаменитое Определение  ВКПИ07-30, в котором в обоснование сделанного вывода о том, что пункт 17 статьи 34 Положения не противоречит статье 23 Федерального закона, кроме прочего указала, что если военнослужащий обеспечен по месту прохождения военной службы служебным жильем и избрал при увольнении с военной службы место жительства отличное от последнего места службы, он может быть уволен с военной службы (вообще странная логика, если ты обеспечен по месту прохождения службы каким-никаким жильем (напомню, что служебное жилье предоставляется только на период прохождения военной службы, увольнение с военной службы является основанием для прекращения действия договора найма специализированного жилого помещения, к которому относится и служебная квартира) и хочешь получить квартиру в этом же населенном пункте тебя уволить не могут, а если хочешь получить квартиру там, где тебе негде жить – то это законно. Примером судебной практики, когда увольнение военнослужащего без его согласия, обеспеченного служебным жильем, было признано законным может служить кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации Верховного Суда РФ от 1 октября 2015 г. № 208-КГ15-6, где суд, в частности указал: «Более того, в силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сдача Аксененко Л.В. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Следовательно, непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас.»

Однако в последнее время стала складываться судебная практика согласно которой, независимо от того, где военнослужащий избрал место жительства в связи с увольнением с военной службы, если он обеспечен служебной квартирой, он может быть уволен с военной службы даже если на это нет его согласия.

Кроме того, Президентом РФ был подписан Указ от 2 января 2016 г. № 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г.

Читайте также:  Садовод, ведущий садоводство в индивидуальном порядке

№ 1237» в соответствии с которым «Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Таким образом, буквальное содержание указанной нормы позволяет увольнять с военной службы даже тех лиц, кто вовсе не обеспечен жилыми помещениями и избравших место жительства не совпадающее с последним местом прохождения военной службы. Полагаем, что данный Указ противоречит абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ 1998 г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в той его части, которая позволяет увольнять с военной службы до обеспечения  жильем без получения согласия военнослужащего на такое увольнение. (Если Вы столкнулись с такой проблемой, готовы подготовить соответствующую жалобу в Верховный Суд РФ и представить Ваши интересы в суде.).

Кроме того, как отмечено выше реализовать право на получение жилья можно только при условии сдачи ранее занимаемого жилого помещения, в том числе служебного.

Часто возникает вопрос: кто вправе и обязан выселять (обращаться в суд с требованием о выселении) из служебных квартир, сам военнослужащий или воинская часть (квартирный орган)? Ответ на это вопрос можно найти в двух судебных актах Верховного Суда РФ кассационное определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. № 201-КГ15-39 и (, из которых следует, что  если военнослужащий проживает в указанной квартире, то таким правом обладает только он, если в указанной квартире не живет, а живут прежние члены его семьи (бывшая супруга, например), то таким правом военнослужащий не обладает, такое право (на обращение с иском о выселении) есть только у органа, за которым закреплено указанное жилое помещение.

  • Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, увольнения без жилья, представление интересов в суде?
  • Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?
  • Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

Заходите: http://www.voensud-mo.ru/

  1. Пишите: sud-mo@yandex.ru
  2. Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)
  3. Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

— разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

  • — оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.
  • СПАСИБО!
  • С уважением,
  • команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»

Жилищные права | Военно-правовой центр. Призыв

Ситуация:
срок службы 11 лет, назначен на должность министром обороны, проживаю с семьёй (3 человека) в служебном помещении – 12 кв. м. комната в коммунальной квартире. При заселении подписал «Договор найма служебного помещения», в котором есть пункт о том, что я обязуюсь освободить его по требованию командования со всеми членами семьи. Собираюсь увольняться.

При увольнении у меня могут отнять эту комнату? Могут ли выселить в «никуда»? положено ли мне жильё или ГЖС?

Что, по Вашему мнению, военнослужаще­му необходимо предпринять, чтобы стать участником, т. е.

быть обеспеченным жильем в рамках выполнения поручения Президента России и Постановления Пра­вительства Российской Федерации о дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинград­ской и Калининградской областях (президентская про­грамма «15+15»)? Офицер, 41 год, выслуга — 24 года, прохожу службу в Калининградской области. Прожи­ваю с семьей в служебной квартире в закрытом воен­ном городке. Собственного жилья не имею.

Каков механизм реализации права офице­ров в воинском звании полковника, проходящих во­енную службу по контракту (выслуга — 30 лет), на до­полнительную площадь жилого помещения (15— 25 кв.м). Имею 2-комнатную квартиру (47, 7/30,0 кв. м), состав семьи: жена, сын 1985 г.р.

Майор, начальник штаба батальона, воз­раст — 49 лет, выслуга — 30 лет. Контракт окончен 6 июня 2005 г. служу, живу в ЗВГ. Жду ГЖС с 2003 г: Согласия на увольнение без жилья не давал. И ноября 2006 г. довели приказ о моем увольнении.

На словах добавили: в дальнейшем — вывод в распоряжение без исключения из списков части до получения жилья.

Так я уволен или нет? На каком этапе увольнения военно­служащий должен быть обеспечен жильем? До изда­ния приказа об увольнении или уже потом?

Служу в закрытом военном городке. Уволь­няюсь по окончании контракта, выслуга -17 кален­дарных лет, 24 года льготных. Жена и двое детей -граждане России, проживают и прописаны в доме ро­дителей в Украине.

В России своего жилья нет, от Министерства обороны Российской Федерации жилье не получали. В личное дело жена и дети вписаны, до отъезда были прописаны вместе со мной, в закрытом военном городке.

Положен ли мне сертификате связи с отселением из закрытого военного городка? Будут ли жена и дети записаны в сертификат? Как рассчи­тать стоимость сертификата, если нет 20 календарных лет, например по г.

Санкт-Петербургу? Если отказать­ся от сертификата, то где может быть предоставлено жилье, рядом, в ближайшем городе или в любом горо­де России? Какие необходимо иметь документы, к кому нужно обращаться и в какой срок?

Выпускник военного института 2005г. Уча­стник НИС. При получении жилья по договору соци­ального найма в составе семьи с родителем-военно­служащим правомерно ли требование жилищной ко­миссии воинской части, КЭЧ района о сдаче справки из института о необеспеченности жильем, ведь она мо­жет понадобиться в будущем при оформлении ипоте­ки?

Я, майор Вооруженных Сил Российской Федерации, начальник отдела кадров воинской час­ти. 18 апреля 2007 г. наступает предельный возраст пребывания на военной службе. Выслуга в Воору­женных Силах Российской Федерации- 28календар­ных лет. От увольнения отказываюсь, желаю прохо­дить военную службу. Рапорта на увольнение из Во­оруженных Сил Российской Федерации не подавал.

На основании листа беседы, где я указал, что не же­лаю увольняться из ВС, а желаю заключить кон­тракт, командир части без моего согласия предста­вил документы в УК ПУрВО на увольнение. В1993 г. прописался у матери в двухкомнатной квартире общей площадью 44,2 кв. м, жилой — 28,4 кв. м. В мае 2004 г. мать приватизировала данную кварти­ру, я в приватизации не участвовал.

Собственником квартиры является мать. В декабре 2005 г. я по тре­бованию и заявлению матери был выписан с данной квартиры и зарегистрирован при воинской части. В данный момент командование воинской части и КЭЧ отказывают мне в получении ГЖС, мотивируя тем, что я ухудшил жилищные условия и нужно ждать пять лет с момента выписки из квартиры ма­тери.

Все документы о том, что я не обеспечивался жилой площадью от Министерства обороны Россий­ской Федерации, и справки из БТИ и регистрацион­ной службы о том, что я не имею никакой частной: собственности, я предоставил. Состав семьи — один человек, я разведен. Сейчас проживаю на съёмной квартире. Вопросы: 1. Правомерно ли мое увольне­ние из Вооруженных Сил без моего согласия.

2, Имею ли я право на ГЖС? Ввиду малого времени прошу выслать ответ по моему адресу.

Военнослужащая по контракту. Увольняюсь по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Получила ГЖС на себя и на трех сво­их дочерей, двое из которых проходят службу по кон­тракту и имеют свои семьи. Все проживали в одной служебной квартире.

Смогут ли дети, проходящие во­енную службу по контракту, получить в последующем жилье, в том числе и ГЖС на себя, если я получила ГЖС с учетом моих дочерей, т. е.

субсидия выделялась и на них? Что необходимо делать, чтобы мои дети — военнослужащие по контракту смогли в последующем реализовать свое право на жилище? Будет ли приниматься во внимание то, что они получали субсидию как члены семьи военнослужащего

Старший прапорщик Пограничных войск. Стаж -15 лет. Проживал с родителями и семьей в служебном доме без удобств, который получил отец. В 1998 г. родители умерли. В 2003 г. я развелся с семьей. 1 января 2005г. я выписался из дома. На очередь в ча­сти не ставят. За поднаем жилья не платят. Сказали, только через пять лет. Законно ли это? Ведь это жилье было не мое.

Мне 39 лет. 20 лет выслуги, из них 6 лет — военизированная пожарная охрана. Если я увольня­юсь по окончании контракта в ноябре 2007 г., получу ли я жилищный сертификат в 45 лет? Засчитаются ли 6 лет при начислении пенсии?

Подполковник. Женат, двое детей. Прожи­ваю в общежитии части, своего жилья не имею, от Министерства обороны Российской Федерации жилья не разу не получал. В данном гарнизоне состою в оче­реди с 2001 г., сейчас первый в очереди жилищной ко­миссии воинской части. На 2001 г.

военнослужащие обеспечивались жильем, исходя из социальной нормы площади жилья, которая составляет по 18 кв.м. на чле­на семьи, после введения в действие ЖК РФ с 2005 г. норма предоставления жилого помещения устанавли­вается органом местного самоуправления и в нашем регионе составляет 15 кв. м на члена семьи.

Жилищ­ная комиссия гарнизона утверждает, что мне положе­но жилье по новой норме, я считаю, что по старой (в соответствии с Федеральным законом № 189-ФЗ). Кто прав?

Подполковник, выслуга — 25 лет, прохожу службу в ПурВО. Признан ВВК негодным к военной службе по состоянию здоровья («Д») еще в 2004 г. Не уволен в связи с необеспеченностью жильем. От ГЖС отказался. Разъясните, пожалуйста, порядок предоставления мне жилья по избранному месту жительства в г. Чехове Московской области.

Матрос контрактной службы. 13 лет служ­бы. Я ответственный квартиросъемщик двухкомнатной квартиры общей площадью 62 кв.м., проживают мой бывший муж, моя дочь, внучка и я. Квартиру получала от детского сада. Могу ли я улучшить свои жилищные условия только для себя? Каким образом? Если выписаться, то в части поставят на учёт через пять лет. Ютимся в 20-метровой комнате втроём.

Я — военный пенсионер, уволен по ОШМ, общая выслуга лет в Вооруженных Силах более 20. С 1998 г: стою в очереди на улучшение жилищных усло­вий. Состав семьи — 4 человека (я, жена, сын 18 лет, сын 20 лет).

У жены в собственности однокомнатная квартира: Недавно развелись, но я прописан и живу пока там же. Бывшая жена отдавать квартиру при выдаче ГЖС не хочет.

Что мне делать? На что я и дети имеем право в плане обеспечения жильем? Дети учат­ся и являются иждивенцами.

Пенсионерка, гражданская, получаю жилье по Программе переселения с Севера на себя и сына-курсанта, с конца июня он — офицер (2007г.). Будет ли он иметь право, как военнослужащий получить жилье от Министерства обороны Российской Федерации (ипотека, ГЖС) по истечении определенного срока службы? Я получаю жилье не от Министерства обо­роны Российской Федерации.

Читайте также:  Сокращают с работы: через 2 месяца ГДО ликвидируют

Увольнение военнослужащего до обеспечения жильем | без предоставления жилья

В настоящей статье разбираются ситуации, при которых возможно увольнение военнослужащих, признанных нуждающимися в постоянном жилье, до обеспечения жильем.

 1. Отказ от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.

Согласно абзаца третьего указанного пункта, в случаях, если военнослужащие — граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили в срок документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, согласия таких военнослужащих — граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. Указанные военнослужащие — граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом».

Если коротко, то суть данной нормы гласит, что если военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии, при этом достаточно только одного такого отказа, и командование вправе уволить такого военнослужащего без жилья.

Также военнослужащего можно будет уволить с военной службы, если он не успел представить документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты его уведомления командованием о готовности предоставить ему жилое помещение или жилищную субсидию.

Целью этой нормы, в первую очередь, является недопущение необоснованного затягивания процесса увольнения военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров, т.к.

их не могут уволить с военной службы до обеспечения жильем.

Ранее Закон не предусматривал последствия неоднократного отказа военнослужащего от предлагаемых квартир, что зачастую приводило к злоупотреблением правом со стороны военнослужащих, целью которых было затянуть процесс увольнения.

2. Увольнение по окончании контракта

Мысли юристов вслух

«Долгожданные» поправку к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» активно обсуждаются в Государственной Думе и находятся на стадии принятия. Закон коснется тех военнослужащих, которые необоснованно (неправомерно) отказываются от решения собственного жилищного вопроса, тем самым затягивая свое пребывания на военной службе.

Поспорить с благим намерением законодателей трудно, однако, субъективный фактор в принятии всякого административного решения (все мы люди) никто не отменял, а потому злоупотребления всякого рода не исключаются.

Гарантии руководства Министерства обороны и Департамента жилищного обеспечения военнослужащих, в частности, что увольнение «отказников» будет производится очень аккуратно, с очереди никто сниматься не будет, Конституционное право на жилье будет строго соблюдаться, — всего лишь гарантии. А потому самим военнослужащим следует позаботиться обзавестись знаниями: когда отказ от предложенного варианта решения квартирного вопроса основан на законе, а в каких случаях попытки восстановления в списках личного состава воинской части будут безрезультатны.

Оценивая возможные неблагоприятные последствия своих действий, будет полезным запомнить несколько прописанных в нормативных актах правил.

Во-первых, военнослужащие имеют право выбора места жительства по увольнению (имеются ввиду льготные основания, т.е.

в связи с организационно-штатными мероприятиями, по состоянию здоровья и достижению предельного возраста нахождения на военной службе при наличии выслуги военной службы не менее 10 лет в календарном исчислении).

Следовательно, при желании проживать в Екатеринбурге, от предложений квартиры в Москве, Питере или других городах можно смело отказываться не опасаясь неприятностей. Это право военнослужащего.

Во-вторых, военнослужащие реализуют свое право посредством выбора: получение жилого помещения или субсидии на его приобретение (участники НИС не в счет). Государственные жилищные сертификаты, будем надеяться, уходят в прошлое.  Соответственно, если военнослужащих имеет желание получить жилое помещение в г.

Екатеринбурге, то заставить его получать субсидию не имеют право, и наоборот. Даже если жилье перестали строить в этом населенном пункте – пока в Законе это право за военными закреплено, можно стоять на своем.

А как уполномоченный орган будет решать эту проблему и сколько времени это займет, — самого военнослужащего трогать не должно. Тот же уполномоченный орган может приобрести квартиру для военнослужащего и его семьи, чтобы скорейшим образом способствовать увольнению с военной службы.

Многие силовые ведомства это давно практикуют, а Министерство обороны России почему-то нет (или не для всех без исключения).

В-третьих, нормы предоставления жилых помещений военнослужащим и членам их семей закреплены законодательно. И ни в одном нормативном акте не указано, что военнослужащий обязан доплачивать за лишние (сверх нормативных) квадратные метры.

Если есть нормативы предоставления жилья, то и жилье должно строиться соответствующее им, а не произвольно по усмотрению застройщика. Поэтому никто не вправе требовать от военнослужащего необходимой доплаты. Если он дает такое согласие и вносит необходимую сумму – вопрос исчерпан.

Если военнослужащий считает, что ему достаточно жилого помещения по размерам, определенным Законом, придется подыскивать ему варианты квартиры без доплаты. Размер суммы доплаты при этом не имеет значения.

В-четвертых. Предоставляемое жилое помещение должно быть безопасным для жизни и здоровья, соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, пригодным для проживания. Далеко не всегда эти проблемы очевидны и лежат на поверхности. Иногда они имеют свойства проявляться после заселения квартиры или зимой в морозы.

В данном случае, инициатива доказывания неблагоприятных обстоятельств должна исходить от получателя этого жилого помещения. Не всегда это бывает просто и одним предложением возможные выходы из ситуации не описать. Все очень индивидуально.

К примеру, нельзя принуждать к заключению договора на временное поселение в жилое помещение, при том, что коммуникации, в т.ч. газ, вода, электричество не подключены. Если дом или его часть, к примеру козырек над подъездом, дали трещину, — это уже угроза жизни. Повышенная влажность, шум и пр.

, — все это может быть основанием для отказа в заключении договора социального найма жилого помещения. Но кроме своих соображений и эмоций лучше обзавестись результатами экспертиз или осмотров.

В-пятых. Для сбора документов с целью подтверждения военнослужащим своего право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствие с ведомственными нормативными актами (приказ МО РФ 1280) отводится определенное время.

Если ранее эти сроки по разным причинам могли не соблюдаться, то с вступлением в законную силу поправок к законодательным актам отслеживать их будут строже, и скорее всего в одностороннем порядке, т.е. в отношении военнослужащих.

Превышение сроков для предоставления требуемых документов может повлечь увольнение с военной службы с исключением из списков личного состава воинской части, но оставлением в числе нуждающихся в получении жилого помещения.

Однако, не всегда реально уложиться в установленные сроки. И если объективным причинам есть не только объяснение, но и письменное подтверждение (копии запросов, конверты с почтовыми штемпелями, ответы и пр.), прикладываемое к ходатайству о предоставлении дополнительного времени на сбор документов, то шансов не потерять раньше времени статус военнослужащего увеличивается.

Очень часто попадают в такие ситуации военнослужащие, которые только после получения извещения о распределении им квартиры начинают процедуру признания, к примеру внука, членом своей семьи. Теперь это следует делать заблаговременно, поскольку кто-то может не посчитать это уважительной причиной и дать отмашку на досрочное увольнение в запас (отставку) с военной службы.

Пока трудно достоверно предположить, какие еще можно ждать неприятности от должностных лиц и специалистов министерства, управлений жилищного обеспечения в процессе обретения жилья  военнослужащими и членами их семей. Это покажет практика. Но если вы столкнетесь с тем, о чем говорилось выше, постоять за себя уже сумеете.

Военнослужащие, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут быть уволены без предоставления жилья — юридические советы

  • О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья
  • По указанному вопросу было все ясно и понятно до 20 июня 2007 г.
  • До этой даты считалось, что запрещено без каких-либо оговорок увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем, в том числе в тех случаях, когда военнослужащий проживал в служебной квартире (напомним, что служебное жилое помещение дается на период военной службы, по окончании которой, военнослужащий обязан его освободить и это прямо указано в п.

18 типового договора найма служебного жилого помещения (Утвержден постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42), что указанный договор найма служебного жилого помещения прекращается с окончанием срока службы)  и не дал согласие на увольнение до предоставления жилого помещения в избранном им месте жительства.

Правоприменительная практика (в том числе судебная) придерживалась этой позиции до того момента пока группа товарищей (Р. и его представители С., М. и К.

) по какой-то причине не решила обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и недействующим в этой части.  И вот, по указанному заявлению Военная коллегия Верховного Суда РФ приняла свое знаменитое Определение  ВКПИ07-30, в котором в обоснование сделанного вывода о том, что пункт 17 статьи 34 Положения не противоречит статье 23 Федерального закона, кроме прочего указала, что если военнослужащий обеспечен по месту прохождения военной службы служебным жильем и избрал при увольнении с военной службы место жительства отличное от последнего места службы, он может быть уволен с военной службы (вообще странная логика, если ты обеспечен по месту прохождения службы каким-никаким жильем (напомню, что служебное жилье предоставляется только на период прохождения военной службы, увольнение с военной службы является основанием для прекращения действия договора найма специализированного жилого помещения, к которому относится и служебная квартира) и хочешь получить квартиру в этом же населенном пункте тебя уволить не могут, а если хочешь получить квартиру там, где тебе негде жить – то это законно. Примером судебной практики, когда увольнение военнослужащего без его согласия, обеспеченного служебным жильем, было признано законным может служить кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации Верховного Суда РФ от 1 октября 2015 г. № 208-КГ15-6, где суд, в частности указал: «Более того, в силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сдача Аксененко Л.В. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Следовательно, непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас.»

Однако в последнее время стала складываться судебная практика согласно которой, независимо от того, где военнослужащий избрал место жительства в связи с увольнением с военной службы, если он обеспечен служебной квартирой, он может быть уволен с военной службы даже если на это нет его согласия.

Кроме того, Президентом РФ был подписан Указ от 2 января 2016 г. № 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г.

Читайте также:  Сокращение на работе: у нас на работе сокращение. сокращают передаваемую бухгалтерию

№ 1237» в соответствии с которым «Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Таким образом, буквальное содержание указанной нормы позволяет увольнять с военной службы даже тех лиц, кто вовсе не обеспечен жилыми помещениями и избравших место жительства не совпадающее с последним местом прохождения военной службы. Полагаем, что данный Указ противоречит абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ 1998 г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в той его части, которая позволяет увольнять с военной службы до обеспечения  жильем без получения согласия военнослужащего на такое увольнение. (Если Вы столкнулись с такой проблемой, готовы подготовить соответствующую жалобу в Верховный Суд РФ и представить Ваши интересы в суде.).

Кроме того, как отмечено выше реализовать право на получение жилья можно только при условии сдачи ранее занимаемого жилого помещения, в том числе служебного.

Часто возникает вопрос: кто вправе и обязан выселять (обращаться в суд с требованием о выселении) из служебных квартир, сам военнослужащий или воинская часть (квартирный орган)? Ответ на это вопрос можно найти в двух судебных актах Верховного Суда РФ кассационное определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г.

№ 201-КГ15-39 и (, из которых следует, что  если военнослужащий проживает в указанной квартире, то таким правом обладает только он, если в указанной квартире не живет, а живут прежние члены его семьи (бывшая супруга, например), то таким правом военнослужащий не обладает, такое право (на обращение с иском о выселении) есть только у органа, за которым закреплено указанное жилое помещение.

  1. Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, увольнения без жилья, представление интересов в суде?
  2. Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?
  3. Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

Заходите: http://www.voensud-mo.ru/

  • Пишите: sud-mo@yandex.ru
  • Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)
  • Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

— разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

  1. — оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.
  2. СПАСИБО!
  3. С уважением,
  4. команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»

Увольнение военнослужащих без предоставления жилья в 2018 году — судебная практика, закон

Военнослужащие имеют право на жилье, гарантированное государством. Реализация данного права осуществляется путем получения денежной субсидии, либо приобретения в собственность на безвозмездной основе жилого помещения, находящегося в государственной собственности.

Законодательство

Порядок обеспечения военнослужащих служебными и иными помещениями регламентируется ФЗ № 76 от 27 мая 1998 года “О статусе…” (далее – Закон).

Правила исчисления размеров денежной субсидии, выделяемой в целях компенсации расходов на приобретение жилья, представлены в Постановлении Правительства России № 76 от 3 фев. 2014 года “Об утверждении…”.

О тех гражданах, которые имеют статус военнослужащих, сказано в ст. 2 Закона.

Так, в соответствии с ч. 1 вышеуказанной статьи, к таковым относятся те, кто проходит срочную службу или по контракту согласно нормам 53-ФЗ от 28 мар. 1998 года “О воинской…”.

К лицам, проходящим срочную или контрактную службу, относятся:

  • офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты;
  • сержанты, старшины, солдаты, матросы.

О праве военнослужащих, проходящих воинскую службу на контрактной основе, на обеспечение жилыми помещениями, говорится в ст. 15 Закона.

Так, в ч. 1 указанной статьи сказано, что государством гарантируется предоставление контрактникам жилья в собственность, либо же выплата денежных средств в целях компенсации расходов на поиск и приобретение жилья.

И лишь после определенной выслуги лет полагается выдача квартиры в собственность.

Какие права на жилье имеет военный

Право на жилье имеет военнослужащий, который заключил контракт до 1 янв. 1998 года и стоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жильем.

В таком случае, согласно аб. 3 ч. 1 ст. 15 Закона, ему выдается либо денежная субсидия, либо непосредственно квартира по договору соц. найма или в собственность.

Также указанное право на жилище есть у тех, кто:

  • был в установленном порядке признан нуждающимся в жилье;
  • имеет выслугу лет на воинской службе 20 или более;
  • либо был уволен досрочно в связи со штатными мероприятиями или в связи с состоянием здоровья, при наличии не менее 10 лет выслуги.

Право на увеличение общей площади квартиры имеют:

  • военный в звании полковник или выше, прекративший несение службы в связи с достижением предел. возраста или по состоянию здоровья;
  • командир военной части, обладающий почетным званием РФ;
  • военный-преподаватель на кафедре в военном образовательном учреждении.

Также, в соответствии с ч. 3 ст. 15.1. Закона, в силу конструктивных и иных особенностей многоквартирного дома, в котором предоставляется квартира, государство может отступать от норматива площади на 1-го человека, но не более, чем на 9 кв. м. Это значит, что если в семье – 5 человек, то общая площадь квартиры не может превышать 18 * 5 + 9 = 99 кв. м.

В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона, военнослужащие как в период несения службы, так и после увольнения с нее, имеют право на бесплатной основе получить квартиру в собственность, если таковая ранее была получена по договору социального найма.

Претендовать на жилую площадь

Военнослужащие реализуют свое право на жилье согласно порядку, установленному Приказом Министра Обороны РФ № 1280 от 30 сен. 2010 года “О предоставлении…” (далее – Приказ).

Согласно Приказу, сначала военному нужно подать заявку в структурное подразделение Департамента жил. обеспечения Минобороны по форме, указанной в Приложении 1, в целях признания нуждающимся в жилье.

Признание нуждающимся осуществляется согласно норме жилплощади на 1-го человека (ст. 51 ЖК РФ).

Жилье распределяется в порядке очередности – сначала тем, кто раньше встал на учет.

Военный вышел в запас

Без соответствующего согласия военнослужащего государство не может отказать в предоставлении жилого помещения в случае, если выслуга лет составила более 10 и военный состоял на учете в качестве нуждающегося в квартире.

В таком случае военный обязательно обеспечивается жильем по месту службы или по месту постоянного жительства (аб. 2 ч. 1 ст. 23 Закона).

В случае отказа от жилья или от денежной субсидии на его приобретение, согласия на увольнение военнослужащего без предоставления жилья уже не потребуется.

Увольнение военнослужащих без предоставления жилья

20 апр. 2015 года Президентом В.В. Путиным были внесены некоторые поправки в Закон.

В частности, изменения коснулись того, что стало возможным увольнять военнослужащих, не обеспеченных жильем, без согласия самого военного, в случае, если он злоупотребляет своим правомочием на отказ от получения жилплощади.

В изначальной версии Закона стоял категорический запрет на увольнение из ряда ВС РФ лиц без предоставления таковым квартир. При этом военные имели правомочие отказаться от предоставляемых государством квадратных метров неограниченное количество раз.

До внесения поправок военнослужащие пользовались этой брешью в законодательстве в своих личных целях. В некоторых случаях, уволить их нельзя было ни по какому основанию.

Запрет увольнения без жилья также давал различные соц. льготы, в том числе, возможность получать денежное довольствие.

Незаконные действия

  • Часто возникают ситуации, когда военный лишается и должности в ВС РФ, и положенной квартиры.
  • Увольнение военнослужащих без предоставления жилья и судебная практика:
  • 1-й случай из практики.
  • Военным из Московской области была представлена кассационная жалоба по факту незаконного увольнения в связи с ОШМ.
  • Нюансы дела:
  • причинами для увольнения послужили ОШМ;
  • срок воинской службы на момент подачи жалобы – 12 лет и 4 месяца;
  • заявитель состоит на учете в улучшении жил. условий и имеет 3-х несовершеннолетних детей;
  • 1 раз отказался от квартиры в месте несения службы;
  • военный не давал своего согласия на увольнение.

Судебным органом жалоба была рассмотрена, и по делу был вынесен обоснованный вердикт – восстановить заявителя в прежней должности до момента выделения ему квартиры.

Суд разъяснил, что увольнение было произведено незаконно, так как:

  • военный нуждался в улучшении условий проживания;
  • отказался от предложенного государством жилья только 1 раз.
  1. 2 случай из судебной практики:
  2. Военнослужащего уволили из рядов ВС РФ в связи с ухудшением здоровья.
  3. В кассационную инстанцию Белгородской области был представлен протест, суть которого в следующем:
  • причина увольнения – невозможность дальнейшего несения службы в связи с состоянием здоровья;
  • срок несения службы – 10 лет и 11 месяцев;
  • на момент увольнения заявитель имел 2-х детей, не достигших 18 лет, а также стоял на учете в качестве нуждающегося;
  • 2 раза был отказ от предоставленных государством квартир общей площадью 48 и 60 квадратных метров соответственно.

Протест военнослужащего был рассмотрен судом кассационной инстанции и полностью удовлетворен. Решение суда предписывало перевод военного на внештатную должность (то есть в распоряжение командования) до того, как будет выделено жилье.

Суд обосновал свой вердикт следующими аргументами:

  • минимальная норма жилплощади на 1-го человека составляет 18 кв. м.;
  • в семье заявителя 4 человека – супруга, сам военный и 2-е несовершеннолетних детей;
  • соответственно, минимальная площадь выделяемого государством жилья не может быть ниже 72 кв. м.;
  • таким образом, отказ заявителя от квартир площадью 48 и 60 кв. м. был абсолютно законным.

Также к случаям незаконного увольнения можно отнести:

  • выделение государством жилья, не отвечающего санитарными или гигиеническим нормативам;
  • предоставление квартиры в районе несения службы, в то время, как военнослужащий уже оформил заявление на выделение квартиры по избранному месту проживания.

Как происходит увольнение военнослужащего без предоставления жилья?

Бесплатная консультация юриста

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *