Административная ответственность инвалида и порядок привлечения

Административная ответственность инвалида и порядок привлечения

Административные нормы, включенные в КоАП РФ, имеют некоторые исключения для лиц, имеющих инвалидность. Надо отметить, что инвалидность личности должна быть установлена в существующем законом порядке на основании медицинского заключения. В первую очередь, этими нормами защищены права инвалидов, но так же регулируется и их административная ответственность перед государством. По отношению к инвалидам первой и второй группы не может применяться административный арест.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Административная ответственность

Административные нормы, включенные в КоАП РФ, имеют некоторые исключения для лиц, имеющих инвалидность. Надо отметить, что инвалидность личности должна быть установлена в существующем законом порядке на основании медицинского заключения.

В первую очередь, этими нормами защищены права инвалидов, но так же регулируется и их административная ответственность перед государством. По отношению к инвалидам первой и второй группы не может применяться административный арест. Инвалида не могут отстранить от управления транспортным средством, если он пользуется им в виду своей инвалидности.

Исключением в данной норме является лишь управление водителем-инвалидом транспортным средством в нетрезвом виде, отказ от медицинского освидетельствования при подозрении на опьянение, а так же побег с места ДТП, в нарушение установленных общепринятых правил.

Во всех остальных случая административную ответственность инвалиды несут наравне с обычными гражданами. Таким образом, к ним может применяться другое административное принуждение в форме штрафов, и дисциплинарных взысканий.

К группе инвалидов, для которых ограничена административная ответственность относятся так же и лица, имеющие психические заболевания, носящие хронический характер, временные расстройства психики, слабоумие либо другие болезненные состояния, связанные с психикой.

В Москве и Московской области административные меры применяются к инвалидам, которые занимаются попрошайничеством, либо бродяжничеством на улицах, а так же нарушают общепринятый общественный порядок.

В случае, если вы столкнулись с правонарушениями со стороны инвалидов, либо вы хотите подробнее узнать об их правах в Москве и Московской области и административной ответственности, вы можете обратиться за консультацией к юристу в онлайн режиме, где получите квалифицированную помощь специалиста.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области

Ответственность за нарушение прав инвалидов. Прокуратура г.Екатеринбурга

Разъясняет старший помощник прокурора г.Екатеринбурга С.Н. Шевченко.

Государство гарантирует социальную защиту инвалидов. К системе мер поддержки этой категории граждан отнесены экономические, правовые и социальные меры поддержки, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничения жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

К сожалению, встречаются факты, когда граждане и должностные лица нарушают права инвалидов.

В целях защиты лиц с ограниченными возможностями, лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая норма закреплена в статье 32 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

  • За нарушения в указанной сфере установлено три вида ответственности – гражданско-правовая, административная и уголовная.
  • Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении вреда, причиненного инвалиду гражданами, должностными лицами, государственными органами, органами местного самоуправления.
  • Возмещение вреда, в том числе и морального, в этом случае производится по общим требованиям, которые установлены статьями 1064 — 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Возмещение вреда инвалидам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, будет производиться в течение всего срока инвалидности, как закреплено в статье 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Такие случаи влекут, например, дорожно-транспортные происшествия.

Тогда владелец источника повышенной опасности несет ответственность за причинение вреда в связи с потерей кормильца независимо от вины потерпевшего.

  1. Административная ответственность за нарушения прав и свобод инвалидов установлена отдельными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  2. Такие нарушения можно разделить по следующим критериям:
  3. —        нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (статья 5.42 КоАП РФ);
  4. —        нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов (статья 5.43 КоАП РФ);
  5. —        уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (статья 9.13 КоАП РФ);
  6. —        отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами (статья 9.14 КоАП РФ);

—        организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов (статья 11.24 КоАП РФ).

За самые серьезные нарушения прав инвалидов Уголовным кодексом Российской Федерации установлена уголовная ответственность. К ним относятся:

—        нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 136 УК РФ).

Под дискриминацией понимается нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

—        нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 137
УК РФ), что выражается в незаконном собирании или распространении сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо же в распространении этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

—        отказ в предоставлении гражданину информации (статья 140
УК РФ). Следует подчеркнуть, что инвалиду информация должна предоставляться в доступной для него форме, с учетом его индивидуальных физических особенностей и состояния здоровья.

—        невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 145.1 УК РФ).

Вопросы правомерности привлечения гражданина, являющегося инвалидом I или II группы, к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, в случае парковки автомобиля на парковочном месте, предназначенном для остановки и стоянки транспортных средств инвалидов, при отсутствии на автомобиле знака «Инвалид»

Вопросы правомерности привлечения гражданина,

являющегося инвалидом I или II группы, к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, в случае парковки автомобиля на парковочном месте, предназначенном для остановки и стоянки транспортных средств инвалидов, при отсутствии на автомобиле знака «Инвалид»

В практике нередки случаи, когда граждане, являющихся инвалидами I или II групп, не оснащают свой автомобиль знаком «Инвалид» и осуществляют парковку автомобиля на парковочном месте, предназначенном для остановки и стоянки транспортных средств инвалидов, полагая, что при этом достаточно наличия удостоверения инвалида. Сотрудниками ГИБДД такие водители привлекаются к административной ответственности, а их транспортное средство помещается на специализированную стоянку.

Зачастую при указанных обстоятельствах гражданин не согласен с решением инспектора, полагая свои действия соответствующими ПДД РФ. Вместе с тем, информационный знак 6.4 «Парковка» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» Приложения 1 к ПДД РФ указывает, что действие знака распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».

Пунктом 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.

1993 № 1090[1], участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Дорожный знак6.4 «Парковка» Приложения 1 к ПДД РФ обозначает парковку (парковочное место).

В соответствии с п. 1.

2 ПДД РФ, под парковкой (парковочным местом) понимается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе, частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Сочетание дорожных знаков 6.4 «Место стоянки» и 8.17 «Инвалиды» Приложения № 1 к ПДД РФ указывает, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».

Дорожная разметка 1.24.3 приложения 2 к ПДД РФ дублирует действие соответствующего дорожного знака.

При этом, согласно Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (Приложение 3 к ПДД РФ), опознавательный знак «Инвалид» – в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета – устанавливается спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов.

Читайте также:  Наследование отдельных видов имущества в российской федерации

В случае остановки или стоянки транспортного средства в месте, отведенном для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, при отсутствии на автомобиле указанного опознавательного знака, действия водителя образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 12.

19 КоАП РФ (Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств инвалидов), поскольку в соответствии с п. 1.

3 ПДД РФ участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов   светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. При этом, санкция ч. 2 ст. 12.

19 КоАП РФ является единой для всех нарушителей (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей) и применяется в указанном размер и к гражданам, являющимся инвалидами I или II группы.

В указанном случае на основании части 2 статьи 4.1.

КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст.

12.19 КоАП РФ, только при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица. Также на основании ст. 2.

9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо. уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом, следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 2 статьи 12.

19 КоАП РФ, применяется задержание транспортного средств, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания, что повлечет для нарушителя дополнительные в виде оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 23.3. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, уполномочены рассматривать органы внутренних дел (полиция).

Имеющаяся судебная практика по жалобам граждан, поданным в порядке КоАП РФ, на постановления должностных лиц ГИБДД о признании виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.

19  КоАП РФ, свидетельствует о том, что наличие у гражданина инвалидности I и II группы не может являться обстоятельством, исключающим его административную  ответственность по ч. 2 ст. 12.

19 КоАП РФ, поскольку из вышеприведенных требований закона следует, что остановка и стоянка на местах, обозначенных   знаком  6.4 «Парковка» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды»  разрешается только на мотоколясках и автомобилях, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».

Освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения

Вторая глава Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее также – Кодекс, КоАП РФ), название которой звучит как «Административное правонарушение и административная ответственность», содержит одну очень важную для правоприменителя статью 2.9 «Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения».

          По содержанию статья крайне лаконична: «При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.».

          Таким образом, лицо не привлекается к административной ответственности и освобождается от административного наказания. Немаловажно отметить, что в случае совершения такого же правонарушения в дальнейшем лицо привлекается к ответственности как за впервые совершенное правонарушение.

          Вместе с тем, конструкция правовой нормы и ее неопределенность вызывают на практике множество вопросов.

          Первые вопросы, которые возникают после прочтения данного текста, – что такое «малозначительность совершенного административного правонарушения»? Каковы критерии малозначительности? Какое правонарушение является малозначительным, а какое – нет?

          Сразу отмечу, что однозначного ответа на такие вопросы нет. Малозначительность совершенного правонарушения – исключительно оценочная категория, и признание того либо иного правонарушения малозначительным зависит от совокупности всех обстоятельств его совершения.

          Вместе с тем, за годы действия Кодекса сформирована определенная правоприменительная практика, прежде всего судебная, которая позволяет приблизительно определить признаки, при которых совершенное правонарушение может быть признано малозначительным. Важные разъяснения в разное время даны Верховным Судом Российской Федерации (а ранее – также и Высшим Арбитражным судом Российской Федерации).

          Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.

2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что «малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

          При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

          К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ». К таковым составам относится и ст. 19.

29 КоАП РФ (Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утв.

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).

          Таким образом, в отдельных случаях правонарушения изначально не могут «претендовать» на признание их малозначительными.

С другой стороны, их список не определен, что позволяет практически в каждом случае (за исключением составов, прямо указанных Верховным Судом Российской Федерации) пытаться мотивированно ходатайствовать об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

          Чуть более подробно и определенно высказался в свое время Пленум Высшего арбитражного суда в постановлении от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Полагаю, что данная позиция и в настоящее время заслуживает внимания.

          Так, Пленум ВАС РФ указал (пп. 18, 18.1), что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.

1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

          При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом.

          Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

          Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

          Интересно отметить расхождение позиций Верховного и Высшего Арбитражного судов в части того, что определенные составы ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными. Вместе с тем, в настоящее время с учетом упразднения Высшего Арбитражного суда Российской Федерации оно имеет, пожалуй, исключительно теоретический интерес.

Читайте также:  Договор о безвозмездной передаче имущества

          Вторая глава Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее также – Кодекс, КоАП РФ), название которой звучит как «Административное правонарушение и административная ответственность», содержит одну очень важную для правоприменителя статью 2.9 «Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения».

  •           Из практики автора статьи можно сделать вывод, что наиболее важный момент, на котором необходимо акцентировать внимание, говоря о малозначительности совершенного правонарушения, – отсутствие последствий совершенного правонарушения.
  •           Вместе с тем, как уже отмечалось выше, имеет значение совокупность всех фактических обстоятельств совершенного правонарушения.
  •           Так, в большинстве случаев, встречавшихся в практике автора, дела прекращались по малозначительности вследствие незначительности нарушения срока исполнения той либо иной обязанности (по предоставлению информации, статистических отчетов и так далее).

          В качестве примера можно привести следующую ситуацию: общество с ограниченной ответственностью представило один из ежемесячных статистических отчетов в Хабаровскстат с нарушением установленного срока на 4 рабочих дня. Постановлением должностного лица Хабаровскстата юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ в виде штрафа.

          Не согласившись с постановлением, общество обратилось в суд с жалобой, ходатайствуя о прекращении дела в связи с малозначительностью.

          Железнодорожный районный суд г.

Хабаровска жалобу общества удовлетворил, освободив лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, и ограничился устным замечанием, указав, что данное нарушение совершено впервые, срок предоставления отчета нарушен незначительно, отчет был представлен в контролирующий орган. Общество также указало, что правонарушение не повлекло каких-либо последствий. Доказательств обратного контролирующим органом представлено не было.

          В дальнейшем, до истечения года после указанного случая, общество вновь нарушило срок предоставления этого же отчета. Нарушение срока составило 1 рабочий день.

          Постановлением должностного лица Хабаровскстата юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ в виде штрафа.

          Общество вновь обратилось с жалобой на постановление в суд.

          Контролирующий орган возражал против прекращения дела, указывая на неоднократное нарушение срока предоставления отчета, что, по его мнению, исключало возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ.

          В суде автор статьи, помимо указания на крайнюю незначительность нарушения срока предоставления отчетности и иные фактические обстоятельства дела, отметил, что содержание ст. 2.

9 КоАП РФ не ставит возможность ее применения в зависимость от того, совершено ли правонарушение впервые или нет.

Необходимо оценивать всю совокупность фактических обстоятельств каждый раз вне зависимости от того, первично или повторно совершено правонарушение.

          Железнодорожный суд г. Хабаровска фактически согласился с доводами защиты, что повторность правонарушения в данном случае не имеет значения, оставив без внимания возражения контролирующего органа. С учетом всех обстоятельств дела общество освобождено от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

          Вместе с тем, нельзя не отметить случаи, когда не удавалось применить положения КоАП РФ о малозначительности.

          Общество с ограниченной ответственностью несвоевременно внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41 КоАП РФ). Постановлением контролирующего органа юридическое лицо привлечено к штрафу в размере 50 тыс. рублей.

          Постановление по делу об административном правонарушении обжаловано в суд.

          Однако ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении в связи с малозначительностью, мотивированное (помимо иных доводов защиты) тем, что минимальный размер штрафа для юридического лица по данной статье составляет 50 тысяч рублей, а не внесенная в установленный срок плата за негативное воздействие на окружающую среду составляет (за год) сумму на порядок меньшую, оставлено без удовлетворения как должностным лицом, уполномоченным решить дело, так и судами при дальнейшем обжаловании вынесенного по делу постановления. Судом отмечено, что невыплаты в бюджет при имевшихся обстоятельствах дела не могут быть признаны малозначительными.

          Также практика свидетельствует о том, что должностные лица и органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, в последнее время крайне неохотно применяют ст. 2.

9 КоАП РФ, освобождая лицо от административной ответственности и ограничиваясь устным замечанием.

Суды при рассмотрении жалоб на постановления органов административной юрисдикции, как правило, более внимательны к доводам защиты.

          Отмечу также, что в каждом случае, когда удалось добиться прекращения дела об административном правонарушении в связи с малозначительностью правонарушения, доверители не оспаривали сам факт его совершения.

          И в завершение одно важное замечание.

Насколько бы убедительно не было мотивировано ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении, освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности и объявление ему устного замечания, – это право судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении, а не обязанность. Как бы убедительно и мотивированно не была выстроена позиция защиты, суд, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, не обязаны применять положения ст. 2.9 КоАП РФ.

          АЛЕКСАНДР ДАНИЛЕВСКИЙ, АДВОКАТ

            Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 11 (205) дата выхода от 20.11.2019.

Какие права есть у инвалидов в России и как их отстоять — Лайфхакер

Конституцией России гарантировано социальное обеспечение, а федеральным законом – социальная защита инвалидов. Люди, получившие по состоянию здоровья статус инвалида, имеют равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав. А также ряд привилегий.

Инвалиды имеют право на бесплатные лекарства, путёвки и различные медицинские приспособления.

Бесплатные лекарства выписывает врач. Их выдают в аптеках по рецептам. При этом рецепт должен быть оформлен на специальном бланке и заверен заведующим отделением.

А аптека должна иметь право участвовать в федеральной программе обеспечения граждан льготными медикаментами. Общероссийский перечень бесплатных лекарственных средств устанавливается Правительством.

В 2017 году в него входило 646 препаратов.

Один раз в год инвалид имеет право на бесплатное санаторно-курортное лечение. Выбрать санаторий нельзя, зато оплачивается проезд до него и обратно.

С 2005 года от бесплатных лекарств и путёвок можно отказаться и получать за них ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).

Это так называемая монетизация льгот. ЕДВ получают вместе с пенсией. Её ежегодно индексируют.

Есть право на бесплатное получение технических средств реабилитации (ТСР). Это протезы, трости, слуховые аппараты, коляски, предметы личной гигиены и многое другое, что необходимо людям с различными видами инвалидности в повседневной жизни.

Перечень ТСР и показаний к их применению утверждён Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ. Чтобы получить ТСР, необходимо вписать его в индивидуальную программу реабилитации инвалидов (ИПР).

Это помощь гражданам, которые не могут самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

К формам социального обслуживания относится:

  • Помощь по дому. Уборка, покупка продуктов и предметов первой необходимости.
  • Содействие в получении медицинской помощи и уход во время пребывания в специализированных пансионатах и интернатах.
  • Консультирование по различным вопросам – от юридических до психологических.

За получением социальных услуг нужно обращаться в местные органы соцзащиты.

Ещё в России действует программа «Доступная среда», в рамках которой адаптируют инфраструктуру и совершенствуют сферу услуг.

Например, инвалид вправе вызвать почтальона для отправки письма или заказать доставку посылки на дом. Это бесплатно. Нужно позвонить в своё отделение и напомнить, что «Почта России» участвует в реализации федеральной программы.

Инвалиды всех групп и дети-инвалиды имеют право на социальную пенсию.

Средняя пенсия инвалида I группы после индексации 2018 года составляет 13 500 рублей.

Также инвалиды I группы и дети-инвалиды имеют право на пособие по уходу. Для его оформления нужно найти трудоспособного, но не имеющего никакого дохода помощника и обратиться в соцзащиту. Размер пособия по уходу – 1 500 рублей, для неработающих родителей детей-инвалидов – 5 500 рублей.

Родители детей-инвалидов имеют право ещё на ряд привилегий: вычет по подоходному налогу, четыре дополнительных выходных в месяц, выход на пенсию за пять лет до достижения пенсионного возраста.

Читайте также:  Возврат и обмен бракованного компьютера

Для инвалидов I и II группы существуют налоговые послабления. Они освобождены от имущественного налога (статья 407 Налогового кодекса РФ) и имеют льготы по земельному и транспортному налогам. При этом право на вычеты сохраняется.

При обращении в суд инвалиды освобождаются от уплаты госпошлины, если цена иска меньше миллиона рублей. При обращении к нотариусу для инвалидов I и II группы действует 50-процентная скидка (статья 333.38 Налогового Кодекса РФ).

Люди с инвалидностью и проживающие с ними члены их семей имеют право на:

  1. Улучшение жилищных условий – статья 17 закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Если людей больше, чем квадратных метров, или по дому плачет капитальный ремонт, можно встать в очередь на жилплощадь. Люди, страдающие тяжёлыми формами хронических заболеваний, идут вне очереди. Жильё предоставляется по договору социального найма.
  2. Получение земельного участка для постройки дома или гаража либо огорода и ведения хозяйства вне очереди и без торгов.
  3. 50-процентную скидку на оплату жилищно-коммунальных услуг. Льгота предоставляется индивидуально. Например, если инвалид живёт с тремя родственниками, то из суммы в платёжке вычислят ¼ и разделят её пополам. Это будет его компенсация за ЖКУ.

Один раз в год инвалид имеет право на бесплатные железнодорожные или авиабилеты к месту лечения и обратно. Чтобы их получить, нужно оформить талон в своём отделении Фонда социального страхования. Проезд оплачивается инвалиду и сопровождающему. При условии, что первый не перешёл на ЕДВ.

На российских железных дорогах курсирует 534 вагона со специальными купе. Билеты в них стоят на 50% дешевле, чем в обычных. Скидка при покупке билета сразу отображается на сайте РЖД.

Аэропорты и железнодорожные вокзалы становятся всё более удобными для маломобильных граждан. Созданы специальные службы, которые помогают инвалидам с багажом и провожают до места в поезде или самолёте.

Что касается городского и пригородного сообщения, в регионах разрабатывают и вводят социальные проездные билеты. Как правило, это именной документ, который приобретается по фиксированной цене. Он даёт право бесплатного проезда на всех видах городского транспорта, кроме такси.

Если инвалид сам водит машину, он может рассчитывать на бесплатные места на парковке. Для этого нужно повесить на стекло соответствующий знак и возить с собой правоустанавливающие документы.

Инвалиды в России могут пройти все ступени образования – от дошкольного до высшего.

Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Дети с инвалидностью имеют право ходить в обычные детсады и школы – в 2016 году в закон «Об образовании» введены новеллы об инклюзии. Также существуют специализированные (коррекционные) учебные заведения и форма семейного образования.

Чтобы поступить в колледж или вуз, достаточно на экзаменах набрать проходной балл – инвалиды идут вне конкурса. Если надо, абитуриенту (студенту) с инвалидностью могут увеличить продолжительность экзамена или изменить форму приёма ответов.

Работающие инвалиды имеют ряд дополнительных гарантий.

  • Максимальная продолжительность рабочей недели для инвалидов I и II группы – 37 часов (статья 92 Трудового кодекса РФ).
  • Ежегодный оплачиваемый отпуск – 30 дней (статья 115 Трудового кодекса РФ)
  • Отпуск за свой счёт – до 60 дней в году (статья 128 Трудового кодекса РФ).
  • Привлечение к внеурочной, ночной работе и в праздники – только с письменного согласия.
  • Нельзя уволить при сокращении численности штата.

При этом во многих субъектах Российской Федерации предусмотрено квотирование рабочих мест. В компаниях численностью больше 100 человек должно быть от 2 до 4% инвалидов. Если работников от 35 до 100, квота – не более 3%. При этом работодатель должен обустроить рабочее место инвалида согласно требованиям его ИПР.

Инвалидам гарантировано право на доступ к информации. Поэтому в библиотеках должны быть книги на шрифте Брайля. А официальная речь должна сопровождаться сурдопереводом.

Инвалиды имеют право на беспрепятственный доступ в общественные места. Это значит, что в театрах, концертных залах и прочих заведениях должны быть пандусы, кнопки вызова персонала и прочая атрибутика. При посещении многих культурно-развлекательных мероприятий инвалидам часто предоставляются скидки.

У людей с инвалидностью в России немало преференций. Но страдает их реализация. Бесплатных лекарств не хватает. Закупают самые дешёвые и непригодные для езды коляски. Путёвок приходится ждать годами, а места для инвалидов на парковке занимают все кому не лень.

Как быть, когда постоянно сталкиваешься с нарушением прав инвалидов? Можно ли рассчитывать на бесплатное юридическое сопровождение? И стоит ли обратиться в международные организации, если средства правовой защиты внутри страны исчерпаны?

Лайфхакер спросил у практикующих юристов.

За нарушение прав инвалидов предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность. Столкнувшийся с нарушением своих прав инвалид может пожаловаться в прокуратуру либо в суд.

В первом случае достаточно письменного или устного заявления (например, если прийти на личный приём к прокурору). На основании заявления будет проведена прокурорская проверка. Если факты нарушения его прав подтвердятся, виновного привлекут к ответственности.

Кроме того, прокурор имеет право обратиться в суд. Если выявит нарушения во время проверки, проведённой по собственной инициативе. Или на основании жалобы инвалида. На практике почти всегда такие иски подлежат удовлетворению.

Обратиться в суд может и сам инвалид. Причём как параллельно с жалобой в прокуратуру, так и без неё. Либо в случае несогласия с результатами прокурорской проверки.

Если инвалид обращается в суд, ему придётся самостоятельно собрать и представить доказательства. При этом можно потребовать возмещения морального вреда. Говоря простыми словами, взыскать деньги с лиц, нарушивших его права. В то время как результатом обращения в прокуратуру (или в суд самого прокурора) будет лишь административное наказание и решение суда устранить сам факт нарушения.

Согласно закону «О бесплатной юридической помощи в РФ», инвалиды I и II группы имеют на неё право. Вас могут проконсультировать, помочь с составлением исков, претензий и других документов. А также представлять ваши интересы в суде.

Можно самостоятельно или через представителя обратиться за получением бесплатной юридической помощи. Но не ко всем адвокатам и юристам вообще. А только к тем, кто является участником государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

Узнать, какие юридические конторы входят в число участников можно:

  • в территориальном органе соцзащиты или на сайте регионального Департамента этого органа.
  • на сайте Палаты адвокатов региона проживания инвалида (можно позвонить в этот орган).
  • на сайте или по телефону регионального органа Минюста РФ.

Также во многих городах при юридических университетах существуют так называемые юридические клиники. В них студенты оказывают бесплатную помощь в правовых вопросах, в том числе инвалидам. Конечно же, под присмотром преподавателей или опытных адвокатов – кураторов этих проектов.

Россия является страной, которая ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, но без Факультативного протокола к ней. Это означает, что текст Конвенции выше любого внутригосударственного закона. При нарушении своих прав инвалид может ссылаться на этот документ. Но лишь внутри страны. Обратиться в Комитет по нарушению прав, который следит за соблюдением Конвенции, инвалид не может. Причина – нератифицированный Факультативный протокол.

Однако это не отменяет права обращения инвалида, как обычного российского гражданина, в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Главное условие – заявитель должен стать жертвой нарушения прав, установленных какой-либо Конвенцией. Следовательно, раз Конвенция о защите прав инвалидов Россией ратифицирована, значит, факт нарушения её положений может являться основанием для обращения в ЕСПЧ.

Также можно обращаться в другие международные правозащитные инстанции. Отстаиванием прав у людей с инвалидностью в рамках своей деятельности занимается Комитет по правам человека и Совет по правам человека ООН.

Но в настоящее время практика складывается таким образом, что единственным действительно рабочим механизмом по отстаиванию прав инвалидов на международном уровне является только обращение в ЕСПЧ.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *