Обеспечение детей сирот жилыми помещениями

С 1 января 2019 года изменен порядок обеспечения детей-сирот жильем. В федеральные законы внесены поправки, которыми введен ряд дополнительных мер по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей.

Прокуратура Московской области подробно разъяснила, кто теперь может подать заявление на получение жилья, а также каков новый порядок заключения договора найма специализированного жилого помещения. Подробнее об этом читайте в материале портала mosreg.

ru.

  • Как взять в семью ребенка-сироту в Подмосковье>>
  • Кто может подавать заявление

Обеспечение детей сирот жилыми помещениями

Ключи от квартир

Источник: ©, сайт администрации Рузского городского округа

  1. Согласно поправкам, внесенным в федеральные законы, с 1 января 2019 года подавать заявления о включении сирот в список на получение жилья вправе не только органы опеки и попечительства, дети-сироты, но и их законные представители самостоятельно.
  2. При этом контроль над своевременной подачей представителями детей-сирот заявления о включении их в список возлагается на органы опеки и попечительства.
  3. Как в Подмосковье оформить единовременное пособие усыновителю ребенка>>
  4. Договор найма жилья

Обеспечение детей сирот жилыми помещениями

Подписание документов

Источник: РИАМО, Николай Корешков

  • Договор найма специализированного жилого помещения теперь можно заключать на новый пятилетний срок неоднократно, если выявлены обстоятельства, что ребенок-сирота находится в сложной жизненной ситуации.
  • Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
  • Органы опеки и попечительства на карте Московской области>>
  • О праве обмена жилья

Обеспечение детей сирот жилыми помещениями

Рассмотрение документов на заседании

Источник: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области

  1. Если ребенок живет с родителями, которые лишены прав и совместное проживание с ними как бы то ни было ущемляет его законные интересы, то законные представители ребенка, орган опеки или прокурор могут обратиться в суд с требованием в принудительном порядке обменять предоставленное государством жилье.
  2. В случае если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, признано судом невозможным, они могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилья.
  3. Устройство детей-сирот в семьи: как решаются проблемы ребенка в Подмосковье>>
  4. Количество квартир для сирот в МКД

Обеспечение детей сирот жилыми помещениями Источник: Главное управление государственного строительного надзора Московской области

С 25 декабря 2018 года количество квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в одном многоквартирном доме не может превышать 25% от общего количества квартир в этом доме. За исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

Как можно потратить материнский капитал в Подмосковье>>

Счетная палата померила сиротские метры

Госаудиторы представили отчет об обеспечении жильем детей, оставшихся без попечения родителей

Счетная палата сочла неэффективной сложившуюся практику обеспечения жильем детей-сирот. В отдельных регионах срок ожидания ими собственной квартиры может превышать 20 лет. И ситуация ухудшается с каждым годом

Обеспечение детей сирот жилыми помещениями

Константин Кокошкин / Global Look Press

Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).

За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2020 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.

Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб.

, в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно.

По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета.

А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%.

Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Обеспечение детей сирот жилыми помещениями

Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:

  • возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
  • единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
  • «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
  • упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
  • ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
  • для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.

Что делает Министерство просвещения

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий.

Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Читайте также:  Завещание может быть совершено гражданином

Что предлагают делать эксперты

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования.

«При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено.

Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Обеспечение жильем детей-сирот

«Кто относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

  • дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
  • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Какие документы подтверждают статус ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей?

К документам, подтверждающим утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя) относятся:

  • письменное согласие матери (отца) ребенка-сироты на усыновление (удочерение) (оформленное в родильном доме (отделении) при рождении);
  • свидетельство о смерти матери (отца) ребенка-сироты;
  • справка о рождении, подтверждающая, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка-сироты;
  • свидетельство о рождении, не содержащее сведений о матери (отце) ребенка-сироты;
  • решение суда о лишении матери (отца) ребенка-сироты родительских прав;
  • решение суда об ограничении матери (отца) ребенка-сироты в родительских правах;
  • решение суда об исключении сведений о матери (отце) ребенка-сироты из актовой записи о рождении;
  • решение суда о признании матери (отца) ребенка-сироты недееспособной(ым) (ограниченно дееспособной(ым);
  • решение суда о признании матери (отца) ребенка-сироты безвестно отсутствующей(им);
  • решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком-сиротой;
  • решение суда об отмене усыновления (удочерения).

Кто имеет право на обеспечение жильем?

Обеспечению жилыми помещениями подлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее – дети-сироты), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – лица из числа детей-сирот), в случае, если они:

  • не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
  • являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным.
  • Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
  • Как установить факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении?
  • Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
  •  1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
  • лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
  • страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539.

  1. Куда обращаться по вопросу обеспечения жилым помещением?
  2. Заявление о включении в список на обеспечение жилым помещением подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, достигшего возраста 23 лет.
  3. Кто подает заявление о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями?
  4. Заявление о включении в список на обеспечение жилым помещением подают:
  • законные представители детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в течение 3 месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений;
  • дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, если они в установленном порядке не были включены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, до приобретения ими полной дееспособности;
  • лица из числа детей-сирот, если они в установленном порядке не были включены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, до приобретения ими полной дееспособности, до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
  • лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Читайте также:  Как выглядит результат теста днк на отцовство в 2021 году

Какие документы необходимо приложить к заявлению?

К заявлению прилагаются копии следующих документов с предъявлением их подлинников или только заверенные в установленном порядке копии следующих документов:

  • свидетельство о рождении ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которое достигло возраста 23 лет;
  • паспорт ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которое достигло возраста 23 лет (все страницы);
  • документ, подтверждающий смену имени, фамилии, отчества ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которое достигло возраста 23 лет, и членов его семьи (при наличии);
  • документ, подтверждающий полномочия законного представителя;
  • доверенность представителя заявителя, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (при наличии);
  • документ, подтверждающий утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя);
  • распорядительный документ органа местного самоуправления об устройстве ребенка-сироты на воспитание и содержание в государственное учреждение и (или) под опеку или попечительство;
  • свидетельство о заключении брака лицом из числа детей-сирот, лицом, которое достигло возраста 23 лет (при наличии);
  • паспорт супруга (супруги) лица из числа детей-сирот, лица, которое достигло возраста 23 лет (все страницы), в случае, если он состоит в браке;
  • свидетельство о расторжении брака лица из числа детей-сирот, лица, которое достигло возраста 23 лет (при наличии);
  • договор социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии);
  • правоустанавливающие документы на жилое помещение, в котором ребенок-сирота, лицо из числа детей-сирот, лицо, которое достигло возраста 23 лет, проживает на день подачи заявления и право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН);
  • документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении;
  • медицинская справка о состоянии здоровья ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которое достигло возраста 23 лет, и его праве на дополнительную площадь при наличии медицинских показаний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии);
  • документы, подтверждающие право лица, которое достигло возраста 23 лет, на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма либо на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
  • В течение какого времени рассматривается заявление?
  • Орган местного самоуправления не позднее 60 рабочих дней со дня подачи заявления принимает решение о включении/об отказе во включение в список на обеспечение жилым помещением.
  • В течение 5 дней со дня принятия решения соответствующий распорядительный акт направляется заявителю.
  • В случае выявления недостоверности сведений, указанных в заявлении и представленных документах, срок рассмотрения заявления приостанавливается до выяснения обстоятельств.
  • Информация о приостановлении срока рассмотрения заявления направляется заявителю заказным письмом либо передается лично под расписку.
  • Когда предоставляется жилое помещение?
  • Жилые помещения предоставляются лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
  • По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
  • Какие органы исполнительной власти уполномочены заниматься обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа?

Областным законом Ростовской области от 22.06.

2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее — органы местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  1. Органы местного самоуправления принимают решение о включении/об отказе во включение в список по обеспечению жильем, обеспечивают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, приобретают жилые помещения в муниципальную собственность для включения в специализированный жилищный фонд.
  2. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области осуществляет контроль за своевременным включением в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и обоснованностью включения кандидатов в указанный список.
  3. Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области осуществляет контроль за расходованием средств федерального бюджета и (или) областного бюджета в рамках утвержденного областной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан сводного списка и сбор отчетных документов, подтверждающих обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории.
  4. Областная межведомственная комиссия принимает решения о перераспределении приобретенного муниципальными образованиями в Ростовской области жилья при представлении соответствующих документов минобразованием Ростовской области, рассматривает документы, касающиеся исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда и заключения договоров социального найма.
  • Раздел находится в стадии наполнения
  • Раздел находится в стадии наполнения
  • Проектов не найдено
  • Раздел находится в стадии наполнения
  • Раздел находится в стадии наполнения
  • Раздел находится в стадии наполнения

Предоставление жилья детям-сиротам: условия, процедура, оформление | Правоведус

Согласно российскому законодательству дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории граждан, которые имеют право на государственную помощь и поддержку, в том числе на предоставление жилья при его отсутствии.

