Все рисованные персонажи из мультфильмов, фильмов, иллюстраций к книгам в первую очередь являются объектами авторских прав. И права на эти объекты возникают с момента их создания. Автор может передать права компании, для которой он создавал данных персонажей.
С этого момента компания будет являться правообладателем и сможет распоряжаться произведениями. Использование объектов авторских прав в коммерческих целях без разрешения автора или правообладателя запрещено на основании ст. 1229, 1259, 1270 Гражданского кодекса РФ.
Если Вы хотите использовать в рекламе изображение персонажа, то необходимо получить согласие автора или правообладателя.
А можно использовать фольклорных персонажей, ведь у них нет конкретного автора? Вы можете использовать имя фольклорного персонажа в рекламе, например Деда Мороза. Но изображения этого персонажа создавали художники, которые имеют права на свои произведения. Использовать такие объекты можно только с согласия автора или правообладателя.
Персонажи как товарный знак
Регистрация персонажей в качестве товарного знака достаточно распространенный способ защиты данных объектов. В качестве товарного знака можно зарегистрировать не только словесное обозначение, но и графический элемент. Из известных персонажей мультфильмов товарный знак есть, например, у мультфильмов «Барбоскины», «Фиксики», «Маша и медведь».
Правообладатель товарного знака вправе запрещать его неправомерное использование. Если Вы решите добавить в рекламное объявление персонажа, который зарегистрирован как товарный знак, то Вам необходимо получить согласие правообладателя.
Если Вы разместили данный объект без ведома правообладателя, то он может направить Вам претензию с требованием прекратить использование, а возможно, и потребует компенсацию.
Как использовать известных персонажей в рекламе?
Если Вы решили использовать известного персонажа в рекламе и не хотите менять свое решение, то важно юридически грамотно подойти к этому вопросу. Не забывайте, что в случае незаконного использования объектов размеры убытков или компенсации могут быть весьма значительными – от 10 тысяч до 5 миллионов рублей и выше (ст. 1301 Гражданского кодекса РФ).
Если Вы планируете использовать фольклорного персонажа, то не используйте уже готовые изображения и иллюстрации из интернета, а создавайте свои. Если Вы заказываете рисунок, дизайн-макет у дизайнера, иллюстратора, то не забывайте оформлять с автором договор об отчуждении исключительных прав.
Также сохраните исходные файлы и черновики с указанием даты создания и ФИО автора. В случае нарушения Ваших прав на изображение это позволит доказать факт создания объекта и принадлежность прав.
Если Вам хочется использовать определенный рисунок фольклорного персонажа, то Вы можете приобрести право использования у правообладателя.
Если Вы хотите использовать известного персонажа в рекламе, то Вы можете получить согласие на такое использование или заключить лицензионное соглашение с правообладателем. Необходимо заранее продумать все варианты использования объекта, ведь какие-то форматы могут быть невозможны.
Если Вы хотите использовать ростовые куклы, объемные фигуры персонажей для рекламной кампании, то Вы можете не обращаться напрямую к правообладателю.
Существуют компании по пошиву ростовых кукол, которые уже заключили лицензионное соглашение с правообладателем на изготовление и реализацию таких кукол. Важно отметить, что использование возможно лишь в пределах объема лицензии, которую получили портные.
Если такого объема прав Вам недостаточно, то Вы можете обратиться к правообладателю и обсудить другие условия использования объекта.
Мы советуем всегда задумываться о последствиях использования объектов авторских прав и объектов интеллектуальной собственности. Даже если Вы уверены в правомерности использования, лучше проконсультироваться с патентным поверенным.
Исходя из большого опыта, специалист даст рекомендации и разработает наиболее выгодный для Вас вариант использования объектов авторских прав или интеллектуальной собственности. На опыте мы убеждаемся, что проще в самом начале оформить необходимые документы.
Если Вы вовремя не задумаетесь о правомерности размещения известного персонажа в Ваших рекламных материалах, то можете получить претензию от правообладателя, а впоследствии даже судебный иск.
Коржик — за десятку, фиксик — за тридцать. Как суды наказывают малый бизнес за нечестное использование персонажей мультиков
На Дунайском проспекте в Петербурге фура потеряла контейнерУЕФА: Финал Лиги чемпионов перенесут из Петербурга «при необходимости»Российских дипломатов начали эвакуировать из УкраиныСНБО Украины решил ввести режим ЧП на территории страныПутин рассказал о новом российском оружии без аналогов в миреМЧС предупредило об ухудшении погоды и сильном ветре в ПетербургеТрамп назвал «гениальным» признание ДНР и ЛНРМИД Украины рекомендовал согражданам немедленно покинуть РоссиюПсихолог назвала 11 привычек, которые есть только у счастливых людейМинздрав РФ изменил протоколы лечения при «омикроне»Школьник выстрелил в лицо прохожему напротив ТЦ «Европолис»Нарколог объяснил, какой алкоголь особенно сильно повышает холестеринВ ночном пожаре на Петроградской стороне пострадала женщинаДонбасс замер в ожидании. Больницы готовятся к приему раненыхВ кино покажут историю боксера ПопенченкоЭрмитаж приглашает полюбоваться на испанские стекло и вышивкуТеатр «Мюзик-Холл» представит пиратский мюзиклЗеленский объявил призыв резервистовЛахта Центр включил триколор к 23 февраляНа фоне заявлений Байдена о ситуации на Украине доллар пополз внизНаш проект: Хочу быстро разбогатеть. Поможет ли в этом психолог?Медведь Танк Хэнк забрался в дома 28 калифорнийцев и съел всю едуПутин: «Я не сказал, что наши войска пойдут в Донбасс прямо сейчас»Путин: Россия признала независимость ЛНР и ДНР по границам областейГорько! Как петербуржцы женились в «волшебную» датуПутин: Минских соглашений больше не существуетСтарого товарища Кулибабы заочно арестовали. Без него — некомплектВсего одно «письмо счастья». Убрали начальника УМВД Приморского районаПредыдущие новостиАрхив материалов
Каждый день десятки юристов бьются за изображения смешариков, фиксиков, Свинки Пеппы на контрафактных товарах. Петербург в этой борьбе занимает не последнее место. Малый бизнес возмущается и зовет это «рэкетом», хотя и признает, что все по закону.
автор фото Наталья Колесникова/ИТАР-ТАССПоделиться
Выбирая в магазине дешевую игрушку в виде мультперсонажа, потребители не задумываются, что каждый такой товар может влететь продавцу в копеечку. Штрафы и компенсации, назначаемые судом за его продажу, превышают розничную цену в 100 и более раз. Наиболее активно зарабатывают на этом российские создатели мультиков, например, петербургские «Смешарики» и «Мельница».
На российских и мировых мультипликационных гигантов работают профессиональные юристы, которые собаку (или целый щенячий патруль) съели на охране интеллектуальной собственности. По оценке участников рынка, стоимость их услуг может начинаться от 15 млн рублей в год при активности примерно в 250 дел ежегодно.
Другие кормятся за счет присужденных компенсаций, минимальная сумма которых по таким нарушениям составляет 10 тыс. рублей за единичное использование товарного знака. Контрафакта в регионах хватает, поэтому юристы берутся за дело с рвением.
Предприниматели называют такие атаки «законным рэкетом», но им справедливо отвечают: «Тогда не нарушайте закон».
Однажды к ответственности пытались привлечь организацию, которая проводила детские праздники. Изображения популярных персонажей нашли у нее на сайте. Нюшу и Кроша тогда оценили в 20 тыс. рублей за штуку.
По такому же прайсу прошли Лунтик, божья коровка Мила, Роза и Дружок Барбоскины. Самыми дорогостоящими оказались фиксики Симка и Нолик, за них попросили 30 тыс. рублей.
Суммы разнятся от дела к делу, в зависимости от характера нарушения и других обстоятельств.
Самая распространенная сумма компенсации — 10 тыс. рублей. Правообладатели обычно требуют десятку за «Трех котов»: Коржика, Карамельку, Компота, а также за их Маму и Папу. Во столько же обходятся и заморские Свинка Пеппа и ее брат Джордж, а также «Герои в масках».
Этому медведю палец в рот не клади
Российские арбитражные суды принимают в месяц примерно по тысяче заявлений, связанных с охраной интеллектуальной собственности: около 50 — за один рабочий день.
Среди владельцев мультипликационных товарных знаков абсолютный рекордсмен по количеству судебных дел — московское ООО «Маша и медведь», на счету которого, по данным СПАРК, 9983 арбитражных иска за все время.
В 7800 из них компания выступает истцом. Не сильно от нее отстает АО «Сеть телевизионных станций» (тот самый СТС), владеющее правами на «Три кота». За все время телеканал принял участие в 4731 деле, из которых 4644 — инициировал сам.
Товарных знаков у СТС в избытке — 117 штук.
В спину телеканалу дышит петербургский анимационный гигант «Мельница». У него на счету 4104 дела за все время, в 3996 из них компания является истцом. Впрочем, количеству дел удивляться нечего, студия создала множество популярных мультиков от полнометражек про богатырей до сериалов «Лунтик» и «Барбоскины».
Следом идет «Ноль Плюс Медиа» с 3887 арбитражными делами (истец в 3870). Компания владеет торговыми знаками из сериала «Ми-ми-мишки» и «Сказочный патруль». Его не стоит путать со «Щенячьим патрулем», правами на который обладает канадское Spin Master Ltd.
Оно в суде не активничает, в основном фигурирует в делах о привлечении предпринимателей к административной ответственности. Но заработать на этом у канадцев, похоже, не получается.
Назначенный судом штраф предприниматель, продавший контрафактного игрушечного щенка, заплатит государству.
Владеющая «Фиксиками» анимационная студия «Аэроплан» оказалась намного скромнее. За все время она поучаствовала в 2044 делах (истец в 1978).
Петербургские «Смешарики» упоминаются всего в 632 делах, а принадлежащее им «Мармелад Медиа» — в 552 делах. Их общая головная компания «Продюсерский центр «Рики»» отметилась в 123 делах.
В начале 2020 года «Рики» приобрел контрольный пакет акций «Аэроплана». Можно сказать, что на двоих у них теперь 3351 дело (но в них участники могут пересекаться).
Со своим уставом
Иностранные правообладатели в российском юридическом поле ведут себя по-разному. Одни не размениваются на контрафакт, потому что считают, что постоянные суды за относительно копеечные суммы негативно отразятся на их репутации.
Другие обращаются к российским юридическим фирмам, которые судятся от их имени на регулярной основе. Вариантов оплаты их услуг очень много. Какая доля компенсаций дойдет до их расчетного счета — тоже вопрос договорной.
Это обычно от 10% до 50%.
Или же когда компанию больше интересует борьба с контрафактом, чем заработок, она позволяет юридической фирме забрать всю компенсацию себе. Все равно крохотные суммы международной корпорации погоды не делают, а у представителя появляется стимул активно работать.
Честь злых птичек (Angry birds — Rovio Animation Oy), Свинки Пеппы, героев в масках (Entertainment One UK Limited) и мишки Тедди (Carte Blanche Greetings Limited) в суде отстаивает зарегистрированная в Петербурге юридическая фирма «Айпи Сервисез». За три года жизни, если верить СПАРК, она поучаствовала в 644 делах.
Это не единственная компания, поставившая юридический бизнес на поток. «Машу и Медведя» в суде долгое время сопровождало некоммерческое партнерство «Эдельвейс», масштабы работы которого впечатляют еще больше.
Оно участвовало в 6037 делах, в 5991 из них — в качестве истца. Организацию возглавляет юрист Василий Абрамов.
С июля 2019 года он стал гендиректором и совладельцем «Правовой группы «Интеллектуальная собственность» (ПГИС), выручка которой в 2019 году составила 91 млн рублей. Сейчас оно сопровождает «Машу» и другие проекты.
Еще одна фирма, которая представляет зарубежные бренды — ООО «Семенов и Певзнер», с ней сотрудничает «Айпи Сервисез». На сайте компании сказано, что с ее помощью взыскано более 300 млн рублей компенсаций, а по данным СПАРК, ее выручка в 2019 году выросла практически вдвое с 34 до 70 млн рублей.
«Патентные тролли» и святая простота
По ощущениям гендиректора и совладельца «Семенов и Певзнер» Романа Лукьянова, в розничных продажах 20% предпринимателей нарушают закон в силу недостатка знаний для ведения безопасного бизнеса, 50% — в целом понимают, что они нарушители, но готовы пойти на риск до «первой звезды». Оставшиеся 30% — нарушают «до победного».
Практика показывает, что неподкованному индивидуальному предпринимателю трудно победить в борьбе с профессионалами, для которых суды — рутина. Например, в соцсетях предприниматели жалуются на нападки со стороны «Айпи Сервисез» и называют их действия «законным рэкетом».
«Я бы им посоветовал тщательно отбирать поставщиков и не торговать контрафактной продукцией. Причина нашей деятельности — это их нарушения торговых правил», — заявил «Фонтанке» Алексей Куденков. Его коллега Василий Абрамов считает, что такие заявления делают юристы противоположной стороны, которые таким образом набирают себе клиентскую базу.
«Ведь здесь помимо вопросов соблюдения интеллектуальных прав примыкает масса других проблем. Когда такими товарами торгуют, как правило, это черный нал, без кассы, никаких сертификатов качества. Что там в этой «Свинке Пеппе» внутри? Какой наполнитель? А потом появляется у детей аллергия», — пугает партнер и патентный поверенный юридической фирмы «Городисский и Партнеры» Виктор Станковский.
Злоупотребления в сфере защиты интеллектуальной собственности тоже нередки. Тех, кто к ним прибегает, зовут «патентными троллями». Однако специфика защиты интеллектуальной собственности такова, что суды признают их действия злоупотреблением не всегда, отмечает Сергей Гаврюшкин, управляющий партнер компании «Гаврюшкин и партнеры».
Надежда умирает последней
Если приходит письмо счастья от правообладателя, у мелкого бизнеса есть возможность выйти из передряги если не победителем, то хотя бы с наименьшими потерями. Юрист Ольга Туржикова советует клиентам в такой ситуации не бояться суда.
По ее словам, каждому ИП-шнику, который находится в группе риска, было бы неплохо начинать утро с картотеки арбитражных дел, проверять наличие исков по своему ИНН.
Если вдруг заявление появилось, как только суд вынесет определение, у человека будет 15 рабочих дней, чтобы направить отзыв с ходатайством о снижении компенсации. Причем в последний день документ уже должен поступить в суд.
Только при наличии такого отзыва можно сократить взыскание до 50% от той суммы, которую просит правообладатель: были «Три кота» за 30 тысяч — стали за 15.
Владелец юридической фирмы «Катков и партнёры» Павел Катков отмечает, что на самом деле правообладатели выигрывают споры о неправомерном использовании товарных знаков далеко не всегда.
По его мнению, правда в таких делах оказывается на той стороне, которая не поскупилась на сильную юридическую команду.
По оценке Романа Лукьянова, если речь идет о постоянном сотрудничестве с брендом и подаче примерно 250 исков в год, стоимость работы такой команды может начинаться от 15 млн рублей.
«В среднем, наверное, ни один уважающий себя юрист дешевле, чем 30 тыс. рублей за судебный процесс работать не будет», — считает Василий Абрамов. По его словам, все проекты, которые реализует его фирма, насчитывают более 1000 исков в год. За 2019 год команда в сумме подала 6000 исков. Выходит, что лидеры рынка зарабатывают от 180 млн рублей в год.
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»
автор фото Наталья Колесникова/ИТАР-ТАСС© Фонтанка.Ру
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Karl_Ivanovich06 Сен 2020 в 14:22Если ОНИ вводят против Росси санкции, логично будет, если Россия в свою очередь прекратит охрану «авторских прав» граждан и компаний из «вражеских» государств.iphonedimona06 Сен 2020 в 13:11Какие-то люди со странными фамилиями, представляющие конторы с иностранными названиями хотят отнять у детей радость. Нет никакого авторского права. Есть прибыльный бизнес на правах, обогащающий жуликов. И сомневаюсь, что сами авторы с этого хоть копейку имеют.footballer1306 Сен 2020 в 09:33Журналистам Фъ за число знаков платят, что ли? Всю суть легко можно было бы уложить в куда меньший объём.читать все комментариидобавить комментарий
Права на персонажа: правовые основания, судебная практика
- Содержание
- Персонаж в гражданском праве
- Сложности в защите авторских прав на персонажа
- Персонажи как товарные знаки
- Использование облика персонажа из мультфильма
Картинка с любимым героем на свитере, изображение персонажа на кружке можно встретить на улице, в школе, во дворе. Украшение товаров героями является излюбленным методом маркетологов. Права на персонажа принадлежат его автору. В каких случаях нарушается исключительные права автора, рассмотрим подробнее.
Персонаж в гражданском праве
Персонаж творческого произведения (картины, книги, песни, мультфильма или кинофильма) может являться самостоятельным объектом исключительного права. Ст. 1259 ГК РФ устанавливает условия необходимые, для выделения персонажа в качестве объекта права. Среди них:
- описание объекта должно выражаться в объективной форме (письменная, устная, изображение, видео и звукозапись);
- информация о персонаже может быть публично обнародованной или необнародованной.
Персонажем может являться объект, который наделен индивидуальным внешним видом, характером, ему могут принадлежать умозаключения или высказывания.
Определение персонажа дано Постановлением Пленума ВАС от № 29, Постановлением Пленума ВС № 5. Суд его характеризует как часть произведения, которая содержит изображение или описание действующего лица, в формах присущих произведению.
Основные критерии к персонажу:
- выраженность (одежда, характер, внешний вид, привычки);
- уникальность.
Чтобы считаться персонажем, объекту недостаточно наличия родовых признаков. Суд откажет в признании объектом авторского права молчащего мужчину в комбинезоне, если он не наделен дополнительными качествами. При этом Карлсон, который живет на крыше, является полноценным персонажем произведения.
Сложности в защите авторских прав на персонажа
Сложно определить, является ли действующее лицо произведения уникальным персонажем. Для этого необходимо понять, наделен ли он особенным характером и наличие объективных отличий от подобных персонажей.
При рассмотрении вопроса в суде, предполагается наличие творческого характера у персонажа. Но заинтересованное лицо может оспорить индивидуальность действующего лица.
Если при рассмотрении вопроса отсутствует противопоставленное мнение, то объект будет признан персонажем.
Многие персонажи выражены в нескольких видах (письменный, мультфильм). Возникает вопрос, кого из авторов считать владельцем авторских прав (писателя, художника)? Писатель придумал действующее лицо, его характер, общее описание. Художник нарисовал его точный внешний вид, который ассоциируется у зрителей с данным персонажем. Однозначного ответа здесь нет.
Вопрос необходимо урегулировать в судебном порядке. Художник должен доказать, что объект является его личным произведением, а не коллективным творчеством группы художников. Писатель может оспорить использование истории, а не динамичного визуального образа.
Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов
Персонажи как товарные знаки
Популярным приемом маркетинга является использование художественных персонажей в торговых знаках. Для этого персонаж регистрируется в качестве средства индивидуализации работы, услуги или товар. Такие средства подлежат особому виду охраны (ст. 1225 ГК РФ).
Торговый знак с изображением персонажей охраняется сразу двумя нормами закона (авторское право на объект и исключительное право на торговый знак).
В такой ситуации, компания обращается к автору-правообладателю для заключения договора на использование персонажа в качестве товарного знака. Объект изображается в конкретном виде и позе, которые в дальнейшем ассоциируются у потребителей с торговой маркой. Использование аналогичной картинки считается нарушением исключительного права на товарный знак.
Если изменить образ и позу героя, картинка больше не будет считаться объектом исключительного права. Однако использование его без предварительной договоренности с автором подлежит наказанию в размере от 10 тыс. за каждый объект.
Использование облика персонажа из мультфильма
Использование костюмов в виде персонажей мультфильма также имеет отношение к авторскому праву. В 2017 году Верховный суд дал разъяснения по правам на советскую мультипликацию. Исключительные права на использование персонажей передано киностудиям, которые изготавливали мультфильм.
Чтобы понять, является ли использование персонажа нарушением прав автора необходимо оценить цель его применения. Нарушением является применение изображения или костюма для коммерческих целей.
Если результатом выступления является получение прибыли, то не имеет значения другие причины. Если отец выступает в костюме Мауги на школьном утреннике бесплатно, то нарушения прав автора нет. Если родительский комитет выплатит ему гонорар, то придется отчислить средства в пользу автора.
Важно! Аниматоры-профессионалы должны выплачивать отчисления для владельцев исключительных прав.
При отсутствии своевременного отчисления, на пользователя может быть наложено взыскание. Минимальный штраф за нарушение исключительных прав составляет в 2018 году 10 000 р. Доказать безвозмездность целей исполнителя поможет квалифицированный юрист.
Закон устанавливает тонкую грань между нарушением авторского права и отсутствием правонарушения. Единственным условием является отсутствие коммерческого интереса у пользователя.
Безнаказанно можно использовать изображения героев исключительно в личных целях.
Изготовление авторских поделок, предметов одежды и других произведений с использованием персонажей можно без извлечения выгоды (пожертвование в детский дом, подарок близкому человеку).
Инструкция: как выпустить и продать товар с героями известных мультфильмов и не получить судебный иск — Право на vc.ru
Максимальный размер штрафа за незаконное использование товарного знака составляет 5 млн рублей.
{«id»:77112,»gtm»:null}
Российские правообладатели и юристы рассказали, как получить лицензию на производство детских товаров и игрушек под известным брендом, сколько это стоит и что грозит предпринимателям, которые выпускают контрафакт.
В первую очередь стоит выбрать персонажа и узнать, кому принадлежат на него права. А затем — связаться с правообладателем и задать ему несколько вопросов.
У каждого мультсериала, киновселенной или серии игр существует свой жизненный цикл.
Некоторые персонажи популярны в течение ограниченного времени — например, пока длится прокат фильма с их участием («Суперсемейка» или «Головоломка»). В этом случае правообладатели рекомендуют выпускать брендированные товары ограниченной серией.
Другие персонажи остаются популярными независимо от новых фильмов, мультфильмов и мультсериалов. Например, — «Микки Маус», «Тачки», «Звёздные войны» и так далее. Такой вариант подойдёт производителям, которые планируют выпускать одну и ту же продукцию в течение длительного времени.
Также можно выбрать проекты, чья популярность только растёт — например, «Смешарики», «Фиксики», «Барбоскины» и так далее.
Затем стоит поинтересоваться у правообладателей о планах по развитию бренда. Например, планирует ли создатель анимационного сериала выпускать полнометражный фильм, комиксы, книги, проводить маркетинговые и PR-кампании.
Директор по развитию бизнеса и лицензированию «0+ Медиа» Валентина Курсанова («Ми-ми-мишки», «Сказочный патруль» и другие) советует работать с теми правообладателями, которые гарантируют выход новых сезонов и ротацию на телевидении.
Также стоит изучить портрет аудитории бренда и её возраст: чем старше потребитель, тем менее его интересуют товары с популярными персонажами.
Ещё один важный аспект — география проекта. Не факт, что проект с высокими рейтингами в Москве будет таким же успешным в Краснодаре или Новосибирске, и наоборот.
Необходимо узнать, с какими производителями и на какие товарные категории правообладатель планирует заключать сделки в будущем. Бывали случаи, когда владелец бренда продавал лицензии двум конкурирующим компаниям, и их товары оказывались на одной полке.
«Тогда лицензия теряла смысл, и в итоге проигрывали все – и оба лицензиата, и правообладатель, который терял доверие и живые деньги из-за снижения продаж обеих компаний», — вспоминает Валентина Курсанова.
Во время переговоров лицензиар запросит информацию о производителе и продукте, для которого покупается лицензия. Стоит подготовить:
- Учредительные документы компании.
- Список сетей, с которыми работает производитель.
- Список регионов, в которых продаётся его продукция.
- Данные о продукте, для которого запрашивается покупка лицензии.
Кроме того, правообладатель может запросить дополнительные документы — например, если производитель планирует выпускать продукты питания.
Мы просим предоставить состав продукции. Мы работаем с детской аудиторией, поэтому это один из приоритетных факторов.
Например, мы не разрешаем использовать красители и консерванты, запрещённые на территории Европы, но разрешённые в РФ.
Директор лицензионного департамента «Мармелад Медиа» (представляет бренды «Смешарики», «Фиксики» и другие) Юлия Голова добавляет, что они также обращают внимание на сайт компании-производителя — чтобы он соответствовал целевой аудитории бренда.
Кроме того, правообладатель может запросить план продвижения товара для b2b- и b2с-аудитории или образцы похожих товаров.
Например, одна компания-производитель игрушек переделывала медведя из мультфильма «Маша и Медведь» для студии «Анимаккорд» четыре раза, но так и не смогла получить лицензию — студию не удовлетворило качество игрушки.
Юлия Голова объясняет это тем, что не все товары могут концептуально подойти тому или иному бренду. Правообладателю важно, чтобы продукт был качественным, а его наполнение адаптировано под бренд и визуально отражало его ценности.
Если обе стороны пришли к соглашению, то они утверждают:
- Линейку продукции (перечень товарных позиций).
- Объём производства и географию распространения товара.
- Розничную стоимость.
- Размер роялти и сумму минимальный гарантии.
Стоимость лицензии складывается из роялти и суммы минимальной гарантии.
Роялти — это процент от оптовой отпускной цены без НДС за использование интеллектуальной собственности правообладателя. Размер роялти зависит от товарной категории, стоимости продукции и широты продуктовой линейки.
«Также размер роялти меняется в зависимости от географии, — рассказывает Людмила Цой. — В России в среднем более 40% доходов домохозяйств тратится на продукты питания. Поэтому в нашей стране одни из самых низких процентных ставок по роялти для продуктов питания».
В каждой товарной категории свой роялти, и эти величины зафиксированы участниками международного лицензионного рынка.
Роялти нужно выплачивать только после того, как фактические объёмы продаж начинают превышать объём, заявленный производителем до подписания договора.
До этого момента оплачивается только сумма минимальной гарантии — это средства, которые производитель выплатит лицензиату, даже если не произведёт и не продаст ни одной единицы товара.
Минимальная гарантия зависит от объёма продукции, оптовой цены и ставки роялти.
Например, производитель хочет приобрести лицензию для выпуска плюшевой игрушки и игрушки-антистресс по мотивам персонажей полнометражного фильма.
Он планирует за год выпустить по 5 тысяч единиц продукции и продавать оптом по 1000 и 550 рублей соответственно. Таким образом, его годовой оборот составит 7,75 млн рублей: (5000 * 1000) + (5000 * 550) = 7 750 000.
Размер роялти в категории «игрушки» составляет 12%, таким образом производитель сразу заплатит правообладателю 930 тысяч рублей в качестве минимальной гарантии.
Расчёт предоставлен ООО «Кинокомпания СТВ»
«Важно, чтобы в расчётах принимал участие сотрудник, который имеет чёткое представление о возможных объёмах продаж, — поясняет Людмила Цой из «Кинокомпании СТВ». — На территории нашей страны очень низкая степень прозрачности бизнеса. Правообладатель старается указать в договоре объёмы, приближенные к реальным, а не стартовые партии, как это практикуется, например, в Европе».
Сумма минимальной гарантии можно разбить на аванс, который вносится после подписания договора, и несколько выплат. Чаще всего выплаты начинаются после старта продаж.
По словам Людмилы Цой, минимальная гарантия и отчисления роялти — не единственные затраты, которые ожидают производителя.
Ему стоит учитывать затраты на распространение товаров в торговых сетях (ретро-бонусы, проведение акций), участие в выставках, промо в местах продаж, работу с конечной аудиторией.
Кроме договора, производители получают свод правил, в которых прописаны стандарты использования персонажей: цветовая палитра, рекомендации по шрифтам и так далее, рассказывает директор по развитию бизнеса и лицензированию «0+ Медиа» Валентина Курсанова.
Некоторые правообладатели устанавливают дополнительные требования. Так, Disney разрешает производить товары только на фабриках, которые прошли сертификацию.
Кроме того, студия не разрешает каким-либо образом обыгрывать бренд или создавать своё видение героя. Каждое изменение необходимо согласовывать с правообладателем. Чтобы облегчить задачу, студия предоставляет производителям готовые изображения героев и шрифтов.
По словам управляющего партнёра компании «Башук Чичканов, юридическая фирма» Алексея Башука, почти все известные персонажи зарегистрированы в качестве товарных знаков.
Кроме того, персонаж может быть признан самостоятельным результатом творческого труда, а значит, авторское право будет защищать его отдельно от произведения.
Например, если производитель без разрешения выпустил постельное бельё с Человеком пауком, то он нарушает право на товарный знак и авторское право.
По статье 1515 ГК РФ за незаконное использование товарного знака правообладатель может потребовать компенсировать:
- От 10 тысяч до 5 млн рублей.
- Или двойной размер стоимости товаров, на которых незаконно размещён товарный знак.
- Или двойной размер стоимости права на использование товарного знака.
Все пять миллионов, например, за кружку с «Машей и Медведем», конечно, никто не взыщет. Суд оценивает, какой ущерб был нанесен истцу, и по своему усмотрению устанавливает компенсацию.
Обычно сумма компенсации составляет около 20–30 тысяч рублей за одного персонажа.
По статье 1301 ГК РФ за нарушение авторского права выплачивается такая же компенсация, как и за товарный знак.
Иногда правообладатели требуют одновременно взыскать компенсацию и за нарушение авторского права, и за незаконное использование товарного знака.
Но на этом дело не заканчивается — правообладатель может обратиться в ФАС, Роспотребнадзор и полицию, продолжает Алексей Башук: раз предприниматель использует бренд без разрешения, значит он ведёт недобросовестную конкуренцию, нарушает закон о рекламе и вводит потребителей в заблуждение.
За недобросовестную конкуренцию суд по заявлению ФАС оштрафует юридическое лицо минимум на 100 тысяч рублей по статье 14.33 КоАП РФ.
По иску Роспотребнадзора компанию-нарушителя оштрафуют ещё раз — на сумму от 50 до 200 тысяч рублей, а директора компании — от 10 до 50 тысяч рублей по статье 14.10 КоАП РФ.
Если окажется, что нарушение совершалось неоднократно или причинило крупный ущерб, то оно будет рассматриваться по уголовному кодексу (пункт 1 статьи 180 УК РФ). За это грозит лишение свободы на срок до двух лет и штраф до 80 тысяч рублей.
Теоретически педприниматель может избежать ответственности, если докажет, что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие непреодолимой силы (третий пункт статьи 1250 ГК РФ). Однако по словам Алексея Башука, на практике это ещё никому не удавалось.
Доход от продажи лицензий составляет существенную долю выручки мультипликационных компаний. Это позволяет студиям развивать существующие проекты и запускать новые.
Например, в портфеле лицензиатов «Мармелад Медиа» более 120 компаний, которые производят 8000 наименований продукции в 40 товарных категориях.
«В среднем количество новых лицензиатов составляет 20 клиентов в год. Доля дохода компании от лицензирования достигает 54%», — сообщает директор лицензионного департамента агентства «Мармелад Медиа» Юлия Голова.
Поэтому правообладатели регулярно подают в суд на производителей контрафакта. Так, в 2017 году обладатель прав на товарный знак «Свинка Пеппа» британская компания Entertainment One UK подала в суд более 200 исков за продажу нелицензионных игрушек с изображением персонажа.
«СТС Медиа» с 2018 по 2019 год планировала подать в суд больше сотни заявлений, связанных с незаконным использованием товарного знака «Три кота».
За продажу нелицензионных товаров наказывают как производителя, так и продавца — даже если продавец не знал, что товар контрафактный (статьи 1515, 1250 и 14.10 КоАП РФ). Поэтому стоит заранее узнать, есть ли у производителя лицензия.
По словам Алексея Башука, самый надёжный способ убедиться в этом — спросить напрямую у правообладателя.
Для начала он советует проверить сайт правообладателя, где могут быть указаны партнёры-производители и продавцы лицензионной продукции.
Если таких данных на сайте нет, то стоит попросить у поставщика копию лицензионного договора, а затем уточнить у правообладателя — подлинный ли он.
Кроме того, подтвердить подлинность товара могут таможенные сертификаты и сертификаты соответствия. Но одним только сертификатам доверять не стоит, предупреждает Башук.
В Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) товарные знаки не попадают сами собой. Внесение знака в ТРОИС — это сложная процедура, которой пользуются не все правообладатели.
Может возникнуть ситуация, когда таможня впустила товар в страну, выдала сертификаты, а потом оказалось, что товар произведён с нарушением прав на чужой знак. В таком случае отвечать за нарушение будет российский ритейлер, и сертификаты не помогут избежать ответственности.
Алексей Башук советует добавить в договор с поставщиком условие о том, что в случае суда с правообладателем тот обязуется принять участие в процессе. Более того — предоставить все документы, подтверждающие, что товар — лицензионный.
Также в договор стоит добавить условие, что поставщик компенсирует ритейлеру весь ущерб, если правообладатель или госорганы взыщут с того компенсацию за контрафакт.
- Чтобы получить лицензию, нужно договориться о стоимости игрушек, объёмах производства, географии продаж и сумме выплат.
- Выплаты правообладателю складываются из роялти и суммы минимальной гарантии.
- Роялти — это процент от оптовой отпускной цены без НДС. Роялти нужно платить только если игрушек произведено больше, чем оговорено с правообладателем.
- Размер роялти зависит от категории продуктов: например, на напитки выплаты ниже, чем на электротовары.
- Сумма минимальной гарантии выплачивается сразу. Она рассчитывается по формуле: заявленный объём продукции * оптовая цена * роялти.
- За выпуск контрафактных товаров можно получить штраф — до 5 млн рублей. Чаще всего производителей штрафуют по 20–30 тысяч рублей за использование одного нелицензионного персонажа.
- Оштрафовать могут не только производителя контрафакта, но и продавца — даже если он не знал, что торгует подделками.
#лицензии #торговля #производство