Дикие времена давно прошли, и у покупателей на рынках почти такие же права, как в магазинах.
Овощи, фрукты, мясо, птица, рыба и другие продукты на рынках могут быть более свежими и вкусными, чем в крупных супермаркетах. Привлекают рынки и тех покупателей, которые стремятся поддерживать локальное производство своего региона. Но при всех плюсах на рынках нередко нарушают права покупателей. Рассказываем, как должно быть по закону!
Документы, которые регламентируют ваши права на рынке:
- Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон о розничных рынках). Регламентирует специфические организационные и торговые особенности рынков, в том числе продуктовых.
- Закон «О защите прав потребителей» – основной документ, в котором перечисляются права потребителей. Его положения относятся не только к супермаркетам, но и к рынкам.
Рынок – имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Типы рынков:
- Универсальный рынок – розничный рынок, на котором менее 80% торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса.
- Специализированный рынок – розничный рынок, на котором 80% и более торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса.
- Сельскохозяйственный рынок – специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции.
Современный рынок – не стихийно возникшее скопление продавцов. Оформлен и организован он должен быть в соответствии с правилами, которые указываются в Законе о розничных рынках.
Оформление фасада. При входе должна быть вывеска на русском языке (если требуется – на других языках) с указанием типа рынка, его наименования, режима работы, наименования управляющей компании (ст. 12, п. 3 Закона).
2. Быть уверенным в безопасности продаваемых товаров.
Если на рынке продаются товары животного и растительного происхождения, в обязательном порядке на рынке должна быть лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы (ст. 12, п. 4 Закона). Продукция, которая попадает на рынок, проходит проверку и только после этого допускается к продаже.
Кроме того, каждый покупатель имеет право попросить продавца продемонстрировать сертификаты соответствия и безопасности на товары, которые он продает. В конкретном месте продажи у представителя производителя может не быть оригиналов документов, но они могут показать сканы или копии, а проверить самостоятельно детали можно в едином реестре в интернете.
Нельзя не учесть и вот этот пункт Закона: «Для нормального функционирования рынка должны быть обеспечены условия по энерго-, тепло- и водоснабжению, а также надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг)» (ст.
13. п. 4 Закона). Значит, у продавцов должны быть возможности организовать правильный температурный режим для хранения товаров – для тех продуктов, которые требуют специфических условий для хранения (мясо, замороженные продукты, фрукты, овощи и т. д.).
3. Совершать покупки в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям.
Обслуживанием рынка занимается управляющая компания (как вы помните, она должна быть указана на вывеске). На ее плечи ложатся обязанности по своевременной уборке помещения с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований.
Соответственно, покупатели имеют право рассчитывать на то, что они придут в чистое ухоженное помещение, в котором не опасно покупать пищевые продукты. Если вы видите нарушения в этой сфере, обращайтесь напрямую в управляющую компанию.
Если она не справляется со своими обязанностями, а руководство ваши обращения игнорирует, жалуйтесь в Роспотребнадзор.
Что касается оборудования рынка туалетами, в санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.3.6.
3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» говорится, что «для работников торговых объектов должны быть предусмотрены туалеты, раковины для мытья рук с подводом горячей и холодной воды со смесителем. Туалеты для посетителей (при наличии) должны быть оборудованы отдельно от туалетов для работников торговых объектов». Обязательно ли наличие туалетов для посетителей, регионы зачастую решают самостоятельно. Так, например, в постановлении Об утверждении «Временных санитарных правил для продовольственных рынков» государственного санитарного врача по Оренбургской области указывается, что туалеты на стационарных рынках должны быть и для работников, и для посетителей.
4. Получить кассовый чек.
На рынке могут продать товар без чека. И это нарушение! При покупке покупателю обязательно должен быть выдан кассовый чек! А если рынок не снабжен электричеством или речь идет о временной ярмарке, вы вправе потребовать товарный чек.
Можно ли вернуть товар, купленный на рынке, если нет чека?
Отсутствие чека не должно становиться препятствием для возврата или обмена товара.
Продавец отказывается принимать товар и возвращать деньги? Косвенными доказательствами покупки у конкретного продавца могут быть записи с камер (если таковые установлены на рынке) или показания свидетелей, фото- и видеоматериалы.
5. Проверить, верно ли взвесили товар.
Если на рынке используются измерительные приборы для продажи весового товара, в доступном для покупателей месте должны быть установлены контрольные приборы, выполняющие аналогичные функции.
Каждый покупатель может сразу проверить, верно ли взвесили его товар.
Часто покупатели переживают за то, что продавцы на рынках стремятся обмануть тем или иным образом. Обвес – один из самых распространенных способов обмана.
С помощью контрольных приборов можно проверить честность продавца.
А если вы не доверяете и этому оборудованию, можно носить с собой безмен или небольшие весы – никто не вправе запретить вам взвесить продукты после покупки и предъявить претензии в случае обнаружения обвеса.
6. Быть уверенным в легальности продавцов.
Перед заключением договора с продавцами администрация рынка должна получить исчерпывающую информацию о них. В частности:
- Для организации: полное и сокращенное наименование организации; местонахождение юридического лица; государственный регистрационный номер записи о создании юрлица.
- Для ИП: Ф.И.О. индивидуального предпринимателя (когда речь идет об ИП); место его жительства; данные документа, подтверждающего личность; государственный регистрационный номер.
- Для граждан: Ф.И.О.; место жительства; данные документа, подтверждающего личность; реквизиты документа, подтверждающего осуществление крестьянской (сельскохозяйственной) деятельности.
- Для всех продавцов обязательно предоставление идентификационного номера налогоплательщика.
Соответственно, администрация рынка должна следить за тем, чтобы за прилавками стояли только представители продавцов, официально занимающихся своей деятельностью и зарегистрированных как ИП, организации или частные работники в сельскохозяйственной сфере.
7. Получать достоверную информацию о продукции.
В законе «О защите прав потребителей» прямо говорится, что продавец обязан предоставить клиенту исчерпывающую и корректную информацию о предлагаемых товарах и услугах (ст. 10).
Если он не предоставил информацию, это может быть поводом для расторжения договора оферты. Поэтому покупатели могут свободно спрашивать о товарах.
А если их невольно или специально обманули (например, назвали не тот сорт яблок, который покупатель искал), это может быть поводом для того, чтобы вернуть покупку и потребовать назад деньги.
8. Вернуть товар ненадлежащего качества.
Продукты питания могут быть возвращены продавцу только в том случае, если они испорчены (битые, мятые, с истекшим сроком годности и т. д.).
Но если мы говорим именно об этом случае, вы имеете полное право вернуть продавцу товары и потребовать назад деньги.
Если вы неоднократно сталкивались с некачественной продукцией у продавца, можно пожаловаться в администрацию рынка или Роспотребнадзор.
9. Попросить взвесить ровно столько, сколько вам нужно.
Продавцы на рынках могут не обманывать напрямую, но при этом все равно провоцировать покупателей тратить больше. Чаще всего это происходит при «легальном перевесе»: продавец говорит, что «получилось больше». Могут быть и прямые уговоры, мол, настолько хороши яблочки или огурцы, что не грех взять и на килограмм больше.
Многие стесняются возразить или просить взвесить совсем чуть-чуть. Но закон в данном случае на вашей стороне! Если вы покупаете товар на развес, можете просить именно столько, сколько вам нужно, но не меньше минимальной единицы измерения (одного фрукта или, скажем, грамма).
Что делать, если продавец фасует товары заранее и продает упаковками?
Если на упакованном товаре нет этикетки с маркировкой, а фасовка слишком большая и вам нужна лишь часть, вы можете попросить продавца взвесить вам часть фасованного товара. Продавец должен пойти навстречу.
- Товар может не иметь маркировки, если его фасуют в присутствии потребителя.
- Если товар расфасован продавцом заранее, снабжен этикеткой, продавец вправе отказаться продавать вам этот товар по частям. На этикетке должна присутствовать следующая информация:
- наименование;
- наименование изготовителя (с указанием адреса);
- дата изготовления;
- срок годности и необходимые условия хранения;
- сведения о составе и пищевой ценности;
- информация о присутствии аллергенов.
10. Покупать овощи и фрукты только целыми, не порезанными на половины или четверти.
Продавцы имеют право разрезать овощи и фрукты только для дегустации и демонстрации их спелости или иных качеств. Продавать, например, разрезанный на части арбуз они не имеют права! Если вам предлагают не цельный товар, вы вправе отказаться от такой покупки. Важно! Это касается только фруктов и овощей, другие виды товаров – сыры, колбасы, мясо – могут продаваться в нарезке.
11. Пожаловаться на недобросовестного продавца.
Если действия продавца ущемляют ваши права, вы можете пожаловаться на него.
Обратитесь к администрации рынка. Напишите жалобу или претензию, составьте ее в двух экземплярах. Один отдайте администрации, второй экземпляр оставьте себе. На вашем экземпляре представитель администрации должен поставить дату и подпись.
Если таким образом добиться справедливости не удается, обращайтесь в Роспотребнадзор. Он проведет проверку, выявит и пресечет нарушения, если таковые есть. Если и это не помогло, обращайтесь в суд. В суд можно обратиться и параллельно с Роспотребнадзором, таким образом можно и пресечь неправомерные действия продавцов, и вернуть потраченные деньги.
12. Вернуть товар даже в том случае, если продавец больше не торгует на конкретном рынке.
Если вы обнаружили, что товар некачественный, или просто передумали им пользоваться, а когда пришли на рынок, обнаружили, что продавец больше не занимает прежнее место, все равно есть шансы вернуть товар.
Если при покупке вам дали кассовый чек, на нем должен быть указан ИНН продавца. По нему в налоговой инспекции можно узнать, куда переехал продавец. Вы можете также обратиться к изготовителю товара и даже поставщику (если речь не о продуктах, а об одежде или электронике, эти данные вы найдете на этикетках или в инструкции) и предъявить им претензии по поводу некачественного товара.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Ветлаборатория на рынке: быть или не быть? — ОмскПресс
В последнее время не раз высказывались опасения, не станет ли качество продуктов питания, реализуемых на рынках города, хуже из-за того, что рынки переходят в частные руки.
Вопросы возникли в основном из-за конфликта собственника Амурского и Кировского рынков со службой ветеринарного контроля, в результате которого санветлаборатории ушли с обоих рынков. Их владелец Александр Тычинский утверждает, что причиной конфликта стали «поборы» сотрудников лабораторий с предпринимателей.
Представители ветеринарной службы настаивают, что лаборатория съехала, поскольку не смогла платить аренду. Тем не менее, торговля мясом и молоком на Амурском и Кировском рынках идет.
Кому это нужно?
В реестре розничных рынков города зарегистрировано 39 рынков. Размещать лаборатории требуется не на всех, а только там, где торгуют сельхозпродукцией, не прошедшей переработку. В Омске это девять универсальных рынков, и на всех – как на муниципальных, так и на частных – лаборатории работают. Сельхозпродукцию реализуют и три предприятия со статусом торговых комплексов.
– Хотя мы не рынок, а торговый комплекс, соответственно не в зоне действия ФЗ-271, – рассуждает представитель собственника «Хитрого рынка» Павел САТОНКИН, – тем не менее, мы считаем важным наличие ветеринарной лаборатории на любой похожей торговой площадке, независимо от формы собственности.
Поэтому поддержали предложение ветеринарной службы по открытию у нас лаборатории. Во-первых, сейчас на Хитром по договору торгуют сельскохозяйственными и домашними животными.
Во-вторых, мы хотим расширяться: будем привлекать селян к торговле на нашей территории и в комплексе мясом птицы, свининой, говядиной, особенно приглашаем производителей разливного молока. Соответствующие правила и нормы забора продукции на проверку должны быть прописаны и вывешены на рынке на виду у всех.
Если предприниматели считают себя ущемленными, нужно разбираться с участием руководства. Но в любом случае система ветеринарного контроля и на рынке, и в торговом комплексе должна быть – ради безопасности покупателей.
Хотели как лучше
По словам владельца Амурского и Кировского рынков предпринимателя Александра ТЫЧИНСКОГО, он не стремится уйти от жесткого санитарного и ветеринарного контроля продукции. Конфликт с ветслужбой бизнесмен объясняет тем, что ветеринарные службы устроили «поборы» с предпринимателей.
– Мы хотели заставить их работать по закону, – рассказал он «Обозревателю». – Есть нормы, сколько и какой продукции можно брать для проб. Колхозник, когда привозит мясо, завешивает его. После проверок нам говорили, что с каждой четвертины туши не хватало по полтора-два килограмма, а то и больше.
Свои слова г-н Тычинский подтвердил заявлениями от нескольких десятков предпринимателей. Во всех – просьба «оградить от поборов ветлаборатории» либо убрать ее с рынка вовсе. Пообщаться с предпринимателями не удалось: от открытых заявлений в прессе они воздерживаются.
Как пояснили «Обозревателю» в лаборатории санитарно-ветеринарной экспертизы, расположенной на Центральном рынке, по нормам с одной туши на пробу нужно брать не менее 200 граммов мяса. Если туша разрублена на две или четыре части – соответственно, столько же берется с каждого цельного куска.
Кроме того, если на туше есть механическое загрязнение, то мясо вокруг этого участка считается бракованным, его удаляют. На такую «зачистку» может уходить до 20 кг мяса. Причем в каждом случае очистки мяса ветеринарный врач составляет акт, в котором указывает, сколько продукции было «отбраковано».
По аналогичному принципу идет проверка молочной и растительной продукции. Возможно, именно этот «недовес» и возмутил предпринимателей.
По словам руководителя ГУ ОО «Омский областной центр по профилактике, экспертизе и лечению животных» (именно от этой структуры и работают ветлаборатории) Александра ГАРДЕРА, за последние четыре года ни одной письменной жалобы на сотрудников лабораторий по поводу «поборов» в организацию не поступало.
– Было несколько анонимных звонков, но письменных заявлений никто не приносил, – рассказал Александр Гардер. – Тут вопрос в другом. Когда пришел новый собственник Амурского рынка, он предложил нам арендовать помещение. Мы отказались, потому что мы – госструкту
ра и у нас нет такой статьи расходов.
В итоге в июне прошлого года мы оттуда ушли. Когда этот же предприниматель купил Кировский рынок, мы «выбили» статью на аренду и два месяца платили по 20 тысяч рублей. Он же начал вмешиваться в ветеринарные вопросы, давил на предпринимателей, чтобы они не проходили экспертизу.
Я поставил в известность городские власти и свое руководство. Договор мы расторгли.
В прошлом году по факту закрытия лаборатории на Амурском и Кировском рынках прокуратура Омской области возбудила ряд дел. Очередное заседание по этому вопросу состоится 15 июня.
Закон обязывает
Как пояснил начальник отдела развития потребительского рынка департамента городской экономической политики Михаил ЩЕЛКОНОГОВ, политика государства в последние годы направлена на усиление доверия к предпринимательству, поощрение социальной ответственности бизнеса.
Плановые проверки могут проводить только контрольно-надзорные органы, и не чаще, чем один раз в три года, внеплановые – только по жалобам граждан и после согласования с органами прокуратуры. Это касается и рынков.
Федеральный закон № 271 «О розничных рынках…» обязывает оборудовать ветлаборатории на всех рынках, где ведется продажа продуктов животного и растительного происхождения, – независимо от их формы собственности (частной, муниципальной, государственной).
Затраты на содержание лаборатории несут управляющие рынками компании.
Кстати, как сообщили в Управлении Россельхознадзора по Омской области, в этом году совместно с прокуратурой они проверили пять городских рынков. Выявлены нарушения, но изъятий продукции в основном не было. Один из рынков, ликвидировавших лаборатории, – Амурский – значится в планах проверки Россельхознадзора на ближайшее время.
КОММЕНТАРИЙ
Михаил ЩЕЛКОНОГОВ, начальник отдела развития потребительского рынка департамента городской экономической политики администрации Омска:
– Розничным рынком может называться лишь та организация, которой владеет юридическое лицо. Амурским и Кировским рынками владеет индивидуальный предприниматель, он зарегистрировал рынки как торговые комплексы и считает, что лаборатория ветеринарной экспертизы там находиться не обязана.
Действительно, закон «О ветеринарии» ничего не говорит о лабораториях – только о наличии справки от государственного учреждения на соответствие нормам продукции животного и растительного происхождения.
Такую справку о прохождении ветеринарной экспертизы практически все продавцы получают в областных государственных учреждениях – станциях по борьбе с болезнями животных, расположенных в каждом муниципальном образовании. То есть торговать они приезжают уже с документом о том, что продукция прошла санитарный контроль.
Но что происходило с тем же мясом во время транспортировки? Закон «О ветеринарии» здесь вступает в противоречие с 271-м законом, который однозначно говорит: если на рынке или в торговом комплексе идет торговля сельхозпродукцией, не прошедшей переработку, лабораторию они обязаны открыть.
Мэрия с самого начала поддерживала требования 271-го закона, не оставалась в стороне от этого конфликта, при этом действовала строго в рамках закона. Велись и разъяснительные беседы, и переписка с собственником Амурского и Кировского рынков.
Собственник хочет, чтобы мы исключили его из реестра рынков, а администрация города требует, чтобы он привел в соответствие документы и зарегистрировался как управляющая рынком компания.
Владелец к нам не прислушался, и, думаю, даже если он не станет управляющей рынком компанией, прокуратура через суд обяжет его лабораторию на обоих рынках снова открыть. Подобная ситуация была у нас и с рынком «Панорама-центр». Разбирательства длились полтора года.
Мы и с прокуратурой взаимодействовали, и с Россельхознадзором, и с УВД. В итоге, пусть и через суд, лаборатория появилась. Думаю, что на Амурском и Кировском рынках будет то же самое.
Что касается «поборов», о которых говорит собственник, то, если поступали жалобы от предпринимателей, нужно было действовать в правовом поле – обратиться в ту же прокуратуру, собрав у арендаторов их претензии в письменном виде.
Права ветеринарного врача-предпринимателя. Обязанности ветеринарного врача-предпринимателя. Правила оказания платных ветеринарных услуг
Лекция № 10. Права ветеринарного врача-предпринимателя. Обязанности ветеринарного врача-предпринимателя. Правила оказания платных ветеринарных услуг.
Цель: получение знаний об правах и обязанностях врача-предпринимателя
10.1. Права ветеринарного врача-предпринимателя
Согласно Гражданскому кодексу РФ ветеринарный врач-предприниматель имеет право создавать любые, не противоречащие закону ветеринарные учреждения клиники, ветеринарные участки, ветеринарные станции, ветеринарные лаборатории и т. д.
приобретать полностью или частично ветеринарное производственное имущество, ветеринарные здания, сооружения, инструменты, оборудование и т. д.
у государственных ветеринарных учреждений, сельскохозяйственных предприятий и других категорий хозяйств использовать ветеринарное имущество государственных ветеринарных учреждений и сельскохозяйственных предприятий по согласованию с собственником; участвовать своим имуществом в деятельности государственных и иных ветеринарных учреждений и организаций нанимать и увольнять ветеринарных работников на условиях найма самостоятельно устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда наемных работников; самостоятельно планировать ветеринарную производственную (врачебную и хозяйственную) деятельность, при этом обязательно учитывать эпизоотическую обстановку, заболеваемость незаразными болезнями, результаты исследования кормов и другие факторы) заключать договоры в письменной или устной форме с сельскохозяйственными предприятиями владельцами животных, продуктов и сырья устанавливать самостоятельно расценки на ветеринарные работы открывать счета в банковских учреждениях (это необходимо для осуществления расчетных операций с предприятиями и организациями) по собственному усмотрению распоряжаться прибылью; никто не вправе вмешиваться в такое решение, поскольку прибыль получена за счет собственной ветеринарной деятельности получать неограниченный по размерам личный доход пользоваться государственной системой социального страхования и социального обеспечения (пенсии, больничные листы, пособия по беременности и т. д.) обжаловать действия органов государственной и муниципальной власти и должностных лиц, ущемляющих права и законные интересы ветеринарных специалистов-предпринимателей осуществлять валютные операции, в том числе с целью приобретения товаров ветеринарного назначения по импорту выступать участником иных внешнеэкономических отношений.
Обязанности ветеринарного врача-предпринимателя
Согласно Гражданскому кодексу РФ и действующему федеральному законодательству в области ветеринарии на ветеринарных врачей-предпринимателей возложены следующие обязанности обеспечивать надлежащее качество выполняемых ветеринарных работ и ветеринарных мероприятий осуществлять ветеринарную деятельность в соответствии с федеральным законодательством в области ветеринарии, законами о ветеринарии субъектов Российской Федерации; применять в своей практической деятельности безвредные средства ветеринарного назначения, исключающие отрицательное воздействие на человека, животных и окружающую природную среду отвечать за свою деятельность своим имуществом заключать договоры на ветеринарное обслуживание или на осуществление отдельных видов ветеринарных работ в зоне своей деятельности; другими словами, каждый занимается по своему профилю, по своей специализации: например, лечением больных животных, искусственным осеменением скота, мерами борьбы с лейкозом и т. д. соблюдать права и законные интересы владельцев животных, продуктов и сырья проводить мероприятия по охране труда и технике безопасности при осуществлении ветеринарных мероприятий вносить во внебюджетные фонды социального страхования и пенсионного обеспечения отчисления по страхованию наемных работников в требуемом размере заключать с наемными работниками трудовые договоры, платить им не ниже ставки аналогичной должности в государственных ветеринарных учреждениях обеспечивать наемным ветеринарным работникам хорошие условия труда выполнять решения органов местного самоуправления о социальной защите инвалидов и других категорий граждан представлять налоговым органам декларацию о доходах и платить налоги в установленном порядке своевременно заявлять о своем банкротстве.
Правила оказания платных ветеринарных услуг
Правила оказания ветеринарных услуг составлены в соответствии с федеральным законодательством в области ветеринарии и Федеральным законом «О защите прав потребителей». Они утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. и устанавливают порядок оказания ветеринарных услуг.
- Правилами предусмотрено:
- ветеринарное учреждение, ветеринарный специалист-предприниматель при оказании ветеринарных услуг руководствуется законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- ветеринарное учреждение, ветеринарный специалист, оказывающий ветеринарные услуги, обязаны иметь вывеску с указанием профиля, формы организации ветеринарной деятельности, фирменного наименования, адреса и режима работы; ветеринарный специалист-предприниматель должен представлять потребителю по его требованию информацию о государственной регистрации и другие сведения.
В информации ветеринарного врача должны содержаться следующие сведения: перечень основных видов платных ветеринарных услуг (работ) и формы их представления; прейскуранты на ветеринарные услуги; образцы препаратов, лекарственных средств; образцы типовых договоров, квитанций, жетонов, расписок, талонов; сведения о льготах, предусмотренных для отдельных категорий потребителей в соответствии с законодательством России (инвалиды, участники войны и т. д.) нормативные документы по вопросам ветеринарного обслуживания животных сведения об органе защиты прав потребителей сведения о месте нахождения ветеринарного учреждения и т. д.
- Ветеринарный врач применяет средства и методы, исключающие отрицательное воздействие на животных, гарантирует безопасность ветеринарных мероприятий в отношении здоровья и продуктивности животных, не допускает нанесения ущерба жизни и здоровью потребителя, а также окружающей среде.
- Потребитель ветеринарных услуг обязан: представлять ветеринарному врачу по его требованию животных для осмотра, немедленно сообщать о всех случаях, связанных с внезапным падежом, одновременным массовым заболеванием животных, или об их необычном поведении принимать меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании, до прибытия ветеринарного врача предоставлять трупы павших животных, продукты подворного убоя скота и птицы, непригодные в пищу человека и животных, на ветеринарно-санитарные заводы или скотомогильники для уничтожения обеспечивать соответствующие условия кормления и содержания животных, а также проведение обязательных лечебно-профилактических мероприятий в сроки, определенные инструкцией и другими документами.
- При приеме и оформлении заказов на ветеринарные услуги: ветеринарный специалист может принимать как устные, так и письменные заказы; оказывать услуги на основе договора, абонемента, выдачи жетона, талона, кассового чека, квитанции; предупреждать о возможных осложнениях и порядке принятия мер по их предупреждению; если потребитель нарушает условия проведения ветеринарных мероприятий, ветеринарный специалист вправе расторгнуть договор, отказаться от выполнения ветеринарных услуг и потребовать возмещения ущерба; если ветеринарный специалист не предупредил потребителя о возможных осложнениях при осуществлении ветеринарных мероприятий, то он несет ответственность за последствия.
Форма оплаты ветеринарных услуг определяется по соглашению сторон: она может быть единовременной, осуществляться непосредственно после выполнения ветеринарных работ или поэтапно. Оплата по договору производится в строго установленные сроки и по предъявлению заблаговременно составленной сметы.
За нарушение норм Гражданского кодекса РФ, законов и правил ветеринарный специалист и потребитель ветеринарных услуг несут обоюдную ответственность.
Вопросы и задания для самопроверки:
-
Какие права имеет врач-предприниматель?
-
Какие обязанности врачей-предпринимателей?
-
Правила оказания ветеринарных услуг?
-
Форма оплаты ветеринарных услуг?
Часто задаваемые вопросы в сфере ветеринарного надзора
В соответствии с Решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. N 67 и от 9 октября 2013 г. N 68 приняты соответственно технические регламенты Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) и «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013).
Установлены ли переходные положения по введению в действие указанных технических регламентов? Каким образом будет организована работа в этот период?
Решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 года N 67 и N 68 предусмотрено соответственно, что технические регламенты Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» и «О безопасности мяса и мясной продукции» вступают в силу с 1 мая 2014 года, за исключением отдельных положений указанных технических регламентов, которые вступают в силу в более поздние сроки с учетом готовности государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства к их реализации. Таким образом, указанные технические регламенты вступят в силу не ранее чем через 6 месяцев после их принятия, с целью обеспечения плавного перехода на требования технических регламентов Таможенного союза и в соответствии с обязательствами Российской Федерации при вступлении в ВТО.
С учетом практики введения в действие технических регламентов Таможенного союза приняты решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 297 и от 10 декабря 2013 г.
N 298 о порядке введения в действие технических регламентов Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» и «О безопасности мяса и мясной продукции», которыми предусматривается установление «переходных» положений по применению требований принятых технических регламентов.
Так, в частности, установлено, что ранее выданные в соответствии с национальным законодательством документы о соответствии действуют до 31 декабря 2015 года.
К таким документам относятся декларации, сертификаты, свидетельства о государственной регистрации продукции.
Также до указанного срока действительны ранее выданные документы об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства (свидетельства о государственной регистрации продукции). Вместе с тем данные документы будут действительны до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2015 года только в случае, если они выданы или приняты до 1 мая 2014 года в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования указанных технических регламентов.
Со дня вступления в силу технических регламентов (с 1 мая 2014 года) выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства-члена, не допускается.
Таким образом, указанные документы о соответствии (декларации, сертификаты, свидетельства о государственной регистрации продукции), предусмотренные требованиями национального законодательства государства-члена или ранее принятых актов договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, могут выдаваться только до дня вступления в силу данных технических регламентов, то есть до 1 мая 2014 года.
Также до 31 декабря 2015 г.
допускаются производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства-члена, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу технического регламента.
Такая продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства-члена. Маркировка данной продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза не допускается.
- Таким образом, при наличии выданных до 1 мая 2014 года в отношении указанной продукции документов о соответствии в соответствии с требованиями национального законодательства государства-члена или ранее принятых актов договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства указанная продукция может производиться и выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза до 31 декабря 2015 года.
- При этом обращение продукции, выпущенной в обращение на таможенной территории Таможенного союза в период действия указанных документов об оценке (подтверждении) соответствия, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства-члена.
- Вместе с тем продукция при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия, выданных в соответствии с национальным законодательством, обращается на территории того государства-члена, в соответствии с законодательством которого выдан документ о соответствии.
Также установлено, что до 1 мая 2015 г.
допускаются производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу технического регламента обязательной оценке (подтверждению) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства-члена, без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке). Таким образом, продукция, в отношении которой до 1 мая 2014 года не были установлены указанные обязательные требования, может производиться и выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза до 1 мая 2015 г. без документов о соответствии и маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке), предусмотренных национальным законодательством государства-члена или ранее принятыми актами договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Вопросы аккредитации ветеринарных лабораторий
В Ассоциацию «Ветбезопасность» поступает много вопросов о необходимости получения аккредитации учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и осуществляющих лабораторные исследования, в том числе и в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольную продукцию.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.3 Закона РФ от 14 мая 1993 г.
№4979-I «О ветеринарии» порядок назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции), включая перечень оснований для проведения таких исследований, в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов утверждает федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. Данный порядок должен предусматривать возможность проведения лабораторных исследований лабораториями, испытательными центрами, аккредитованными в национальной системе аккредитации.
Порядок назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции) в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов утверждён приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 14 декабря 2015 г. N 634 (далее – Порядок). В соответствии с п.
14 Порядка исследования биологического материала животных, подконтрольной продукции в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов проводятся в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации.
Таким образом, из совокупности норм и буквального их толкования следует, что органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации наделены безусловным правом на проведение лабораторных исследований в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов, независимо от наличия или отсутствия аккредитации в национальной системе аккредитации. При этом для лабораторий, испытательных центров, не входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, наличие аккредитации в национальной системе аккредитации является обязательным условием для проведения лабораторных исследований подконтрольных товаров в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов.
Вместе с тем, органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации не лишены права на добровольную аккредитацию в национальной системе аккредитации.
Напомним, что с 6 мая 2018 г.
вступают в силу Правила организации проведения лабораторных исследований (испытаний) при осуществлении ветеринарного контроля (надзора), которые распространяются на деятельность лабораторий (центров), референтных лабораторий (центров) и уполномоченных в области ветеринарии органов государств — членов Евразийского экономического союза и устанавливают требования к организации и проведению лабораторных исследований (испытаний) при осуществлении ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (Союз), а также определяют цели и задачи проведения таких исследований (испытаний), правила отбора, хранения и транспортировки проб (образцов), порядок проведения лабораторных исследований (испытаний), оформления результатов исследований (испытаний) и взаимодействия лабораторий (центров). Об этом на портале писали ранее. Одно из таких требований к организации и проведению лабораторных исследований (испытаний) – наличие аккредитации в национальной системе аккредитации, а при необходимости и в международной системе аккредитации у лабораторий (центров), референтных лабораторий (центров) и уполномоченных в области ветеринарии органов, осуществляющих лабораторные исследования в рамках ветеринарного контроля (надзора).
Аккредитация в национальной системе аккредитации – это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации. Отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Закон об аккредитации).
- Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
- В соответствии с действующим законодательством, основными принципами осуществления аккредитации являются: 1) осуществление полномочий по аккредитации национальным органом по аккредитации;
- 2) компетентность национального органа по аккредитации;
- 3) независимость национального органа по аккредитации;
- 4) беспристрастность;
- 5) добровольность;
- 6) открытость и доступность правил аккредитации;
- 7) недопустимость совмещения национальным органом по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия и обеспечению единства измерений;
- 8) единство правил аккредитации и обеспечение равных условий заявителям;
- 9) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления аккредитации и составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;
10) недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц; 11) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, недопустимость установления пределов действия аккредитации на отдельных территориях и для определенных субъектов хозяйственной деятельности. К работам в области аккредитации привлекаются эксперты по аккредитации, отбор которых осуществляется в соответствии с методикой отбора экспертов по аккредитации, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, а также технические эксперты. Эксперты по аккредитации, технические эксперты в целях проведения экспертиз, представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездных экспертиз соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации включаются в состав экспертных групп, формируемых в порядке, установленном Законом об аккредитации.
В соответствии с требованием Закона об аккредитации эксперты по аккредитации, технические эксперты должны быть независимы от любого воздействия, которое оказывает или может оказать влияние на принимаемые национальным органом по аккредитации решения, т.е. должен отсутствовать конфликт интересов в деятельности экспертов по аккредитации и технических экспертов.
В связи с выявлением фактов нарушения экспертами по аккредитации требований о независимости экспертов от любого воздействия, которое оказывает или может оказать влияние на принимаемые национальным органом по аккредитации решения, письмом Федеральной службы по аккредитации от 2 марта 2016 г. №6878/02-мя «О возможном наличии конфликта интересов в деятельности по аккредитации» дано разъяснение о том, что следует понимать под конфликтом интересов.
Как указано в письме, о наличии конфликта интересов в деятельности эксперта по аккредитации или технического эксперта может свидетельствовать проведение работ по аккредитации экспертом, так или иначе связанным с аккредитуемой организацией, например:
- эксперт работает и/или является одним из учредителей (членов попечительского совета и т.п.) аккредитованного лица (заявителя);
- эксперт ранее работал, либо входил в состав учредителей (членов попечительского совета и т.п.) данного юридического лица;
- родственники эксперта работают (работали) и/или являются (являлись) учредителями (членами попечительского совета и т.п.) аккредитованного лица (заявителя);
- эксперт оказывает (оказывал) услуги данному юридическому лицу на основании договорных отношений;
- аккредитованное лицо (заявитель) является членом, либо прочно ассоциируется с общественной (либо иной организацией), в которой эксперт работает (работал) и/или является (являлся) одним из учредителей (членов попечительского совета и т.п.);
- эксперт является государственным служащим, либо сотрудником государственного (муниципального) учреждения, которому подведомственно аккредитуемое лицо;
- иные случаи, ставящие под сомнение независимость эксперта.
Информация о составе экспертной группы направляется национальным органом по аккредитации заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, не менее чем за пять рабочих дней до дня начала проведения экспертизы документов и сведений, представленных заявителем.
В ходе осуществления аккредитации заявитель вправе представить в национальный орган по аккредитации документы, подтверждающие несоответствие эксперта по аккредитации и (или) технического эксперта требованиям, установленным частями 6 — 8 статьи 11 Закона об аккредитации.
Порядок установления факта несоответствия эксперта по аккредитации или технического эксперта требованиям утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации (Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 мая 2014 г. N 292 «Об утверждении Порядка установления факта несоответствия эксперта по аккредитации или технического эксперта требованиям к эксперту по аккредитации или требованиям к техническому эксперту по результатам оценки представленных заявителем, аккредитованным лицом документов»).
Портал «Ветеринария РФ»,10 апреля 2018