Важно, что на бесплатное жилье имеют право не только дети, которые остались без родителей, но и взрослые люди, не достигшие возраста 23 лет, оставшиеся одни и без жилья. Основным законодательным документом, регулирующим права детей-сирот, является Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Нормативный акт устанавливает право детей-сирот на получение благоустроенного жилого помещения, которое выделяется государством из жилищного фонда по договору найма.

Условия предоставления жилья детям-сиротам

Жилплощадь детям-сиротам предоставляется по тем же нормам, что и в любых других ситуациях относительно договоров найма социального жилья.

Стоит отметить, что в каждом регионе установлена своя учетная норма, которая определяется законом субъекта РФ, в Москве и Московской области это Закон «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Закон устанавливает обязательные условия для получения социального жилья:

  1. отсутствие у соискателя социального жилья, полученного по договору найма, а также у его родственников и членов семьи;
  2. соискатель не должен являться собственником социального жилья, полученного по договору найма;
  3. условия проживания в помещениях, где дети-сироты проживают в настоящее время, должны быть признаны неприемлемыми.

Среди прочих условий, необходимых для реализации ребенком своего права на предоставление социального жилья, присутствует такое понятие, как «невозможность проживания на нынешнем месте». При этом, невозможным проживание признается тогда, когда оно противоречит интересам ребенка, а именно:

  • на одной жилплощади с ребенком проживают лица, страдающие заболеваниями в тяжелой хронической форме;
  • на одной жилплощади с ребенком проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этого ребенка;
  • жилое помещение признано непригодным для проживания;
  • жилое помещение не соответствует санитарным нормам;
  • ребенок обеспечен помещением, площадь которого меньше необходимой учтенной нормы, установленной законодательством.

Как происходит предоставление жилья детям-сиротам

Жилье детям-сиротам предоставляется в момент достижения совершеннолетия либо полной дееспособности, а также в возрасте до 23 лет, в том числе, в момент окончания ими образовательных учреждений, либо срока пребывания в медицинских или исправительных учреждений, окончания военной службы и другое.

С 2013 г. порядок предоставления жилых помещений детей-сирот имеет определенные правила – выдача жилых помещений осуществляется по договору найма, срок действия которого составляет не менее пяти лет. Жилье детям-сиротам предоставляется государством только в порядке очереди, внеочередная выдача отсутствует.

Читайте также:  Как вернуть долг в кратчайшие сроки: дала в долг знакомому под расписку 350 000 рублей

Важно! По истечении пятилетнего срока действия договора найма жилое помещение на условиях социального найма полностью переходит в бессрочное пользование его владельца.

Новый порядок получения социального жилья детьми сиротами полностью исключает возможность махинаций, поскольку такую квартиру нельзя приватизировать, продать, подарить или передать в пользование другому владельцу иным способом. Кроме того, стоит отметить, что квартиры, выдаваемые детям-сиротам, не должны носить статус коммунальных, то есть этой категории граждан положена выдача полноценных благоустроенных жилых помещений.

Жилье ребенку сироте могут предоставить, как в виде квартиры, так и в виде компенсации, в виде средств для безналичного расчета, на которые и будет приобретено жилое помещение.

Как воспользоваться льготой: порядок действий

Для того, чтобы получить бесплатное социальное жилье, соискателю необходимо подготовить перечень документов и обратиться в органы опеки и попечительства. Напомним, что на момент обращения лицу, претендующему на жилье, не должно быть более 23 лет.

Важно! При наступлении возраста 23 года гражданин теряет право на получение бесплатного жилья автоматически.

Документы, необходимые для получения жилья:

  • паспорт с регистрацией;
  • справка, подтверждающая статус сироты;
  • справка о составе семьи;
  • документ, который подтверждает отсутствие собственной жилплощади;
  • справка с места работы или учебы;
  • свидетельство о заключении брака и о рождении детей при наличии;
  • заявление в органы опеки и попечительства;
  • заявление в районную администрацию;
  • в зависимости от региона могут потребоваться иные документы.

Заявление в органы опеки и попечительства, равно как и в администрацию, пишется в свободной форме, в нем нужно сообщить о своем желании воспользоваться льготой. К заявлениям прилагаются не только оригиналы, но и копии документов.

Опека и попечительство над несовершеннолетними

Списки детей, нуждающихся в жилье

Законодательство Российской Федерации предусматривает обязательную процедуру составления списков детей-сирот, которые остались без родителей, подлежащих обязательному обеспечению жильем. Данные списки формируются работниками уполномоченного органа исполнительной власти субъектов РФ.

Именно по указанным спискам в последующем будет устанавливаться очередь предоставления жилых помещений в зависимости от даты рождения либо, при их совпадении – по дате принятия решения о включении в список ребенка-сироты.

Единственным основанием для исключения ребенка-сироты из списка на получение жилплощади может являться осуществление этого действия государством.

Верховный Суд дал разъяснения об особенностях рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями

12 января 2021

     Верховным Судом РФ в Обзоре от 23.12.2020 проведено обобщение практики рассмотрения судами в 2018-2020 годах дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
               

     В целях обеспечения единообразного подхода к рассмотрению судами дел названной категории необходимо обратить внимание на следующие правовые позиции.
     

     1. При определении права детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилым помещением, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, возможность проживания указанных лиц в жилом помещении, собственником которого они не являются, а также их имущественное положение правового значения не имеет.
          

     2.

Дети-сироты и лица из числа детей-сирот имеют право на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признано невозможным при установлении любого из обстоятельств, с наличием которых законодательство Российской Федерации или субъекта Российской Федерации связывает указанный факт.
          

     3.

При разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
         

     4. Дети-сироты и лица из числа детей-сирот, обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, не могут быть исключены из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
    

     5. По общему правилу, специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет.

Предоставление жилых помещений указанным лицам ранее достижения ими возраста 18 лет допускается в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
         

     6. Установленное федеральным законом предписание о предоставлении детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме жилых помещений по завершении ими получения профессионального образования, профессионального обучения не препятствует им в реализации права на обеспечение жилыми помещениями по достижении ими возраста 18 лет.
         

     7. Право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений гарантировано федеральным законом детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
         

     8. Обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
          

     9. Обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений, является правильное определение судом места жительства лиц указанной категории.
         

     10. Предусмотренная законом обязанность по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть признана исполненной надлежащим образом в случае предоставления жилых помещений, не отвечающих требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством.
         

     11. Приобретение нанимателем специализированного жилого помещения для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот либо членами его семьи жилого помещения в собственность не является основанием для расторжения (прекращения) договора найма специализированного жилого помещения.
          

     12.

Основаниями для принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об исключении жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и лицам из их числа, из специализированного жилищного фонда и о передаче их данным лицам по договору социального найма являются окончание срока действия договора найма специализированного жилого помещения и отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
          

     13.

Вывод уполномоченного органа о наличии оснований, препятствующих заключению с детьми-сиротами и лицами из их числа договора социального найма в отношении занимаемого ими жилого помещения, должен основываться на всестороннем исследовании и оценке жилищно-бытовых условий лиц названной категории, исполнения ими обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, состояния их здоровья, социального окружения, иных обстоятельств, касающихся данных лиц (в частности, наличие работы, привлечение к административной или уголовной ответственности, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств).
          

     14.

Члены семьи (супруг (супруга) и несовершеннолетние дети) нанимателя специализированного жилого помещения для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые были включены в договор найма специализированного жилого помещения и вселены в жилое помещение, в случае смерти нанимателя специализированного жилого помещения вправе требовать от уполномоченного органа исключения указанного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключения с ними договора социального найма в отношении этого жилого помещения.
        

     15.

Изменение детьми-сиротами и лицами из числа детей-сирот места своего жительства после вступления в законную силу решения суда о предоставлении им жилого помещения специализированного жилищного фонда не может служить основанием для удовлетворения их заявления об изменении порядка и способа исполнения указанного решения путем предоставления жилого помещения по новому месту их жительства.
     

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *