По закону разрешение на продажу квартиры, среди собственников которой есть несовершеннолетние, должны дать органы опеки и попечительства. Они, бывает, в таких ситуациях отказывают, однако отказ во многих случаях можно оспорить в суде.
Для того чтобы получить разрешение на продажу квартиры, родителям придется подтвердить, что сделка не приведет к ухудшению жилищных условий и ребенок получит в собственность другую квартиру или долю в собственности, равноценную той, что ему принадлежит. Новая жилплощадь при этом не должна быть ни хуже, ни меньше имеющейся. Иногда у семьи возникает необходимость продать имущество детей, но сумму, вырученную от продажи квартиры, она намерена использовать не на покупку жилья.
«Получить согласие органов опеки на такую сделку практически невозможно, смирившись, родители обычно принимают как данность, что с оформленным на детей жильем ничего нельзя сделать, пока детям не исполнится 18 лет, — рассказывает адвокат Юлия Михайлова. — Однако в этом году Красноярский краевой суд уже дважды указал, что решение органов опеки и попечительства в таких ситуациях должно приниматься с учетом конкретных обстоятельств дела».
Еще 6 марта 2003 года Конституционный суд в своем определении №119-О пришел к выводу, что из содержания абзаца 2 пункта 1 статьи 28 и пунктов 2–3 статьи 37 ГК РФ не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать совершаемые их родителями сделки с имуществом несовершеннолетних детей.
«Отказывая в выдаче разрешения на продажу имущества несовершеннолетнего, органы опеки редко как-то объясняют свое решение.
Как правило, отказы просто содержат ссылку на общие нормы законодательства и указание на то, что в результате сделки права несовершеннолетних будут нарушены, — объясняет Юлия Михайлова. — Однако их решение может быть оспорено.
Чем может закончиться противостояние родителя и органов опеки, можно увидеть на конкретном примере «борьбы» представителей администрации с мамой двух несовершеннолетних детей».
В сентябре 2016 года мама, одна воспитывающая двух несовершеннолетних детей, обратилась в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на продажу комнаты в общежитии, принадлежавшей детям.
В нем она указала, что готова выделить детям долю в жилом помещении, приобретенном ею с привлечением ипотеки, при этом доля, выделяемая детям, будет превосходить ту, которая находится у них в наличии, не только по площади, но и по цене.
Органы опеки и попечительства в выдаче разрешения на продажу комнаты в общежитии отказали, отметив, что такая продажа приведет к нарушению прав несовершеннолетних. Никаких других обоснований отказа приведено не было. Не согласившись с отказом, мама решила обжаловать решение органа опеки и попечительства в суде.
Судебный процесс длился практически год. Органы опеки и попечительства доказывали, что в интересах несовершеннолетних сохранить комнату в девять квадратных метров, расположенную на первом этаже общежития, что мама действует недобросовестно, что администрация руководствуется внутренними нормативными актами.
Однако сначала районный, а затем и краевой суд встали на сторону семьи, постановив, что в интересах несовершеннолетних в будущем получить именно доли в квартире, в которой они сегодня фактически проживают, что добросовестность родителей в отношении своих детей подразумевается, и органы опеки не смогли предоставить доказательств обратного.
Что нужно сделать, чтобы увеличить шансы на получение положительного решения органа опеки и попечительства?
- Обращаться в органы опеки и попечительства с развернутым заявлением, в котором указывать все фактические обстоятельства, доказывающие, что вы действуете в интересах несовершеннолетних.
- Приложить к заявлению документы о стоимости доли/имущества, которое вы хотите продать, и стоимости доли/имущества, которое будет передано несовершеннолетнему.
- Предоставить другие документы, подтверждающие, что вы действуете в интересах ребенка.
«Насколько соответствует законодательству отказ в выдаче разрешения на продажу квартиры несовершеннолетнего в том или ином случае, можно говорить, только разобрав конкретную ситуацию, — объясняет Юлия Михайлова, — поэтому настоятельно советую обращаться к юристам за консультацией и не бояться отстаивать свои права в суде. Да, на сегодняшний день судебные процессы затягиваются. Однако лучше иметь на руках решение суда, обязывающее органы опеки и попечительства выдать вам разрешение на продажу имущества детей, чем придумывать и пытаться реализовать не совсем законные схемы.
© Использование материалов допускается, только при наличии активной ссылки на портал Sibdom.ru
Прекращение опеки и попечительства над детьми
842 просмотров
Закон предусматривает возможность для граждан принимать на себя обязанности представителя несовершеннолетних или недееспособных лиц. Однако не всегда процесс воспитания или помощи проходит гладко.
Гражданин может заболеть, не найти контакта с подопечным или причинять ему вред. Именно для таких ситуаций предусматривается возможность отмены связи.
Рассмотрим причины прекращения опеки и попечительства.
Основания для прекращения опеки и попечительства
Опека и попечительство назначаются по решению органа местного самоуправления. В отличии от усыновления между подопечным и опекуном не возникает пожизненная родственная связь.
Нормативное регулирование прекращения опеки содержится в следующих нормативных актах:
- Гражданский кодекс РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- ФЗ от 2008 года № 48.
Основания для прекращения одинаковы для опекунов как несовершеннолетних, так и совершеннолетних недееспособных граждан.
1 | Смерть подопечного | В случае гибели лица, в отношении которого назначена опека, гражданские правоотношения теряют действие. Опекун обязан в течение 3 дней сообщить о возникшей ситуации в курирующий отдел по месту жительства. Законный представитель несовершеннолетнего подопечного получает последнюю выплату за месяц, в который умер подопечный. Приемный родитель дополнительно получает вознаграждение за дни месяца, до даты смерти. В течение 3 дней опекун обязан предоставить в отдел отчет о расходовании средств подопечного за минувший год. |
2 | Смерть опекуна | Также гражданские правоотношения прекращаются в случае гибели лица, на которого возложены обязанности опекуна. В такой ситуации ответственность за подопечного переходит к районному отделу опеки. Несовершеннолетний или недееспособный подопечный не может находится с родственниками покойного представителя. Обязанности на третье лицо должны быть возложены официально. Поэтому на период оформления или сбора документов необходимо назначить предварительную опеку или передать подопечного под надзор в специализированную организацию. |
3 | Истечение срока действия акта о назначении опекуна | Опека может быть назначена до определенного момента. Если документ содержит конкретную дату, то полномочия опекуна прекращаются с момента наступления даты. |
Над несовершеннолетними детьми
Прекращение опеки над несовершеннолетним ребенком имеет свои особенности:
- По достижении ребенком 14 лет. В 14 день рождения опека автоматически прекращается. Она переходит в попечительство. Закон не предусматривает необходимости вынесения специального постановления районной администрации при достижении несовершеннолетним 14 лет. При достижении 18 лет попечительство автоматически прекращается.
- В случае эмансипации подопечного. Под эмансипацией понимается наделение несовершеннолетнего полной дееспособностью по решению местной администрации или по судебному решению. Основанием для эмансипации является вступление в брак, трудоустройство или регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Подопечный и опекун обращаются в отдел опеки. При наличии согласия опекуна эмансипация устанавливается в административном порядке. В случае отсутствия согласия опекуна несовершеннолетний может обратиться в суд.
- Восстановление родительских прав у кровных родителей несовершеннолетнего. В случае если мать или отец подопечного восстановили в правах, отменили ограничение, отменили безвестное отсутствие или вернули родительские права по другой причине, то опека отменяется по их заявлению.
Важно! Ребенок может быть помещен временно в организацию для детей-сирот. Причиной помещения может быть болезнь опекуна, конфликт между воспитателем и воспитанником. На период помещения в организацию опека или попечительство не прекращаются.
Над недееспособными
Основной причиной прекращения опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина является восстановление дееспособности. С момента вступления в законную силу судебного решения, гражданин более не нуждается в законном представителе.
Причины прекращения или отмены опеки
Законодатель выделяет следующие причины для прекращения или отмены опеки:
- по инициативе опекуна;
- по инициативе подопечного;
- по инициативе курирующего отдела опеки.
Прекращение опеки по инициативе подопечного
Несовершеннолетний имеет право инициировать прекращение опеки или попечительства. Для этого необходимо подать заявление (устное или письменное) в курирующий отдел по месту жительства.
Если причиной является отсутствие взаимопонимания с замещающими родителями, то отдел опеки обязан организовать кризисное сопровождение. Под кризисным сопровождением понимается проведение мероприятий, направленных на восстановление опекунской семьи.
Сопровождение включает работу со следующими специалистами:
- психологи;
- юристы;
- социальные работники;
- педагоги.
Мероприятия проводится как с несовершеннолетним, так и с опекуном.
Совершеннолетний недееспособный гражданин также может подать жалобу на опекуна и отказаться от него. В результате отдел опеки обязан подобрать другою кандидатуру представителя, либо передать подопечного в специализированную организацию.
Пример. Марина была попечителем несовершеннолетнего Кирилла, 14 лет. Через 3 года женщина получила повышение на работе. Для этого ей необходимо было переехать в другой регион.
Мальчик не желал переезжать, так как в этом городе проживала его бабушка. Он не хотел терять связь с ней. Кирилл обратился в отдел опеки и пояснил ситуацию.
Опека была прекращена, а ребенок помещен в детский дом.
Прекращение опеки по инициативе органа опеки
В случае совершения виновных действий в отношении подопечного опека отменяется по инициативе курирующего отдела. Причины для прекращения необходимо подтвердить документально.
Основания для отмены:
- Совершение преступления в отношении подопечного. Факт необходимо подтвердить приговором суда о привлечении гражданина к ответственности.
- Использование полномочий опекуна в корыстных целях. В расчет принимается расходование средств подопечного в своих целях, растрата детского имущества.
- Ненадлежащее исполнение обязанностей опекуна. Под ненадлежащим исполнением понимаются отказ в удовлетворении потребностей ребенка (питание, лечение, одежда). Также к ненадлежащему исполнению обязанностей можно отнести отказ в предоставлении медицинской помощи или прохождении диспансеризации.
- Грубое нарушение прав воспитанника. Под нарушением прав понимается установление препятствий для обучения подопечного. Если гражданин отказывается от прохождения ПМПК, препятствует получению ребенком образованию, он нарушает его права.
Пример. Илья был опекуном несовершеннолетнего Анатолия. Мужчина не предупредил отдел опеки и впустил квартирантов в жилье подопечного. Денежные средства на содержание ребенка Илья тратил на собственные нужды.
Анатолий не имел сезонной одежды, был истощен. В школе отмечали отсутствие подходящей школьной одежды и канцелярских принадлежностей. Педагог сообщил о ситуации в курирующий отдел. Специалисты проверили жилье опекуна. Информация получила подтверждение.
Илья был отстранен от исполнения обязанностей.
Порядок прекращения опеки по инициативе опекуна
Законный представитель может самостоятельно инициировать прекращение опеки. Для этого гражданин должен обратиться в курирующий отдел и подать заявление.
Основные причины прекращения по инициативе опекуна:
- отсутствие контакта с подопечным;
- болезнь опекуна;
- причины, независимые от опекуна (развод, беременность, вступление в брак, физическая или психологическая травма).
Пример. Каролина была опекуном малолетнего Евгения. Мальчик имел психиатрическое отклонение, был агрессивным и гиперактивным. Ему требовалось особое внимание, регулярное лечение. Женщина вступила в брак. Новый супруг и ребенок не нашли контакта. Мужчина негативно относился к малышу. Забеременев, женщина приняла решение вернуть Евгения в детский дом.
Важно! Отказавшись от ребенка, опекун не несет ответственности. Его не обяжут вернуть денежные средства или не привлекут к ответственности.
Обращение в отдел опеки
Порядок действия для прекращения опекунства по инициативе опекуна:
- Обращение в отдел опеки.
- Подача заявления.
- Сдача документов подопечного.
- Получение приказа.
- Подача отчета.
Опекун должен предупредить о принятом решении отдел опеки по месту проживания. Специалист должен предложить кризисное сопровождение замещающей семьи. В случае отказа необходимо принять решение о дальнейшем помещении подопечного.
Заявление на прекращение
Заявление подается следующим образом:
- непосредственно в отдел опеки по месту проживания;
- через МФЦ (если заключен договор между МФЦ и муниципалитетом);
- через Госуслуги.
Заявление должно включать следующие сведения:
- наименование муниципалитета;
- данные главы района;
- Ф.И.О. заявителя;
- наименование заявления;
- просьба об отмене опеки;
- сведения о причинах, которые повлекли отмену;
- дата и подпись.
При подаче заявления гражданин должен приложить следующие документы:
- свидетельство о рождении ребенка;
- паспорт ребенка;
- все оригиналы детских документов.
Получение приказа
Заявление рассматривается в период, не превышающий 14 дней. Результатом является подготовка приказа о прекращении опеки.
После получения документа, опекун обязан в течение 3 дней предоставить отчет о расходовании детского имущества. Все оригиналы документов должны быть переданы специалисту заранее.
Личные вещи ребенка передаются специалисту. Детские объекты собственности должны быть включены в опись имущества несовершеннолетнего.
Прекращение опеки является психологически сложным процессом. Поэтому отдел опеки предлагает пройти кризисное сопровождение и сохранить замещающую семью. В случае, если курирующий отдел пытается незаконно обвинить вас в нарушении прав подопечного и применить меры ответственности, необходимо привлечь юриста. Для получения юридического сопровождения просто оставьте заявку в форме связи.
- В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
- Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!
Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!
Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями
Освобождение опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) органами местного самоуправления, должностными лицами, муниципальными служащими органов местного самоуправления, в ходе предоставления государственной услуги.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:
- нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- отказ органа местного самоуправления, муниципального служащего органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган местного самоуправления. Жалобы на решения, принятые должностным лицом органа местного самоуправления, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.
Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа местного самоуправления, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Жалоба должна содержать:
- наименование органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления, либо муниципального служащего органа местного самоуправления. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы заявителя.
Жалоба, поступившая в органы местного самоуправления, подлежит рассмотрению в следующие сроки:
- в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы;
- в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений;
- в иные сроки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения жалобы орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:
- удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом местного самоуправления опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
- отказывает в удовлетворении жалобы.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
При рассмотрении жалобы органом местного самоуправления гражданин имеет право:
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
- обжаловать принятое решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы).
Органы местного самоуправления, его должностные лица, муниципальные служащие органа местного самоуправления обязаны предоставить заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга:
190000, г. Санкт‑Петербург, пер. Антоненко, д. 6;
телефон (812) 576‑24‑61, факс (812) 576‑24‑60;
e‑mail: ksp@gov.spb.ru.
- Вице‑губернатор Санкт‑Петербурга, курирующий соответствующую отрасль:
- 191060, г. Санкт‑Петербург, Смольный;
- телефон (812) 576‑44‑80, факс (812) 576‑7955.
- В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:
- 191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга;
e‑mail: ukog@gov.spb.ru;
телефон (812) 576‑70‑42.
Отмена ограничения родительских прав (Статья 76 СК РФ)
Родители обязаны обеспечить своему ребенку необходимую заботу, достойное воспитание и содержание. В процессе общения и совместного проживания родители не вправе причинять ребенку физический и моральный вред, а способы воспитания должны исключить грубое и пренебрежительное отношение к ребенку.
Если по не зависящим от родителей обстоятельствам они своим поведением создают реальную угрозу жизни и здоровью ребенка, то такие родители могут быть ограничены в своих правах. Когда обстоятельства, ограничивающие родительские права, отпали, то родители могут быть полностью восстановлены в своих правах.
Из статьи Вы узнаете, что такое ограничение родительских прав и в каких случаях возможно отменить такое ограничение.
Ограничение родительских прав
Обеспечение интересов своих детей является основной обязанностью родителей. Ребенок имеет право на уважение его человеческого достоинства, проживание в семье, получение заботы, образования и всестороннего развития.
Родители имеют возможность в полной мере осуществлять свои родительские права только в ситуации, когда постоянно проживают со своим ребенком.
Однако в определенных случаях постоянное проживание с родителями может быть опасно для жизни и здоровья ребенка. В этом случае закон предусматривает возможность ограничить родительские права и отобрать ребенка у родителей на определенный срок.
Важно отметить, что ограничение родительских прав возможно при наступлении определенных обстоятельств, которые зачастую от родителей не зависят.
Родительские права могут быть ограничены при наступлении следующих обстоятельств:
- психическое или хроническое заболевание родителей или одного из них;
- стечение тяжелых жизненных обстоятельств;
- условия проживания ребенка не соответствуют санитарным нормам;
- злоупотребление алкогольными напитками или наркотическими веществами;
- пристрастие к азартным играм обоих родителей или одного из них;
- частое оставление ребенка без присмотра.
- Важно знать: также родители могут быть ограничены в правах при недостаточных основаниях для лишения их родительских прав.
- Ограничение родительских прав происходит в судебном порядке по заявлению близких родственников ребенка, органа опеки и попечительства, организаций, которые занимаются защитой детей, прокурора.
- Судебный процесс об ограничении родительских прав происходит с обязательным участием органа опеки и попечительства и прокурора.
- Важно знать: если ограничение родительских прав произошло по вине родителей, то законодательство предоставляет им срок в течение шести месяцев для исправления ситуации с момента принятия решения об ограничении родительских прав.
По истечении данного срока и отсутствия попыток со стороны родителей улучшить ситуацию, орган опеки и попечительства вправе подать иск в суд о лишении их родительских прав. Для соблюдения интересов ребенка орган опеки и попечительства может подать иск о лишении родителей прав раньше установленного законом срока.
В ходе судебного заседания суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с одного или обоих родителей.
В случае удовлетворения исковых требований суд в течение трех дней направляет выписку из решения в орган опеки и попечительства и в ЗАГС по месту регистрации ребенка. После чего ребенок передается на попечение органу опеки и попечительства.
- Обратите внимание: суд может направить выписку из решения в МФЦ по месту государственной регистрации ребенка.
- После принятия решения об ограничении родительских прав родители утрачивают возможность воспитывать и постоянно проживать со своим ребенком, а также лишаются льгот и пособий.
- Но при этом законодательство не освобождает их от обязанности содержать ребенка, а самого несовершеннолетнего не лишает права собственности на принадлежавшее ему имущество и сохраняет за ним иные имущественные права (например, право на получение наследства от родственников).
- Родители, ограниченные в правах, имеют право общаться и видеться с ребенком только с условием, что такое общение не будет угрожать здоровью или жизни ребенка.
Отмена ограничения родительских прав
Если обстоятельства, служившие основанием для ограничения родительских прав, отпали, то родители имеют право на возвращение им ребенка и отмену ограничения.
Отмена ограничения родительских прав происходит в судебном порядке по заявлению родителя. Соответствующий иск подается в районный суд по месту жительства ответчика.
Ответчиком в споре выступают лица, на попечении которых находится ребенок:
- второй родитель (если в родительских правах ограничен только один родитель);
- опекун или попечитель;
- орган опеки и попечительства;
- организация, на попечении которой находится ребенок.
Суд в ходе судебного заседания заслушивает позиции сторон и исследует представленные доказательства. Если суд установит, что родители способны самостоятельно воспитывать ребенка и обстоятельства, служившие основанием для ограничения права, отпали, то суд удовлетворяет иск родителей и принимает решение об отмене ограничения родительских прав.
- Если ребенку, в отношении которого были ограничены родительские права, на момент судебного заседания уже исполнилось 10 лет, то суд при вынесении решения обязательно учитывает его мнение.
- Суд вправе отказать в удовлетворении исковых требований и оставить в силе ограничение родительских прав, если установит, что возвращение ребенка родителям противоречит интересам несовершеннолетнего.
- После принятия судом решения об отмене ограничения родительских прав суд в течение трех дней направляет выписку из решения в орган опеки и попечительства и в ЗАГС по месту государственной регистрации ребенка.
Профессиональная юридическая помощь
- Если родителей ограничили в родительских правах и теперь они лишены возможности беспрепятственно общаться с ребенком, то процесс отмены ограничений может забрать у них много сил, времени и энергии.
- Отсутствие опыта в составлении процессуальных документов может значительным образом затруднить положение родителей и не оставить шансов на самостоятельное ведение дела.
- Поэтому мы советуем обращаться к опытным юристам, которые смогут в короткий срок добиться отмены ограничений родительских прав и воссоединить семью.
- Обращение к юристам по семейным спорам компании «Юридическое агентство» даст возможность родителям при минимальном участии в судебном процессе максимально быстро отменить ограничения и вернуть себе ребенка.
- Юристы компании, исходя из требований родителей, составят исковое заявление, а также соберут необходимые доказательства, которые впоследствии подтвердят суду факт необходимости отмены ограничений.
Право суда, а не обязанность. О применении обеспечительных мер по спорам о детях на примерах судебной практики — Адвокат Виктория Дергунова
Зачастую родитель, который физически находится с ребенком в период спора, чинит другому родителю препятствия в общении с ним или вовсе скрывает его место нахождения, руководствуясь личными мотивами, а не интересами ребенка. Несмотря на то что некоторые адвокаты оправдывают подобное поведение родителя его «усмотрением», т.е.
принятием конкретных (ситуативных) решений в отношении ребенка в жизненной ситуации, связанной с осуществлением родительских прав[1], тем не менее следует признать, что какие бы формы и объяснения не имело злоупотребление родительскими правами, в любом случае оно представляет собой нарушение прав и законных интересов не только другого родителя, но и самого ребенка, находящегося в зависимом от него положении.
В то же время интересы ребенка на период нахождения дела в суде являются приоритетом, требующим в случае их нарушения принятия мер по их обеспечению.
И хотя введенный[2] механизм защиты прав и законных интересов ребенка и добросовестного родителя в виде предоставления суду возможности по ходатайству родителей (одного из них) определять место жительство ребенка и (или) порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения (ч. 3 ст. 65, ч. 2 ст. 66 СК РФ, ч. 6.1 ст.
152 СК РФ) в определенной степени благоприятно сказался на процессе рассмотрения дел данной категории, тем не менее при его использовании адвокатам следует учитывать некоторые особенности его реализации на практике.
Пробел в законе
Предоставление судам права применять обеспечительные меры в спорах родителей о детях только в предварительном судебном заседании не означает невозможность их применения на других стадиях рассмотрения дела в суде в соответствии со ст. 139 ГПК РФ.
Исходя из опыта адвокатской деятельности автор знает случаи, когда вынесение подобного определения на стадии предварительного судебного заседания не требуется, однако в ходе рассмотрения спора обстоятельства меняются, родитель, с которым находится ребенок или которому удалось забрать его на период судебного процесса, начинает вести себя недобросовестно путем чинения препятствий в общении с ним другому родителю, сокрытии его места нахождения, затягивания процесса рассмотрения дела[3].
В подобной ситуации ограничение суда в праве выносить определение о принятии обеспечительных мер в спорах родителей о детях только стадией досудебной подготовки дела к разбирательству являлось явно неоправданным и практически неприемлемым, не учитывающим действительные потребности ребенка и добросовестного родителя и не обеспечивающим полную защиту их прав и законных интересов от любого рода злоупотреблений и нарушений со стороны другого участника спора, на что начали указывать сами суды[4]. Таким образом, на ч. 6.1. ст. 172 ГПК РФ в полной мере распространяются положения ст. 139 –146 ГПК РФ.
Заключение органа опеки и попечительства
Семейное законодательство говорит о том, что участие органа опеки и попечительства при вынесении судом определения является обязательным, в то время как ст.
152 ГПК РФ указывает еще и на необходимость предоставления ими «положительного заключения», в то же время, не уточняя, должно ли оно представляться в виде отдельного письменного документа или достаточно мнения, высказанного их представителем в суде с одновременным занесением его в протокол судебного заседания при рассмотрении соответствующего ходатайства стороны.
Так, в одном из Апелляционных определений Московский городской суд указал на допустимость вместо запроса специального письменного заключения трех органов опеки и попечительства заслушать мнение их представителей с отражением его в протоколе судебного разбирательства при вынесении определения о принятии обеспечительных мер судом, в связи с чем даже ненадлежащее оформление полномочий одного из них не является основанием для отмены определения суда[5].
На практике суды чаще всего по аналогии применяют положение ст.
78 СК РФ, указывающие на то, что любое заключение, которое орган опеки и попечительства представляет в суд, должно быть составлено в письменной форме, и поэтому откладывают рассмотрение дела, поручая им составить требуемое заключение на основании акта обследования жилищно-бытовых условий родителей для вынесения определения по заявленному ходатайству[6].
Таким образом, действующая редакция п. 6.1. ст.
152 ГПК РФ фактически вынуждает органы опеки и попечительства представлять два, а порой и больше (в случаях, если, например, в ходатайстве соединено требование об определении места жительства ребенка с требованием об определении порядка общения с ним) заключений по спору (по требованиям, содержащимся в самом иске, и по требованиям, содержащимся в ходатайстве о принятии обеспечительных мер)[7].
- Так, Московский городской суд, отменяя Определение Никулинского районного суда об определении порядка общения с ребенком матери, проживающей от него отдельно, указал на незаконность его вынесения в связи с наличием в материалах дела заключения органов опеки и попечительства только по вопросу определения места жительства ребенка, а не порядка общения с ним, явившегося предметом ходатайства родителя[8].
- Причины отказа в принятии обеспечительных мер
- Вследствие отсутствия в законе указания на наличие у суда права в случае дачи органом опеки и попечительства отрицательного заключения, оценить его и мотивированно не согласиться с ним со ссылкой на иные доказательства по делу в вынесенном определении по аналогии с порядком вынесения решения по существу разрешаемого спора, связанного с воспитанием детей[9], суды при несогласии с мнением органов опеки и попечительства (даже положительным) просто отказывают в принятии обеспечительных мер по делу, аргументируя это тем, что их принятие – это право, а не обязанность суда[10].
- В качестве иных наиболее часто встречающихся в адвокатской практике автора причин отказа в удовлетворении ходатайств о принятии обеспечительных мер можно выделить следующие:
- 1) отсутствие заключения органов опеки и попечительства[11];
- 2) отсутствие нарушения прав заявившего ходатайство родителя[12];
- 3) направленность ходатайства на фактические удовлетворение возникших спорных правоотношений сторон в целом[13].
Однако, с последним утверждением трудно согласиться, поскольку цель вынесения «временного» определения заключается в том, чтобы на время судебного разбирательства родители не были лишены возможности осуществлять свои родительские права.
Это является мерой, направленной на защиту родительских прав, независимо от продолжительности судебного разбирательства.
По завершении судебного разбирательства суд выносит окончательное решение, которое после вступления его в законную силу отменяет действие обеспечительных мер[14].
Подмена понятий
Отдельного внимания заслуживает такое основание как отсутствие соответствующих заявленных требований в исковом заявлении (например, требования о порядке общения с ребенком в споре об определении его места жительства или требования об определении места жительства ребенка с другим родителем[15]).
В то же время цель принятия обеспечительных мер заключается в том, чтобы на время судебного разбирательства родитель не был лишен возможности осуществлять свои родительские права, а решение суда было исполнимо после вступления в законную силу.
Такой возможности родитель может быть лишен в период разрешения спора как о порядке общения с ребенком, так и об определении его места жительства, в котором определение временного порядка общения является мерой, направленной на защиту не только родительских прав, но и прав ребенка, поэтому не должно зависеть от предмета спора, если он затрагивает вопросы его воспитания.
Особый интерес представляет отказ Таганского районного суда г.
Москвы в удовлетворении ходатайства об определении места жительства шестимесячной дочери по месту жительства матери до вступления в законную силу решения суда, на основании того, что временное определение места жительства ребенка на период спора возможно лишь в случаях, если известно его место жительства в принципе, а в момент рассмотрения указанного ходатайства малолетняя с матерью не проживала, по имевшейся информации находилась в неустановленном месте с отцом[16].
Таким образом, заявленное родителем ходатайство не было удовлетворено судом не потому, что в момент его рассмотрения он не смог определить «фактическое место жительства» ребенка согласно требованиям п. 6.1 ст.
152 ГПК РФ, так как оно было известно суду, а потому, что суду не было известно именно «фактическое место нахождения» ребенка, в то время как сам закон не разъясняет, что делать в случае, когда место, куда родитель увез ребенка в момент возникновения спора о его месте жительства или в период его рассмотрения, неизвестно.
В результате произошла подмена понятий «фактического места жительства» ребенка на его «фактическое место нахождения», что является недопустимым.
Представляется, что под фактическим местом жительства ребенка с учетом положений ст. 20 ГК РФ и положений постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713[17] следует понимать место, где ребенок всегда проживал или проживает с одним из родителей (т.е.
привычное место его проживания), независимо от места жительства второго родителя, или место, где он зарегистрирован на постоянное или временное место жительства, независимо от того, куда его увез родитель в момент возникновения спора или в период его рассмотрения и независимо от того, известно это место суду, органам опеки и попечительства, другому родителю. В этом случае тот факт, что «ребенок находится в неустановленном месте с ответчиком», свидетельствует лишь о том, что у ребенка не имеется иного места жительства, кроме установленного с матерью, так как неустановленное место пребывания родителя не может быть определено в качестве места жительства ребенка как соответствующее его интересам и не может быть признано направленным на достижение целей обеспечительных мер.
- ***
- Таким образом, для удовлетворения требования родителя о принятии обеспечительных мер адвокату необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:
- 1) наличие обстоятельств, свидетельствующих, что изменение фактического места жительства ребенка на период до вступления в законную силу соответствующего судебного решения противоречит интересам ребенка[18];
- 2) участие органов опеки и попечительства в заседании (не обязательно предварительном) для дачи заключения, причем положительного[19];
- 3) учет мнения ребенка (в порядке ст. 57 СК РФ);
4) учет обстоятельств, перечисленных в абз. 2 п. 3 ст. 65 СК РФ;
- 5) указания на возможность последующего пересмотра установленного места жительства или графика общения[20];
- 6) существование угрозы неисполнения решения суда в случае непринятия обеспечительных мер[21];
- 7) относимость к предмету спора[22];
- 8) отсутствие нарушений прав родителя или ребенка вынесенным определением суда[23];
- 9) наличие у родителя жилого помещения для совместного проживания с ребенком, в отношении которого он имеет основанные на законе права пользования (проживания)[24].
[1] Громоздина М. В. Осуществление родительских прав при раздельном проживании родителей по законодательству Российской Федерации.
[2] Федеральный закон от 04.05.2011 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // РГ. 2011. 6 мая.